См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 января 2024 г. N 14-4/ООГ-275

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России рассмотрел обращение по вопросу использования макета коллективного договора, согласованного заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации В. Варовым 6 ноября 2003 г. (далее - макет коллективного договора 2003 года), и в пределах компетенции сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (далее - Положение о Минтруде России), Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Позиция по вопросу, содержащемуся в рассматриваемом обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом, а лишь содержит мнение специалистов Департамента.

Сообщаем, что у Минтруда России в соответствии с Положением о Минтруде России отсутствует полномочие по утверждению макета коллективного договора. В этой связи Минтруд России не вносил изменения в макет коллективного договора 2003 года, а также не разрабатывал и не утверждал новый макет коллективного договора.

В соответствии со статьей 40 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Частью первой статьи 41 Кодекса установлено, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

Часть вторая статьи 41 Кодекса содержит открытый перечень вопросов, возможных для включения в коллективный договор.

Согласно части третьей статьи 41 Кодекса в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В соответствии со статьей 50 Кодекса условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, недействительны и не подлежат применению.

Также обращаем внимание, что статьей 24 Кодекса определены, в частности, следующие основные принципы социального партнерства:

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

С учетом изложенного полагаем, что стороны социального партнерства вправе самостоятельно определить необходимость использования макета коллективного договора 2003 года.

В случае использования макета коллективного договора 2003 года обращаем внимание на обязательность соблюдения вышеуказанных положений Кодекса, касающихся содержания коллективного договора, и принципов социального партнерства.

Заместитель директора Департамента
оплаты труда, трудовых отношений
и социального партнерства
С.Ю.ГОРБАРЕЦ