См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 мая 2017 г. N 12-59118/17
В Департаменте по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой в пределах установленной компетенции рассмотрено обращение с просьбой разъяснить, обязан ли нотариус включать в наследственную массу награды СССР, и сообщается следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Минюст России не наделен полномочиями по осуществлению контроля за профессиональной деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, а также по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Пунктом 1 статьи 1185 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что государственные награды, которых был удостоен наследодатель и на которые распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, не входят в состав наследства.
Состав государственной наградной системы Российской Федерации установлен пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 1185 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю государственные награды, на которые не распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, почетные, памятные и иные знаки, в том числе награды и знаки в составе коллекций, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
К таким наградам относятся и награды СССР.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" определено, что в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях все принадлежавшие наследодателю государственные награды, почетные, памятные и иные знаки, которые не входят в государственную наградную систему Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".
Пленум Верховного Суда Российской Федерации является органом Верховного Суда Российской Федерации, который дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.
В соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, Минюст России не вправе комментировать судебные акты.
Дополнительно информируем, что в соответствии со статьей 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы) нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.
Согласно статье 48 Основ нотариус отказывает в совершении нотариального действия, в том числе, если совершение такого действия противоречит закону.
Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.
В соответствии со статьями 33, 49 Основ и статьей 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о правомерности совершенного нотариального действия или отказа в его совершении может быть рассмотрен только в судебном порядке.
И.о. директора Департамента
по вопросам правовой помощи
и взаимодействия с судебной системой
И.А.ЗАЛУЦКАЯ