См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 ноября 2022 г. N 60866-ИФ/04

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с учетом изменений, внесенных в законодательство о концессионных соглашениях, направляет следующие разъяснения.

Особенности правового регулирования концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, введенные Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), дополнены положениями Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 265-ФЗ), Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ) и Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 469-ФЗ "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 469-ФЗ).

1. В целях обеспечения заключения концессионных соглашений, соответствующих действующему законодательству и обеспечивающих баланс интересов сторон соглашения, а также с учетом анализа практики применения приведенных выше правовых норм Минстрой России разъясняет следующее.

Ввиду отсутствия прямого запрета на участие в концессионных соглашениях государственных или муниципальных унитарных предприятий отмечается следующее.

Согласно части 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Из этого следует, что участие в концессионном соглашении в качестве концессионера унитарного предприятия не может быть направлено на обеспечение привлечения инвестиций.

Таким образом в случае, когда стороной концессионного соглашения является унитарное предприятие или бюджетное учреждение, государство или муниципалитет выступает на обеих сторонах соглашения, что противоречит сущности государственно-частного партнерства.

2. Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115), введенной Федеральным законом N 275-ФЗ, (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ), по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

В соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона N 115-ФЗ от имени субъекта Российской Федерации такие концессионные соглашения подписывает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Подписание концессионного соглашения иными должностными лицами от имени субъекта Российской Федерации может свидетельствовать о заключении такого соглашения неуполномоченным лицом.

Стоит отметить, что Федеральным законом N 115-ФЗ не установлен срок подписания концессионного соглашения субъектом Российской Федерации, такой срок и процедура подписания концессионного соглашения субъектом Российской Федерации могут быть установлены в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, а при отсутствии таковых в силу принципа разумности и добросовестности участников гражданско-правовых отношений подписание концессионного соглашения должно быть осуществлено субъектом Российской Федерации в разумный срок.

В случаях, когда субъект Российской Федерации должен выступать самостоятельной стороной концессионного соглашения, муниципальным образованиям рекомендуется направлять субъектам Российской Федерации проект такого концессионного соглашения, а также проект конкурсной документации в сроки, обеспечивающие получение документа, содержащего волеизъявление субъекта Российской Федерации в отношении условий такого соглашения до принятия решения о заключении концессионного соглашения.

3. Согласно статье 10 Федерального закона N 115-ФЗ, при подготовке концессионных соглашений и выборе порядка возмещения расходов концессионера, не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения за счет тарифов, и подлежащих возмещению концедентом, путем выплаты компенсации соответствующих расходов в течение не более 2 лет в размер такой компенсации включаются не только расходы на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, но и иные фактически понесенные концессионером расходы, подлежащие возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, а также на сумму такой компенсации вне зависимости от периода, в течение которого она выплачивается, с даты, следующей за датой прекращения действия концессионного соглашения, и под дату выплаты компенсации подлежат начислению проценты, исходя из ставки процента, равной норме доходности инвестированного капитала.

4. В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение при его заключении может предусматривать установление, изменение, корректировку регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляются по правилам, действующим на момент установления, изменения, корректировки тарифов концессионера.

5. Отмечаем, что Федеральным законом N 469-ФЗ в статью 51 Федерального закона N 115-ФЗ была включена часть 7, предусматривающая, что в случае, если в течение срока реализации концессионного соглашения будут созданы новые объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, являющиеся собственностью концедента, не предусмотренные концессионным соглашением, технологически связанные с являющимися объектом концессионного соглашения объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, указанные новые объекты передаются концедентом концессионеру без проведения торгов путем изменения условий действующего концессионного соглашения. Стоимость указанных новых объектов в совокупности не должна превышать двадцати пяти процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Необходимо отметить, что применение части 7 статьи 51 Федерального закона N 115-ФЗ возможно после вступления в силу Федерального закона N 469-ФЗ в отношении любых концессионных соглашений, независимо от даты их заключения.

И.Э.ФАЙЗУЛЛИН