МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 октября 2011 г. N ПК-02-10/6271

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации направляет Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса в образовательных учреждениях в области спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, согласованные с Минобрнауки России (письмо прилагается).

На основании данных рекомендаций прошу Вас принять соответствующие решения, позволяющие осуществить оплату труда тренеров-преподавателей и специалистов образовательных государственных (муниципальных) учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также других учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

П.А.КОЛОБКОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ПОДГОТОВКУ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА И ПОДГОТОВКУ СПОРТСМЕНОВ
ВЫСОКОГО КЛАССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В ОБЛАСТИ
СПОРТА ИНВАЛИДОВ, ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Общие положения

В соответствии с положениями Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации отнесена к полномочиям и расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации положений ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации и обеспечения единообразного подхода при внедрении отраслевой системы оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов (далее - работники), осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных государственных (муниципальных) учреждениях.

Настоящие Методические рекомендации могут использоваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления при разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих оплату и оценку результативности труда работников образовательных государственных (муниципальных) учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также других учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, при условии выполнения требований трудового законодательства по соблюдению нормальной продолжительности рабочего времени.

Система оплаты труда и оценки его результативности для тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса по спорту инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающая размеры должностных окладов, ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также с учетом мнения представительного органа работников.

Основные условия оплаты труда
тренеров-преподавателей и специалистов в образовательных
государственных (муниципальных) учреждениях, осуществляющих
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого
класса в области спорта инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья

Система оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в спорте инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, направлена на усиление стимулирующей роли выплат за качество и результаты работы. На региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне конкретного учреждения разрабатываются и утверждаются соответствующие нормативные акты, закрепляющие:

- выделение стимулирующей части в фонде оплаты труда;

- порядок участия общественных структур в распределении стимулирующей части оплаты труда;

- критерии и показатели качества и результативности труда работников;

- установление зависимости оплаты труда от количества занимающихся, спортсменов и достигнутых ими спортивных результатов.

Предлагаемая модель системы оплаты труда ориентирована на стимулирование работников в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к повышению:

- уровня своего образования;

- уровня тренерского мастерства;

- уровня эффективности и качества учебно-тренировочного процесса и его методического обеспечения;

- уровня результативности занимающихся, спортсменов.

Система оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов включает:

- рекомендуемые минимальные размеры должностных окладов, ставок по профессиональным квалификационным группам должностей работников образования, работников физической культуры и спорта (далее - ПКГ);

- рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к минимальным должностным окладам, ставкам;

- наименование, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера;

- выплаты стимулирующего характера и критерии их установления.

Минимальные размеры должностных окладов, ставок работников по соответствующим ПКГ устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Повышающие коэффициенты к должностному окладу, ставке по соответствующим ПКГ (окладу по занимаемой должности, ставке) устанавливаются работнику с учетом уровня его квалификации (квалификационной категории), профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, опыта работы и других факторов.

В систему повышающих коэффициентов к должностным окладам, ставкам (окладам по занимаемой должности, ставкам) для работников могут входить:

- коэффициент квалификации;

- персональный коэффициент и др.

Повышающие коэффициенты не образуют нового должностного оклада, ставки заработной платы работника и не учитываются при начислении стимулирующих и компенсационных выплат.

Повышающий коэффициент квалификации к должностному окладу, ставке заработной платы (окладу) работника устанавливается с учетом уровня его профессиональной подготовки, компетентности и квалификации.

Размер выплат по повышающему коэффициенту квалификации к должностному окладу (окладу) определяется путем умножения размера должностного оклада работника на повышающий коэффициент.

Размер выплат по повышающему коэффициенту квалификации к ставке заработной платы определяется путем умножения ставки заработной платы с учетом объема фактической педагогической нагрузки на повышающий коэффициент.

Выплаты по повышающему коэффициенту носят стимулирующий характер.

Рекомендуемые размеры коэффициента квалификации приведены в таблице 1.

Таблица 1. Рекомендуемые размеры коэффициента квалификации

┌───────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│ Показатели коэффициента квалификации  │ Размер повышающего коэффициента │
│                                       │             в долях             │
├───────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│За квалификационную категорию:         │                                 │
│а) высшая категория                    │             до 0,8              │
│б) первая категория                    │             до 0,5              │
│в) вторая категория (подтвердившие     │             до 0,3              │
│соответствие занимаемой должности)     │                                 │
└───────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘

Коэффициент квалификации по должностям "спортсмен" и "спортсмен-инструктор" устанавливается в зависимости от показанных спортивных результатов на соревнованиях различного уровня. Рекомендуемые размеры коэффициентов квалификации для должностей "спортсмен" и "спортсмен-инструктор" приведены в таблице 2.

Таблица 2. Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента квалификации для должностей "спортсмен", "спортсмен-инструктор"

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│              Рекомендуемый размер повышающего коэффициента              │
├─────────┬────────────┬────────────┬──────────────────┬──────────────────┤
│кандидат │   Мастер   │Мастер      │  Мастер спорта   │  Мастер спорта   │
│в мастера│   спорта   │спорта      │      России      │      России      │
│ спорта  │   России,  │России      │  международного  │  международного  │
│         │гроссмейстер│международ- │ класса - призер  │ класса - призер  │
│         │    России  │ного класса │  всероссийских   │  международных   │
│         │            │            │   соревнований   │   соревнований   │
├─────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼──────────────────┤
│    1    │     2      │     3      │        4         │        5         │
├─────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼──────────────────┤
│до 1     │до 1,5      │до 2        │до 2,5            │до 3,5            │
└─────────┴────────────┴────────────┴──────────────────┴──────────────────┘

Персональный повышающий коэффициент к минимальному должностному окладу, ставке (окладу по занимаемой должности, ставке) устанавливается работнику с учетом сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов.

Решение об установлении персонального повышающего коэффициента и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника.

Персональный повышающий коэффициент устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.

Рекомендуемый размер персонального повышающего коэффициента - до 5. Применение персонального коэффициента к минимальному должностному окладу, ставке (окладу по занимаемой должности, ставке) не образует должностной оклад, ставку и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат.

Перечень повышающих коэффициентов может быть дополнен с учетом специфики деятельности конкретных учреждений или их структурных подразделений, а также отдельных должностей (в том числе коэффициент специфики, коэффициент по должности, коэффициент по уровню образования и др.).

Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Порядок и условия оплаты труда тренеров-преподавателей,
осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов
высокого класса в области спорта инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья

Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяются с учетом техники безопасности в соответствии с типовой учебно-тренировочной программой подготовки занимающихся, спортсменов.

При отсутствии в утвержденной учебно-тренировочной программе подготовки нормативов по наполняемости учебных групп и максимальному объему учебно-тренировочной нагрузки рекомендуется придерживаться параметров, приведенных в таблице 3. Показатели численности занимающихся могут быть изменены.

Таблица 3. Рекомендуемый численный состав занимающихся, максимальный объем учебно-тренировочной работы на этапах спортивной подготовки

┌─────────────────┬─────────┬────────────────────────────┬────────────────┐
│Этап многолетней │ Период  │ Оптимальная наполняемость  │  Максимальный  │
│   подготовки    │обучения │       групп, человек       │ объем учебно-  │
│   спортсменов   │         ├───────┬──────┬──────┬──────┤ тренировочной  │
│                 │         │ спорт │спорт │спорт │спорт │    нагрузки    │
│                 │         │слепых │глухих│лиц с │мен-  │ (учебных часов │
│                 │         │       │      │пора- │таль- │ за неделю), в  │
│                 │         │       │      │жением│ных   │    т.ч. по     │
│                 │         │       │      │ОДА   │инва- │ индивидуальным │
│                 │         │       │      │      │лидов │     планам     │
├─────────────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤
│Спортивно-       │Весь     │   6   │  12  │  5   │  10  │      до 6      │
│оздоровительный  │период   │       │      │      │      │                │
├─────────────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤
│Начальной        │Первый   │   5   │  12  │  5   │  10  │       6        │
│подготовки       │год      │       │      │      │      │                │
│                 ├─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤
│                 │Второй   │   5   │  10  │  4   │  9   │       9        │
│                 │год и    │       │      │      │      │                │
│                 │после-   │       │      │      │      │                │
│                 │дующие   │       │      │      │      │                │
├─────────────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤
│Учебно-          │Первый   │   4   │  9   │  3   │  8   │       12       │
│тренировочный    │год      │       │      │      │      │                │
│                 ├─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤
│                 │Второй и │   3   │  8   │  3   │  6   │       18       │
│                 │третий   │       │      │      │      │                │
│                 │год      │       │      │      │      │                │
│                 ├─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤
│                 │Четвертый│   3   │  6   │  2   │  5   │       20       │
│                 │год и    │       │      │      │      │                │
│                 │после-   │       │      │      │      │                │
│                 │дующие   │       │      │      │      │                │
├─────────────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤
│Совершенствова-  │До года  │   2   │4 - 5 │  2   │3 - 4 │   24 (до 6)    │
│ния спортивного  ├─────────┤       │      │      │      ├────────────────┤
│мастерства       │Свыше    │       │      │      │      │   28 (до 10)   │
│                 │года     │       │      │      │      │                │
├─────────────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤
│Высшего          │Весь     │   2   │  3   │  2   │  3   │   32 (до 12)   │
│спортивного      │период   │       │      │      │      │                │
│мастерства       │         │       │      │      │      │                │
└─────────────────┴─────────┴───────┴──────┴──────┴──────┴────────────────┘

Для учащихся с тяжелыми сочетанными дефектами и поражениями формирование групп по численности осуществляется в индивидуальном порядке.

Недельный режим учебно-тренировочной работы устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами работы, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки может быть сокращен не более чем на 25%.

Рекомендуемые размеры нормативов оплаты труда тренера-преподавателя за подготовку одного занимающегося приведены в таблице 4.

В отношении занимающихся, спортсменов, у которых функциональные возможности для занятий определенным видом спорта ограничены значительно и которые вследствие этого нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях, размеры нормативов оплаты от ставки заработной платы за подготовку одного занимающегося могут быть увеличены.

Таблица 4. Рекомендуемые размеры норматива оплаты труда тренера-преподавателя за одного занимающегося <1>

--------------------------------

<1> Размеры нормативов могут быть изменены в зависимости от финансовых возможностей учреждения, степени поражения спортсмена.

┌───────────────────────┬────────────┬────────────────────────────────────┐
│   Этап многолетней    │   Период   │   Рекомендуемый размер норматива   │
│подготовки спортсменов │  обучения  │  оплаты, в % от ставки заработной  │
│                       │   (лет)    │   платы тренера-преподавателя за   │
│                       │            │  подготовку одного занимающегося   │
│                       │            ├───────┬───────┬────────┬───────────┤
│                       │            │ спорт │ спорт │спорт   │   спорт   │
│                       │            │слепых │глухих │лиц с   │ментальных │
│                       │            │       │       │пораже- │ инвалидов │
│                       │            │       │       │нием ОДА│           │
├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤
│Спортивно-             │Весь период │  5,6  │  2,8  │  6,7   │    3,3    │
│оздоровительный        │            │       │       │        │           │
├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤
│Начальной подготовки   │До года     │  6,7  │  2,8  │  6,7   │    3,3    │
│                       ├────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤
│                       │Свыше года  │ 10,0  │  5,0  │  12,5  │    5,6    │
├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤
│Учебно-тренировочный   │До года     │ 16,7  │  7,4  │  22,2  │    8,5    │
│                       ├────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤
│                       │Второй и    │ 33,3  │ 12,5  │  33,3  │   16,7    │
│                       │третий      │       │       │        │           │
│                       ├────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤
│                       │Свыше 3 лет │ 37,0  │ 18,5  │   55   │   22,2    │
├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤
│Совершенствования      │До года     │ 50,0  │  25   │   50   │   33,3    │
│спортивного мастерства ├────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤
│                       │Свыше года  │ 50,0  │ 33,3  │   50   │   33,3    │
├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤
│Высшего спортивного    │Весь период │ 55,0  │ 45,0  │  55,0  │   45,0    │
│мастерства             │            │       │       │        │           │
└───────────────────────┴────────────┴───────┴───────┴────────┴───────────┘

На всех этапах подготовки могут привлекаться дополнительно к основному тренеру-преподавателю другие специалисты, непосредственно обеспечивающие учебно-тренировочный процесс, в том числе педагоги-психологи, сурдопереводчики, спортсмены-инструкторы и иные специалисты. На этапах учебно-тренировочном, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства могут привлекаться тренеры-преподаватели по смежным видам спортивной подготовки (акробатике, хореографии, общей физической подготовке и др.) при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы с занимающимися, спортсменами.

Нормативы оплаты труда тренеров-преподавателей за подготовку спортсмена высокого класса

За подготовку спортсмена высокого класса размер норматива оплаты в процентах от ставки заработной платы устанавливается в соответствии с таблицей 5.

Таблица 5. Нормативы оплаты труда тренера-преподавателя за подготовку спортсмена высокого класса

┌───────────────┬────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│    Статус     │  Занятое   │Рекомендуемый размер норматива оплаты труда │
│ официального  │   место    │  в % от ставки заработной платы тренера-   │
│  спортивного  │(результат) │   преподавателя за одного занимающегося    │
│ соревнования  │            │        (спортсмена высокого класса)        │
│               │            ├────────────────────┬───────────────────────┤
│               │            │  Паралимпийские,   │  Прочие виды спорта,  │
│               │            │сурдлимпийские виды │     включенные во     │
│               │            │       спорта       │ Всероссийский реестр  │
│               │            │                    │     видов спорта      │
├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│Паралимпийские,│     1      │       До 200       │           -           │
│Сурдлимпийские ├────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│игры           │   2 - 3    │       До 150       │           -           │
├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│Чемпионат мира,│     1      │       До 150       │        До 100         │
│Европы         ├────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│               │     2      │       До 140       │         До 90         │
│               ├────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│               │     3      │       До 130       │         До 80         │
├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│Кубок мира     │   1 - 3    │       До 120       │         До 90         │
│(финал)        │            │                    │                       │
├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│Кубок Европы   │   1 - 3    │       До 110       │         До 80         │
│(финал)        │            │                    │                       │
├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│Чемпионат      │     1      │       До 100       │         До 90         │
│России         ├────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│               │     2      │       До 90        │         До 75         │
│               ├────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│               │     3      │       До 70        │         До 70         │
├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│Кубок России   │     1      │       До 80        │         До 60         │
│(финал)        │            │                    │                       │
├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│Финалы         │   1 - 3    │       До 80        │         До 70         │
│официальных    │            │                    │                       │
│всероссийских  │            │                    │                       │
│Спартакиад,    │            │                    │                       │
│первенства     │            │                    │                       │
│России, финалы │            │                    │                       │
│официальных    │            │                    │                       │
│всероссийских  │            │                    │                       │
│соревнований   │            │                    │                       │
│среди          │            │                    │                       │
│спортивных     │            │                    │                       │
│школ,          │            │                    │                       │
│Всероссийские  │            │                    │                       │
│игры глухих    │            │                    │                       │
├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│Первенство     │     1      │       До 90        │         До 80         │
│мира, Европы   ├────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│               │     2      │       До 85        │         До 75         │
│               ├────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤
│               │     3      │       До 80        │         До 70         │
└───────────────┴────────────┴────────────────────┴───────────────────────┘

Размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя за подготовку спортсмена высокого класса <1> устанавливается по наивысшему нормативу на основании протоколов (копий протоколов, выписки из протоколов) соревнований и действует с момента показанного спортсменом результата в течение одного календарного года, а по международным соревнованиям - до проведения следующих международных соревнований данного уровня.

--------------------------------

<1> Размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя за подготовку спортсмена высокого класса может быть изменен (детализирован, увеличен) в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при условии обеспечения финансовыми средствами.

Если в период действия установленного размера норматива оплаты труда спортсмен улучшил спортивный результат, размер норматива оплаты труда соответственно увеличивается и устанавливается новое исчисление срока его действия.

Если по истечении срока действия установленного размера норматива оплаты труда спортсмен не показал указанного в таблице 5 результата, размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя устанавливается в соответствии с этапом подготовки спортсмена.

Повышенный норматив оплаты труда тренера-преподавателя действует в отношении спортсмена, показавшего высокий результат.

Повышенный норматив оплаты труда тренера-преподавателя устанавливается при условии предшествующей работы спортсмена под руководством данного тренера-преподавателя в течение не менее 2 лет.

Порядок и условия установления выплат стимулирующего
и компенсационного характера

В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

- за наличие почетного (спортивного) звания;

- за стаж работы, выслугу лет;

- молодым специалистам;

- за интенсивность и высокие результаты работ;

- премиальные выплаты.

Рекомендуемая доля выплат стимулирующего характера составляет не менее 30% в общей сумме средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований соответствующего уровня бюджета, средств от приносящей доход деятельности.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.

Рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты работникам, имеющим почетные звания, государственные награды, а также награжденным отраслевыми почетными и нагрудными знаками и медалями, имеющим спортивные звания. Выплаты производятся при условии соответствия званий, наград, знаков отличия профилю учреждения и деятельности самого работника.

При наличии нескольких оснований для установления стимулирующей выплаты выплата определяется по одному (наивысшему) основанию.

Рекомендуемые размеры выплаты приведены в таблице 6.

Таблица 6. Рекомендуемые размеры выплаты за наличие почетного звания

┌────────────────────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│                Наименование выплаты                │   Рекомендуемые    │
│                                                    │размеры выплаты, в %│
│                                                    │   к должностному   │
│                                                    │       окладу       │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│За почетное звание "Заслуженный работник физической │       До 100       │
│культуры Российской Федерации", государственные     │                    │
│награды, включая почетные звания Российской         │                    │
│Федерации и СССР;                                   │                    │
│                                                    │                    │
│за почетные спортивные звания "Заслуженный тренер   │                    │
│России", "Заслуженный тренер СССР", "Заслуженный    │                    │
│мастер спорта России", "Заслуженный мастер спорта   │                    │
│СССР"                                               │                    │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│За ведомственные награды "Отличник физической       │       До 40        │
│культуры и спорта", почетный знак "За заслуги в     │                    │
│развитии физической культуры и спорта"              │                    │
│                                                    │                    │
│За спортивные звания "Мастер спорта России          │                    │
│международного класса", "Гроссмейстер России",      │                    │
│"Мастер спорта СССР международного класса",         │                    │
│"Гроссмейстер СССР", "Мастер спорта России"         │                    │
└────────────────────────────────────────────────────┴────────────────────┘

Стимулирующие выплаты рекомендуется устанавливать также за наличие ученой степени (кандидата наук, доктора наук) при условии ее соответствия профилю выполняемой работником работы и деятельности учреждения.

Стимулирующие выплаты за почетное (спортивное) звание, ученую степень к должностному окладу, ставке не образуют нового должностного оклада, ставки и не учитываются при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых к должностному окладу, ставке.

Стимулирующая выплата за стаж работы, выслугу лет устанавливается в целях укрепления кадрового состава образовательных государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Применение стимулирующих выплат за стаж не образует новый должностной оклад, ставку и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых к должностному окладу, ставке.

Рекомендуемые размеры стимулирующих выплат за стаж работы, выслугу лет в процентах от должностного оклада, ставки приведены в таблице 7.

Таблица 7. Рекомендуемые размеры стимулирующих выплат за стаж работы, выслугу лет в процентах от должностного оклада, ставки

┌───────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│     Наименование выплаты      │   Рекомендуемый размер стимулирующей    │
│                               │   выплаты, в % к должностному окладу,   │
│                               │                 ставке                  │
├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│За стаж работы от 5 до 10 лет  │                  До 5                   │
├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│За стаж работы от 10 до 20 лет │                  До 10                  │
├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│За стаж работы свыше 20 лет    │                  До 20                  │
└───────────────────────────────┴─────────────────────────────────────────┘

Для педагогических работников исчисляется стаж педагогической работы. Порядок исчисления стажа педагогической работы и перечень учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников образования, производится в соответствии с действующими нормативными документами. Для прочих категорий работников условия назначения выплаты за стаж работы, выслугу лет устанавливаются локальными нормативными актами, коллективными договорами и могут зависеть от продолжительности работы в данном учреждении, в системе органа исполнительной власти (местного самоуправления), осуществляющего функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения.

Стимулирующие выплаты молодым специалистам устанавливаются тренерам-преподавателям, инструкторам-методистам по адаптивной физической культуре, инструкторам-методистам в возрасте до 30 лет в течение 3 первых лет работы, если они отвечают одновременно следующим требованиям:

- получили впервые высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее должности, независимо от формы получения образования;

- приступили к работе по специальности не позднее 3 месяцев после получения диплома государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании <1>;

--------------------------------

<1> Лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, должны приступить к работе непосредственно после окончания отпуска. Лица, находящиеся на службе в рядах Вооруженных Сил РФ, должны приступить к работе не позднее трех месяцев после демобилизации.

- состоят в трудовых отношениях с учреждением;

- имеют по основному месту работы не менее установленной действующим законодательством нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Размер стимулирующих выплат молодым специалистам устанавливается на уровне до 40% от должностного оклада, ставки работника. Молодым специалистам, имеющим диплом с отличием, устанавливается повышенный размер выплаты - до 50% от должностного оклада, ставки. Выплата может устанавливаться в виде надбавки к должностному окладу, ставке на год.

Стимулирующие выплаты молодым специалистам не образуют нового должностного оклада, ставки и не учитываются при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых к должностному окладу, ставке.

Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы устанавливаются работникам учреждения, непосредственно участвующим в обеспечении высококачественного учебно-тренировочного процесса и подготовке спортсменов, показавших высокие спортивные результаты. Перечень специалистов, которым устанавливаются стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, устанавливается учреждением с учетом непосредственного вклада работника в достижение результатов <1>.

--------------------------------

<1> В перечень специалистов, непосредственно участвующих в обеспечении высококачественного учебно-тренировочного процесса, включаются заместители директора по учебной, учебно-тренировочной, спортивной работе, методисты, инструкторы-методисты, медицинские работники, сурдопереводчики и др.

В таблице 8 приведены примерные критерии оценки результативности и качества труда работников, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- результативность и успешность занимающихся, спортсменов (динамика достижений);

- эффективность организации учебно-тренировочного процесса;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта;

- участие в методической, научно-исследовательской работе;

- повышение квалификации, профессиональная подготовка работника;

- дополнительные критерии (могут устанавливаться учреждением самостоятельно с учетом особенностей деятельности, видов спорта и т.д.).

Указанные критерии являются примерными, их перечень может быть изменен и дополнен в соответствии с целями и задачами учреждения.

Каждому критерию присваивается определенное максимальное количество баллов. Общая сумма баллов по всем критериям в таблице 8 равна 100, весовое значение каждого критерия в баллах является примерным, то есть учреждение вправе самостоятельно определить максимальное количество баллов по каждому критерию исходя из своих целей и задач, параметров государственного задания, культивируемых видов спорта. Для оценки результативности труда работников, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, по каждому критерию вводятся показатели с порядком и шкалой их оценки.

В рекомендуемом варианте наибольшее количество баллов присвоено критериям, характеризующим спортивные успехи и достижения занимающихся, а также эффективность организации учебно-тренировочного процесса. На уровне субъекта, муниципального образования либо самого учреждения допустима коррекция перечня критериев, порядка и шкалы их оценки с учетом специфики деятельности учреждения, нацеленности на массовый спорт или на спорт высоких достижений.

По истечении отчетного периода производится оценка показателей по критериям в отношении каждого работника, вовлеченного в работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также общая сумма баллов по учреждению. Фонд материального стимулирования распределяется между работниками пропорционально удельному весу суммы баллов каждого работника в общей сумме баллов по учреждению.

В целях усиления роли стимулирующих надбавок за результативность и качество труда, повышения размера этих надбавок целесообразно определить минимальное количество баллов, начиная с которого устанавливается надбавка.

Установление выплат стимулирующего характера производится с учетом показателей результатов труда, которые утверждаются локальным нормативным актом учреждения (например, Положением о материальном стимулировании работников). В Положении должны быть отражены критерии и показатели качества и результативности труда работников, лежащие в основе определения размера стимулирующей надбавки.

Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы носят разовый характер.

Таблица 8. Примерные критерии для оценки результативности труда работников, осуществляющих подготовку спортивного резерва, спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

┌──────────────────┬─────────────────┬──────────────────┬─────────────────┐
│     Критерии     │   Показатели    │  Порядок оценки  │ Оценочная шкала │
│                  │                 │                  │   показателя    │
├──────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│Результативность  │Паралимпийские,  │     1 место      │       20        │
│и успешность      │Сурдлимпийские   ├──────────────────┼─────────────────┤
│занимающихся,     │игры, чемпионаты │   2 - 3 место    │       15        │
│спортсменов       │мира и Европы    ├──────────────────┼─────────────────┤
│(динамика         │                 │     участие      │       10        │
│достижений)       ├─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│                  │Официальные      │     1 место      │       15        │
│Максимальное      │международные    ├──────────────────┼─────────────────┤
│число баллов - 55 │соревнования с   │   2 - 3 место    │       10        │
│                  │участием сборной │                  │                 │
│                  │команды России   │                  │                 │
│                  │(основной        │                  │                 │
│                  │состав),         │                  │                 │
│                  │чемпионаты России│                  │                 │
│                  ├─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│                  │Финалы           │     1 место      │       10        │
│                  │официальных      ├──────────────────┼─────────────────┤
│                  │всероссийских    │   2 - 3 место    │        5        │
│                  │спартакиад,      │                  │                 │
│                  │первенства       │                  │                 │
│                  │России, финалы   │                  │                 │
│                  │официальных      │                  │                 │
│                  │всероссийских    │                  │                 │
│                  │соревнований     │                  │                 │
│                  │среди спортивных │                  │                 │
│                  │школ, официальные│                  │                 │
│                  │всероссийские    │                  │                 │
│                  │соревнования     │                  │                 │
│                  │(включенные в    │                  │                 │
│                  │Единый           │                  │                 │
│                  │календарный план)│                  │                 │
│                  │в составе сборной│                  │                 │
│                  │команды субъекта │                  │                 │
│                  │Российской       │                  │                 │
│                  │Федерации        │                  │                 │
│                  ├─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│                  │Чемпионаты и     │     1 место      │        5        │
│                  │первенства       ├──────────────────┼─────────────────┤
│                  │субъекта         │   2 - 3 место    │        2        │
│                  │Российской       │                  │                 │
│                  │Федерации        │                  │                 │
└──────────────────┴─────────────────┴──────────────────┴─────────────────┘
┌──────────────────┬──────────────┬──────────────────────┬────────────────┐
│     Критерии     │  Показатели  │    Порядок оценки    │Оценочная шкала │
│                  │              │                      │   показателя   │
├──────────────────┼──────────────┼──────────────────────┼────────────────┤
│Эффективность     │Выполнение    │Доля занимающихся,    │От 0,8 до 1 - 10│
│организации       │учебно-       │успешно сдавших       │баллов;         │
│учебно-           │тренировочных │контрольные           │                │
│тренировочного    │программ      │переводные нормативы, │от 0,5 до 0,8 - │
│процесса          │спортивной    │от общего числа       │5 баллов        │
│                  │подготовки    │сдававших:            │                │
│Максимальное      │              │                      │                │
│количество баллов │              │этап начальной        │                │
│- 20              │              │подготовки (по видам  │                │
│                  │              │спорта, для которых   │                │
│                  │              │программами           │                │
│                  │              │установлены           │                │
│                  │              │нормативы),           │                │
│                  │              │                      │                │
│                  │              │учебно-тренировочный  │                │
│                  ├──────────────┼──────────────────────┼────────────────┤
│                  │Качество      │Доля занимающихся,    │От 0,8 до 1 - 10│
│                  │спортивной    │получивших            │баллов;         │
│                  │подготовки    │(повысивших)          │                │
│                  │              │спортивный разряд:    │от 0,5 до 0,8 - │
│                  │              │                      │5 баллов        │
│                  │              │учебно-тренировочный  │                │
│                  │              │этап,                 │                │
│                  │              │                      │                │
│                  │              │этап спортивного      │                │
│                  │              │совершенствования     │                │
│                  ├──────────────┼──────────────────────┼────────────────┤
│                  │Сохранность   │Соотношение           │От 0,8 до 1 - 10│
│                  │контингента   │показателей           │баллов;         │
│                  │              │численности           │                │
│                  │              │занимающихся на       │от 0,5 до 0,8 - │
│                  │              │каждую отчетную дату, │5 баллов        │
│                  │              │устанавливаемую       │                │
│                  │              │учреждением:          │                │
│                  │              │                      │                │
│                  │              │этап начальной        │                │
│                  │              │подготовки,           │                │
│                  │              │                      │                │
│                  │              │учебно-тренировочный  │                │
├──────────────────┼──────────────┼──────────────────────┼────────────────┤
│Обобщение и       │Проведение    │Количество            │Всероссийский   │
│распространение   │открытых      │мероприятий           │уровень - 5     │
│передового опыта  │учебно-       │                      │баллов;         │
│                  │тренировочных │                      │                │
│Максимально       │занятий,      │                      │региональный    │
│возможное         │выступления   │                      │уровень - 3     │
│количество баллов │на            │                      │балла;          │
│- 5               │конференциях, │                      │                │
│                  │наличие       │                      │муниципальный   │
│                  │публикаций,   │                      │уровень - 2     │
│                  │наставничество│                      │балла;          │
│                  │и пр.         │                      │                │
│                  │              │                      │уровень         │
│                  │              │                      │учреждения - 1  │
│                  │              │                      │балл            │
└──────────────────┴──────────────┴──────────────────────┴────────────────┘
┌──────────────────┬──────────────────┬──────────────────┬────────────────┐
│     Критерии     │    Показатели    │  Порядок оценки  │Оценочная шкала │
│                  │                  │                  │   показателя   │
├──────────────────┼──────────────────┼──────────────────┼────────────────┤
│Участие в         │Наличие           │В зависимости от  │До 5 баллов     │
│методической,     │собственных       │сложности и       │                │
│научно-           │методических      │результативности  │                │
│исследовательской │разработок,       │работы            │                │
│работе            │авторских методик │                  │                │
│                  │и программ,       │                  │                │
│Максимально       │участие в         │                  │                │
│возможное         │экспериментальной │                  │                │
│количество баллов │работе            │                  │                │
│- 5               │                  │                  │                │
├──────────────────┼──────────────────┼──────────────────┼────────────────┤
│Повышение         │Наличие           │                  │До 5 баллов     │
│квалификации,     │свидетельств,     │                  │                │
│профессиональная  │сертификатов и    │                  │                │
│подготовка        │других            │                  │                │
│специалиста       │подтверждающих    │                  │                │
│                  │документов        │                  │                │
│Максимально       │                  │                  │                │
│возможное         │                  │                  │                │
│количество баллов │                  │                  │                │
│- 5               │                  │                  │                │
├──────────────────┼──────────────────┼──────────────────┼────────────────┤
│Дополнительные    │Разрабатываются и │                  │                │
│критерии          │утверждаются      │                  │                │
│Максимально       │учреждением       │                  │                │
│возможное         │                  │                  │                │
│количество баллов │                  │                  │                │
│- 10              │                  │                  │                │
└──────────────────┴──────────────────┴──────────────────┴────────────────┘

Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы тренеров-преподавателей и специалистов устанавливаются в процентах к должностному окладу, ставке либо в абсолютном размере.

Применение стимулирующей выплаты за интенсивность и высокие результаты работы не образует новый должностной оклад, ставку и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых к должностному окладу, ставке.

Премиальные выплаты

Премиальные выплаты, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на оплату труда, а также средств от приносящей доход деятельности.

При премировании по итогам работы (за месяц, квартал, год) учитывается:

- выполнение количественных и качественных показателей государственного задания;

- участие в подготовке и проведении важных организационных мероприятий, связанных с основной деятельностью учреждения (подготовка учреждения к новому учебному году, подготовка объектов к зимнему сезону, организация учебно-тренировочных сборов, спортивных мероприятий и т.д.).

Работникам могут выплачиваться единовременные премии за выполнение особо важных заданий, не входящих в круг их основных обязанностей, за качественное и оперативное выполнение особо важных заданий руководства.

Размер премиальных выплат может определяться как в процентах к должностному окладу, ставке работников, так и в абсолютном размере.

К выплатам компенсационного характера относятся:

- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

- выплаты за работу в сельской местности;

- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным окладам, ставкам работников, не образуют нового должностного оклада, ставки и не учитываются при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых к должностному окладу, ставке.

Рекомендуется устанавливать надбавку за особые условия труда в размере 20% к должностным окладам, окладам, ставкам следующим категориям работников, осуществляющих непосредственное руководство и работу с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами:

- заместителям руководителя;

- тренерам-преподавателям;

- инструкторам-методистам (включая старшего), инструкторам-методистам по адаптивной физической культуре (включая старшего);

- инструктору по спорту, тренеру-массажисту, тренеру-механику и др.;

- медицинскому персоналу;

- специалистам, обеспечивающим психологическую поддержку;

- сурдопереводчику;

- водителям спецавтотранспорта, специализирующимся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность.

Перечень рабочих профессий и должностей специалистов, которым может устанавливаться надбавка за работу в особых условиях с лицами с ограниченными возможностями здоровьям и инвалидами, конкретизируется руководителем учреждений по согласованию с органом исполнительной власти (местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Особенности оплаты труда руководителя

Должностной оклад руководителя государственного (муниципального) учреждения может устанавливаться в кратном отношении к среднему заработку основного персонала возглавляемого учреждения. Система стимулирующих выплат должна обеспечивать зависимость размера оплаты труда руководителя от степени выполнения качественных и количественных показателей государственного задания, доведенного до государственного (муниципального) учреждения. Компенсационные выплаты устанавливаются руководителю учреждения в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также с учетом настоящих рекомендаций.

Заключительные положения

При разработке нормативных правовых актов, регламентирующих оценку результативности труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда с учетом рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.