См. Документы Пенсионного фонда Российской Федерации
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 августа 1994 г. N ЛЧ-12-14/4809-ИН
ОБЗОР ПРАКТИКИ
ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пенсионный фонд направляет для сведения и руководства прилагаемый Обзор практики применения законодательства по вопросам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Заместитель Председателя
Правления ПФ РФ
Л.ЧИЖИК
Приложение
ОБЗОР ПРАКТИКИ
ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О тарифе страховых взносов в ПФР
Для предприятий с многопрофильной деятельностью
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" многопрофильным сельскохозяйственным предприятиям льготы по налогообложению предоставляются при условии, если выручка от реализации ими сельскохозяйственной продукции собственного производства превышает 70 процентов суммы их выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Вопрос об отнесении многопрофильных предприятий (например, производство сельхозпродукции, строительство, торговля, маркетинг и др.) к числу предприятий, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, страховые взносы которым устанавливаются в размере 20,6 процента, может решаться положительно, если доходы от производства сельскохозяйственной продукции составляют не менее 70 процентов общего их дохода, что должно быть подтверждено представляемыми в налоговые органы документами (письмо ПФР отделениям ПФР по Курской и Тульской областям от 10.03.94 N ЛЧ-12/1155).
По артелям старателей
Для артелей старателей применяется общеустановленный порядок начисления и уплаты страховых взносов, то есть по отношению к фактически начисленной и выплаченной заработной плате. Эти правила применяются и при месячных выплатах заработной платы в виде авансов, а окончательный взаиморасчет по взносам производится в конце промывочного сезона, что может предусматриваться в уставах артелей.
Фонд оплаты труда артелей старателей, на который должны начисляться страховые взносы, определяется до 1 июля 1993 года согласно постановлению Правления ПФР от 31 июля 1991 г. N 116: за работников, занятых на добыче драгоценных и дефицитных металлов, - в зависимости от договорной цены на эти металлы и исходя из количества добытого металла; за работников, не связанных с добычей металла, - на общих основаниях.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1992 г. N 3-1 оплата аффинированных драгоценных металлов, сдаваемых в Госфонд Российской Федерации предприятиями и организациями независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности, производится по расчетным ценам, устанавливаемым Минфином России. Поэтому в договорах артелей старателей с аффинажными предприятиями стоимость драгоценных металлов может устанавливаться по их цене на день сдачи металлов предприятиям, определенной на этот период Минфином России (письмо ПФР Отделению ПФР по Красноярскому краю от 23.02.94 N ЛЧ-12/945).
Для нотариусов, занимающихся частной практикой
Согласно письму Госналогслужбы России от 23.03.93 N ВГ-4-03/37н "О постановке на учет нотариусов, занимающихся частной практикой" доходы, полученные нотариусами, занимающимися частной практикой, подлежат обложению подоходным налогом в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 г. с учетом внесенных изменений и дополнений.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают страховые взносы с доходов и в сроки, которые определены законодательством о подоходном налоге с физических лиц, по сведениям, получаемым в местных органах налоговой службы. Эти нотариусы в соответствии со статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации "О нотариате" имеют право нанимать и увольнять работников, то есть являются работодателями. Поэтому за наемных работников они уплачивают страховые взносы и отчитываются по ним в порядке, установленном для работодателей (письмо ПФР Отделению ПФР по Приморскому краю от 28.03.94 N ЛЧ-12/1555).
Для частных детективов
По действующему законодательству страховые взносы в размере 5 процентов дохода установлены только для тех частных детективов, которые занимаются этой деятельностью индивидуально, то есть не от имени юридических лиц. За детективов, занимающихся своей деятельностью от имени юридического лица, работодатель вносит страховые взносы на общих основаниях - 28 процентов по отношению к начисленной оплате труда и 1 процент с их заработка (письмо ПФР Отделению ПФР по Сахалинской области от 24.01.94 N ЛЧ-12/335).
Для стажеров органов внутренних дел
В соответствии с Положением "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.92 N 4202-1, сотрудниками органов внутренних дел являются граждане, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава ОВД, которым присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава ОВД.
Стажеры, зачисленные в ОВД на штатную должность без присвоения им специального звания, относятся к числу работников ОВД, на которых распространяется государственное социальное страхование, в том числе по пенсионному обеспечению. Следовательно, на оплату труда стажеров ОВД страховые взносы в ПФР начисляются на общих основаниях (письмо ПФР Отделению ПФР по Новосибирской области от 06.04.94 N ЛЧ-12/1806).
По предприятиям общественных организаций
инвалидов и пенсионеров
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 N 5357-1 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на второе полугодие 1993 года" от уплаты в ПФР страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.
При решении вопроса о праве предприятия на освобождение от уплаты страховых взносов необходимо соблюдение двух условий:
а) предприятие должно находиться в собственности только общественной организации инвалидов и пенсионеров.
Собственник обладает правами владения, пользования и распоряжения имуществом и доходами от его использования. При этом право распоряжения входит в исключительную компетенцию собственника, а права владения и пользования он может делегировать третьему лицу;
б) предприятие должно осуществлять уставные цели той общественной организации инвалидов и пенсионеров, которой принадлежит на праве собственности, что должно быть отражено в их уставах.
В этих случаях нельзя принимать во внимание только запись в уставе предприятия о том, что оно является собственностью общественной организации инвалидов или пенсионеров. Необходимо также обращать внимание и на организационно-правовой статус предприятия.
Например, кооперативы не могут принадлежать одному собственнику - общественной организации инвалидов и пенсионеров, так как являются согласно Закону "О кооперации в СССР" общественной организацией граждан, добровольно объединившихся на основе членства для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности на базе принадлежащего ей на праве собственности арендованного или предоставленного в бесплатное пользование имущества, самостоятельности, самоуправления и самофинансирования. Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) представляет собой объединение граждан и (или) юридических лиц и его имущество принадлежит им на праве общей долевой собственности. Поэтому такие предприятия не могут принадлежать на праве собственности только общественной организации инвалидов и пенсионеров.
Предприятия, которые наравне с общественными организациями инвалидов и пенсионеров принадлежат также и другим юридическим или физическим лицам, от уплаты страховых взносов не освобождаются (письмо ПФР Отделению ПФР по Белгородской области от 29.04.94 N ЛЧ-12/2247).
По вознаграждениям за работу по договорам
на маркетинговые услуги
Работа по договорам на оказание маркетинговых услуг (например, приобретение материальных ценностей, выявление поставщиков, заказчиков и т.д.) производится личным трудом исполнителя по индивидуальному трудовому заданию, то есть по условиям договора трудового поручения.
Договоры трудового поручения являются разновидностью договора подряда (статья 15 КЗоТ Российской Федерации и статья 350 ГК Российской Федерации), поэтому на вознаграждения за выполнение работ по договорам на маркетинговые услуги должны начисляться страховые взносы (письмо ПФР Отделению ПФР по Орловской области от 03.06.94 N ЛЧ-12/2892).
К пункту 2 Порядка уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в Пенсионный фонд
Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря
1991 г. N 2122-1 (с последующими изменениями и
дополнениями) - далее Порядок уплаты
страховых взносов.
О предпринимателях без образования юридического
лица, гражданах, использующих труд наемных работников
в личном хозяйстве, и полных товариществах
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5357-1 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на второе полугодие 1993 года" в качестве самостоятельных плательщиков страховых взносов в ПФР предусмотрены раздельно предприниматели без образования юридического лица и граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.
К последним относятся граждане, нанимающие для работы в личном хозяйстве домашних работниц, личных секретарей, шоферов, сторожей, няней и др. на основе трудовых договоров (контрактов). В данном случае правоотношения сторон основываются на трудовом законодательстве и страховые взносы должны уплачиваться в размере 28 процентов по отношению к начисленной оплате труда и 1 процент с заработка работника.
Что касается предпринимателей без образования юридического лица, то при заключении ими договоров подряда и поручения с работодателями (заказчиками) последние уплачивают в ПФР страховые взносы в размере 28 процентов по отношению к договорной стоимости выполненных работ ( вознаграждения за труд), а предприниматели - 5 процентов с полученного дохода по данным налоговых органов.
Полные товарищества согласно статье 2 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" являются одной из организационно-правовых форм предприятий. Поэтому если договор подряда заключается от имени полного товарищества (заказчика), то страховые взносы оно должно уплачивать как работодатель.
Если договор подряда заключается между физическими лицами, в том числе предпринимателями без образования юридического лица, то на вознаграждения за выполненную по нему работу страховые взносы в ПФР не начисляются (письмо ПФР Отделению ПФР по Краснодарскому краю от 23.05.94 N ЛЧ-12/2552).
К пункту 3 Порядка уплаты страховых взносов
О стоимости продовольственных пайков
прокурорским работникам
Денежная компенсация стоимости продовольственных пайков прокурорским работникам относится к выплатам компенсационного характера, которые не учитываются в составе заработка при исчислении государственной пенсии, поэтому страховые взносы на нее не начисляются (письмо ПФР Отделению ПФР по Камчатской области от 06.04.94 N ЛЧ-12/1807).
Премии работникам рыбоохраны
Премии, выплаченные работникам органов рыбоохраны (государственные инспектора и другие работники, которым предоставлены права государственных инспекторов) в соответствии с Положением "О порядке премирования государственных и общественных инспекторов и других работников рыбоохраны Министерства рыбного хозяйства СССР", относятся к выплатам за результаты труда, поэтому они учитываются в составе заработка при исчислении пенсий. На указанные премии страховые взносы в ПФР начисляются.
Что касается премирования лиц, которые не заняты на работах в органах рыбоохраны (общественные инспектора), то эти выплаты относятся к выплатам единовременного характера, поэтому страховые взносы на них не начисляются (письмо ПФР Отделению ПФР по Сахалинской области от 17.05.94 N ЛЧ-12/2488).
О начислении страховых взносов на выплаты
по ежегодным дополнительным отпускам, предоставляемым
в связи с аварией на Чернобыльской АЭС
Министерством труда Российской Федерации рассмотрен вопрос о начислении страховых взносов на выплаты работающим гражданам по ежегодным дополнительным оплачиваемым отпускам, предоставляемым в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Письмом от 10.02.94 N 260-РБ Минтруд России сообщил, что оплата за время нахождения в указанном ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске должна включаться в состав заработка для исчисления пенсии, а период нахождения в данном отпуске должен засчитываться в общий трудовой стаж, с учетом которого назначается государственная пенсия.
С выплат за время нахождения в указанном отпуске должны производиться страховые отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Минтруд России считает, что страховые отчисления в Пенсионный фонд с выплат по дополнительным отпускам, предоставляемым в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, должны производиться из того же источника финансирования, за счет которого производится оплата этих отпусков.
Вопрос об источниках финансирования этих расходов входит в компетенцию финансовых органов (письмо ПФР Инзенскому райпо Ульяновской области от 15.04.94 N 12/1964).
К пункту 4 Порядка уплаты страховых взносов
О сроке уплаты страховых взносов по заработной
плате за переходящие из месяца в месяц отпуска
По действующему законодательству работодатели обязаны вносить страховые взносы в установленном размере по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Поэтому страховые взносы должны начисляться в месяце, в котором по бухгалтерским документам произведено начисление и выплата отпускных сумм, в том числе и по переходящим отпускам (письмо ПФР Отделению ПФР по Ивановской области от 21.01.94 N ЛЧ-12/221).
К пункту 6 Порядка уплаты страховых взносов
О размере пени за несвоевременную уплату страховых
взносов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
Пеня за несвоевременную уплату крестьянскими (фермерскими) хозяйствами страховых взносов начисляется на общих основаниях - в размере 1 процента за каждый день просрочки платежей (письмо ПФР Отделению ПФР по Нижегородской области от 25.05.94 N ЛЧ-12/2701).
О начислении пени за несвоевременную уплату
страховых взносов в период внешнего управления имуществом
предприятия или ареста его расчетного счета
В соответствии с Законом "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" на период назначения внешнего управления имуществом предприятия вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов должнику, то есть кредитор не вправе в этот период предъявлять должнику свои требования на бесспорное взыскание задолженностей. Что касается очередных платежей в Пенсионный фонд, то должник перечисляет их на общих основаниях, в том числе и пени по недоимкам, согласно установленному статьями 18 и 30 указанного Закона порядку.
На период ареста в установленном порядке расчетного счета в банке плательщика взносов начисление пени за несоблюдение срока уплаты взносов производится, поскольку иного решения данного вопроса законодательством не предусмотрено (письма ПФР Отделению ПФР по Нижегородской области от 23.05.94 N ЛЧ-12/2546 и от 25.05.94 N ЛЧ-12/2701).
К пунктам 6 и 8 Порядка уплаты страховых взносов
О взыскании в бесспорном порядке пени
за несвоевременную уплату страховых взносов
По условиям пункта 8 Порядка уплаты страховых взносов региональные органы при взыскании в бесспорном порядке недоимки по страховым взносам, пени, а также суммы штрафов пользуются правами, предоставленными налоговым органам по взысканию не внесенных в срок налогов.
Инструкцией по применению Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, утвержденной Минфином СССР от 12.06.81 и действующей в настоящее время, установлено, что бесспорному взысканию подлежат как суммы недоимки по налогам, так и суммы пени и штрафов по ним.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Порядка уплаты страховых взносов недоимка по взносам взыскивается с начислением пени. Это означает, что бесспорное взыскание может быть обращено не только на задолженность по страховым взносам, но и на пеню.
Основанием для предъявления в банк платежного требования на бесспорное взыскание платежей в Фонд являются нарушения конкретных пунктов Порядка уплаты страховых взносов в ПФР, которые отражаются в актах проверок независимо от способов их проведения (камеральная, документальная) (письмо ПФР Отделению ПФР по Мурманской области от 25.04.94 N ЛЧ-12/2129).