См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 октября 1994 г. N 2040-ВВ
Минтруд России сообщает.
Основные пути реформирования экономики и социальных преобразований определены программой Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993 - 95 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 474 "Об утверждении Основных направлений социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 г." и от 26 июля 1994 г. N 869 "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в первом полугодии 1994 г. и задачах на ближайшую перспективу". В этой связи основной целью социальной политики Правительства Российской Федерации должна стать стабилизация уровня жизни граждан Российской Федерации с последующим его повышением по мере развития экономики.
В целях нормализации платежного оборота, сокращения взаимной задолженности предприятий, учреждений, организаций и повышения ответственности хозяйственных субъектов за состояние платежной дисциплины 23 мая 1994 г. Президент Российской Федерации подписал ряд указов, в том числе: "О некоторых вопросах налоговой политики", "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве", "О реформе государственных предприятий".
Одновременно Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1994 г. предусмотрено продолжить работу и принять комплекс мер по согласованному регулированию, в том числе государственному, и контролю за ценами (тарифами) на энергоносители, отдельные социально значимые продукты питания (регулируемые на региональном уровне), основные виды лекарственных средств и медикаментов, услуги пассажирского и грузового транспорта, связи, коммунальные и некоторые другие услуги, оказываемые населению, а также на продукцию (товары и услуги) предприятий - монополистов.
В то же время разъясняем, что действующее законодательство не предусматривает "вынужденных" отпусков без сохранения заработной платы или "вынужденных" отпусков с частичной оплатой.
В соответствии со ст. 76 КЗоТ РФ кратковременный отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен работнику только по его просьбе по семейным обстоятельствам или иным уважительным причинам.
В связи с этим администрация предприятия, принудительно направляя работников в отпуск без сохранения заработной платы, нарушает законодательство о труде.
Временная приостановка работы предприятия в целом или его подразделения по причинам производственного, организационно-технического, экономического либо иного характера рассматривается законодательством как простой. Ст. 94 КЗоТ РФ предусматривает, что время простоя не по вине работника, если работник предупредил администрацию (бригадира, мастера, других должностных лиц) о начале простоя, оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).
По вопросам порядка и условий выдачи пособий по государственному социальному страхованию сообщаем следующее.
В настоящее время на территории России применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательству РФ, а также международным соглашениям с участием Российской Федерации (ст. 4 КЗоТ РФ).
В частности, применяются постановление СМ СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию", а также Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 (с изменениями и дополнениями).
Согласно указанному Положению (п. 81) в случае, если нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам наступили во время работы и продолжаются в период временной приостановки работы предприятия, цеха, отдела, то пособие за время приостановки выдается в том же размере, в каком выплачивается за это время заработная плата рабочим и служащим той же профессии и квалификации (то есть в размере не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада)), но не свыше того пособия, которое данный рабочий или служащий получал бы по общим правилам исчисления пособий.
Если нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам наступили в период временной приостановки работы, то пособие за время приостановки не выдается.
Если нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам (независимо от времени наступления) продолжаются после пуска предприятия (цеха, отдела) или после его ликвидации, то пособие со дня пуска или ликвидации выдается из расчета того заработка, который рабочий или служащий получал до приостановки работы.
При наступлении нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам) в период приостановки работы на предприятии (в цехе, отделе) пособие по больничному листу не выплачивается в течение всего периода приостановки, так как всем работникам, в том числе и тем, у кого временная нетрудоспособность наступила в период приостановки работы, выплачивается предприятием установленная часть тарифной ставки.
Что касается Ваших требований к Правительству Российской Федерации о внесении изменений в действующий порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, то в соответствии со ст. 240 КЗоТ РФ условия выдачи и размеры пособий по государственному социальному страхованию устанавливаются не Правительством Российской Федерации, а законом.
В настоящее время проект закона, предусматривающего, в частности, изменение существующего порядка выдачи пособий по государственному социальному страхованию, Минтрудом России разработан и представлен в Правительство Российской Федерации.
Первый заместитель
Министра труда
Российской Федерации
В.К.ВАРОВ