См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 19 декабря 2017 г. N 12-158024/17

В Департаменте по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой рассмотрено повторное обращение по вопросам нотариального удостоверения согласия на выезд ребенка за пределы Российской Федерации.

В дополнение к письму Минюста России от 15.11.2017 N 12-142471/17 сообщаем следующее.

Повторно обращаем внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Минюст России не разъясняет законодательство Российской Федерации и практику его применения.

В связи с вопросами отмечаем следующее.

Порядок пересечения несовершеннолетним гражданином границы Российской Федерации закреплен в статьях 20 - 22 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Согласно статье 20 указанного закона в случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие родителей (опекунов или попечителей) на выезд с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.

Срок выезда несовершеннолетнего гражданина из Российской Федерации должен указывать на период, в который осуществляется выезд такого несовершеннолетнего за пределы Российской Федерации. При этом никакого законодательного ограничения такого срока (например, на 1 год и т.п.) не установлено.

По правилам, установленным статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок действия согласия может определяться календарной датой или истечением периода времени, который может исчисляться годами, месяцами, неделями, днями или часами. Также срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить - совершеннолетие, окончание срока действия визы, паспорта и т.п.

Таким образом, с учетом действующего законодательства не запрещается оформить нотариальное согласие на выезд ребенка из Российской Федерации вплоть до достижения им совершеннолетия при условии, что ребенок будет посещать одни и те же страны, указанные в таком согласии.

При этом в согласии на выезд ребенка обязательно должны быть указаны названия государств, которые ребенок намерен посетить. Названия государств, планируемых для посещения, должны быть обозначены в согласии в соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 14.12.2001 N 529-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира" (вместе с ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001".

Вместе с тем, если речь идет о выезде несовершеннолетнего гражданина в европейские страны, образующие так называемую Шенгенскую зону, следует учитывать, что перемещение по территориям указанных стран осуществляется беспрепятственно гражданами других государств по единой визе для всех государств Шенгенской зоны. В связи с этим обозначение в согласии одной из этих стран (например, страны, выдавшей соответствующую визу) со ссылкой на возможность посетить и другие страны Шенгенской зоны не противоречит требованиям, предъявляемым к содержанию согласия российским законодательством.

При этом отмечаем, что выдача согласия сроком на продолжительный период времени, а также без привязки к конкретной поездке может привести к нарушению прав ребенка и невозможности обеспечения его интересов, а также породить впоследствии конфликтные ситуации.

Дополнительно отмечаем, что отсутствие в согласии на выезд ребенка конкретного срока действия такого согласия может являться основанием для отказа во въезде в иностранное государство при наличии иных требований, установленных законодательством государства въезда.

Согласие может быть дано на посещение как одной страны, так и нескольких по усмотрению законного представителя ребенка. Однако в этом случае также следует учитывать наличие иных требований, установленных законодательством государства въезда.

Заместитель директора Департамента
по вопросам правовой помощи
и взаимодействия с судебной системой
Д.В.СЕВРЮК