См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 марта 2023 г. N 13764-АВ/09
Департамент ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо и в рамках компетенции сообщает.
Определение сметной стоимости строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. Указанная сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров.
Согласно пункту 33 статьи 1 Кодекса к сметным нормативам относятся в том числе методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Применение методик, необходимых для определения сметной стоимости строительства, в целях планирования бюджетов строительных организаций законодательно не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 4 Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 21 декабря 2020 г. N 812/пр (далее - Методика N 812/пр), нормативами накладных расходов учтены среднеотраслевые затраты организаций, осуществляющих строительство, на покрытие накладных расходов.
Сведения об усредненной структуре накладных расходов по статьям затрат при определении сметной стоимости строительства не используются, и публикация такой усредненной структуры действующими нормативными правовыми актами в области ценообразования в строительстве не предусмотрена.
Учитывая изложенное, дополнение Методики N 812/пр сведениями об усредненной структуре накладных расходов по статьям затрат не требуется.
Кроме того, принимая во внимание, что нормативы накладных расходов учитывают среднеотраслевые затраты организаций и предназначены для формирования общего лимита средств на покрытие накладных расходов, распределение таких средств по статьям затрат, учтенных накладными расходами, выполняется каждой подрядной организацией самостоятельно согласно потребностям и условиям производства работ.
Дополнительно сообщается, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.
Директор Департамента ценообразования
и ресурсного обеспечения строительства
А.П.ВИЛКОВ