См. Документы Министерства здравоохранения Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 мая 2019 г. N 14-3/И/2-4057

Министерство здравоохранения Российской Федерации взамен письма от 12.12.2017 N 14-3/10/2-8568 разработало и направляет разъяснения по вопросам применения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года N 8 (прилагаются), для учета в работе и реализации в части касающейся.

С.А.КРАЕВОЙ

Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ
ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) МИНИСТЕРСТВА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЪЕКТОВ
(ТЕРРИТОРИЙ), ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫХ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 13 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА N 8 (В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29.03.2019 N 357)

Настоящие разъяснения разработаны в целях реализации поручения Национального антитеррористического комитета и предназначены для применения в практической деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального медико-биологического агентства и его территориальных органов, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальных органов, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляющие полномочия в области здравоохранения, организации, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляющих полномочия в области здравоохранения, и иных организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы и организации) требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года N 8 (далее - Требования).

К основным нормативным правовым актам, регламентирующим вопросы реализации Требований, относятся:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";

Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму";

Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства";

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 73 "О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам";

постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)";

постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. N 8 "Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 357);

иные документы, которыми следует руководствоваться при осуществлении мероприятий, предусмотренных Требованиями, указаны в данных разъяснениях.

В соответствии с Требованиями под объектами (территориями) понимаются как отдельные здания, строения, сооружения, комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и территория, на которой они находятся (при условии нахождения территории в собственности или оперативном управлении), так и части зданий, строений, сооружений, имеющие отдельные входы и выходы (поликлиника в жилом доме, аптечное учреждение в торговом центре).

При этом медицинские организации, занимающие часть здания и не имеющие отдельных входов и выходов (например, стоматологическая клиника на 2-м этаже торгово-развлекательного комплекса), не будут являться объектом (территорией) в рамках реализации Требований.

В соответствии с пунктом 2 Требований к объектам (территориям) относятся подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству организации, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения организации, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, это означает, что Требования распространяются в равной степени на вышеуказанные учреждения, осуществляющие в том числе образовательную, транспортную и иные не медицинские виды деятельности (медицинские колледжи, гаражи скорой медицинской помощи).

Также в соответствии с пунктом 2 Требований к объектам (территориям) относятся иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность, то есть организации частной формы собственности.

Требования не распространяются на медицинские организации, находящиеся в сфере деятельности других федеральных органов исполнительной власти, требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3 Требований).

Определение категории объекта (территории) осуществляется исключительно комиссионным решением.

Комиссия создается на основании приказа правообладателя объекта (территории), которым обязательно утверждается состав и порядок работы комиссии, при этом если у правообладателя в структуре учреждения имеется несколько объектов (территорий), то комиссии создаются по каждому объекту (территории) в отдельности.

В целях обеспечения Требований руководителем объекта (территории) осуществляется комиссионное определение категории объекта (территории).

В состав комиссии в соответствии с пунктом 11 Требований в обязательном порядке включаются представители территориальных органов ФСБ России, Росгвардии, МЧС России по месту нахождения объекта (территории) и представители объекта (территории). При отсутствии представителей территориальных органов ФСБ России, Росгвардии, МЧС России комиссия не может быть легитимной. Также в состав комиссии при необходимости могут входить представители иных ведомств и организаций.

В ходе работы комиссии определяется степень угрозы совершения террористического акта на основании данных территориальных органов безопасности об обстановке в районе расположения объекта (территории), о возможных угрозах совершения террористических актов, а также о совершенных и предотвращенных в районе расположения объекта (территории) террористических актах.

Комиссией определяются возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, и о возможном материальном ущербе.

Прогнозный показатель количества людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), в случае его полного разрушения, принимается равным сумме единовременной пропускной способности объекта (территории) и количества работающего персонала согласно штатному расписанию.

Прогнозный показатель возможного экономического ущерба в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), в случае его полного разрушения, принимается равным балансовой стоимости объекта (территории).

При этом категория объекта (территории) определяется по высшему показателю.

На основании обследования объекта (территории) комиссией принимается согласованное решение о присвоении объекту (территории) первой, второй, третьей или четвертой категории.

Необходимо отметить, что в связи с введением четвертой категории комиссионное обследование должно быть проведено в отношении каждого объекта (территории) и каждому объекту (территории) должна быть присвоена соответствующая категория.

Результаты работы комиссии оформляются актом о присвоении категории объекту (территории) (далее - акт), который содержит информацию о прогнозных показателях количества людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), возможного экономического ущерба в результате последствий совершения террористического акта на объекте (территории), о данных государственной статистики о числе террористических актов, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен объект (территории), о присвоенной категории, о соответствии инженерно-технических средств охраны объекта (территории) установленной категории.

Акт оформляется в свободной форме и подписывается всеми членами комиссии.

Обязательной составляющей акта является перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) (далее - перечень мероприятий). Перечень мероприятий составляется в отношении каждого объекта (территории) с учетом присвоенной категории и необходимого количества мероприятий. На каждое мероприятие устанавливаются сроки его реализации, которые не могут превышать 12 месяцев со дня подписания акта.

В соответствии с пунктом 18 Требований в отношении объектов первой категории необходимо обеспечение особого порядка доступа на объект (территорию) и разработка организационно-распорядительных документов по особому порядку доступа на объект (территорию).

Особый порядок доступа на объект (территорию) предусматривает установление контролируемых зон и запретных зон, организацию охраны контролируемых и запретных зон, усиление мер безопасности при проведении массовых мероприятий, организацию разработки и осуществление мероприятий по предупреждению терроризма, предупреждению и предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности.

Для организации особого порядка доступа на объект (территорию) пропускной режим должен предусматривать организацию постов охраны и контрольно-пропускных пунктов с учетом границ контролируемых зон и запретных зон, определение порядка доступа работников и посетителей объекта (территории) и въезда автотранспортных средств на объект (территории), определение порядка выдачи, учета, замены и возврата пропусков (электронных, материальных, временных, разовых и др.), осуществления контроля за обоснованностью их выдачи, определение перечня лиц, имеющих право на принятие решений о выдаче пропусков и иных документов, дающих их обладателям право прохода (доступа) на объект (территории).

Правообладателем объекта (территории) назначается ответственное лицо, персонально отвечающее за реализацию Требований.

В соответствии с пунктом 19 Требований руководителем объекта (территории) утверждаются планы действий при установлении уровней террористической опасности (далее - план действий), включающие схемы оповещения и порядок взаимодействия с экстренными оперативными службами. Планы действий должны быть согласованы с территориальными органами безопасности.