См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 ноября 2015 г. N 12-134375
В целях единообразного применения приказов Минюста России по вопросам нотариата, принятых 29 июня 2015 г., направляются прилагаемые разъяснения.
И.о. директора Департамента
по вопросам правовой помощи
и взаимодействия с судебной системой
Ю.В.ЗУДОВ
Приложение
О ПРИМЕНЕНИИ
ПРИКАЗОВ МИНЮСТА РОССИИ ОТ 29.06.2015 N 147 - 159, ПРИНЯТЫХ
ВО ИСПОЛНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29.12.2014
N 457-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Положения всех приказов распространяются на правоотношения, возникшие после вступления их в силу (11.07.2015). Положения приказа Минюста России от 29.06.2015 N 157 "Об утверждении Порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность" применяются с 11.08.2015.
I. Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 147
"Об утверждении Порядка ведения реестра нотариусов и лиц,
сдавших квалификационный экзамен"
1. Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее - реестр нотариусов), в электронной форме ведется во ФГИС "Учет нотариальных контор".
Форма реестра на бумажном носителе не утверждена. Ведение реестра нотариусов на бумажном носителе предполагает распечатку электронной версии реестра нотариусов (внесенных сведений о нотариусе или лице, сдавшем квалификационный экзамен) и его формирование. По итогам года реестр нотариусов на бумажном носителе должен быть прошит, скреплен печатью и удостоверен подписью должностного лица, уполномоченного на ведение реестра.
Для удобства ведения реестра нотариусов на бумажном носителе допускается ведение под одним номенклатурным номером отдельных журналов реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен.
2. Автоматическое присвоение регистрационных номеров территориальными органами Минюста России как нотариусам, так и лицам, сдавшим квалификационный экзамен, во ФГИС "Учет нотариальных контор" будет осуществляться после введения в действие новой версии ФГИС "Учет нотариальных контор". До введения ее в действие регистрационные номера нотариусам будут присваиваться Департаментом по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (далее - ДПП). Для присвоения регистрационного номера нотариуса в ДПП следует направлять сведения о назначении на должность нотариуса.
Регистрационные номера, предусмотренные пунктом 2.3 Порядка ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее - Порядок 1), будут присвоены нотариусам и лицам, сдавшим квалификационный экзамен, автоматически после введения в действие новой версии ФГИС "Учет нотариальных контор".
3. Пунктом 3 приказа от 29.06.2015 N 147 "Об утверждении порядка ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен" территориальным органам Минюста России до 01.09.2015 поручено внести в реестр нотариусов сведения о лицах, ранее сдавших квалификационный экзамен.
Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, в связи с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы) получали лицензию на право нотариальной деятельности без сдачи квалификационного экзамена. В этом случае в реестре нотариусов в раздел "Сведения о сдаче квалификационного экзамена" необходимо вносить дату получения первой лицензии на право нотариальной деятельности.
При внесении сведений о сдаче квалификационного экзамена в реестр вносятся сведения, актуальные на момент сдачи квалификационного экзамена.
4. Главой IV Порядка 1 предусмотрено предоставление информации из реестра нотариусов в форме выписки. Требования к содержанию запроса, перечень документов, на основании которых представляется выписка, сроки предоставления и форма выписки из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, будут определены в административном регламенте по предоставлению государственной услуги по выдаче физическим и юридическим лицам информации, содержащейся в реестре нотариусов, который разрабатывается.
До утверждения соответствующего административного регламента выписка формируется путем выгрузки сведений о нотариусе или лице, сдавшем квалификационный экзамен, из ФГИС "Учет нотариальных контор", при этом в ней указываются сведения, содержащиеся в реестре нотариусов в соответствии с пунктами 2.2 и 4.1 Порядка 1.
Выписка формируется уполномоченным должностным лицом, заверяется подписью начальника, и.о. начальника или заместителя начальника территориального органа Минюста России. На выписке проставляется гербовая печать территориального органа Минюста России.
Сведения из реестра нотариусов выдаются территориальными органами Минюста России по любым запросам, в том числе по запросам органов государственной власти и органов местного самоуправления, в отношении нотариусов, назначенных на должность в соответствующем субъекте Российской Федерации, или лиц, сдавших квалификационный экзамен в этом субъекте Российской Федерации.
Уполномоченное должностное лицо ведет учет выданных выписок, в том числе выписок, предоставленных в электронной форме.
II. Приказ Минюста России от 29.06.2015
N 148 "Об утверждении Порядка замещения временно
отсутствующего нотариуса"
1. Пунктами 2.1 и 2.2 Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса (далее - Порядок 2) помощник нотариуса или иное лицо, соответствующее требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ в числе других документов подают заявление с просьбой о наделении полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временного отсутствующего нотариуса с указанием его фамилии, имени и отчества и нотариального округа и заявление об отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств.
Полагаем возможным указывать в одном заявлении как просьбу наделить полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса, так и сведения об отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств.
2. В соответствии с пунктом 2.5 Порядка 2 копии документов, указанных в пунктах 2.1 - 2.4 Порядка 2, формируются сотрудником нотариальной палаты в дело лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса. При этом в соответствии с пунктом 2.8 указанные в пункте 2.7 Порядка 2 документы, поступившие из нотариальной палаты, формируются уполномоченным федеральным государственным гражданским служащим в личное дело лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса, которое хранится 75 лет.
Таким образом, в территориальный орган Минюста России нотариальная палата субъекта Российской Федерации представляет:
письменное согласие нотариальной палаты;
заявление лица с просьбой наделить его полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса с указанием фамилии, имени и отчества нотариуса и нотариального округа;
письменное согласие нотариуса о наделении помощника нотариуса полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса;
справку из наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что лицо, желающее исполнять обязанности нотариуса, не состоит у них на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
справку из органов внутренних дел об отсутствии судимости;
заявление об отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств;
заверенные нотариальной палатой копии: документа, удостоверяющего личность; диплома о высшем юридическом образовании, выданного имеющей государственную аккредитацию образовательной организацией высшего образования: трудового договора, трудовой книжки или иных документов, подтверждающих стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.
В нотариальной палате субъекта Российской Федерации в деле остаются копии всех указанных документов.
3. Требования, предъявляемые к помощнику нотариуса, установлены статьей 19.1 Основ, согласно которой помощник нотариуса вправе участвовать в подготовке совершения нотариальных действий, составлять проекты нотариально оформленных документов, давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий и осуществлять иную необходимую для совершения нотариального действия работу. Согласно части первой указанной статьи помощником нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен и соответствующий требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ (за исключением требований о достижении возраста двадцати пяти лет и наличии стажа работы по юридической специальности).
Таким образом, исключение требований по возрасту и стажу работы по юридической специальности допускается только при назначении лица, сдавшего квалификационный экзамен или имеющего лицензию на право нотариальной деятельности, помощником нотариуса.
4. Понятие "юридическая специальность" необходимо отличать от понятия "юридическая профессия".
Для исчисления стажа работы по юридической профессии в стаж работы включаются периоды работы со дня, когда лицо получило среднее юридическое или высшее юридическое образование, а также при наличии незаконченного высшего юридического образования - со дня, когда оно работало на постоянной основе в должности, требующей юридического образования. В этом случае к таким лицам, как правило, законом не предъявляются требования о высшем юридическом образовании.
В стаж работы по юридической специальности не включаются периоды работы по юридической специальности до получения высшего юридического образования, что подтверждается судебной практикой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 2028-О, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2009 N 41-Г09-21).
5. Временно отсутствующего нотариуса в соответствии со статьей 20 Основ может замещать помощник нотариуса, иное лицо, соответствующее требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ, или другой нотариус.
Учитывая, что указанные лица выполняют одинаковые полномочия по осуществлению нотариальной деятельности, а также установленные единые основания для отказа в издании приказа о замещении временно отсутствующего нотариуса (абзац пятый пункта 2.8 Порядка 2), помощник нотариуса при замещении временно отсутствующего нотариуса должен соответствовать требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ.
Изменение приведенного подхода возможно только в случае изменения Основ.
6. О сроках действия справок об отсутствии у лиц судимости, психических заболеваний и наркологической зависимости сообщаем следующее.
Срок действия таких справок законодательством Российской Федерации не установлен и определяется нормативными актами в зависимости от места их предъявления. Например, работодатель может сам определить давность получения справок в целях обеспечения актуальности внесенных в нее сведений. Срок действия справки исчисляется с даты ее выдачи.
Полагаем возможным для участия в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса или для наделения лиц полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса принимать от соответствующих лиц справки, выданные не позднее одного года на день подачи соответствующих документов.
Вместе с тем следует учесть, что на практике возникают случаи, когда отдельные лица в течение года неоднократно участвуют в конкурсах на замещение вакантной должности нотариусов, проводимых территориальным органом по нотариальным округам своего субъекта, либо неоднократно наделяются полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса. При этом указанные лица в соответствии с требованиями Основ должны представлять в территориальный орган Минюста России по субъекту (субъектам) справки об отсутствии у них судимости, психических заболеваний и наркологической зависимости.
Учитывая, что подлинные экземпляры справок остаются в личном деле лица, желающего участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса или замещать временно отсутствующего нотариуса или в иных случаях (далее - претендент), в целях оптимизации ведения делопроизводства и представления документов рекомендуется на одно лицо формировать одно личное дело. В случае повторной подачи таким лицом документов учитывать наличие указанных справок в его личном деле. Территориальный орган Минюста России в таком случае обязан проверить наличие оригинала справки, срок ее выдачи и в случае подтверждения срока действия соответствующей справки в личном деле претендента сделать ссылку на наличие в нем на соответствующем листе справки, сданной ранее.
Также полагаем возможным в отношении соответствующих лиц заводить только одно дело, подлежащее хранению в течение 75 лет.
7. В соответствии с абзацем девятым пункта 2.8 Порядка 2 копии приказов территориального органа об изменении территории деятельности нотариуса, наделяемого полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса, наделении лица полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или об отказе в наделении такими полномочиями направляются в нотариальную палату не позднее двух рабочих дней со дня принятия соответствующего приказа и помещаются в дело лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса.
Таким образом, в случае отказа в наделении полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса территориальный орган также издает приказ.
Учитывая, что соответствующий приказ помещается в дело лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса, в случае наделения полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса нескольких лиц, по каждому лицу издается отдельный приказ.
8. В случае наделения полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса нескольких помощников нотариуса в силу части второй статьи 20 Основ нотариус должен определить порядок замещения ими в период своего временного отсутствия.
Пунктом 1.3 Порядка 2 предусмотрено, что нотариальная палата осуществляет контроль за соответствием причины (причин) замещения временно отсутствующего нотариуса перечню уважительных причин и соблюдением порядка передачи полномочий нотариуса по совершению нотариальных действий лицу, его замещающему. В связи с этим после издания территориальным органом приказа о наделении нескольких помощников нотариуса полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса представление в территориальный орган распоряжения или иного документа нотариуса о порядке его замещения помощниками в конкретный период времени не требуется.
При этом следует учесть, что при проведении совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации мероприятий по контролю за соблюдением нотариусами и лицами, их замещающими, Правил нотариального делопроизводства, проверяется наличие распоряжений нотариуса о его замещении соответствующим помощником в определенное время.
9. В соответствии с пунктом 3.2 Порядка 2 нотариус вправе в любое время приступить к осуществлению своих полномочий, при этом полномочия замещающего его лица прекращаются. Издание приказа о прекращении замещения временно отсутствующего нотариуса не требуется. Контроль за передачей полномочий лица, временно исполняющего обязанности нотариуса, осуществляется преимущественно посредством единой информационной системы нотариата (наличие в ней сведений о блокировке электронной цифровой подписи нотариуса), при этом не требуется издание нотариусом какого-либо документа о том, что он приступает к своим полномочиям.
10. Абзацем третьим пункта 2.8 Порядка 2 установлено, что приказ о замещении временно отсутствующего нотариуса помощником нотариуса издается на весь срок действия трудового договора с нотариусом, если иное не указано в согласии нотариуса.
В целях единообразного применения указанной нормы рекомендуется использовать следующую формулировку:
"В соответствии со статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, пунктом 2.8 Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса, утвержденного приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. N 148, приказываю:
Наделить с __________________________________________________________ - (дата наделения полномочиями) (фамилия, имя, отчество (при наличии) помощника нотариуса _______________________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации) ____________________________________________________________, занимающегося (фамилия, имя, отчество (при наличии) нотариуса - работодателя помощника нотариуса) частной практикой, - на весь срок действия трудового договора помощника нотариуса правом исполнять обязанности по осуществлению нотариальной деятельности нотариуса ____________________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации, фамилия, имя отчество (при наличии) нотариуса) на весь период временного отсутствия нотариуса по уважительным причинам. Основание: заявление _________________________________________________, (фамилия и инициалы помощника нотариуса, дата подачи заявления) согласие _________________________________________________________________, (фамилия и инициалы замещающего нотариуса, дата согласия) согласие нотариальной палаты _____________________________________________. (наименование субъекта Российской Федерации, дата согласия)
В соответствии с абзацем десятым пункта 2.8 Порядка 2 сведения о лицах, замещающих временно отсутствующего нотариуса, вносятся в реестр нотариусов в соответствии с Основами. При наделении помощника нотариуса полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса на весь срок действия трудового договора, в реестре нотариусов в разделе о временном исполнении обязанностей нотариуса в окне "Дата окончания" до введения новой версии ФГИС "Учет нотариусов" рекомендуется указывать число, месяц и год достижения нотариусом семидесятипятилетнего возраста.
11. В пункте 2.6 Порядка 2 одним из оснований для отказа в выдаче согласия нотариальной палаты о замещении временно отсутствующего нотариуса является осуществление лицом предпринимательской или иной деятельности.
Под иной деятельностью понимается деятельность, не относящаяся к преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Лицо, соответствующее требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ, не может замещать временно отсутствующего нотариуса, оформив отпуск по основному месту работы, поскольку отпуск не прерывает трудовых отношений и не освобождает работника от его прав и обязанностей, вытекающих из трудового договора.
12. При передаче полномочий другому нотариусу в приказе территориального органа следует указывать формулировку части шестой статьи 20 Основ, за исключением случая, когда другому нотариусу передаются не все полномочия, а только их часть, например, при передаче полномочий только по ведению наследственных дел.
13. Обязанность нотариуса или нотариальной палаты представлять в территориальный орган Минюста России письменное заявление о прекращении полномочий лица, замещающего временного отсутствующего нотариуса, законодательством не предусмотрена. Вместе с тем полагаем, что в целях соблюдения прав граждан нотариус или нотариальная палата в разумные сроки должны известить территориальный орган Минюста России о прекращении полномочий лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, для внесения сведений во ФГИС "Учет нотариусов".
III. Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 149
"О внесении изменений в Положение о порядке проведения
конкурса на замещение вакантной должности нотариуса,
утвержденное приказом Минюста России
от 17.02.1997 N 19-01-19-97"
1. При подаче заявления и документов, указанных в абзацах втором - седьмом пункта 5 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (далее - Положение 1), лицо, желающее участвовать в конкурсе, предъявляет документ, удостоверяющий личность.
Лицо, желающее участвовать в конкурсе, не допускается к участию в конкурсе в случае несоответствия требованиям статьи 2 Основ, а также при несвоевременном либо неполном представлении документов, указанных в абзацах первом - девятом пункта 5 Положения 1.
Иными словами, в случае непредъявления при подаче заявления и документов лицом, желающим участвовать в конкурсе, документа, удостоверяющего личность, такое лицо не допускается к участию в конкурсе.
2. Подлинники документов, указанных в абзацах пятом - седьмом пункта 5 Положения 1, заявителю не возвращаются, а формируются в личное дело лица, желающего принять участие в конкурсе.
Заявление с просьбой допустить к участию в конкурсе, а также заявление об отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств могут быть поданы в качестве отдельных документов. При этом также допускается указание в заявлении с просьбой допустить к участию в конкурсе сведений об отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств.
3. Если лицо желает участвовать в двух конкурсах на замещение вакантной должности нотариуса (поочередно объявленных), однако документы, предусмотренные пунктом 5 Положения 1, ранее собраны и представлены им в одном экземпляре, специалист, принимающий документы на конкурс, готовит справку в отношении такого лица с указанием номера дела, где хранятся оригиналы документов, представленных для участия в другом конкурсе. Для участия во втором конкурсе от лица, желающего участвовать в конкурсе, принимается соответствующее заявление.
4. Днем получения высшего юридического образования считается дата выдачи соответствующего диплома.
IV. Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 150
"Об утверждении Положения о квалификационной комиссии"
1. Квалификационная комиссия, созданная до вступления в силу Положения о квалификационной комиссии (далее - Положение 2), сохраняет свои полномочия до окончания срока, на который она была создана. Замена члена такой квалификационной комиссии осуществляется в соответствии с Положением 2.
2. Пунктом 3 раздела II Положения 2 установлено, что членом квалификационной комиссии не может быть одно и то же лицо более трех раз подряд. Учитывая, что нормы Положения 2 применяются к правоотношениям, возникшим после вступления его с силу, то указанное требование не распространяется на лиц, ранее входивших в состав квалификационной комиссии.
3. В соответствии с пунктом 9 Положения 2 член квалификационной комиссии не принимает участия в заседаниях квалификационной комиссии:
в случае подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену супругом (супругой) члена квалификационной комиссии, а также родителями, детьми, внуками, братьями, сестрами, дедушками, бабушками члена квалификационной комиссии или родителями, детьми, внуками, братьями, сестрами, дедушками, бабушками супруга (супруги) члена квалификационной комиссии;
при возникновении личной заинтересованности члена квалификационной комиссии, которая может привести к конфликту при проведении квалификационного экзамена.
Во избежание признания судом результатов квалификационного экзамена недействительными, полагаем, что во всех указанных случаях член квалификационной комиссии обязан уведомить комиссию о причинах невозможности участия в заседании комиссии, о чем должна быть сделана отметка в протоколе заседания квалификационной комиссии. Указанное уведомление также может быть изложено в письменном виде и приобщено к протоколу заседания квалификационной комиссии.
4. Территориальный орган Минюста России в соответствии с общим порядком организации своей деятельности принимает приказ о проведении квалификационного экзамена.
5. Абзацем тринадцатым пункта 16 Положения 2 предусмотрено, что до дня проведения заседания квалификационной комиссии о принятии решения о допуске к квалификационному экзамену территориальный орган проводит проверку представленных документов. В рамках межведомственного взаимодействия могут быть проверены документы об образовании или об отсутствии судимости. Если до принятия решения о допуске к квалификационному экзамену в территориальный орган Минюста России не поступили ответы на запросы, лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена.
6. Выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, содержащая мотивированное решение квалификационной комиссии об отказе в допуске к квалификационному экзамену, предусмотренная пунктом 23 Положения 2, а также выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, предусмотренная пунктом 39 Положения 2, подписываются председателем и секретарем квалификационной комиссии.
Выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, предусмотренная пунктом 39 Положения 2, выдается экзаменуемому территориальным органом в течение пяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена.
В целях унификации структуры и информации рекомендуется в выписке указывать следующее:
заголовок "Выписка из протокола N ___ заседания квалификационной комиссии при ________________ (наименование территориального органа Минюста России)";
дата (даты) проведения квалификационного экзамена;
место проведения квалификационного экзамена;
список членов квалификационной комиссии, присутствовавших на квалификационном экзамене;
начало и окончание приема экзамена у соответствующего лица (дата и время);
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, принимавшего участие в квалификационном экзамене, которому выдается выписка из протокола;
реквизиты документа, удостоверяющего личность лица, принимавшего участие в квалификационном экзамене, которому выдается выписка из протокола;
адрес регистрации по месту жительства лица, принимавшего участие в квалификационном экзамене, которому выдается выписка из протокола;
номер билета, оценки за каждый вопрос по билету, итоговый балл;
результат сдачи квалификационного экзамена (сдан/не сдан);
подписи председателя и секретаря квалификационной комиссии.
7. В соответствии с частью десятой статьи 3 Основ лицо, сдавшее квалификационный экзамен, но не приступившее к работе в должности помощника нотариуса, или к замещению временно отсутствующего нотариуса, или не назначенное на должность нотариуса в течение трех лет с момента сдачи экзамена либо имеющее перерыв свыше пяти лет в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса или в замещении временно отсутствующего нотариуса, допускается к конкурсу на должность нотариуса, к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным определить срок хранения протоколов заседания квалификационной комиссии - 75 лет.
8. В соответствии с пунктом 27 Положения 2 тексты задач и заданий по составлению нотариальных актов разрабатываются и утверждаются квалификационной комиссией с учетом количества и тематики теоретических вопросов.
Экзаменационные билеты составляются квалификационной комиссией к каждому экзамену, при этом в каждом билете тематика теоретического вопроса, задачи и задания по составлению нотариального акта должны быть различными.
Теоретические вопросы, задачи и задания по составлению нотариального акта также не могут быть повторены в других билетах.
Таким образом, все вопросы, задачи и задания в билетах для определенного квалификационного экзамена должны быть разными. Например, 50 билетов должны содержать 50 разных вопросов, задач и заданий.
9. Проверка отсутствия у лица гражданства (подданства) иностранного государства может проводиться путем направления соответствующего запроса в ФМС России. В настоящее время Минюстом России проводится работа по заключению с ФМС России соглашения о взаимодействии при проверке сведений об отсутствии у лица гражданства (подданства) иностранного государства.
V. Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 151
"Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами,
претендующими на должность нотариуса"
1. Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (далее - Порядок 3), применяется к правоотношениям, которые возникли после вступления его в силу, т.е. после 11.07.2015.
2. В соответствии с пунктом 10 Порядка 3 для приема экзамена формируется экзаменационная комиссия в составе не менее шести человек. В состав экзаменационной комиссии на паритетных началах входят представители нотариальной палаты и территориального органа Минюста России. В число представителей со стороны нотариальной палаты и территориального органа Минюста России могут входить также члены судейского и научного сообществ.
Председателем комиссии по должности является начальник территориального органа Минюста России или его заместитель, заместителем председателя комиссии - президент нотариальной палаты или член правления нотариальной палаты.
В целях повышения объективности в состав экзаменационной комиссии не могут входить руководители стажировки, а также супруг (супруга), родители, дети, внуки, братья, сестры, дедушки, бабушки лица, претендующего на должность стажера, или родители, дети, внуки, братья, сестры, дедушки, бабушки супруга (супруги) лица, претендующего на должность стажера. О наличии родственных связей указанные лица должны уведомить экзаменационную комиссию.
Персональный состав указанной комиссии утверждается приказом территориального органа Минюста России по аналогии с формированием персонального состава квалификационной комиссии.
Полномочиями по приему экзамена у лиц, претендующих на должность стажера, может наделяться квалификационная комиссия, сформированная в соответствии с Положением о квалификационной комиссии. В этом случае в приказе территориального органа об утверждении персонального состава квалификационной комиссии указывается, что комиссия также формируется для приема экзамена у лиц, претендующих на должность стажера.
Процедура согласования количества должностей стажеров согласно пункту 4 Порядка 3 проводится по соглашению нотариальной палаты и территориального органа.
При равном количестве баллов, полученных по результатам сдачи экзамена, на должности стажеров зачисляются все лица, получившие равное количество баллов. При этом количество должностей стажеров увеличивается в соответствии с пунктом 4 Порядка 3, т.е. путем принятия нотариальной палатой решения по согласованию с территориальным органом Минюста России.
3. В соответствии со статьей 19 Основ стажером нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования. Иные требования к лицу, желающему стать стажером нотариуса, не могут предъявляться.
4. Учитывая, что документы на стажировку подаются в нотариальную палату, полагаем, что секретарем экзаменационной комиссии должен являться представитель нотариальной палаты.
VI. Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 156
"Об утверждении Порядка направления в нотариальную палату
субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении
или отмене завещания или доверенности органом, в котором
работает должностное лицо местного самоуправления,
удостоверившее завещание или доверенность"
В практике органов местного самоуправления возникают следующие вопросы:
Если нотариальное действие совершено специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления, то возможно ли сформированный XML-файл подписать электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) главы администрации данного поселения, и как в таком случае должны отображаться сведения в XML-файле (сведения указываются о должностном лице, которое осуществило нотариальное действие, а затем указываются сведения о главе администрации либо указываются только сведения о должностном лице, а глава администрации подписывает XML-файл)?
Полагаем возможным довести до сведения органов местного самоуправления следующую информацию.
1. В соответствии с пунктом 2 Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность (далее - Порядок 4), участниками электронного взаимодействия при направлении сведений являются лицо, направляющее в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведения в соответствии со статьей 37 Основ (далее - отправитель), т.е. орган местного самоуправления, а также нотариальная палата субъекта Российской Федерации.
Должностные лица местного самоуправления представляют в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в установленной форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью отправителя, в соответствии с требованиями, установленными Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17 июня 2014 г. N 129 (пункт 2 Порядка 4).
Учитывая изложенное, в XML-файле обязательно указываются сведения о должностном лице, осуществившем нотариальное действие, а XML-файл может быть подписан как ЭЦП такого должностного лица, так и ЭЦП главы администрации.
2. Сведения должны представляться только в виде файла утвержденного формата.
3. В случае отсутствия подключения к информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведения передаются на электронном носителе с сопроводительным письмом.
К сопроводительным документам на бумажном носителе относится письмо о направлении в адрес нотариальной палаты информации на электронном носителе о совершенных нотариальных действиях.
В целях оказания методической помощи органам местного самоуправления Фондом "Центр инноваций и информационных технологий" (далее - Фонд), учрежденным Федеральной нотариальной палатой, подготовлена Инструкция для органов местного самоуправления по направлению в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности.
Инструкцию, а также программу для подготовки XML-файлов можно скачать, на официальном сайте Фонда www.fciit.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
VII. Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 157
"Об утверждении Порядка и сроков сложения полномочий
нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста,
а также проведения конкурса для назначения
на освободившуюся в этом случае должность"
1. Приказ территориального органа Минюста России о прекращении полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста до начала применения Порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность (далее - Порядок 5) должен быть принят не позднее 12.08.2015.
2. В соответствии с пунктом 4 Порядка 5 конкурс на замещение освобождаемой должности нотариуса объявляется территориальным органом за три месяца до дня достижения нотариусом семидесятипятилетнего возраста.