См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 марта 2018 г. N 12-1/10/П-1584

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с поступающими обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляет ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ).

Вопрос: необходимо ли делить размер ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (далее - ежемесячная выплата) пропорционально количеству календарных дней в случае, если ребенок рожден в середине месяца и обращение за ее назначением последовало в течение 6 месяцев со дня рождения ребенка, либо если обращение за назначением ежемесячной выплаты последовало в середине месяца по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка?

Ответ:

В соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ ежемесячная выплата осуществляется со дня рождения ребенка в случае обращения за ней не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка, либо в случае обращения за ежемесячной выплатой позднее истечения 6 месяцев со дня рождения ребенка - со дня обращения за ее назначением.

Таким образом, при обращении за ежемесячной выплатой не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка размер ежемесячной выплаты определяется пропорционально дате рождения ребенка, в случае обращения по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка - размер ежемесячной выплаты определяется пропорционально дате обращения за ее назначением.

Вопрос: в каком порядке необходимо исчислять годовой срок при назначении ежемесячной выплаты?

Ответ:

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ ежемесячная выплата назначается на срок один год.

При этом пунктом 5 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 г. N 889н (далее - Порядок), установлено, что в случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, ежемесячная выплата осуществляется со дня рождения ребенка.

Таким образом, при обращении с заявлением о назначении ежемесячной выплаты не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка годовой срок начинает исчисляться с даты рождения ребенка, в иных случаях - со дня подачи заявления о назначении выплат.

Вопрос: возможно ли назначить ежемесячную выплату в случае подачи заявления о назначении выплат по месту временного пребывания или по месту фактического проживания?

Ответ:

Частью 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ установлено, что заявление о назначении ежемесячной выплаты подается гражданином по месту жительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, в случае если место временного пребывания или фактического проживания заявителя является местом жительства, то назначение ежемесячной выплаты органом социальной защиты населения по месту временного пребывания или фактического проживания заявителя является не противоречащим Федеральному закону от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ.

Справочно: в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Вопрос: необходимо ли учитывать факт совместного проживания членов семьи при назначении ежемесячной выплаты?

Ответ:

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети.

При этом Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ не содержит в качестве условия назначения ежемесячной выплаты факта совместного проживания родителей ребенка.

Таким образом, в случае если члены семьи не проживают совместно, их доходы учитываются при назначении ежемесячной выплаты.

Вопрос: учитываются ли при назначении ежемесячной выплаты алименты, единовременного пособие при рождении ребенка, государственная социальная помощь и иные аналогичные выплаты?

Ответ:

Пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты учитываются, в том числе иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

Таким образом, при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты должны учитываться все выплаты, предоставляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, за исключением выплат, исчерпывающим образом перечисленных в части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ.

Вопрос: чем может быть подтверждено отсутствие трудоустройства родителей и может ли в этом случае быть назначена ежемесячная выплата?

Ответ:

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ не содержит в качестве условия возникновения права на получение ежемесячной выплаты обязательного трудоустройства обоих родителей.

Таким образом, основания для отказа в назначении ежемесячной выплаты в случае, если один из родителей или оба родителя не трудоустроены, отсутствуют.

В качестве документа, подтверждающего отсутствие трудоустройства родителей, может быть представлен, в том числе оригинал трудовой книжки (при ее наличии) в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 г. N 889н.

Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. В этих целях указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию от всех владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Вопрос: должны ли учитываться дети, в отношении которых мать лишена родительских прав, при назначении ежемесячной выплаты?

Ответ:

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ направлен на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации путем увеличения численности первых и вторых рождений.

Таким образом, при определении права на ежемесячную выплату не учитываются дети, в отношении которых заявители лишены родительских прав.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ в случае лишения женщины родительских прав ежемесячная выплата осуществляется отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка.

Вопрос: в каком порядке необходимо определить очередность рождения ребенка в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни либо родился мертвым?

Ответ:

Согласно статьям 22 и 23 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", по общему правилу результатом регистрации рождения ребенка является выдача его родителям свидетельства о рождении.

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

Таким образом, дети, умершие на первой неделе жизни, учитываются при определении права на ежемесячную выплату.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. Также не производится и государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность гражданина возникает в момент его рождения. Ребенок, родившийся мертвым, не наделен правосубъективностью физического лица, наступающей с момента рождения и включающей в себя в том числе возможность обладания правами.

Таким образом, в случае мертворождения можно говорить лишь о факте родов, завершившихся мертворождением, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ не является основанием для возникновения права на получение ежемесячной выплаты, ребенок, родившийся мертвым, не учитывается при определении права на ежемесячную выплату.

Вопрос: в каком размере должна быть назначена ежемесячная выплата, если в регионе установлена величина прожиточного минимума по природно-климатическим зонам и в целом по субъекту Российской Федерации?

Ответ:

Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

При этом в Федеральном законе от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ не содержится положений о применении районных коэффициентов к размеру ежемесячных выплат.

Учитывая изложенное, в случае наличия в субъекте Российской Федерации величины прожиточного минимума по природно-климатическим зонам ежемесячная выплата назначается в размере прожиточного минимума на детей в целом по субъекту Российской Федерации.

Помимо изложенного, просим в дальнейшем учитывать, что при обращении в Минтруд России с возникающими вопросами о реализации Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ необходимо представлять исчерпывающую информацию по конкретной ситуации с приложением необходимых документов.

А.В.ВОВЧЕНКО