См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 марта 2019 г. N 15-3/В-794

Департамент условий и охраны труда направляет для руководства в работе письма Минтруда России от 21.03.2019 N 15-3/10/ФС-34О и Департамента условий и охраны труда Минтруда России от 15.03.2019 N 15-3/В-691 и от 14.03.2019 N 15-3/ООГ-532 по вопросам финансового обеспечения, за счет сумм страховых взносов санаторно-курортного лечения работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии, по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

Директор Департамента
условий и охраны труда
В.А.КОРЖ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 марта 2019 г. N 15-3/10/ФС-340

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросу применения подпункта "н" пункта 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н (далее - Правила и предупредительные меры соответственно), и сообщает следующее.

Подпунктом "н" пункта 3 Правил предусмотрено, что финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения работников, право на которое возникает не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, осуществляется за счет уплаченных страхователем сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы).

Данная норма была введена в Правила приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 декабря 2018 г. N 764н "О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма к профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н" в целях реализации пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 431-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 431-ФЗ).

В соответствии с указанной нормой Фонд социального страхования Российской Федерации вправе принимать решение о направлении страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер до 30 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

Таким образом, категория граждан, которым предоставлено право на санаторно-курортное лечение, непосредственно установлена в Федеральном законе N 431-ФЗ, а принятые во исполнение вышеизложенных законодательных предписаний Правила определяют лишь порядок и условия финансового обеспечения страхователем указанных предупредительных мер.

Формулировки указанных норм связывают пятилетний срок достижения гражданами возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, не со статусом работника (пенсионер или работник предпенсионного возраста), а со сроком наступления права на санаторно-курортное лечение (не ранее чем за пять лет до достижения ими пенсионного возраста).

Таким образом, работники, достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, могут претендовать на оплату санаторно-курортного лечения за счет сумм страховых взносов в соответствии с Правилами, несмотря на то, что указанная социальная гарантия была предусмотрена в связи с проводимыми в 2018 году мероприятиями, предусматривающими сохранение за гражданами предпенсионного возраста права на меры социальной поддержки, а также предоставление указанным лицам дополнительных гарантий и компенсаций.

А.Н.ПУДОВ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 15 марта 2019 г. N 15-3/В-691

Департамент условий и охраны труда совместно с Департаментом пенсионного обеспечения рассмотрел по компетенции обращение по вопросу разъяснения подпункта "н" пункта 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н, (далее - Правила) и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом "н" пункта 3 Правил финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, то есть работников предпенсионного возраста, вне зависимости от условий труда на рабочих местах, на которых заняты указанные работники.

По вопросу отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста направляем для использования в работе копию письма Минтруда России органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации от 18.12.2018 N 21-2/10/П-9349.

Заместитель
директора Департамента
условий и охраны труда
Т.М.ЖИГАСТОВА

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 марта 2019 г. N 15-3/ООГ-532

Департамент условий и охраны труда совместно с Департаментом пенсионного обеспечения рассмотрел по компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу разъяснения подпункта "н" пункта 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н, (далее - Правила) и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом "н" пункта 3 Правил финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, то есть работников предпенсионного возраста.

По вопросу отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста в связи с принятием Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" сообщаем следующее.

При отнесении граждан к категории лиц предпенсионного возраста, под необходимыми условиями следует понимать исключительно пенсионный возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (без соблюдения условий по страховому стажу и величине индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку следует иметь ввиду, что данные условия на момент обращения гражданина за подтверждением статуса предпенсионера могут находиться в процессе приобретения, то есть они не статичны, более того, в соответствии с действующим законодательством страховой стаж и величина индивидуального пенсионного коэффициента могут быть "выкуплены" <1> заинтересованным лицом).

--------------------------------

<1> Статья 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Вместе с тем, законодательством предусматривается досрочное назначение страховой пенсии по старости, право на которую определяется с учетом достижения соответствующего возраста:

1) для граждан, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - северные регионы), правоопределяющим основанием для подтверждения их статуса предпенсионера будет являться возраст для назначения "северной" пенсии, предусмотренный соответствующим правовым регулированием. Если гражданин ранее работал в северных регионах, но теперь там не проживает, применяется дополнительное к возрасту условие - наличие требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) для многодетных матерей во внимание должен приниматься соответствующий возраст и наличие требуемого количества детей на дату обращения за подтверждением статуса;

3) в отношении других лиц, у которых право на досрочное назначение страховой пенсии связано с работой по определенной профессии (Списки N 1 и N 2 и др.), а также одновременно зависит от возраста, необходимыми условиями для подтверждения статуса предпенсионера, являются достижение предпенсионного возраста и факт работы по соответствующей специальности (должности, профессии и др.) на момент обращения за подтверждением искомого статуса. Если гражданин ранее работал на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а затем прекратил, то в данном случае требуется соблюдение стажевых условий для назначения досрочной страховой пенсии;

4) для граждан, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии, назначение которой осуществляется независимо от возраста (к примеру, педагогические и медицинские работники), для получения статуса предпенсионера применяется только условие - наличие требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Таким образом, подходы по отнесению граждан к предпенсионному возрасту распространяются, в том числе, на граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсий.

С учетом изложенного, к гражданам предпенсионного возраста относятся лица, в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.

Заместитель
директора Департамента
условий и охраны труда
Т.М.ЖИГАСТОВА