См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 ноября 2013 г. N 14-0/10/2-7222

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для повышения удельного веса численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 2096-р "Перечень показателей для эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)".

Л.Ю.ЕЛЬЦОВА

Приложение
к письму Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 25 ноября 2013 г. N 14-0/10/2-7222

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ
УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ВЕСА ЧИСЛЕННОСТИ
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ В ОБЩЕЙ
ЧИСЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с абзацем 7 подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в целях методического обеспечения реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для повышения удельного веса численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников.

2. Настоящие методические рекомендации содержат основные подходы к разработке и реализации мер, направленных на достижение показателя "удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников", который в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 2096-р входит в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года), определяют порядок оценки достижения указанного показателя органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, источники получения данных.

3. Целевые значения индикатора "увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников" по годам утверждены Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 22 сентября 2012 г. N 5171п-П12 и включены в Государственную программу Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2149-р (прилагаются).

4. Расчет показателя "удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе" производится в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 21 февраля 2013 г. N 70 "Об утверждении методик расчета показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" (приложение N 6).

В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 г. N 285-р (позиция 1.30.10), статистические данные по численности высококвалифицированных работников и их доле в численности квалифицированных работников формируются ежегодно до 30 марта.

II. Основные подходы к разработке мер по повышению
численности высококвалифицированных работников

5. Основной задачей повышения численности высококвалифицированных работников является кадровое обеспечение создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, развития высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Анализ и прогноз динамики создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, их профессионально-квалификационной структуры целесообразно осуществлять в рамках мероприятий по достижению соответствующих показателей создания (модернизации) рабочих мест и развитию высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, предусматривая их в инновационных планах, планах модернизации, программах развития отраслей, кластеров и т.п., разрабатываемых и реализуемых в регионах с участием бизнес-сообщества.

Реализация данных планов и программ обеспечит расширение спроса на рынке труда на высококвалифицированных работников.

6. В целях расширения предложения на рынке труда высококвалифицированных работников, создания условий для повышения их численности разрабатываются региональные планы мероприятий (комплексы мер, региональные программы), утверждаемые в установленном в субъекте Российской Федерации порядке (далее - региональные планы).

В региональных планах целесообразно предусматривать следующие мероприятия по основным направлениям:

1) мотивация граждан к трудовой деятельности и обучению по перспективным профессиям (специальностям):

проведение мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих и инженерно-технических специальностей, включая использование возможностей социальной рекламы, профориентацию и ознакомление учащихся образовательных учреждений с перспективами трудоустройства по выбираемой специальности и условиями работы в организациях и учреждениях, проведение конкурсов профессионального мастерства, лучшей работы с кадрами;

осуществление мер дополнительной поддержки выпускников образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, избравших работу по профильной специальности;

2) повышение качества и развитие современных форм профессионального образования и обучения:

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений на основе оснащения современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием, программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе работодателей и их объединений, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования;

мониторинг создания и развития многофункциональных центров прикладных квалификаций;

содействие развитию непрерывного образования;

3) обеспечение соответствия профессиональной подготовки и обучения кадров требованиям рынка труда, содействие развитию профессиональных сообществ, объединений работодателей с целью:

выявления потребности в высококвалифицированных специалистах, обеспечения их участия в планировании объемов и направлений подготовки в образовательных организациях, формировании образовательных программ и программ профессионального обучения;

проведения общественной аккредитации образовательных организаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;

4) использование механизмов социального партнерства, а также государственно-частного партнерства в решении задач по повышению квалификационного уровня работников организаций различных отраслей;

5) увеличение в структуре привлекаемой иностранной рабочей силы высококвалифицированных работников:

учет соответствующих приоритетов при формировании потребности субъекта Российской Федерации в привлечении иностранных работников;

привлечение высококвалифицированных соотечественников из-за рубежа.

При разработке региональных планов учитываются мероприятия, предусмотренные перечнем мероприятий по увеличению к 2020 году числа высококвалифицированных работников, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2013 г. N 2108-р.

7. Разработка регионального плана в качестве самостоятельного документа целесообразна в том случае, если в действующих на территории субъекта Российской Федерации программных документах (программах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, других программах и планах) не предусмотрена реализация указанных мероприятий.

Региональный план разрабатывается на срок не менее трех лет. Срок реализации регионального плана ежегодно пролонгируется на год или по окончании срока реализации разрабатывается новый региональный план на следующий срок, не менее трех лет.

III. Порядок оценки выполнения
показателя повышения удельного веса численности
высококвалифицированных работников в общей численности
квалифицированных работников

8. Оценка выполнения показателя повышения удельного веса численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников проводится в следующем порядке:

удельный вес численности высококвалифицированных работников в численности квалифицированных работников в субъекте Российской Федерации сопоставляется с аналогичным показателем по Российской Федерации;

для субъектов Российской Федерации, имеющих показатель удельного веса численности высококвалифицированных работников в численности квалифицированных работников ниже данного показателя по Российской Федерации, ежегодный прирост высококвалифицированных работников должен быть выше ежегодного прироста по Российской Федерации.

9. Оценка эффективности реализации мер проводится методом сравнительного анализа значений показателей в отчетном году в порядке, указанном в п. 7 настоящих методических рекомендаций.

10. Доклады высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о реализации мер направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации до 10 апреля года, следующего за отчетным.

Приложение
к Методическим рекомендациям
по разработке органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
мер, направленных на создание условий
для повышения удельного веса
численности высококвалифицированных
работников в общей численности
квалифицированных работников

ЦЕЛЕВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
ИНДИКАТОРОВ НА 2012 - 2020 ГОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УВЕЛИЧЕНИЕ
К 2020 ГОДУ ЧИСЛА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ, С ТЕМ
ЧТОБЫ ОНО СОСТАВЛЯЛО НЕ МЕНЕЕ ТРЕТИ ОТ ЧИСЛА
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ В ЦЕЛОМ
ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ПРОЦЕНТАХ

2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
29,5
29,8
30,1
30,6
31,3
31,9
32,4
32,9
33,4