См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 31 августа 2023 г. N 16-3/10/В-13759

В дополнение к письму от 30 июня 2023 г. N 16-3/10/В-10098 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросу применения Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2023 г. N 1026 "Об исчислении среднего заработка" (далее - Правила) сообщает следующее.

1. Правилами предусматривается использование гибкого механизма, позволяющего:

применять в качестве расчетного периода период, равный трем последовательным календарным месяцам, в пределах 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу увольнения гражданина;

при наличии периодов временной нетрудоспособности в расчетном периоде осуществлять последовательную сдвижку расчетного периода назад с интервалом в 1 месяц в пределах 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу увольнения гражданина (например, при увольнении гражданина в сентябре расчетным периодом будет май - июль; при наличии временной нетрудоспособности, например, в июне, расчетный период сдвигается на март - май и так далее по сентябрь предыдущего года);

при отсутствии трех полностью отработанных календарных месяцев в пределах 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу увольнения гражданина, в качестве расчетного периода использовать период, равный двум полностью отработанным календарным месяцам (при необходимости будет осуществляться сдвижка периодов, описанная выше);

при отсутствии двух полностью отработанных календарных месяцев в пределах 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу увольнения гражданина, в качестве расчетного периода использовать период, равный одному полностью отработанному календарному месяцу (при необходимости осуществляется сдвижка периодов, описанная выше);

при отсутствии хотя бы одного полностью отработанного календарного месяца в пределах 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу увольнения гражданина, использовать данные о среднем заработке, исчисленном работодателем за фактически отработанное время.

Также в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Правил из расчетного периода (периода, принятого в качестве расчетного) исключается не полностью отработанный месяц если гражданин принят на работу позднее первого рабочего дня календарного месяца.

Условный пример N 1.

Гражданин работал на последнем месте работы с марта 2020 г. по апрель 2023 г.

Расчетный период: декабрь 2022 г. - февраль 2023 г.

При наличии в декабре 2022 г. периода временной нетрудоспособности необходимо выбрать период, принимаемый в качестве расчетного, в пределах 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу увольнения - с апреля 2022 г. по март 2023 г. При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил период, принимаемый в качестве расчетного, будет включать 3 последовательных календарных месяца, ближайших к месяцу увольнения, т.е. в качестве расчетного принимается период с января по март 2023 г. В случае отсутствия сведений о выплатах и иных вознаграждениях (далее - сведения о доходе) за март 2023 г., в качестве расчетного принимается период с сентября по ноябрь 2022 г.

Условный пример N 2.

Гражданин работал на последнем месте работы с 3 апреля по 11 июля 2023 г.

Расчетный период: март - май 2023 г., сведения о доходе за расчетный период отсутствуют (март 2023 г. не относится к последнему месту работы).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил в качестве расчетного принимается период с апреля 2023 г. (дата приема на работу совпадает с первым рабочим днем месяца, поэтому он не исключается из периода, принимаемого в качестве расчетного периода) по май 2023 г.

Условный пример N 3.

Гражданин работал на последнем месте работы с 15 октября 2022 г. по 28 апреля 2023 г.

Расчетный период: декабрь 2022 г. - февраль 2023 г.

При наличии в январе 2023 г. периода временной нетрудоспособности необходимо выбрать период, принимаемый в качестве расчетного, в пределах 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу увольнения - с ноября 2022 г. по март 2023 г. (октябрь 2022 г. исключается в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил, т.к. гражданин принят на работу позднее первого рабочего дня календарного месяца). При этом период, принимаемый в качестве расчетного, в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил будет включать 2 последовательных календарных месяца, ближайших к месяцу увольнения, т.е. в качестве расчетного принимается период с февраля по март 2023 г., а случае отсутствия сведений о доходах за март 2023 г. - период с ноября по декабрь 2022 г.

Условный пример N 4.

Гражданин работал на последнем месте работы с 8 ноября 2022 г. по 15 мая 2023 г.

Расчетный период: январь - март 2023 г.

При наличии в январе 2023 г. периода временной нетрудоспособности и отсутствии сведений о доходе за февраль и март 2023 г., необходимо выбрать период, принимаемый в качестве расчетного, в пределах 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу увольнения - с декабря 2022 г. по апрель 2023 г. (ноябрь 2022 г. исключается в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил, т.к. гражданин принят на работу позднее первого рабочего дня календарного месяца). При этом период, принимаемый в качестве расчетного, в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил будет включать 1 календарный месяц, ближайших к месяцу увольнения, т.е. в качестве расчетного периода принимается апрель 2023 г., а случае отсутствия сведений о доходах за апрель 2023 г. - декабрь 2022 г.

Условный пример N 5.

Гражданин работал на последнем месте работы с марта 2020 г. 22 июня 2023 г. и в течение 11 месяцев, предшествовавших месяцу увольнения, имел период временной нетрудоспособности.

В данном случае применяется подпункт "в" пункта 3 Правил и в качестве расчетного используется период, равный 1 месяцу (июнь 2022 г.) при условии, что этот месяц отработан полностью. В противном случае на основании подпункта "б" пункта 5 Правил гражданину необходимо представить в центр занятости населения справку о среднем заработке, исчисленном работодателем.

2. При поступлении сведений за расчетный период, указанный в пункте 2 Правил, средний заработок, исчисленный в соответствии с пунктом 3 Правил, перерасчету не подлежит.

3. Форма справки о среднем заработке, исчисленном работодателем, утверждена приказом Минтруда России от 27 июля 2023 г. N 604н, зарегистрированном Минюстом России 29 августа 2023 г. N 74993 (прилагается).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2023 г. N 1026 "Об исчислении среднего заработка" (далее - постановление N 1026) вступило в силу с 4 июля 2023 г. и применяется к гражданам, признаваемым безработными с указанной даты.

Гражданам, подавшим заявление о содействии в поиске подходящей работы до 3 июля (включительно), размер среднего заработка исчисляется по нормам постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. N 1552 "Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)" (далее - постановление N 1552).

Вместе с тем, согласно письму Минтруда России от 30 июня 2023 г. N 16-3/10/В-10098, гражданам, которым пособие по безработице было назначено по нормам постановления N 1552 и которые по состоянию на 4 июля 2023 г. являются получателями пособия по безработице, перерасчет размеров пособия по безработице по нормам постановления N 1026 может быть осуществлен на период, оставшийся до окончания установленного срока выплаты пособия на основании пункта 14 приказа Минтруда России от 22 февраля 2019 г. N 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам". Основаниями для такого перерасчета являются случаи существенного занижения среднего заработка, в частности, связанные с:

1) отсутствием у гражданина выплат и иных вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в связи с превышением предельной величины базы для исчисления страховых взносов;

2) отсутствием у гражданина выплат и иных вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в связи с тем, что он являлся сотрудником международной организации, освобожденным от уплаты налогов на заработную плату или иное вознаграждение;

3) наличием в расчетном периоде периодов временной нетрудоспособности;

4) наличием в расчетном периоде не полностью отработанного месяца (месяцев);

5) отсутствием сведений о выплатах и иных вознаграждениях гражданину, на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за расчетный период или за предшествующий период, равный расчетному, по причинам, не зависящим от гражданина.

В случае, когда гражданину, состоявшему в трудовых отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, при применении норм постановления N 1552 пособие по безработице было назначено в минимальном размере в связи с отсутствием сведений о среднем заработке по последнему месту работы (службы) на срок, не превышающий 3 месяцев (в соответствии с пунктом 2 статьи 30 и абзацем вторым пункта 4 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации"), а в результате пересчета по нормам постановления N 1026 средний заработок был исчислен, период выплаты пособия устанавливается в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" (на срок, не превышающий шести месяцев).

5. Согласно пункту 19 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. N 1909 (далее - Правила), зарегистрированные граждане вправе по собственной инициативе предоставить в центр занятости населения документы, подтверждающие сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню сведений, запрашиваемых центрами занятости населения, согласно приложению к Правилам (далее - перечень сведений). К числу таких сведений относятся в том числе и сведения о временной нетрудоспособности.

По информации Федеральной службы по труду и занятости задача по доработке ЕЦП "Работа в России" в целях получения сведений о временной нетрудоспособности в рамках СМЭВ включена в состав работ по адаптационному изменению функций ЕЦП "Работа в России" и будет реализована в текущем году.

В период до реализации на ЕЦП "Работа в России" указанного сервиса в качестве документов, подтверждающих наличие периодов временной нетрудоспособности, гражданин может представить в центр занятости населения копии листков нетрудоспособности, распечатанные из его личного кабинета в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

В период до реализации на ЕЦП "Работа в России" указанного сервиса выявление периодов временной нетрудоспособности целесообразно осуществлять для граждан, у которых размер пособия по безработице в первом периоде выплаты, определенный на основании среднего заработка, исчисленного на основании сведений о выплатах и иных вознаграждениях, полученных от Социального фонда России в рамках межведомственного взаимодействия, сложился меньше максимального размера пособия по безработице.

6. Постановлением N 1026 внесены изменения в перечень сведений, запрашиваемых центрами занятости населения (приложение к Правилам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. N 1909). В частности, вместо сведений о факте осуществления трудовой деятельности гражданина должны запрашиваться сведения о месте осуществления трудовой деятельности гражданина. С 4 июля 2023 г. сведения о факте осуществления трудовой деятельности гражданина не применяются.

По информации Федеральной службы по труду и занятости задача по доработке ЕЦП "Работа в России" в целях получения сведений о месте осуществления трудовой деятельности в рамках СМЭВ включена в состав работ по адаптационному изменению функций ЕЦП "Работа в России" и будет реализована в текущем году.

В период до реализации на ЕЦП "Работа в России" указанного сервиса выявление случаев занятости гражданина необходимо осуществлять на основании сведений Социального фонда России о трудовой деятельности и Федеральной налоговой службы о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональный доход

Е.В.МУХТИЯРОВА