См. Документы Федеральной службы по аккредитации

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 декабря 2019 г. N 30896/05-АБ

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В связи с поступающими обращениями граждан и организаций по вопросам, связанным с образованием и опытом работы работников заявителя, аккредитованного лица, Управление правового обеспечения и международного сотрудничества Федеральной службы по аккредитации в пределах установленной компетенции сообщает следующее.

Критериями аккредитации и перечнем документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (далее - Критерии аккредитации), установлены требования к образованию, опыту работы, навыкам и профессиональным знаниям работников заявителя и аккредитованного лица, при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

Пунктом 19 Критериев аккредитации установлено требование о наличии у работников (работника) лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц:

высшего образования, либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации;

опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет;

допуска к работам по проведению исследований (испытаний) и измерений, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости).

В соответствии с пунктом 20 Критериев аккредитации также требуется наличие у работников, участвующих в выполнении работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

Подпунктом "б" пункта 23.3 Критериев аккредитации также предусмотрено, что руководство по качеству испытательной лаборатории (центра) должно содержать требования системы менеджмента качества по наличию требований к внутренней организации деятельности лаборатории, предусматривающих наличие документов, подписанных работниками и определяющих функциональные обязанности работников лаборатории, включая распределение прав, обязанностей, ответственности между работниками лаборатории.

На основании изложенного, в целях соответствия Критериям аккредитации работники испытательной лаборатории (центра) должны иметь образование, опыт работы, навыки и профессиональные знания, необходимые для проведения исследований (испытаний), измерений в соответствии с документами, включенными в столбец 2 области аккредитации лаборатории, применительно к объектам, включенным в столбец 3, в части определения характеристик (показателей), включенных в столбец 6, в диапазоне определения, указанном в столбце 7, с учетом конкретных функциональных обязанностей данного работника, определенных согласно подпункту "б" пункта 23.3 Критериев аккредитации.

Соответствие образования работника определяется, в том числе, сравнительным анализом прикладных дисциплин, указанных в приложении к документу об образовании (с учетом количества часов их освоения), и конкретных работ (документов, методик и т.д.), включенных в область аккредитации, проведение которых входит в функциональные обязанности указанного работника.

Пунктом 44 Критериев аккредитации установлено требование о наличии у работников (работника), непосредственно участвующих в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению единства измерений в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц:

высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования, либо ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему области аккредитации;

опыта работы по обеспечению единства измерений в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет;

допуска к проведению работ (оказанию услуг) по обеспечению единства измерений, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости).

Согласно абзацу пятому пункта 44 Критериев аккредитации допускается наличие у работников, непосредственно участвующих в выполнении работ по поверке средств измерений и калибровке средств измерений, среднего профессионального и (или) дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации, и опыта работы не менее одного года.

Письмом Росаккредитации от 20.05.2015 N 15284/04-СМ, подготовленным совместно с Росстандартом (размещено на сайте Росаккредитации и в справочно-правовых системах), даны разъяснения по вопросу подходов к оценке соответствия образования работников заявителя, аккредитованного лица, выполняющего работы и (или) оказывающего услуги по обеспечению единства измерений, требованиям Критериев аккредитации.

Согласно указанному письму при оценке соответствия критериям аккредитации работников заявителя, аккредитованного лица, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области обеспечения единства измерений, применяется следующий подход:

признаются документы об образовании и (или) о квалификации работников заявителя, аккредитованного лица, непосредственно участвующих в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению единства измерений, по специальностям (направлениям подготовки) "Метрология", "Метрология, стандартизация, сертификация", "Метрология и метрологическое обеспечение", "Приборостроение, метрология, информационно-измерительные приборы и системы" и иным специальностям (направлениям подготовки), содержащим в наименовании указание на метрологию и (или) стандартизацию, независимо от конкретной области аккредитации в сфере обеспечения единства измерений;

признаются документы об образовании и (или) о квалификации применительно к конкретным областям аккредитации в сфере обеспечения единства измерений, согласно перечню Росстандарта (прилагается);

иные документы об образовании и (или) о квалификации, в частности, по специальностям (направлениям подготовки) технического, медицинского и естественно-научного профиля, признаются применительно к выполнению работ (оказанию услуг) в конкретной области аккредитации в сфере обеспечения единства измерений, по результатам изучения этих документов в процессе аккредитации в ходе оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации.

При применении указанного письма необходимо учитывать, что помимо требований к образованию и опыту работы, установленных пунктом 44 Критериев аккредитации, Критериями аккредитации также установлены требования:

о наличии у работников, непосредственно участвующих в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению единства измерений, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ (оказания услуг) по обеспечению единства измерений в соответствии с областью аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц (пункт 45);

о наличии в руководстве по качеству, содержащем требования системы менеджмента качества, требований к внутренней организации деятельности структурного подразделения юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области аккредитации, предусматривающие наличие документов, подписанных работниками и определяющих функциональные обязанности персонала, выполняющего работы (оказывающего услуги) по обеспечению единства измерений в области аккредитации лаборатории, включая распределение прав, обязанностей, ответственности между сотрудниками лаборатории (подпункт "б" пункта 49.3).

Образец области аккредитации юридического лица, индивидуального предпринимателя, выполняющего работы по поверке средств измерений (образец 7 приложения N 1 к приказу Минэкономразвития России от 23.05.2014 N 288) включает, в том числе, следующие сведения:

измерения, тип (группа) средств измерений;

метрологические требования (диапазон измерений, погрешность и (или) неопределенность (класс, разряд).

С учетом изложенного, в целях соответствия Критериям аккредитации работники заявителя, аккредитованного лица, выполняющих работы (оказывающих услуги) по поверке средств измерений, должны иметь образование, опыт работы, навыки и профессиональные знания, необходимые для выполнения работ по поверке, включенных в столбец 2 области аккредитации, на соответствие метрологическим требованиям в диапазоне измерений, указанном в столбце 3, с погрешностью и (или) неопределенностью (классом, разрядом), указанными в столбце 4 области аккредитации, с учетом конкретных функциональных обязанностей работника, определенных согласно подпункту "б" пункта 49.3 Критериев аккредитации.

В случае неполного соответствия профиля высшего или среднего профессионального образования работника любого типа аккредитованного лица заявленной (утвержденной) области аккредитации возможно получение дополнительного профессионального образования, соответствующего области аккредитации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

В соответствии с пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499 (далее - Порядок), срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

При выборе формы дополнительного профессионального образования следует учитывать нормы части 4 и части 5 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ, согласно которым:

программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Согласно статье 91 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование должно быть получено в образовательной организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Отмечаем, что при оценке достаточности дополнительного профессионального образования работника (в части выбранной формы и количества часов обучения) учитывается, в том числе, направление (специализация) базового образования работника, на основании которого было получено дополнительное профессиональное образование.

В связи с этим по вопросу требований к образованию работников органов инспекции, проводящих санитарно-эпидемиологические экспертизы, гигиеническую оценку и обследования обращаем внимание, что пунктом 28 Критериев аккредитации установлены общие базовые требования о наличии у указанных работников:

высшего образования, либо среднего профессионального образования, либо дополнительного профессионального образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему области аккредитации;

опыта работы в сфере, связанной с проведением инспекций в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет;

допуска к проведению работ по оценке соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости).

Вместе с тем, согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) законодательство Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Следует учитывать, что законодательство об аккредитации в национальной системе аккредитации устанавливает общие требования к порядку аккредитации, при этом требования к порядку и условиям непосредственного проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований устанавливаются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и иными отраслевыми нормативными документами.

На основании изложенного, ответственность за соответствие требованиям как законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, так и законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия несет заявитель, аккредитованное лицо.

По вопросу опыта работы работников органа по сертификации сообщаем следующее.

Пунктом 9 Критериев аккредитации установлено, в том числе, требование о наличии у работников органа по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.202 N 184-ФЗ "О техническом регулировании":

подтверждение соответствия -- документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

схема подтверждения соответствия - перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

Следует учитывать, что в случае если к конкретному виду продукции установлено требование о подтверждении соответствия в форме обязательной сертификации, договорно-правовой базой Евразийского экономического союза и нормативными актами Российской Федерации одновременно предусматриваются конкретные схемы сертификации.

Соответственно, пунктом 14.11 Критериев аккредитации установлено требование о наличии в руководстве по качеству органа по сертификации правил выполнения работ по сертификации, включающих, в том числе:

правила проведения оценки объектов подтверждения соответствия;

правила проведения анализа результатов работ по сертификации;

правила принятия решений в рамках проведения работ по сертификации.

Также отмечаем, что в целях выполнения установленной Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) обязанности соблюдения Критериев аккредитации к заявителям, аккредитованным лицам, являющимся или претендующим на аккредитацию в качестве органа по сертификации, на основании части 5, части 6 статьи 13 указанного Федерального закона предъявляются требования соответствия положениям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг" (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012) (идентичен международному стандарту ISO/IEC 17065:2012 "Conformity assessment - Requirements for bodies certifying products, processes and services"), включенного в перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326, а оценка соответствия указанных лиц Критериям аккредитации осуществляется с учетом положений ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012.

Требования к процессу сертификации и внутренним процессам (рассмотрение заявки, оценивание, анализ и принятие решения) установлены пунктом 7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012. Согласно положениям указанного стандарта:

орган по сертификации должен иметь на службе значительное число работников, технически компетентных для осуществления работ, связанных со схемами сертификации, с действующими стандартами и другими нормативными документами;

орган по сертификации должен разработать план проведения оценивания, чтобы обеспечить принятие соответствующих мер, и назначить персонал для выполнения каждого оценивания согласно плану использования внутренних ресурсов;

орган по сертификации должен назначить по крайней мере одно лицо для анализа всей информации и результатов оценивания, который проводится персоналом, не участвовавшим в этом процессе;

рекомендации для принятия решения по сертификации на основе результатов анализа должны быть задокументированы, за исключением случаев, когда анализ и вынесение решения проводит одно и то же лицо;

орган по сертификации должен назначить по крайней мере одно лицо для принятия решения по сертификации на основании всей информации, касающейся оценивания, анализа, или любой другой. Решение по сертификации должно приниматься одним лицом или группой лиц, которые не участвовали в процессе оценивания.

Соответственно, проведение оценивания и анализ результатов оценивания с принятием решения по сертификации проводится разными лицами (работниками органа по сертификации); анализ результатов оценивания и принятие решения по сертификации может проводиться разными лицами или одним и тем же лицом.

Таким образом, в целях соответствия требованиям Критериев аккредитации опыт работы работника органа по сертификации должен обеспечить комплексное владение указанным работником всеми элементами, этапами и процессами установленной схемы сертификации (независимо от того, в каком процессе в рамках сертификации принимает участие работник), включая понимание работником органа по сертификации правил и методов исследований (испытаний) и измерений, применяемых при проведении испытаний конкретного вида продукции, оценку их практического применения и соблюдения в конкретном случае, полноценного анализа результатов испытаний, представленных в протоколах испытательной лаборатории, в отношении конкретного объекта в целях принятия обоснованного решения о положительном или отрицательном результате процесса сертификации.

Обращаем внимание, что в соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ) национальный орган по аккредитации принимает руководства по аккредитации, обязательные для соблюдения заявителями, аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации.

С учетом изложенного информируем, что подходы к оценке соответствия работников органа по сертификации, в том числе к оценке опыта работы работника органа по сертификации, приобретаемого им при выполнении работ по сертификации и регистрации деклараций о соответствии, установлены в документе "Руководство по аккредитации. Соблюдение заявителями и аккредитованными лицами требований критериев аккредитации в отношении работников органов по сертификации продукции, процессов и услуг", утвержденном руководителем Росаккредитации А.И. Херсонцевым 30.08.2019.

По вопросу документов, подтверждающих опыт работника органа по сертификации, отмечаем, что на основании подпункта "в" пункта 15 Критериев аккредитации документами, подтверждающими соблюдение установленных к работникам требований, могут являться:

трудовые книжки (либо их копии);

трудовые договоры (либо их копии);

иные документы, подтверждающие наличие у работников органа по сертификации опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

На основании изложенного, наряду с трудовой книжкой, трудовым договором, работником органа по сертификации должны быть представлены иные документы, достоверно подтверждающие наличие у указанного работника опыта работы по подтверждению соответствия (сертификации) в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

В отношении ранее выданных работником сертификатах соответствия отмечаем, что Критерии аккредитации не устанавливают требование о представлении именно копий указанных сертификатов в целях подтверждения опыта работы, в связи с чем сведения о выданных работником сертификатах соответствия могут быть получены и представлены из иных достоверных источников.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845, Росаккредитация осуществляет организацию формирования и ведения, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, формирование и ведение:

единого реестра сертификатов соответствия, предоставление сведений из указанного реестра (подпункт 5.1.2.4);

реестра выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, предоставление сведений из указанного реестра (подпункт 5.1.2.6);

формирование и ведение национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, а также оперативное размещение ее на официальном сайте Службы в сети Интернет с обеспечением доступа к указанному сайту (подпункт 5.1.4).

В соответствии с пунктом 2 Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 329, аккредитованные в национальной системе аккредитации органы по сертификации дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 указанного Положения, представляют в Росаккредитацию в том числе следующие сведения:

о выданных сертификатах соответствия, о приостановлении, возобновлении, продлении и прекращении их действия согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2006 N 201 "О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений" (подпункт "в");

о выданных сертификатах соответствия продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (подпункт "д");

о выданных сертификатах соответствия, оформленных по единой форме, о приостановлении, возобновлении, продлении и прекращении их действия в соответствии с договорно-правовой базой Таможенного союза и решениями органов Таможенного союза (подпункт "ж").

Отмечаем, что поля реестра сертификатов соответствия, размещенного на сайте Росаккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (fsa.gov.ru), содержат в том числе сведения "лицо, подписавшее сертификат", "эксперты по сертификации".

В случае если сертификаты соответствия выдавались работником в добровольной системе сертификации, а также в иных случаях участия в работах по сертификации, не подпадающих под приведенные выше положения, опыт работы может быть подтвержден любыми документами, позволяющими достоверно установить наличие указанного трехлетнего опыта работы.

При этом следует учитывать, что обязанность обеспечить представление соответствующих документов возлагается законодательством Российской Федерации об аккредитации на заявителя, аккредитованное лицо, тогда как в полномочия экспертной группы входит проведение оценки представленных документов.

В случае установления несоответствия (невозможности установления соответствия на основании представленных документов) образования и/или опыта работы работника органа по сертификации требованиям Критериев аккредитации отмечаем, что в соответствии с абзацем пятым пункта 9 Критериев аккредитации допускается привлечение к работам по сертификации, не связанным с принятием решений о выдаче, приостановлении, возобновлении, прекращении сертификатов соответствия, лиц, не отвечающих требованиям указанного пункта Критериев аккредитации, при условии выполнения ими работ по сертификации под контролем лиц, отвечающих требованиям настоящего пункта Критериев аккредитации.

В отношении оценки соответствия опыта работы работников испытательных лабораторий (центров) отмечаем, что пунктом 19 установлены требования к работникам (работнику) лаборатории, непосредственно выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц. Таким образом, работники лаборатории должны иметь опыт проведения исследований (испытаний), измерений, позволяющий проводить исследования (испытания) и измерения в соответствии с документами, включенными в столбец 2 области аккредитации, при этом указанный опыт должен быть получен в отношении объектов, включенных в столбец 3 области аккредитации.

Дополнительные документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений, в том числе разработанные лабораторией, включаются в область аккредитации испытательной лаборатории (центра) в соответствии с частью 14 статьи 23 Федерального закона N 412-ФЗ путем расширения национальным органом по аккредитации области аккредитации аккредитованного лица, которое осуществляется на основании заявления аккредитованного лица о расширении области аккредитации в порядке, установленном статьями 16 - 18 указанного Федерального закона.

Вместе с тем информируем, что полная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица требованиям критериев аккредитации, в том числе в части работников, может быть осуществлена только в порядке, установленном Федеральным законом N 412-ФЗ, в рамках предоставления государственных услуг по аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованного лица и т.д., при предоставлении экспертной группе всех документов, связанных с целями, задачами и предметом оценки, а также при проверке навыков и профессиональных знаний работника в ходе выездной экспертизы.

Предварительное рассмотрение и оценка документов заявителей, аккредитованных лиц законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации не предусмотрены.

Пунктом 4.4.11 межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия" (далее - ГОСТ ISO/IEC 17011-2018), идентичного международному стандарту ISO/IEC 17011:2017 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия" ("Conformity assessment - Requirements for accreditation bodies accrediting conformity assessment bodies", IDT), установлен запрет для органов по аккредитации на предоставление услуг, влияющих на его беспристрастность, в том числе консультирование.

Согласно пункту 4.4.13 ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 деятельность органа по аккредитации не должна представляться как связанная с консультированием или другими услугами, которые представляют неприемлемый риск для беспристрастности. Необходимо исключить возможность предположения, что аккредитация была бы проще, легче, быстрее или дешевле, если бы в ней принял(и) участие определенное(ые) лицо(а) или было бы проведено консультирование.

Начальник Управления
правового обеспечения
и международного сотрудничества
А.А.БУРЛАК