См. Документы Министерства здравоохранения Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 июля 2024 г. N 29-4/И/2-12516

В целях обеспечения методического содействия субъектам Российской Федерации по вопросам использования механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), в том числе в рамках структурирования и реализации инфраструктурных проектов в сфере здравоохранения, с учетом анализа практики и отраслевой специфики реализации таких проектов Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования подготовлены и направляются для использования в работе особенности подготовки и реализации концессионных соглашений и соглашений о ГЧП в сфере здравоохранения, условиями которых предполагается оказание концессионером (частным партнером) медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее соответственно - Особенности, Условия).

Следует отметить, что Условия должны соответствовать требованиям Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Обращаем внимание, что настоящее письмо и Особенности не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативным правовым актом. Данное письмо и Особенности носят информационно-разъяснительный характер по вопросам компетенции Министерства.

М.А.МУРАШКО

Приложение

ОСОБЕННОСТИ
ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ
И СОГЛАШЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, УСЛОВИЯМИ КОТОРЫХ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ОКАЗАНИЕ
КОНЦЕССИОНЕРОМ (ЧАСТНЫМ ПАРТНЕРОМ) МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО
ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Одним из способов развития инфраструктуры здравоохранения является реализация в отношении объектов здравоохранения проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).

В настоящее время законодательством предусмотрены две основные формы ГЧП:

- концессионные соглашения, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ);

- соглашения о ГЧП, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ).

Указанные федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации формируют специальное законодательство Российской Федерации в сфере ГЧП, которым определяется, в частности, порядок подготовки и заключения концессионных соглашений и соглашений о ГЧП (далее - Соглашения), в том числе по инициативе частного инвестора, а также требования к предложениям о заключении Соглашений.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ, частью 1 статьи 7 Закона N 224-ФЗ в качестве объекта(-ов) Соглашений могут выступать объекты здравоохранения (далее - Объект). При этом деятельность концессионера (частного партнера) с использованием Объекта в рамках Соглашений может осуществляться в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Такая возможность в настоящее время предусмотрена Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), которым определен уведомительный порядок включения в единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), и реестры медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС по территориальным программам обязательного медицинского страхования (организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность).

В силу норм части 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 11 статьи 5 Закона N 326-ФЗ, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС (далее - Комиссия).

В соответствии с Законом N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС (приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования").

Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения утверждены приказом Минздрава России от 10.02.2023 N 44н "Об утверждении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения".

Таким образом, указанные акты исключают индивидуальный подход при расчете и установлении тарифов по ОМС.

Согласно части 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, установленные в соответствии с территориальной программой ОМС, распределяются решением Комиссии между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, потребности застрахованных лиц в медицинской помощи, а также нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой ОМС.

Территориальная программа ОМС формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой ОМС, утверждаемой Правительством Российской Федерации ежегодно.

Таким образом, объемы оказанной медицинской помощи по ОМС, так же как и тарифы на ее оказание, не могут быть достоверно спрогнозированы на весь период действия Соглашений, в связи с чем отсутствуют гарантии оплаты такой медицинской помощи за счет средств ОМС.

Установление для медицинских организаций, выступающих в качестве концессионера (частного партнера) и осуществляющих инвестиционные мероприятия, гарантий в отношении объемов медицинской помощи, финансируемой за счет средств ОМС, и тарифов на оказание такой медицинской помощи противоречит законодательству об ОМС, которым не предусмотрена возможность установления особых условий участия в системе ОМС медицинской организации в зависимости от ее формы собственности.

С учетом вышеизложенных положений законодательства в сфере ОМС при подготовке проектов Соглашений представляется не соответствующим законодательству Российской Федерации установление:

- гарантий для концессионера/частного партнера/оператора по объемам медицинских услуг в рамках программы ОМС и тарифам на оказываемые услуги в рамках деятельности по ОМС;

- гарантий для концессионера/частного партнера/оператора по включению видов медицинских услуг в программу ОМС и их наличия;

- гарантий по выручке (оплате медицинской помощи за счет средств ОМС), включая достижение концессионером/частным партнером/оператором минимального прогнозного объема выручки в рамках программы ОМС;

- обязательств по оказанию концессионеру (частному партнеру) содействия в целях обеспечения достижения прогнозных (предполагаемых) показателей в отношении оказания минимального прогнозного объема медицинских услуг, а также по выплате концессионеру (частному партнеру) компенсации в связи с недостижением им прогнозных показателей.