См. Документы Пенсионного фонда Российской Федерации
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 марта 1998 г. N 09-28/2029
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 8 ЯНВАРЯ 1998 Г. N 6-ФЗ
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"
В связи с вступлением в силу с 1 марта 1998 г. Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в Главное правовое управление Пенсионного фонда Российской Федерации поступают устные запросы о применении данного Федерального закона.
Главное правовое управление Пенсионного фонда Российской Федерации, обобщив и проанализировав арбитражную практику за II полугодие 1997 года, пришло к выводу, что количество дел по банкротству, в которых отделения Пенсионного фонда Российской Федерации принимали участие как кредиторы, возросло во II полугодии 1997 года по сравнению с I полугодием 1997 года почти в 3 раза.
Поэтому вопросы отделений Пенсионного фонда Российской Федерации по применению Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" чрезвычайно актуальны для отделений Пенсионного фонда Российской Федерации.
Главное правовое управление Пенсионного фонда Российской Федерации направляет ответы на наиболее актуальные вопросы, связанные с применением Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Начальник Главного
правового управления
З.М.СЕЛИВАНОВА
Приложение
ОТВЕТЫ
НА НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 ЯНВАРЯ 1998 Г.
N 6-ФЗ "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"
1. Вопрос. Что представляет собой Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)": это отредактированный вариант Закона Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" или он основан на иных концептуальных идеях?
Ответ. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не является отредактированным вариантом Закона Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", в его основу заложена совершенно иная идеология, основанная на отказе от принципа "неоплатности" долга при определении критерия банкротства. В Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в основу критерия банкротства законодатель заложил принцип "неплатежеспособности". Если по нормам Закона Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" банкротству не подлежали организации, сумма кредиторской задолженности которых была меньше стоимости их имущества, то в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" этой нормы нет. Законодатель иначе, чем в Законе Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", определяет признаки банкротства.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в статьях 2 и 3 дал иное понятие "банкротство". Под банкротством понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения.
Законодатель при банкротстве юридического лица основывается на принципе неплатежеспособности, а при банкротстве гражданина исходит из принципа "неоплатности", то есть для признания банкротом гражданина необходимо, чтобы сумма его обязательств превышала стоимость его имущества и чтобы эти денежные обязательства и обязанность по уплате обязательных платежей не были исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Размер долга - 500 минимальных заработных плат для юридического лица, 100 минимальных заработных плат для физического лица.
2. Вопрос. У Пенсионного фонда Российской Федерации имеется большое количество должников, место нахождения которых не известно (организации регистрируются по адресу, по которому впоследствии их обнаружить не удается), по Закону Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" применить к ним процедуру банкротства было нельзя, а по Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"?
Ответ. Да, нельзя было по Закону Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" применить процедуру банкротства к должнику, местонахождение которого не известно. Ряд организаций при государственной регистрации в качестве юридического лица регистрировались по фиктивному адресу. За такими организациями числятся недоимки, которые являются безнадежными с точки зрения их взыскания. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", введя процедуру банкротства отсутствующего должника, решает проблему с такими недоимщиками.
Данному вопросу посвящен параграф 2 главы X Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В статье 177 вышеназванного Федерального закона перечислены случаи, когда прокурор, кредитор и иной уполномоченный орган (в том числе и Пенсионный фонд Российской Федерации) независимо от размера кредиторской задолженности могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Кроме того, в статье 180 указанного Федерального закона предусмотрено, что банкротству подлежат и должники - юридические лица, по счетам которых в течение 12 последних месяцев не проводились операции, либо имеют место иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской деятельности со стороны должника.
3. Вопрос. Является ли Пенсионный фонд Российской Федерации конкурсным кредитором?
Ответ. Статьей 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что конкурсный кредитор - это кредитор по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации к числу конкурсных кредиторов не относится, т.к. его требования к должнику основаны не на денежном обязательстве последнего, а вытекают из обязательных платежей, установленных законодателем.
4. Вопрос. Имеет ли право Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные органы подавать заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом?
Ответ. Да, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрел в пункте 2 статьи 6, в статье 39 такое право за Пенсионным фондом Российской Федерации.
5. Вопрос. Какие процедуры банкротства установлены Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"?
Ответ. Понятие процедуры банкротства дается в статьях 2, 23 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; для юридического лица - это наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и иные, предусмотренные Федеральным законом о банкротстве; для банкротства гражданина применяется конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры банкротства, предусмотренные Федеральным законом.
Таким образом, при банкротстве юридического лица введена новая процедура "наблюдение", направленная на защиту интересов кредиторов.
6. Вопрос. На какой момент определяется состав и размер обязательных платежей, подлежащих предъявлению должнику?
Ответ. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" состав и размер обязательных платежей определяется на момент подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом (если иное не предусмотрено вышеназванным Законом). Размер обязательных платежей для определения признаков банкротства принимается во внимание без учета установленных законодательством Российской Федерации финансовых санкций (пени и штрафов), то есть учитывается в целях установления признаков банкротства только недоимка. Недоимка и пени взыскиваются в другой очередности.
7. Вопрос. Взыскиваются ли с должника пени?
Ответ. Да, Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" это предусмотрено на стадии конкурсного производства. В соответствии со статьей 110 (пункт 3) вышеназванного Федерального закона суммы финансовых санкций (пеней и штрафов) подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди, то есть после удовлетворения требований четвертой очереди (статья 106 указанного Федерального закона) по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Но взыскивается на стадии конкурсного производства, на что следует обратить внимание.
8. Вопрос. Что такое "установленный размер денежных обязательств"?
Ответ. В соответствии с пунктом 4 статьей 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если этот размер подтвержден вступившим в законную силу решением суда, либо подтвержден документами, свидетельствующими о признании должником этих требований, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". К таким случаям относятся случаи, когда кредитор заявил требования, а должник не представил на них свои возражения в арбитражный суд временному управляющему и кредитору в недельный срок с момента получения должником требований. Происходит это на стадии наблюдения (статья 63 вышеназванного Федерального закона). Кроме того, следует обратить внимание на то, что установление размера требований кредиторов осуществляется для целей участия в первом собрании кредиторов, так как конкурсные кредиторы и уполномоченные органы в части требований по обязательным платежам обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным сумме требований каждого из них, признанных в соответствии с законом установленными.
9. Вопрос. Кто ведет реестр требований кредиторов и как разрешаются разногласия между кредиторами и должником?
Ответ. Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий (статья 15 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Понятие "арбитражный управляющий" включает временного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего. Реестр требований кредиторов ведется на всех этапах процедуры банкротства - наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства. Если между кредиторами, уполномоченными органами и арбитражным управляющим (так правильнее ставить вопрос, а не должником) возникли разногласия по составу и размеру требований, то эти разногласия разрешаются арбитражным судом в соответствии со статьей 55 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Кредиторы и уполномоченные органы вправе подать жалобу о нарушении их прав (на стадии наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства), арбитражный суд обязан разрешить жалобу в судебном заседании в срок не позднее двух недель со дня получения жалобы арбитражным судом.
10. Вопрос. Как будут взыскиваться страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с арбитражных управляющих?
Ответ. В период действия Закона Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" проблемой для Пенсионного фонда Российской Федерации и региональных органов являлось взыскание страховых взносов с арбитражных и конкурсных управляющих, так как их правовой статус как плательщиков страховых взносов был не определен, нормы данного Закона не указывали на то, в каких правоотношениях (гражданско - правовых или трудовых) и с какими сторонами (должником, кредиторами, арбитражным судом) состоят арбитражные и конкурсные управляющие. Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" данная проблема решена. Статьей 19 вышеназванного Федерального закона арбитражные управляющие (временные, внешние и конкурсные) отнесены к индивидуальным предпринимателям, следовательно, при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (и другие государственные социальные внебюджетные фонды) на них распространяется порядок уплаты и тариф, на основании которых уплачивают страховые взносы индивидуальные предприниматели. Практика предположительно пойдет по пути, когда арбитражные управляющие будут привлекать для осуществления своих полномочий иных лиц, тем более что пункт 1 статьи 20 указанного Федерального закона такое право арбитражному управляющему предоставил. Привлечение таких лиц должно осуществляться на договорной основе.
11. Вопрос. Что такое "наблюдение" и с какой целью введена эта процедура?
Ответ. Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" введена новая процедура банкротства - наблюдение, которой посвящена 4 глава данного Федерального закона. Данная процедура вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом сроком на три месяца с назначением временного управляющего (статьи 56, 59 указанного Федерального закона). Очевидно, что основной целью данной процедуры является сохранение имущества должника, пресечение попыток должника "распродать", "спрятать" или "спустить" имеющееся у него имущество. Представляется, что именно поэтому законодатель существенно ограничил полномочия органов управления должника, руководителя должника, определив в статье 58 вышеназванного Федерального закона, какие сделки эти органы могут совершать только с согласия временного управляющего, а также какие решения не вправе принимать вообще. Из этой статьи следует, что законодатель прежде всего ввел ограничения на заключение сделок, связанных с отчуждением имущества, и ввел запрет на принятие решений о создании филиалов, юридических лиц, о реорганизации и ликвидации должника, о выходе из состава участников и учредителей должника и другие ограничения. Таким образом, введение процедуры наблюдения направлено прежде всего на защиту интересов кредиторов, а также государственных социальных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, и ставит преграду недобросовестным действиям должника, направленным на отчуждение его имущества.
На стадии наблюдения происходит процедура установления размера требований кредиторов (о значении данной процедуры говорилось ранее, установление размера требований необходимо для участия в первом собрании кредиторов, в частности для определения числа голосов пропорционально сумме заявленных требований), поэтому в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику, направив их как в арбитражный суд, так и должнику. К этим требованиям должны быть приложены документы, позволяющие определить данные требования как установленные. Обращаем внимание отделений Пенсионного фонда Российской Федерации еще раз на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 64 указанного Федерального закона участниками собрания кредиторов с правом требования по обязательным платежам является и Пенсионный фонд Российской Федерации. Без права голоса в первом собрании кредиторов принимают участие руководитель должника, временный управляющий и представитель работников должника (обращаем внимание - не представитель трудового коллектива, не представитель профсоюзной организации, а представитель работников, пункт 3 статьи 64 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Решение первого собрания кредиторов принимается большинством голосов от числа конкурсных кредиторов и налоговых и иных уполномоченных органов.
Обращаем внимание, что имущественные требования к должнику в процессе наблюдения могут быть предъявлены только на основании и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Наблюдение в соответствии со статьей 67 вышеназванного Федерального закона оканчивается либо заключением мирового соглашения, либо введением внешнего управления, либо открытием конкурсного производства, то есть варианты завершения этой стадии различны.
12. Вопрос. Что нового законодателем введено на стадии внешнего управления?
Ответ. Следующей процедурой банкротства является внешнее управление, которое вводится на основании решения собрания кредиторов (статья 68 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
1. Внешнее управление вводится с целью восстановления платежеспособности должника сроком на 12 месяцев (срок может быть продлен на 6 месяцев). В статье 68 вышеназванного Федерального закона законодатель определил последствия введения внешнего управления, к числу которых относится отстранение руководителя должника от должности и возложение управления делами должника на внешнего управляющего; прекращение полномочий органов управления должника и собственников имущества - унитарного предприятия; снятие ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов; арест имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве; введение моратория на удовлетворение требований по денежным обязательствам и по обязательным платежам (за исключением требований по заработной плате, возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью).
2. Следует учесть, что одним из инструментов, с помощью которого восстанавливается платежеспособность должника, является мораторий (то есть мораторий вводится в интересах должника). Статья 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дает определение понятия "мораторий" - это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Мораторий на удовлетворение требований распространяется как на требования по денежным обязательствам, так и на обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, это установлено пунктом 1 статьи 70 вышеназванного Федерального закона.
В течение всего срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по обязательным платежам (сроки исполнения которых наступили):
1) не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном порядке;
2) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;
3) не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.
Следует обратить внимание на то, что законодатель установил, что в течение срока действия моратория в целях защиты интересов кредитора на сумму требований кредитора как по денежным обязательствам, так и по обязательным платежам в размере, установленном в соответствии со статьей 4 вышеназванного Федерального закона (то есть без учета пени, иных штрафных санкций, одна недоимка), на момент введения внешнего управления начисляются в размере и порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (то есть на "замороженные" в результате введения моратория суммы начисляются проценты в размере ставки рефинансирования). Но если в течение срока действия моратория у должника опять образовалась недоимка по текущим платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации, то, исходя из нормы пункта 4 статьи 70 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", действие моратория не распространяется на обязательства, срок исполнения которых наступил после введения моратория, следовательно, на образовавшуюся в период внешнего управления недоимку можно начислять пени.
Действие моратория не распространяется на требования по взысканию заработной платы, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментам, выплаты сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью.
13. Вопрос. Каким образом Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" защищает интересы кредитора на стадии внешнего управления?
Ответ. Ответ на этот вопрос дает статья 78 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Законодатель установил, что сделки, совершенные должником, в том числе и до введения внешнего управления, могут быть признаны арбитражным судом недействительными по заявлению внешнего управляющего по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Арбитражным судом по заявлению внешнего управляющего может быть признана недействительной и сделка, если в результате исполнения этой сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки. По заявлению одного из кредиторов или внешнего управляющего арбитражным судом может быть признана недействительной сделка, совершенная должником с одним из кредиторов или иным лицом в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом, если такая сделка влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими. Кроме того, по заявлению внешнего управляющего сделка, совершенная должником - юридическим лицом после возбуждения дела о банкротстве или в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом, связанная с выплатой (выделом) доли (пая) в имуществе должника в связи с его выходом из состава участников, признается арбитражным судом недействительной, а все полученное по такой сделке возвращается должнику, участник должника признается кредитором пятой очереди.
14. Вопрос. Как понимать статью 86 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"? Противоречит ли она статье 132 Гражданского кодекса Российской Федерации?
Ответ. Одним из способов восстановления платежеспособности должника является продажа предприятия (бизнеса) должника. Гражданское законодательство рассматривает "предприятие" как объект права, как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса в соответствии со статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая долги предприятия, к новому владельцу переходят и долги предприятия, в том числе по обязательным платежам. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в статье 86 устанавливает продажу предприятия (бизнеса) должника, эта правовая категория является новой. При рассмотрении вопроса о продаже предприятия (бизнеса) особое внимание следует обратить на абзац 4 пункта 1 статьи 86 вышеназванного Федерального закона, в котором говорится, что в этом случае денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав предприятия, то есть продается не предприятие как имущественный комплекс (по статье 132 Гражданского кодекса Российской Федерации), а продается бизнес, не обремененный долгами. Рабочие места в данном случае сохраняются, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 86 указанного Федерального закона все трудовые договоры, действовавшие на момент продажи, сохраняют силу, а права и обязанности работодателя переходят к новому владельцу, который получает бизнес, не обремененный долгами. Таким образом, противоречий между статьей 86 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации нет. Пунктом 3 статьи 86 вышеназванного Федерального закона установлено, что сумма, вырученная от продажи бизнеса, включается в состав имущества должника и за ее счет удовлетворяются требования кредиторов, если требования кредиторов за счет этой суммы удовлетворяются полностью, то дело о банкротстве подлежит прекращению. Если же вырученной суммы окажется недостаточно (пункт 10 статьи 86 указанного Федерального закона) для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, то внешний управляющий предлагает кредиторам заключить мировое соглашение. Если кредиторы не выражают согласия на заключение мирового соглашения, арбитражный суд по заявлению внешнего управляющего принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. До заключения мирового соглашения или вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный управляющий не вправе производить расчеты с кредиторами, кроме кредиторов первой и второй очереди.
15. Вопрос. Какие требования кредиторов считаются погашенными?
Ответ. В соответствии со статьей 95 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" погашенными считаются требования, по которым достигнуто соглашение об отступном, о новации обязательства либо о прекращении обязательств иным образом.
Кроме того, погашенными считаются и требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника.
Погашенными считаются требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд, либо такие требования признаны арбитражным судом необоснованными (пункт 5 статьи 114 указанного Федерального закона).
16. Вопрос. Каковы последствия открытия конкурсного производства?
Ответ. Правовые последствия открытия конкурсного производства перечислены в статье 98 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Следует обратить внимание на основные:
1. С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;
прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника;
сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;
совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, допускается исключительно в порядке, установленном главой VI вышеназванного Федерального закона;
снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Введение (наложение) новых арестов имущества должника и иных ограничений по распоряжению имуществом должника не допускается;
все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства;
исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, которые установлены главой VI вышеназванного Федерального закона.
2. С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника в случае, если ранее такого отстранения произведено не было, а также прекращаются полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия.
17. Вопрос. Сколько расчетных счетов может быть у организации, находящейся в стадии конкурсного производства?
Ответ. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника, другие счета в банках и кредитных организациях должны быть закрыты по мере их обнаружения, а остатки денежных средств должны быть приведены на основной счет должника (статья 105 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
На основной счет должника зачисляются также денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства.
С основного счета должника осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и оплачиваются расходы (пункт 3 статьи 105 указанного Федерального закона), связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему (просим обратить на это внимание - не с депозитного счета арбитражного суда, как раньше); текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника; расходы, связанные с публикацией сообщения о признании должника банкротом и сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также с уведомлением кредиторов должника; иные расходы, связанных с осуществлением конкурсного производства.
Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов и комитету кредиторов в любое время по их требованию.
18. Вопрос. Какова очередность, размер и порядок удовлетворения требований кредиторов?
Ответ. Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, установленной статьей 106 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
1. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
2. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами (в том числе по пени и финансовым санкциям в Пенсионный фонд Российской Федерации).
19. Вопрос. Как удовлетворяются требования по задолженности по обязательным платежам?
Ответ. Это определено статьей 110 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которой при определении размера требований по обязательным платежам учитывается задолженность (недоимки), образовавшаяся (образовавшиеся) на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
Если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами четвертой очереди.
Суммы штрафов, пени и иных финансовых (экономических) санкций подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди.
Кроме того, требования Пенсионного фонда Российской Федерации по возмещению пени, штрафов учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди, после погашения задолженности и причитающихся процентов. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (это общее правило изложено в пункте 2 статьи 114 указанного Федерального закона). А между кредиторами одной очереди при недостаточности средств суммы распределяются между кредиторами пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (пункт 3 статьи 114 указанного Федерального закона).
20. Вопрос. Вступила ли в силу норма о банкротстве гражданина?
Ответ. Нет. Это связано с тем, что нормы Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и будут введены в действие только с момента вступления в силу Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.
21. Вопрос. Все ли организации подлежат банкротству?
Ответ. Не подлежат банкротству в порядке, предусмотренном Федеральным законом:
казенные предприятия (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");
унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 186 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), к которым применяются нормы о казенных предприятиях на основании пункта 5 статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Речь идет прежде всего о предприятиях, созданных и находящихся в собственности общественных организаций, общественных организаций инвалидов и пенсионеров, благотворительных фондов, так как к ним до их преобразования или ликвидации до 1 июля 1999 г. применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (то есть собственником их имущества является учредитель).
Нельзя применить процедуру банкротства и к учреждению, что следует из логики пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Из некоммерческих организаций (а организационно - правовые формы их могут быть разнообразны) под нормы Федерального закона о банкротстве подпадают только потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды, что следует из пункта 2 статьи 1 указанного Федерального закона.
Начальник Главного
правового управления
З.М.СЕЛИВАНОВА