См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 2024 г. N 7516-ОГ/00
Отдел управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (часть 1 статьи 1 Закона N 247-ФЗ).
В части 2 статьи 1 Закона N 247-ФЗ определены сферы отношений, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований, на которые не распространяются положения Закона N 247-ФЗ.
Статьей 15 Закона N 247-ФЗ закреплены основные положения, обеспечивающие реализацию механизма "регуляторной гильотины" на уровне федерального законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 247-ФЗ признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), осуществляется в отношении видов государственного контроля (надзора), перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 3340-р (далее - распоряжение N 3340-р).
Таким образом, механизм "регуляторной гильотины" реализуется в отношении нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках 132 видов государственного контроля (надзора), включенных в перечень, утвержденный распоряжением N 3340-р.
Согласно положениям частей 2 и 3 статьи 15 Закона N 247-ФЗ, независимо от того, признаны ли утратившими силу (отмененными) нормативные правовые акты, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, а несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 247-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Закона N 247-ФЗ не применяются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 утвержден Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Перечень).
В Перечне содержатся правовые акты, вступившие в силу до 1 января 2020 г. и оцениваемые в рамках видов государственного контроля (надзора), содержащихся в распоряжении N 3340-р.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона N 247-ФЗ перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов.
Согласно части 5 статьи 15 Закона N 247-ФЗ с 1 января 2021 года в перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в распоряжении N 3340-р, утверждаемые в соответствии с частью 5 статьи 8 Закона N 247-ФЗ (далее - Перечни ОГВ), не могут включаться нормативные правовые акты, вступившие в силу до 1 января 2020 года, за исключением нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, включенных в Перечень.
С учетом изложенного, в случае если нормативный правовой акт, вступивший в силу до 1 января 2020 года, не включен в Перечень, то он не может быть включен в Перечни ОГВ и оцениваться в рамках видов государственного контроля (надзора), перечень которых утвержден распоряжением N 3340-р.
Также следует отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354) неоднократно являлось предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации.
Верховным Судом Российской Федерации установлено, что Постановление N 354 принято уполномоченным органом (Правительством Российской Федерации) с соблюдением требований к форме акта и порядку введения его в действие (например, решение Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2018 N АКПИ18-603, апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2018 N АПЛ18-396).
Таким образом, Постановление N 354 является действующим и подлежит применению. Соблюдение положений Постановления N 354 является обязательным.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Начальник отдела управления
жилищным фондом и предоставления
коммунальных услуг
Д.Ю.НИФОНТОВ