См. Документы Федеральной службы по аккредитации

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 декабря 2020 г. N 25713/05-МП

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление правового обеспечения и международного сотрудничества Федеральной службы по аккредитации в пределах установленной компетенции рассмотрело обращение и сообщает следующее.

Полномочия Федеральной службы по аккредитации исчерпывающим перечнем определены Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845 (далее - Положение о Службе).

Согласно пункту 6.3 Положения о Службе Росаккредитация в целях реализации своих полномочий имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, является Минэкономразвития России.

Вместе с этим полагаем возможным отметить следующее.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации. Под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована. Описание области аккредитации осуществляется в соответствии с утверждаемыми национальным органом по аккредитации методическими рекомендациями (пункт 9 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ).

Методические рекомендации по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра) утверждены приказом Росаккредитации от 25.01.2019 N 11 (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 8.1 Методических рекомендаций графа N 4 "Код ОКПД 2" заполняется по решению заявителя/аккредитованного лица (обязательным является указание не менее чем 4 знаков кода ОКПД 2), в иных случаях в данной графе ставится прочерк "-".

Коды ОКПД 2 указываются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятым приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (пункт 8.2 Методических рекомендаций).

Объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы).

Разработка и представление для принятия изменений в ОКПД 2 обеспечивается Минэкономразвития России в порядке, установленном Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 "Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов".

С учетом изложенного сообщаем, что заявитель/аккредитованное лицо должен указывать в графе N 4 "Код ОКПД 2" коды ОКПД2 в случае наличия в области аккредитации продукции, попадающей под сферу действия приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

Одновременно сообщаем, что образец области аккредитации испытательной лаборатории (центра) утвержден приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 N 288 "Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о прекращении действия аккредитации" (далее - приказ Минэкономразвития России N 288).

Заявитель самостоятельно определяет и формирует заявляемую область аккредитации по одному из образцов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 N 288, с обязательным учетом действующих нормативных документов, регулирующих сферу предполагаемой деятельности заявителя, а также несет ответственность за полноту заявленной области аккредитации и ее соответствие требованиям отраслевого законодательства Российской Федерации и договорно-правовой базы Евразийского экономического союза, международных и национальных стандартов, установленным для конкретного вида деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.

Критерии аккредитации, устанавливающие совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо, при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации, в связи с проведением аккредитации в национальной системе аккредитации, утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (далее - Критерии аккредитации) (с 01.01.2021 вступает в силу приказ Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации", в связи с чем приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 с 01.01.2021 утрачивает силу).

Пунктом 18 Критериев аккредитации предусмотрено наличие нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение лабораторией требований данных документов.

Пунктом 23.7 Критериев аккредитации предусмотрено наличие в разработанном лабораторией руководстве по качеству системы управления документацией (правил документооборота), которая должна включать в себя, в том числе, правила учета и документирования результатов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила формирования и внесения изменений в протоколы исследований (испытаний) и измерений, требования к содержанию таких протоколов (подпункт "б" пункта 23.7).

Согласно частям 5, 6 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ критерии аккредитации устанавливаются на основании международных стандартов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Критерии аккредитации могут включать в себя ссылки на национальные стандарты Российской Федерации и документы международных организаций в области аккредитации, обязательные для выполнения заявителями, аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации.

Перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, утвержденный приказом Минэкономразвития России N 326, включает в себя, в том числе, межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" (далее - ГОСТ ISO/IEC 17025-2019), устанавливающий общие требования, в том числе, к компетентности, беспристрастности и стабильному функционированию лабораторий.

Пунктом 7.8.1.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 установлено, что результаты должны быть представлены точно, четко, недвусмысленно и объективно, как правило, в форме отчета (например, отчет об испытаниях, свидетельство (сертификат) о калибровке или акт отбора образцов) и должны включать в себя всю информацию, согласованную с заказчиком и необходимую для интерпретации результатов, а также всю информацию, требуемую в соответствии с применяемым методом. Все оформленные отчеты должны быть сохранены в качестве технических записей.

В соответствии с пунктом 7.8.3.1 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 в дополнение к требованиям, перечисленным в пункте 7.8.2 указанного стандарта, отчеты об испытаниях должны, если это необходимо для интерпретации результатов испытаний, включать в себя, в том числе, при необходимости заявление о соответствии требованиям или спецификациям (см. 7.8.6); где это применимо, неопределенность измерений, представленную в тех же единицах, что и измеряемая величина, или в относительном по отношению к измеряемой величине виде (например, в процентах), когда: это имеет отношение к достоверности или применению результатов испытаний; этого требует заказчик; неопределенность измерения влияет на соответствие установленному пределу; мнения и интерпретации, где это применимо (см. 7.8.7); дополнительную информацию, которая может потребоваться по конкретным методам, органам власти, заказчикам или группам заказчиков.

В связи с вышеизложенным, исходя из положений ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 заявление о соответствии требованиям или спецификациям, мнения и интерпретации должны быть включены в отчет об испытаниях, если это необходимо для интерпретации результатов испытаний.

Дополнительно сообщаем, что, если в протокол исследований (испытаний) и измерений включены мнения и толкования, лаборатория должна задокументировать основания, на которых они построены. Мнения и толкования должны быть четко выделены в протоколе исследований (испытаний) и измерений.

Мнения и толкования не следует смешивать с инспектированием и сертификацией продукции, предусмотренными в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 "Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции" и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг".

Обращаем внимание, что вопросы, поставленные в обращении, относятся к компетенции нескольких федеральных органов исполнительной власти.

Так, вопрос N 3, поставленный в обращении, относится к сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, является Федеральная антимонопольная служба, в связи с чем копия обращения Ассоциации "Национальное объединение строителей" была направлена в указанный федеральный орган исполнительной власти с просьбой представить в Росаккредитацию позицию по существу указанного вопроса.

Поставленный в обращении вопрос N 5 относится к сфере строительства, градостроительства (за исключением территориального планирования) и жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства (за исключением территориального планирования) и жилищно-коммунального хозяйства является Минстрой России, в связи с чем копия обращения Ассоциации "Национальное объединение строителей" в части вопроса N 5 была направлена в указанный федеральный орган исполнительной власти с просьбой представить в Росаккредитацию позицию в пределах установленной компетенции.

При поступлении позиций Минстроя России и ФАС России в адрес Ассоциации "Национальное объединение строителей" Росаккредитацией будет направлена соответствующая информация.

И.о. начальника Управления
правового обеспечения
и международного сотрудничества
М.С.ПИГАЛИЦЫН