ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСКАДАСТР"

ПИСЬМО
от 22 марта 2024 г. N 25-0140/24

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАССЫЛКА УКР

Управление кадастровых работ ППК "Роскадастр" (далее - Компания), в целях методического обеспечения производственной деятельности, доводит до сведения ответы центрального аппарата на вопросы филиалов Компании, возникающие при осуществлении кадастровой деятельности.

Заместитель начальника
Управления кадастровых работ
Н.А.ФИЛИМОНОВА

Приложение

ВОПРОСЫ
ФИЛИАЛОВ ППК "РОСКАДАСТР", ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

N п/п
Филиал ППК "Роскадастр" по
Вопросы филиалов ППК "Роскадастр"
Позиция структурного подразделения центрального аппарата ППК "Роскадастр"
1.
Алтайскому краю.
Письмо от 19.12.2023 N 01-16184-ДК/23
Практика применения законодательства при формировании карта (плана) территории при выполнении ККР.
При выполнении комплексных кадастровых работ необходимо учитывать требования законодательства, регулирующего данную сферу деятельности. Одним из важных аспектов является формирование карты (плана) территории.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" карта (план) территории представляет собой графическое изображение земельных участков, расположенных на территории, подлежащей кадастровому учету. Она составляется на основе сведений ЕГРН и других документов, содержащих информацию об объектах недвижимости.
При формировании карты-плана территории необходимо учитывать следующие основные требования законодательства:
1. Соблюдение точности и полноты информации о земельных участках, расположенных на территории.
2. Учет изменений в использовании земельных участков, в том числе изменений в категории земель и видов разрешенного использования.
3. Учет наличия ограничений в использовании земельных участков, таких как зоны охраны объектов культурного наследия, зоны охраны природы и т.д.
4. Соблюдение требований к оформлению карты (плана) территории, установленных законодательством Российской Федерации, в частности приказом Росреестра от 04.08.2021 N П/0337 "Об установлении формы карты-плана территории, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к их подготовке".
5. Учет интересов правообладателей земельных участков и соблюдение их прав при выполнении кадастровых работ.
Вместе с этим в обязательном порядке до представления в орган регистрации прав карты-плана территории необходимо осуществлять предварительную проверку карты-плана территории с использованием сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера" в целях исправления выявленных по итогам предварительной проверки ошибок в карте-плане территории. Проверка карты-плана территории с использованием сервиса ЛК КИ обеспечивает проведение следующих видов проверок: форматно-логическая, топологической корректности, пространственного анализа. Более подробная информация изложена в письме Росреестра от 18.08.2023 N 18-7585-ТГ/23.
2.
Белгородской области.
Письмо от 14.12.2023 N 2.15-6/15938
Законодательно не урегулирован порядок информирования правообладателей земельных участков, объектов недвижимости при определении ППК "Роскадастр" координат характерных точек границ геодезическим методом с выездом на местность в рамках проведения работ по исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ объектов недвижимости.
В связи с чем, остается открытым вопрос по обеспечению доступа работников Филиала на земельный участок.
позиция Управления обеспечения предоставления государственных услуг, исправления реестровых ошибок, ведения и оцифровки реестровых дел и ГФДЗ:
С 01.02.2024 вступил в силу федеральный закон от 04.08.2023 N 438-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым в часть 7.3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесены изменения, согласно которым правообладатели земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых ППК "Роскадастр" осуществляется определение координат характерных точек границ, не вправе препятствовать выполнению таких работ и обязаны обеспечить доступ к указанным объектам недвижимости.
Кроме того, в соответствии с рекомендациями Росреестра по решению проблемных вопросов, возникающих у органа регистрации прав при исправлении реестровых ошибок, направленными в ППК "Роскадастр" письмом от 28.03.2023 N 18-00907/23 (вх. от 29.03.2023 N 029007/ЦА-23), в целях информирования граждан и иных заинтересованных лиц целесообразно организовать доведение информации (в том числе посредством средств массовой информации, социальных сетей) о проведении органом регистрации прав работ по исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ объектов и об осуществлении в связи с этим ППК "Роскадастр" определения координат характерных точек границ, в том числе геодезическим методом с выездом на местность.
3.
Забайкальскому краю.
Письмо от 20.12.2023 N 2023/01-15/1192
Возможна постановка на кадастровый учет и регистрация права на здание, расположенное на земельном участке, в отношении которого возникло запрещение регистрации права?
Постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на здание, расположенное на земельном участке, в отношении которого возникло запрещение (ограничение) регистрации права, невозможны в силу законодательства Российской Федерации. Согласно положениям статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной.
Запрещение (ограничение) регистрации права на земельный участок означает, что никакие операции с этим участком, включая строительство и регистрацию прав на здания, расположенные на нем, не могут быть осуществлены до снятия запрещения. Для снятия запрещения необходимо устранить причину его возникновения, например, погасить задолженность по налогам или выполнить другие обязательства перед государством или третьими лицами. После снятия запрещения можно будет осуществить постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности на здание.
4.
Запорожской области.
Письмо от 20.12.2023 N 413
Сдача в эксплуатацию индивидуальных жилых домов (построенных до 24.02.2022) при наличии или отсутствии разрешительной документации и (при необходимости) проектной документации?
Поставленный вопрос не относится к компетенции УКР.
Стоит отметить, что с 22 декабря 2023 года вступили в силу (за исключением положений, которые применяются с 1 января 2024 года) особенности выдачи разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области; а также особенности проведения строительного контроля и регионального государственного строительного надзора в данных регионах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2023 г. N 2171 "Об утверждении некоторых особенностей регулирования градостроительной деятельности при строительстве на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
5.
Запорожской области.
Письмо от 20.12.2023 N 413
Ограждение и навесы в каких случаях считаются капитальными строениями и ставятся на кадастровый учет?
Согласно информации, изложенной в письме Росреестра от 16.06.2023 N 14-5293-ТГ/23 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии сообщает, что с 01.09.2023 вступило в силу (и действует до 01.09.2028) постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2023 N 703 "Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования" (далее - постановление), в связи с чем полагаем необходимым обратить внимание в том числе на следующие положения законодательства Российской Федерации.
Указанные в постановлении строения и сооружения вспомогательного использования в зависимости от того, отвечают ли они критериям, определенным в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК), являются или не являются объектами недвижимости и, соответственно, объектами государственного кадастрового учета и регистрируемых вещных прав, ограничений прав.
При этом на основании пункта 1 статьи 130 ГК к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК; государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов, а в случаях, установленных федеральным законом, и иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Некапитальные строения, сооружения - это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (пункт 10.2 статьи 1 ГрК).
Учитывая изложенное, строения и сооружения вспомогательного использования могут не являться объектами капитального строительства и объектами недвижимости (навесы, ограждения и иные некапитальные (включая временные) строения и сооружения, расположенные в том числе на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд), что подразумевает невозможность осуществления их государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них.
6.
Курской области.
Письмо от 19.12.2023 N 12-08874/2023
В нежилом помещении проведена перепланировка (некапитальными стенами разделили пространство на помещения). При этом в нежилом здании изменилась площадь (за счет появления внутренних стен). Нужно ли обращаться в уполномоченный орган (администрацию) с целью получения разрешения на перепланировку, либо допустима подготовка Технического плана с целью внесения изменений в характеристики объекта недвижимости на основании иных документов, предусмотренных нормативными актами, регулирующими выполнение данного вида работ?
На уровне федерального законодательства порядок перепланировки нежилых помещений не урегулирован (письма Минэкономразвития России от 03.03.2017 N Д23и-1179, от 22.04.2019 N ОГ-Д23-3767). В письме Минэкономразвития России от 14.04.2015 N Д23и-1578 дополнительно разъяснено, что в настоящее время понятия "перепланировка" и "переустройство" и связанные с ними процедуры (работы) отнесены к сфере регулирования жилищного законодательства и не применяются по отношению к нежилым помещениям, в отношении которых могут проводиться реконструкция и капитальный ремонт. При этом определения понятий "реконструкция" и "капитальный ремонт" имеют более широкий смысл, нежели понятия "перепланировка" и "переустройство" и включают в себя специальные процедуры (работы) (ст. 1 ГрК).
Государственный кадастровый учет изменений и (или) постановка на учет помещений в нежилых зданиях (сооружениях) в связи с их "перепланировкой" осуществляется в соответствии с техническим планом, подготовленным на основании документов о реконструкции здания (сооружения) или его части. Случаи, когда получение разрешения на строительство (этот же документ выдается и для реконструкции) не требуется, указаны в части 17 статьи 51 ГрК.
Позиция Минэкономразвития России относительно государственного кадастрового учета изменений, произведенных в отношении помещений, изложенная в письме от 22.04.2019 N ОГ-Д23-3767:
"В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с частью 10 статьи 24 Закона N 218-ФЗ сведения о помещении, за исключением сведений о площади помещения и о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.
Сведения о здании, сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости (часть 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Если законодательством Российской Федерации в отношении объекта недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 статьи 24 Закона N 218-ФЗ документов, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (часть 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, далее - Декларация).
Также необходимо определить, является ли перепланировка объекта недвижимости реконструкцией в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса либо произведенные изменения не относятся к понятию реконструкции объекта недвижимости и в соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса получение разрешения на строительство, а соответственно, и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Исходя из анализа судебной практики можно сделать следующий вывод.
Если в случае перепланировки помещения не предусмотрены решения, затрагивающие несущие конструкции здания, конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не превышаются предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса), не требуется выдача разрешения на строительство, согласование с органами местного самоуправления и выдача актов ввода в эксплуатацию, увеличение площади помещения происходит в результате капитального ремонта помещения либо изменения ненесущих конструкций, произведенные собственником изменения помещения не угрожают безопасности здания, не несут вреда жизни и здоровью людей, не затрагивают интересы других лиц, что подтверждается документом, подготовленным уполномоченной организацией, имеющей соответствующую лицензию (Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, далее - Подтверждающий документ), то такие работы, по смыслу статьи 1 Градостроительного кодекса, не являются реконструкцией объекта недвижимости.
В указанном выше случае нормы статей 1, 51, 55 Градостроительного кодекса не подлежат применению, подготовка технического плана помещения осуществляется на основании Декларации с приложением в качестве обоснования результатов кадастровых работ без использования документов, предусмотренных статьями 51, 55 Градостроительного кодекса, подтверждающего документа, подготовленного уполномоченной организацией, имеющей соответствующую лицензию (свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства).
Необходимо отметить, что, в случае если перепланировка помещения влечет изменения, затрагивающие несущие конструкции здания, например обустройство проемов в капитальных стенах, устройство лестничных маршей которые подпадают под понятие реконструкции в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса, судами делаются выводы о том, что необходимо получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Подготовка технического плана в данном случае осуществляется на основании проектной документации с последующим получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию согласно статье 55 Градостроительного кодекса..."
7.
Новгородской области.
Письмо от 20.12.2023 N 53-6995/23@
В ПЗЗ внесены изменения, при этом сведения о границе территориальной зоны в ЕГРН отсутствуют. В этом случае в состав документов, необходимых для внесения сведений о границе ТЗ необходимо включать два решения: об утверждении ПЗЗ и о внесении изменений в ПЗЗ?
Позиция Правового Управления:
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о регистрации органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе об утверждении правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) либо о внесении изменений в ПЗЗ, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Частью 18.1 статьи 32 Закона о регистрации, в редакции, которая будет действовать с 01.02.2024, предусмотрено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав на основании пунктов 3, 8 - 10, 18 и 21 части 1, пунктов 4 и 5 части 3, частей 3.1, 15.1 и 15.2 статьи 32, является перечень координат характерных точек границ соответственно населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, публичных сервитутов, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, лесопарковых зеленых поясов, лесничеств, Байкальской природной территории и ее экологических зон с указанием среднеквадратической погрешности определения таких координат, содержания ограничений в использовании земельных участков в границах соответствующих зон и территорий.
На основании изложенного Правовое управление полагает, что для внесения сведений о границах территориальных зон с 01.02.2024 орган местного самоуправления обязан предоставить в орган регистрации прав решение (акт) о внесении изменений в ПЗЗ и перечень координат характерных точек границ (при наличии в направляемых документах всей необходимой информации).
8.
Республике Коми.
Письмо от 19.12.2023 N 11-23/08640
Федеральным законом от 04.08.2023 N 430-ФЗ в статью 39.37 Земельного кодекса РФ внесены изменения в части добавления новой цели для установления публичного сервитута "4.1) прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;". Означает ли это, что теперь при проведении работ по установлении публичного сервитута для эксплуатации линейных объектов (газопроводов, нефтепроводов, объектов электросетевого хозяйства и т.п.) и выявлении факта прохождения линейного объекта в границе полосы отвода автомобильной дороги, необходимо формировать два публичных сервитута, выделяя отдельно публичный сервитут в границах полосы отвода автомобильной дороги?
Позиция Правового Управления:
Правила установления публичного сервитута регулируются статьей 23 и главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В порядке, предусмотренном указанной главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в том числе в целях прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.
При этом пунктом 19 статьи 23 ЗК РФ установлено, что случаи и особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 4.2 статьи 25 Закона N 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется.
Частью 1 статьи 19 Закона N 257-ФЗ установлено, что прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 - 3 статьи 19 Закона N 257-ФЗ.
Необходимо отметить, что в подпункте 7 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ прямо указано на необходимость приведения в ходатайстве об установлении публичного сервитута сведения о договоре, предусмотренном статьей 19 Закона N 257-ФЗ в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 4.1 статьи 39.37 настоящего Кодекса (прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог). При этом подпункт 5 пункта 5 статьи 39.41 ЗК РФ также определяет, что к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагается копия договора о прокладке, переустройстве, переносе инженерных коммуникаций, их эксплуатации в случае, если ходатайство об установлении публичного сервитута подано в целях, предусмотренных подпунктом 4.1 статьи 39.37 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, Правовое управление полагает, что установление публичного сервитута производится на основании ходатайства об установлении публичного сервитута в соответствии с требованиями, предусмотренными ЗК РФ, с приложением всех необходимых документов. Иного порядка установления публичного сервитута законодательством не предусмотрено.
Таким образом, полагаем, что в рассматриваемом случае подлежит установлению единый публичный сервитут, при установлении которого должен быть решен вопрос о договоре, предусмотренном статьей 19 Закона N 257-ФЗ.
9.
Республике Татарстан.
Письмо от 19.12.2023 N Ис-3825@-13
В соответствии с требованиями, утвержденный приказом Росреестра от 14.12.2021 N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" при согласовании границ земельного участка в "Акте согласования местоположения границ" предусмотрено обязательное указание в реквизите "Сведения о лице, участвующем в согласовании" в столбце 6 "Реквизиты документа, удостоверяющего личность" в отношении смежных земельных участков реквизиты документа, удостоверяющего личность. Вопрос: В случае, если собственники смежных земельных участков отказываются предоставлять паспортные данные, просим разъяснить дальнейшие действия кадастрового инженера.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ земельного участка (далее - Акт согласования) личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 статьи 40 Закона N 221-ФЗ случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Таким образом, действия кадастрового инженера по обработке персональных данных заинтересованных лиц осуществляются в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на кадастрового инженера полномочий.
Согласно пункту 86 Требований к подготовке межевого плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Росреестра от 14.12.2021 N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", (далее - Требования) в графе "6" реквизита "1" Акта согласования указываются реквизиты документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц либо их представителей, указанных графе "5" реквизита "1" Акта согласования. Копии таких документов в Приложение не включаются. В отношении представителя юридического лица дополнительно указывается его должность, если такой представитель является руководителем или иным работником такого юридического лица. Реквизиты документа, удостоверяющего личность должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, в Акте согласования не указываются.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) осуществление кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Отсутствие в Акте согласования сведений о реквизитах документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц, в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета земельного участка (Письмо Росреестра от 03.09.2020 N 14-11440/20).
Процедура согласования местоположения границ земельных участков изложена в ст. 39-40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности:
- Законодательством предусмотрено два способа проведения согласования границ земельного участка:
- посредством проведения собрания заинтересованных лиц;
- в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
Способ проведения процедуры согласования (посредством проведения собрания либо в индивидуальном порядке) выбирает кадастровый инженер.
Независимо от выбранного способа согласования, кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей, обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания, указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).
Результат согласования границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ либо в письменной форме не представили свои возражения, то в акт согласования вносится соответствующая запись. При этом акт считается согласованным. В таком случае к межевому плану обязательно прилагаются документы, подтверждающие, что заинтересованное лицо было должным образом извещено о проведении собрания.
Если местоположение границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно согласования, то в акт согласования вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
10.
Смоленской области.
Письмо от 19.12.2023 N 19/9737-СЭ/23
В ходе проведения кадастровых работ, при согласовании границ земельного участка, предполагаемый собственник смежного земельного участка представил заверенное нотариально завещание. Согласно реестру наследственных дел Федеральной нотариальной палаты наследственное дело открыто. Предполагаемый собственник, по его утверждению, свидетельство о праве на наследство не получал, от предоставления заявления нотариусу о принятии наследства уклоняется, ссылаясь на занятость.
Вопрос: считается ли в данной ситуации с учетом ч. 4 ст. 1156 ГК РФ предполагаемый собственник - собственником и вправе ли он согласовывать границы земельного участка? Если, да то какой документ, должен подтверждать его права (включаться в состав межевого плана)?
Правовое управление полагает возможным отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ установлено, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка - это лицо, являющееся собственником земельного участка, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения таким имуществом.
Пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что согласование местоположения границ проводится исключительно с собственником земельного участка.
По вопросу, указанному в Обращении, Минэкономразвития России выражена позиция (письмо от 24.12.2014 N ОГ-Д23-10528), согласно которой согласование границ земельного участка может быть проведено с наследником лица, обладающего смежным земельным участком на праве, указанном в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ.
При этом Правовое управление отмечает, что в силу пункта 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Статья 60.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы о нотариате), определяет, что не позднее одного рабочего дня, следующего за днем открытия наследственного дела, нотариус, ведущий наследственное дело, обязан проверить в единой информационной системе нотариата наличие сведений о составлении наследодателем в порядке, предусмотренном статьей 1125 ГК РФ, завещания и установить его содержание. Содержание завещания устанавливается нотариусом на основании электронного образа этого завещания, внесенного в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата.
В соответствии со статьей 71 Основ о нотариате свидетельство о праве на наследство выдается наследникам, принявшим наследство, в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
При этом статья 72 и 73 Основ о нотариате устанавливает условия и особенности выдачи свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию.
Так, в соответствии с указанными статьями после выдачи свидетельства о праве на наследство по завещанию/ по закону нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав.
Таким образом действующим законодательством установлено, что государственная регистрация права наследника осуществляется посредством взаимодействия органа регистрации прав и нотариуса.
На основании изложенного Правовое управление полагает, что в согласовании местоположения границ земельного участка не может участвовать предполагаемый собственник смежного земельного участка на основании представленного заверенного нотариального завещания (в отсутствие поданного заявления о принятии наследства, полученного свидетельства о праве на наследство).
11.
Тульской области.
Письмо от 19.12.2023 N 07-15796СВ
При осуществлении кадастровым инженером трудовой деятельности в качестве кадастрового инженера в 2 организациях (например, по основному месту работы и по совместительству) необходимо ли выпускать 2 электронные подписи и/или 2 печати для каждого из мест работы либо законно пользоваться одной электронной подписью и печатью для удостоверения документов во всех организациях?
Позиция Россреестра, приведена по следующей ссылке https://rosreestr.gov.ru/feedback/faq/356404/:
Согласно статье 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровую деятельность осуществляет физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Кадастровый инженер может выбрать формы организации своей кадастровой деятельности как в качестве индивидуального предпринимателя, так и в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
В соответствии со статьей 31 Закона о кадастре каждый кадастровый инженер должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись.
В связи с изложенным полагаем, что владельцем сертификатов ключей проверки электронной подписи должны являться кадастровые инженеры вне зависимости от выбранной формы организации своей кадастровой деятельности.
С 01.09.2023 владельцами сертификатов ключей проверки электронной подписи не могут быть работники юридических лиц, кроме руководителя организации, имеющего право подписи без доверенности. Усиленная квалифицированная электронная подпись выдается кадастровому инженеру в качестве физического лица, она является уникальной и может быть применена им при работе по совместительству в нескольких организациях.