См. Документы Федерального агентства воздушного транспорта

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 10 февраля 2020 г. N Исх-4963/03

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ДИРЕКТИВ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ

В связи с поступающими в Федеральное агентство воздушного транспорта запросами от организаций и граждан касательно необходимости выполнения на воздушных судах директив летной годности, в том числе директив, выпущенных (введенных в действие) зарубежными авиационными администрациями, считаем необходимым сообщить следующее.

В соответствии с требованиями пункта 9 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), все иностранные гражданские воздушные суда, поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами.

В соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденных приказом Минтранса России от 17.06.2019 N 184 (далее - ФАП-21), сертификация иностранной авиационной техники осуществляется с учетом сертификата типа, выданного государством разработчика авиационной техники. Указанный документ является неотъемлемой частью сертификационного базиса авиационной техники и отражается в Картах данных Сертификатов типа уполномоченного органа Российской Федерации. Пример - пункт 1.5. "Определение типовой конструкции" Раздела 1 Карты данных Сертификата типа ВС Boeing 737 N FATA-01023A содержит ссылку на Карту данных Сертификата типа N A16WE, выданного авиационной администрацией США (FAA).

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 36 ВК РФ, гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды.

Директивы летной годности по определению являются документами, устанавливающими последовательность действий по восстановлению достаточного уровня безопасности полетов на ВС с целью соответствия типовой конструкции, установленной сертификатом типа.

Таким образом, директивы летной годности, выпущенные (введенные в действие) государством разработчика авиационной техники, являются обязательными для исполнения в рамках установленных сроков на ВС, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских Воздушных судов Российской Федерации (далее - российский реестр). Данные директивы размещены в свободном доступе на официальных сайтах авиационных администраций государств разработчиков авиационной техники:

- faa.gov - для авиационной техники, разработанной в США;

- easa.europa.eu - для авиационной техники, разработанной в Европейском союзе;

- anac.gov.br - для авиационной техники, разработанной в Федеративной Республике Бразилия;

- tc.gc.ca - для авиационной техники, разработанной в Канаде.

Практика "одобрения" (переиздания) директив летной годности, изданных иностранными государствами, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

При этом обращаю особое внимание, что выполнение сервисных бюллетеней в ряде случаев не подтверждает исполнение директив летной годности, так как зачастую требования директив летной годности содержат дополнительные работы, не предусмотренные сервисными бюллетенями. Прошу усилить контроль при оформлении производственной документации.

Одновременно Росавиация в соответствии с требованиями ФАП-21 обладает правом выпускать собственные директивы летной годности применительно к любым типам ВС (включая двигатели и воздушные винты), зарегистрированным в российском реестре. Указанные директивы публикуются на официальном сайте Росавиации (favt.ru, раздел "Деятельность - Поддержание летной годности"), а также дополнительно рассылаются руководителям территориальных органов Федерального агентства воздушного транспорта для последующего ознакомления авиапредприятиями.

На основании вышеизложенного, в целях обеспечения безопасности полетов, предлагаю:

- эксплуатантам провести проверку внутренних процедур по отслеживанию выпуска директив летной годности на официальных сайтах авиационных администраций;

- аккредитованным центрам сертификации использовать данную информацию при проведении оценки соответствия воздушных судов требованиям Федеральных авиационных правил;

- руководителям территориальных органов Федерального агентства воздушного транспорта довести указанную информацию до подконтрольных эксплуатантов и аккредитованных центров сертификации.

А.А.НОВГОРОДОВ