См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 августа 2014 г. N 18-2/В-599

Департамент развития государственной службы Минтруда России, рассмотрев письмо, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда). В этой связи, в компетенцию Министерства не входят полномочия по разъяснению законодательства о прохождении государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" Минтруду России поручено оказывать федеральным государственным органам, государственным внебюджетным фондам, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, консультативную и методическую помощь в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Учитывая изложенное, полагаем необходимым отметить следующее.

Согласно части 2 статьи 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение о службе в органах внутренних дел), сотрудникам органов внутренних дел, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), не разрешается проходить службу в одном и том же органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Вопросы, связанные с подчиненностью сотрудников органов внутренних дел, урегулированы в статьях 35 и 39 Положения о службе в органах внутренних дел. При этом действующее законодательство о прохождении различных видов государственной службы и о противодействии коррупции не содержит определения понятия "непосредственная подконтрольность".

В научных материалах встречается мнение о том, что подконтрольность имеет место тогда, когда сотрудник органов внутренних дел в силу своих должностных обязанностей обязан контролировать служебную деятельность другого сотрудника, в том числе в случаях, когда между ними нет прямого подчинения.

В судебной практике применительно к муниципальным служащим разъясняется, что целью установления вышеуказанного ограничения совместной работы лиц, состоящих в близком родстве или свойстве, является недопущение возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения муниципальных служащих и качество их служебной деятельности, а также ограничение возможного злоупотребления служащими своим служебным положением. Непосредственная подчиненность означает, что один муниципальный служащий подчинен другому в соответствии с должностной инструкцией, положением о структурном подразделении муниципального органа. Непосредственная подконтрольность означает, что один муниципальный служащий имеет право на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого муниципального служащего, который непосредственно ему подчинен (Апелляционное определение Костромского областного суда от 11 сентября 2013 г. по делу N 33-1467).

Вопрос близкого родства или свойства муниципальных служащих также отражен в Обзоре практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 г. (далее - Обзор, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации). В данном документе указано, что сам факт близкого родства или свойства муниципальных служащих сам по себе не является основанием для прекращения служебных отношений.

На основании изложенного, по нашему мнению, непосредственная подконтрольность предполагает наличие у непосредственного начальника или иного вышестоящего начальника (при отсутствии прямого подчинения) специального полномочия по осуществлению контроля в силу своих должностных (служебных) обязанностей. Аналогичная позиция отражена в решении Плесецкого районного суда Архангельской области от 25 июня 2013 г. N 2-970/13.

Таким образом, непосредственная подконтрольность возникает в правоотношениях сотрудников органов внутренних дел в случаях, когда в должностных (служебных) обязанностях одного из них это прямо предусмотрено либо полномочие по осуществлению функций соответствующего контроля предоставлено (закреплено) локальным актом федерального государственного органа (приказом, распоряжением и т.п.).

При этом следует учитывать, что пунктом 13 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" одной из основных обязанностей сотрудника органов внутренних дел является обязанность сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Направленное в соответствии с частью 4 статьи 71 указанного Федерального закона с сотрудником органов внутренних дел сообщение (уведомление, заявление) о возникновении личной заинтересованности рассматривается на заседании аттестационной комиссии (подпункт "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821), по итогам которого принимается соответствующее решение.

В Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указано, что конфликт интересов - это противоречие между частным (получение дохода и т.п.) и публичным (интересы службы, призванные служить правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, которым причиняется вред). Такое противоречие связано с ненадлежащим исполнением должностных (служебных) обязанностей. В основе конфликта интересов на государственной и муниципальной службе лежит заинтересованность материального свойства, т.е. получение или реальная возможность получения служащим (или членами его семьи) в связи с исполнением должностных обязанностей доходов, иной материальной выгоды с учетом конкретной ситуации.

В этой связи при рассмотрении вопроса о возникновении конфликта интересов, одной из сторон которого является сотрудник органов внутренних дел, второй стороной - лицо, состоящее с сотрудником органов внутренних дел (государственный гражданский служащий, работник, замещающий должность на основании трудового договора) в близком родстве или свойстве, необходимо выявлять факты ненадлежащего исполнения должностных (служебных) обязанностей одним из вышеперечисленных лиц, а также получения (реальной возможности получения) ими доходов, иной материальной выгоды.

В части вопросов представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах) в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, отстранения от исполнения служебных обязанностей сообщаем следующее.

Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведения о доходах обязаны представлять представителю нанимателя граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лица, замещающие указанные должности. Вопросы, связанные с порядком и формой представления данных сведений, урегулированы Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".

Законодательством Российской Федерации не предусматривается освобождение государственных служащих, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, от исполнения обязанности представлять сведения о доходах в период отстранения от исполнения должностных обязанностей, нахождения в отпуске по уходу за ребенком или временной нетрудоспособности.

Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Директор Департамента развития
государственной службы
Д.В.БАСНАК

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области