См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 1 марта 2023 г. N 5751-ОГ/09

Департамент ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в рамках компетенции сообщает.

Согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - сметная стоимость строительства), финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения и информация о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН).

В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

При составлении сметной документации выбор (обоснование) того или иного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, разрабатывающей проектную документацию, и застройщика или уполномоченного застройщиком технического заказчика.

Основанием для определения сметной стоимости (выбора сметных норм и расценок) являются ведомости объемов строительных и монтажных работ (с подсчетами и ссылками на листы чертежей), а также решения по организации строительства, принятые в проекте организации строительства.

При этом выбор норм и расценок рекомендуется осуществлять с учетом максимального соответствия состава работ и ресурсов применяемого норматива условиям производства работ, предусмотренным проектом.

В соответствии с пунктом 42 Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 14 июля 2022 г. N 571/пр (далее - Методика 571/пр), в сметных нормах на монтаж оборудования учтены затраты, в том числе на: - проверку качества монтажа, включая контроль качества монтажных сварных соединений (за исключением контроля, выполняемого разрушающими методами с изготовлением образцов для испытаний) - визуальный и измерительный контроль.

Другие виды контроля (ультразвуковая дефектоскопия, рентгенографический контроль и другие методы неразрушающего контроля) не учтены, если иное не указано в разделе "Общие положения" сборников ГЭСНм;

- комплекс монтажных и пусконаладочных работ, обеспечивающих выполнение требований, предусмотренных проектной и (или) иной технической документацией, в целях подготовки оборудования к приемке рабочей комиссией для комплексного опробования (индивидуальные испытания), гидравлическое, пневматическое и другие виды испытаний на прочность и плотность соединений, указанные в разделах "Общие положения" и "Приложения" сборников ГЭСНм.

Согласно пункту 48 Методики 571/пр в сметных нормах на монтаж оборудования не учитываются следующие работы, в том числе:

- наладка, настройка, регулировка оборудования (кроме оборудования связи), учитываемые в составе пусконаладочных работ;

- комплексное опробование оборудования "вхолостую" и "под нагрузкой". В соответствии с подпунктом "и" пункта 13 Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 21 декабря 2020 г. N 812/пр, расходы на организацию работ на строительной площадке включают расходы на проведение строительного контроля подрядчиком при осуществлении строительства, за исключением видов строительного контроля, стоимость которого учтена сметными нормами, и на содержание производственных лабораторий, в том числе:

- на оплату труда с учетом страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников подрядчика, осуществляющих строительный контроль при строительстве, и работников производственных лабораторий;

- амортизация (арендная плата, износ), расходы на проведение всех видов ремонта (формирование резерва предстоящих расходов на ремонт) помещений, оборудования и инвентаря лабораторий;

- стоимость израсходованных или разрушенных при испытании материалов, конструкций и частей сооружений, за исключением расходов по испытанию сооружений в целом (средние и большие мосты, резервуары и подобные сооружения), оплачиваемых за счет средств, предусматриваемых на эти цели в сметах на строительство;

- на экспертизу и консультации;

- на оплату услуг, оказываемых производственным лабораториям другими организациями.

Одновременно сообщается, что Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр (далее - Методика N 421/пр), установлены единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 6 Методики N 421/пр стоимость строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ включает прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, а также для строительно-монтажных работ иные виды затрат, относимые в сметной документации на их стоимость.

Смета на строительство разрабатывается с использованием сметных нормативов, а также единичных расценок и составляющих единичных расценок к сметным нормам, сведения о которых включены в ФРСН (пункт 7 Методики N 421/пр). При определении сметной стоимости в том числе применяются федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы (пункт 8 Методики N 421/пр).

Особенности определения сметных затрат на пусконаладочные работы приведены в главе VII Методики N 421/пр. Объем (программа) и порядок производства пусконаладочных работ осуществляется согласно приложению 1 (обязательное) "Порядок производства пусконаладочных работ" СП 75.13330.2011 (СНиП 3.05.05-84 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы") и Правил устройства электроустановок (ПУЭ) 2003 года, издание шестое и седьмое, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 N 204.

Дополнительно сообщается, что в случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных действующими сметными нормами, в инициативном порядке возможны разработка и утверждение новых (актуализация действующих) сметных нормативов в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 13 января 2020 г. N 2/пр.

Письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.

Директор Департамента ценообразования
и ресурсного обеспечения строительства
А.П.ВИЛКОВ