См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 июня 2023 г. N 14-3/10/В-8577
Пунктом 7 Особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 511, для гибкой подстройки к текущим условиям и применения востребованных рынком труда компетенций работников предусмотрена возможность упрощенного заключения трудового договора с отдельными категориями работников.
В целях применения данных возможностей целесообразно разместить прилагаемую информацию в центрах занятости населения, а также иных общедоступных информационных ресурсах в субъектах Российской Федерации, для применения работниками центров занятости населения и для сведения граждан и работодателей.
Е.В.МУХТИЯРОВА
Приложение
ИНФОРМАЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИНЫХ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ
ОТНОШЕНИЙ В 2022 И 2023 ГОДАХ В ЦЕЛЯХ СОДЕЙСТВИЯ
В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ЛИЦ, ВЫНУЖДЕННО ПОКИНУВШИХ ТЕРРИТОРИИ
УКРАИНЫ, ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ И ПРИБЫВШИХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
1. Пунктом 7 Особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 511 (далее - Особенности), для гибкой подстройки к текущим условиям и применения востребованных рынком труда компетенций работников предусмотрена возможность упрощенного заключения трудового договора с отдельными категориями работников.
2. Если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
3. Для таких случаев Особенностями предусмотрено две траектории заключения трудового договора в упрощенном порядке - без предъявления документов об образовании или квалификации, на основании правил и порядков подтверждения квалификации, установленных работодателем с учетом мнения представительного органа работников (траектория-1), или на основании свидетельства о квалификации, выданного в рамках независимой оценки квалификации (траектория-2).
Перечни профессий, должностей, специальностей, по которым возможно заключение трудового договора в рамках реализации Особенностей, утверждены приказом Минтруда России от 21 декабря 2022 г. N 804н (далее - Перечни).
4. С Перечнями можно ознакомится на официальном сайте правовой информации по адресу http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301300026, на сайте Минтруда России по адресу https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2572.
Также информация размещена на сайте Работа в России по адресу https://trudvsem.ru/information-pages/forced-arrivals.
5. Траектория-1.
5.1. Подпунктом "а" пункта 7 Особенностей предусмотрена возможность заключения трудового договора с работником для выполнения работы по которой требуются специальные знания или специальная подготовка, с последующим подтверждением квалификации в соответствии с правилами, установленными работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В этих целях необходимо ознакомиться с соответствующим перечнем (по ссылкам, приведенным выше в пункте 4).
5.2. Работодатель, заинтересованный в приеме на работу работника в соответствии с подпунктом "а" пункта 7 Особенностей, определяет наличие по выбранной из перечня профессии (должности, специальности) льгот, ограничений или компенсаций.
Если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
В случае, если по выбранной профессии (должности, специальности) предусмотрены льготы, ограничения либо предоставление компенсаций, то работодатель локальным нормативным актом утверждает правила подтверждения квалификации работника.
Локальный нормативный акт утверждается с учетом мнения представительного органа работников.
Работник должен будет подтвердить свою квалификацию по правилам, установленным работодателем локальным нормативным актом.
5.3. В случае, если предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений не предусмотрено, то работодатель самостоятельно принимает решение о приеме работника на работу без учета положений Особенностей.
6. Траектория-2.
6.1. Подпунктом "б" пункта 7 Особенностей предусмотрена возможность заключения трудового договора без предъявления документов об образовании и (или) о квалификации на основе свидетельства о квалификации, выданного в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации", по результатам прохождения независимой оценки квалификации.
В этих целях необходимо ознакомиться с соответствующим перечнем (по ссылкам, приведенным выше в пункте 4).
6.2. Работодатель, заинтересованный в приеме на работу работника в соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Особенностей, определяет наличие по выбранной из перечня профессии (должности, специальности) льгот, ограничений или компенсаций.
В случае, если по выбранной из перечня профессии (должности, специальности) предусмотрены льготы, ограничения либо предоставление компенсаций, то прием на работу возможен при условии прохождения работником независимой оценки квалификации.
В случае, если льгот, ограничений, предоставление компенсаций не предусмотрено, то работодатель самостоятельно принимает решение о приеме на работу.
6.3. Независимая оценка квалификации - процедура подтверждения квалификации соискателя положениям профессионального стандарта.
Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций.
7. В случае выбора Траектории-2 рекомендуется проинформировать граждан о возможности прохождения независимой оценки квалификации, в том числе:
7.1. О праве граждан на прохождение независимой оценки квалификации для подтверждения соответствия квалификации положениям профессионального стандарта и квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7.2. О перечне профессиональных квалификаций, по которым возможно заключение трудового договора на основе свидетельства о квалификации, выданного в соответствии с Федеральным законом N 238-ФЗ, без предъявления документов об образовании и (или) о квалификации.
8. Прохождение независимой оценки квалификации возможно для всех лиц, претендующих на осуществление определенного вида профессиональной деятельности.
Исключение в данном случае могут быть только для лиц, для которых ограничения установлены законодательством (возраст, отсутствие особого допуска и т.п.).
9. Порядок проведения независимой оценки квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена" и размещен на сайте https://nark.ru/upload/iblock/317/3173c73b84e0d8e7ae3678fbd8056b72.pdf.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя.
В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
При этом в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
10. Порядок подачи заявления для проведения независимой оценки квалификации (в соответствии с приказом Минтруда России от 2 декабря 2016 г. N 706н) и другие нормативные правовые акты, регламентирующие проведение независимой оценки квалификации, размещены на сайте https://nok-nark.ru/normative.
Заявление подается в центр оценки квалификаций (лично, либо через законного представителя, либо в форме электронного документа, либо почтовым отправлением).
К заявлению прилагаются документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, указанные в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации по адресу https://nok-nark.ru/pk/list/.
Информация о центрах оценки квалификаций указана в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации по адресу https://nok-nark.ru/cok/list. На сайте есть интерактивная карта для удобства выбора региона для прохождения независимой оценки квалификации.
11. Сведения о квалификациях, местах проведения профессиональных экзаменов, а также примеры оценочных заданий, используемых в процедуре независимой оценке квалификации, размещаются в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (далее - Реестр), размещенном по адресу https://nok-nark.ru.
На сайте Национального агентства развития квалификаций, как оператора системы независимой оценки квалификации (https://nark.ru), размещены информационные материалы, которые могут быть использованы сотрудниками центров занятости населения при взаимодействии с гражданами либо гражданами самостоятельно:
инфографика, представляющая алгоритм прохождения профессионального экзамена: https://nark.ru/upload/iblock/68e/listovka-grazhdanin.pdf
видеоролик о независимой оценке квалификации: https://www.youtube.com/watch?v=AJNsmrhKzKc
ответы на типовые вопросы по прохождению независимой оценки квалификации: https://nark.ru/faq.
При проведении консультаций сотрудниками центров занятости населения целесообразно оказывать содействие гражданам:
- в работе с Реестром, в первую очередь - с поиском сведений о квалификации, о центрах оценки квалификаций и ближайшем месте проведения профессионального экзамена, максимально удобного для соискателя;
- в установлении взаимодействия соискателя с центром оценки квалификаций, в целях прохождения им профессионального экзамена - при необходимости.
Переход из Реестра на сайт выбранного центра оценки квалификаций позволит получить информацию о подаче заявления, оформлении документов для прохождения профессионального экзамена, подготовке к профессиональному экзамену, его прохождении и получении документов по результатам независимой оценки квалификации.
Центры занятости населения могут разместить на своих сайтах ссылки на сайты Национального агентства развития квалификаций и Реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации.