См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 августа 2021 г. N 36708-ВК/08

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктами 3.1, 3.2 и 3.3 протокола заседания Комиссии по вопросам индустрии строительных материалов и технологий Общественного совета при Минстрое России от 11 июня 2021 г. N ОС-2021/З.К.6.2 (далее - протокол) сообщает.

По пункту 3.1 протокола (разъяснение о необходимости проверки требований к входному контролю продукции в проектной документации на этапе экспертизы проекта).

Согласно подпункту "н" пункта 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, (далее - Положение) проектная документация должна в том числе содержать предложения по обеспечению контроля качества строительных и монтажных работ, а также поставляемых на площадку и монтируемых оборудования, конструкций и материалов.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.

В настоящее время на обязательной основе действуют требования сводов правил, включенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года N 985 (далее - Перечень N 985).

Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень N 985, включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 апреля 2021 г. N 567 (далее - Перечень N 567).

Обращаем внимание, что выпущено постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985", которое вступит в силу с 1 сентября 2021 года.

На основании изложенного и в соответствии с предметом экспертизы проектной документации, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), оценка экспертными организациями проектной документации осуществляется в том числе на соответствие требованиям технических регламентов и документов по стандартизации, включенных в обязательный и добровольный перечни.

По вопросу обязательного характера процедуры входного контроля строительной продукции и необходимости привлечения к административной ответственности лиц, уполномоченных на осуществление строительного контроля, в случае нарушения такими лицами процедуры проведения входного контроля строительной продукции сообщаем следующее.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 54 Кодекса предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Кодекса, является в том числе соблюдение требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Кодексом, иными нормативными правовыми актами.

Согласно пунктам 5 и 6 Порядка проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, (далее - Порядок) строительный контроль, осуществляемый заказчиком и подрядчиком, включает проведение в том числе мероприятия по проверке качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (входной контроль).

В соответствии с пунктом 7 Порядка входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Вместе с тем порядок проведения входного контроля установлен в "СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004", включенный в Перечень N 567.

При этом согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" неприменение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 54 Кодекса предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Кодекса, является в том числе соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Кодекса проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Кодекса).

Согласно подпункту "н" пункта 23 Положения проектная документация должна в том числе содержать предложения по обеспечению контроля качества строительных и монтажных работ, а также поставляемых на площадку и монтируемых оборудования, конструкций и материалов.

Таким образом, привлечение к административной ответственности при осуществлении государственного строительного надзора возможно только в случае нарушения требования проектной документации и (или) информационной модели.

По пунктам 3.2 и 3.3 протокола (по вопросам применения документов, включенных в Перечень N 567, и использования стандартов организаций в качестве доказательной базы Федерального закона N 384-ФЗ).

Минстрой России ранее письмом от 3 августа 2021 г. N 32309-ВК/08 направил разъяснение в Общественный совет при Минстрое России по указанным вопросам.

Директор Департамента
градостроительной деятельности
и архитектуры
В.Н.КАЛИНКИН