См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 сентября 2024 г. N 53973-АС/08

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрел письмо и направляет позицию ФАУ "ФЦС" от 16 сентября 2024 г. N Исх-6511 по вопросу, заявленному в обращении.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
А.Ю.СТЕПАНОВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НОРМИРОВАНИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИИ
И ТЕХНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ"

ПИСЬМО
от 16 сентября 2024 г. N Исх-6511

Федеральное автономное учреждение "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве" в соответствии с поручением Минстроя России рассмотрело обращение по вопросу применения стандартов организаций (далее - СТО), зарегистрированных в Федеральном информационном фонде стандартов (далее - Фонд) до 01.09.2024.

Согласно части 2 статьи 5 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", действующей с 01.09.2024 (далее - N 384-ФЗ) безопасность зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается посредством соблюдения требований указанного Федерального закона и требований, устанавливаемых одним или несколькими документами, предусмотренными частью 1 статьи 6 указанного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 6 N 384-ФЗ безопасность зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований, устанавливаемых одним или несколькими документами, предусмотренными частью 1 статьи 6 указанного Федерального закона.

Такими документами являются:

1) национальные стандарты Российской Федерации и (или) своды правил (часть национального стандарта и (или) часть свода правил), предусматривающие требования безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, применяются со дня включения таких требований в реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства;

2) международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

3) стандарты организаций;

4) результаты применения предусмотренных частью 6 статьи 15 указанного Федерального закона способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным N 384-ФЗ.

Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 7-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации").

Федеральным закон от 25.12.2023 N 653-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены вышеназванные изменения в N 384-ФЗ не предусматривается его распространение на правоотношения, возникшие до 01.09.2024.

Таким образом, СТО, зарегистрированные в Фонде до 01.09.2024 не могут применяться в целях обеспечения безопасности N 384-ФЗ, поскольку они не проходили соответствующие процедуры в рамках требований указанного Федерального закона (СТО не были доказательной базой N 384-ФЗ).

Исходя из вышеизложенного, для применения стандартов организаций в целях обеспечения соблюдения требований N 384-ФЗ, они должны быть зарегистрированы в Фонде в порядке, предусмотренном приказом Росстандарта от 30 апреля 2021 г. N 651.

Регистрация в Фонде возможна только при наличии положительного экспертного заключения соответствующего технического комитета.

И.о. заместителя директора
Ю.В.ШУРКАЛИН