См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 декабря 2017 г. N 14-3/10/П-8289

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело совместное письмо Союза "Общероссийское отраслевое объединение работодателей лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта "Федерация лифтовых предприятий" и Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от 22 ноября 2017 г. N 83 по вопросу применения Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238 "О независимой оценке квалификации" (далее - Федеральный закон N 238-ФЗ) и сообщает.

Федеральным законом N 238-ФЗ урегулированы отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации" регулируется порядок направления работодателями работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации, а также предоставления гарантий и компенсаций в период прохождения оценки квалификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" (далее - постановление N 743) утверждены "Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" (далее - Правила).

Правилами установлено понятие квалифицированного персонала, а также обязательное соответствие квалификации работников профессиональным стандартам, устанавливающим квалификационные характеристики для осуществления трудовой функции, необходимой работнику для выполнения соответствующего работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов.

По итогам встречи, состоявшейся у заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Л.Ю. Ельцовой 30 августа 2017 г., при участии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Совета по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта (далее - Совет) было принято решение о подготовке Советом предложений по внесению изменений в Правила.

Представленный в Минтруд России в рабочем порядке проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации - постановление N 743 и постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена" был рассмотрен Минтрудом России, Совету предложения и замечания были направлены письмом от 19 сентября 2017 г. N 14-3/10/В-7249.

Проект с учетом предложений и замечаний в Минтруд России Советом не представлен.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 238-ФЗ иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно статьи 11 Федерального закона N 238-ФЗ в случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено Федеральным законом N 238-ФЗ (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 Федерального закона N 238-ФЗ), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

В случае если необходимо установить иной порядок оценки квалификации работников (аттестации и т.п.), чем это установлено Федеральным законом N 238-ФЗ, федеральным органом исполнительной власти в соответствующей отрасли экономики следует подготовить изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в части введения особенностей регулирования труда работников.

С учетом поступившей в Минтруд России дополнительной информации Совета (письмо от 22 ноября 2011 г. N 83) об урегулировании вопросов прохождения независимой оценки квалификации Федеральным тарифным соглашением в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2016 - 2018 годы, заключенного 30 сентября 2015 г. (далее - Соглашение) сообщаем.

Учитывая, что направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации в соответствии со статьей 196 Кодекса осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, а также положения Соглашения об обязательствах сторон осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта, в соответствии с требованиями Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и законодательством Российской Федерации, полагаем, что организации, на которых распространяется действие Соглашения, направляют работников на независимую оценку квалификации.

Вместе с тем, обращаем внимание, что при этом в соответствии с Федеральным законом N 238-ФЗ необходимо согласие работника на прохождение независимой оценки квалификации.

В соответствии со статьей 48 Кодекса действие соглашения, заключенного на федеральном уровне социального партнерства, распространяется на работодателя при одном из следующих условий:

работодатель является членом объединения работодателей - стороны соглашения;

работодатель не является членом объединения работодателей - стороны соглашения, но присоединился к соглашению в добровольном порядке, известив об этом стороны соглашения;

работодатель не является членом объединения работодателей - стороны соглашения, не присоединился к соглашению в добровольном порядке и не представил мотивированный отказ от присоединения к соглашению в соответствии со статьей 48 Кодекса.

Статьей 48 Кодекса установлено, что в случае, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Поступившие в Минтруд России отказы шести организаций лифтовой отрасли от присоединения к Соглашению поступили с нарушением установленного порядка.

Таким образом, действие Соглашения распространяется на все организации лифтовой отрасли.

Л.Ю.ЕЛЬЦОВА