См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 31 июля 2023 г. N 20402-ОГ/00

Отдел управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает.

Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - ОСС) является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Вопросы, отнесенные к компетенции ОСС, определены частью 2 статьи 44 ЖК РФ.

Согласно части 1 статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья (далее - ОСЧ ТСЖ) является высшим органом управления товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) и созывается в порядке, установленном уставом ТСЖ.

Вопросы, отнесенные к компетенции ОСЧ ТСЖ, определены частью 2 статьи 145 ЖК РФ.

Таким образом, ОСС и ОСЧ ТСЖ являются различными органами и принимают решения по различным вопросам.

Закон не запрещает одновременное проведение ОСС и ОСЧ ТСЖ. При этом члены ТСЖ, одновременно являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, которым такое ТСЖ управляет, имеют право участвовать одновременно в двух собраниях (ОСС и ОСЧ ТСЖ), а собственники помещений в многоквартирном доме, не имеющие членства в ТСЖ, имеют право участвовать только в ОСС.

В силу части 1.1 статьи 146 ЖК РФ положения статей 45 - 48 ЖК РФ распространяются на порядок проведения ОСЧ ТСЖ, если иное не установлено разделом VI ЖК РФ.

Частью 4 статьи 45 ЖК РФ установлено, что лицо, по инициативе которого созывается общее собрание, обязано сообщить лицам, имеющим право участвовать в общем собрании, о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания должно быть размещено в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме этого сообщения, либо направлено каждому лицу, имеющему право участвовать в общем собрании, заказным письмом, если решением общего собрания не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому лицу, имеющему право участвовать в общем собрании, под роспись, либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

Частью 5 статьи 45 ЖК РФ установлено, что в сообщении о проведении общего собрания должны быть указаны:

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);

3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

4) повестка дня данного собрания;

5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

В силу пункта 3 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении участника собрания по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".

Участник собрания самостоятельно вырабатывает свое решение по вопросам повестки дня общего собрания, в том числе самостоятельно принимает решение о достаточности оснований (представленных документов, материалов, мнений и др.) для положительного или отрицательного решения по каждому из вопросов повестки дня общего собрания.

Непредставление или представление в недостаточном объеме инициатором собрания документов и (или) материалов по вопросам повестки дня общего собрания не может являться основанием для признания недействительными результатов голосования участников общего собрания.

Отмечается, что критериев достаточности документов, обосновывающих необходимость принятия решений по вопросам повестки дня общего собрания, законом не установлено. Каждый участник общего собрания вправе выразить свое волеизъявление, независимо от наличия или отсутствия каких-либо документов и (или) материалов по вопросам повестки дня общего собрания.

В силу части 6 статьи 46 ЖК РФ член ТСЖ вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием членов ТСЖ с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный член ТСЖ узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного члена ТСЖ не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному члену ТСЖ.

Отмечается, что проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности лица, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом, к полномочиям органа государственного жилищного надзора не относится.

Дополнительно разъясняется следующее.

В силу пункта 2 части 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные ЖК РФ и уставом ТСЖ цели.

В соответствии с пунктом 8.1 части 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции ОСЧ ТСЖ относится утверждение смет доходов и расходов ТСЖ на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок).

В силу части 1 статьи 143.1 ЖК РФ члены ТСЖ и не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления ТСЖ информацию о деятельности ТСЖ в порядке и в объеме, которые установлены ЖК РФ и уставом ТСЖ, обжаловать в судебном порядке решения органов управления ТСЖ.

Частью 3 статьи 143.1 ЖК РФ установлено, что члены ТСЖ и не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:

1) устав ТСЖ, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;

2) реестр членов ТСЖ;

3) бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ, сметы доходов и расходов ТСЖ на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);

4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ;

5) документы, подтверждающие права ТСЖ на имущество, отражаемое на его балансе;

6) протоколы ОСЧ ТСЖ, заседаний правления ТСЖ и ревизионной комиссии ТСЖ;

7) документы, подтверждающие итоги голосования на ОСЧ ТСЖ, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;

9) иные предусмотренные ЖК РФ, уставом ТСЖ и решениями ОСЧ ТСЖ внутренние документы ТСЖ.

В силу пунктов 3.7.1 и 3.7.7 раздела 10 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр, ТСЖ обязано размещать в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и акты приемки выполненных работ (оказанных услуг).

Обращаем внимание, что согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Начальник отдела
управления жилищным фондом
и предоставления коммунальных услуг
Д.Ю.НИФОНТОВ