МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 октября 2011 г. N ПК-02-10/6271
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации направляет Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса в образовательных учреждениях в области спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, согласованные с Минобрнауки России (письмо прилагается).
На основании данных рекомендаций прошу Вас принять соответствующие решения, позволяющие осуществить оплату труда тренеров-преподавателей и специалистов образовательных государственных (муниципальных) учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также других учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
П.А.КОЛОБКОВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ПОДГОТОВКУ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА И ПОДГОТОВКУ СПОРТСМЕНОВ
ВЫСОКОГО КЛАССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В ОБЛАСТИ
СПОРТА ИНВАЛИДОВ, ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Общие положения
В соответствии с положениями Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации отнесена к полномочиям и расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации положений ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации и обеспечения единообразного подхода при внедрении отраслевой системы оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов (далее - работники), осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных государственных (муниципальных) учреждениях.
Настоящие Методические рекомендации могут использоваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления при разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих оплату и оценку результативности труда работников образовательных государственных (муниципальных) учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также других учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, при условии выполнения требований трудового законодательства по соблюдению нормальной продолжительности рабочего времени.
Система оплаты труда и оценки его результативности для тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса по спорту инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающая размеры должностных окладов, ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также с учетом мнения представительного органа работников.
Основные условия оплаты труда
тренеров-преподавателей и специалистов в образовательных
государственных (муниципальных) учреждениях, осуществляющих
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого
класса в области спорта инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья
Система оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в спорте инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, направлена на усиление стимулирующей роли выплат за качество и результаты работы. На региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне конкретного учреждения разрабатываются и утверждаются соответствующие нормативные акты, закрепляющие:
- выделение стимулирующей части в фонде оплаты труда;
- порядок участия общественных структур в распределении стимулирующей части оплаты труда;
- критерии и показатели качества и результативности труда работников;
- установление зависимости оплаты труда от количества занимающихся, спортсменов и достигнутых ими спортивных результатов.
Предлагаемая модель системы оплаты труда ориентирована на стимулирование работников в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к повышению:
- уровня своего образования;
- уровня тренерского мастерства;
- уровня эффективности и качества учебно-тренировочного процесса и его методического обеспечения;
- уровня результативности занимающихся, спортсменов.
Система оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов включает:
- рекомендуемые минимальные размеры должностных окладов, ставок по профессиональным квалификационным группам должностей работников образования, работников физической культуры и спорта (далее - ПКГ);
- рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к минимальным должностным окладам, ставкам;
- наименование, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера;
- выплаты стимулирующего характера и критерии их установления.
Минимальные размеры должностных окладов, ставок работников по соответствующим ПКГ устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Повышающие коэффициенты к должностному окладу, ставке по соответствующим ПКГ (окладу по занимаемой должности, ставке) устанавливаются работнику с учетом уровня его квалификации (квалификационной категории), профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, опыта работы и других факторов.
В систему повышающих коэффициентов к должностным окладам, ставкам (окладам по занимаемой должности, ставкам) для работников могут входить:
- коэффициент квалификации;
- персональный коэффициент и др.
Повышающие коэффициенты не образуют нового должностного оклада, ставки заработной платы работника и не учитываются при начислении стимулирующих и компенсационных выплат.
Повышающий коэффициент квалификации к должностному окладу, ставке заработной платы (окладу) работника устанавливается с учетом уровня его профессиональной подготовки, компетентности и квалификации.
Размер выплат по повышающему коэффициенту квалификации к должностному окладу (окладу) определяется путем умножения размера должностного оклада работника на повышающий коэффициент.
Размер выплат по повышающему коэффициенту квалификации к ставке заработной платы определяется путем умножения ставки заработной платы с учетом объема фактической педагогической нагрузки на повышающий коэффициент.
Выплаты по повышающему коэффициенту носят стимулирующий характер.
Рекомендуемые размеры коэффициента квалификации приведены в таблице 1.
Таблица 1. Рекомендуемые размеры коэффициента квалификации
┌───────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐ │ Показатели коэффициента квалификации │ Размер повышающего коэффициента │ │ │ в долях │ ├───────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤ │За квалификационную категорию: │ │ │а) высшая категория │ до 0,8 │ │б) первая категория │ до 0,5 │ │в) вторая категория (подтвердившие │ до 0,3 │ │соответствие занимаемой должности) │ │ └───────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘
Коэффициент квалификации по должностям "спортсмен" и "спортсмен-инструктор" устанавливается в зависимости от показанных спортивных результатов на соревнованиях различного уровня. Рекомендуемые размеры коэффициентов квалификации для должностей "спортсмен" и "спортсмен-инструктор" приведены в таблице 2.
Таблица 2. Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента квалификации для должностей "спортсмен", "спортсмен-инструктор"
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Рекомендуемый размер повышающего коэффициента │ ├─────────┬────────────┬────────────┬──────────────────┬──────────────────┤ │кандидат │ Мастер │Мастер │ Мастер спорта │ Мастер спорта │ │в мастера│ спорта │спорта │ России │ России │ │ спорта │ России, │России │ международного │ международного │ │ │гроссмейстер│международ- │ класса - призер │ класса - призер │ │ │ России │ного класса │ всероссийских │ международных │ │ │ │ │ соревнований │ соревнований │ ├─────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├─────────┼────────────┼────────────┼──────────────────┼──────────────────┤ │до 1 │до 1,5 │до 2 │до 2,5 │до 3,5 │ └─────────┴────────────┴────────────┴──────────────────┴──────────────────┘
Персональный повышающий коэффициент к минимальному должностному окладу, ставке (окладу по занимаемой должности, ставке) устанавливается работнику с учетом сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов.
Решение об установлении персонального повышающего коэффициента и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника.
Персональный повышающий коэффициент устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
Рекомендуемый размер персонального повышающего коэффициента - до 5. Применение персонального коэффициента к минимальному должностному окладу, ставке (окладу по занимаемой должности, ставке) не образует должностной оклад, ставку и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат.
Перечень повышающих коэффициентов может быть дополнен с учетом специфики деятельности конкретных учреждений или их структурных подразделений, а также отдельных должностей (в том числе коэффициент специфики, коэффициент по должности, коэффициент по уровню образования и др.).
Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
Порядок и условия оплаты труда тренеров-преподавателей,
осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов
высокого класса в области спорта инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья
Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяются с учетом техники безопасности в соответствии с типовой учебно-тренировочной программой подготовки занимающихся, спортсменов.
При отсутствии в утвержденной учебно-тренировочной программе подготовки нормативов по наполняемости учебных групп и максимальному объему учебно-тренировочной нагрузки рекомендуется придерживаться параметров, приведенных в таблице 3. Показатели численности занимающихся могут быть изменены.
Таблица 3. Рекомендуемый численный состав занимающихся, максимальный объем учебно-тренировочной работы на этапах спортивной подготовки
┌─────────────────┬─────────┬────────────────────────────┬────────────────┐ │Этап многолетней │ Период │ Оптимальная наполняемость │ Максимальный │ │ подготовки │обучения │ групп, человек │ объем учебно- │ │ спортсменов │ ├───────┬──────┬──────┬──────┤ тренировочной │ │ │ │ спорт │спорт │спорт │спорт │ нагрузки │ │ │ │слепых │глухих│лиц с │мен- │ (учебных часов │ │ │ │ │ │пора- │таль- │ за неделю), в │ │ │ │ │ │жением│ных │ т.ч. по │ │ │ │ │ │ОДА │инва- │ индивидуальным │ │ │ │ │ │ │лидов │ планам │ ├─────────────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤ │Спортивно- │Весь │ 6 │ 12 │ 5 │ 10 │ до 6 │ │оздоровительный │период │ │ │ │ │ │ ├─────────────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤ │Начальной │Первый │ 5 │ 12 │ 5 │ 10 │ 6 │ │подготовки │год │ │ │ │ │ │ │ ├─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤ │ │Второй │ 5 │ 10 │ 4 │ 9 │ 9 │ │ │год и │ │ │ │ │ │ │ │после- │ │ │ │ │ │ │ │дующие │ │ │ │ │ │ ├─────────────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤ │Учебно- │Первый │ 4 │ 9 │ 3 │ 8 │ 12 │ │тренировочный │год │ │ │ │ │ │ │ ├─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤ │ │Второй и │ 3 │ 8 │ 3 │ 6 │ 18 │ │ │третий │ │ │ │ │ │ │ │год │ │ │ │ │ │ │ ├─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤ │ │Четвертый│ 3 │ 6 │ 2 │ 5 │ 20 │ │ │год и │ │ │ │ │ │ │ │после- │ │ │ │ │ │ │ │дующие │ │ │ │ │ │ ├─────────────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤ │Совершенствова- │До года │ 2 │4 - 5 │ 2 │3 - 4 │ 24 (до 6) │ │ния спортивного ├─────────┤ │ │ │ ├────────────────┤ │мастерства │Свыше │ │ │ │ │ 28 (до 10) │ │ │года │ │ │ │ │ │ ├─────────────────┼─────────┼───────┼──────┼──────┼──────┼────────────────┤ │Высшего │Весь │ 2 │ 3 │ 2 │ 3 │ 32 (до 12) │ │спортивного │период │ │ │ │ │ │ │мастерства │ │ │ │ │ │ │ └─────────────────┴─────────┴───────┴──────┴──────┴──────┴────────────────┘
Для учащихся с тяжелыми сочетанными дефектами и поражениями формирование групп по численности осуществляется в индивидуальном порядке.
Недельный режим учебно-тренировочной работы устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами работы, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки может быть сокращен не более чем на 25%.
Рекомендуемые размеры нормативов оплаты труда тренера-преподавателя за подготовку одного занимающегося приведены в таблице 4.
В отношении занимающихся, спортсменов, у которых функциональные возможности для занятий определенным видом спорта ограничены значительно и которые вследствие этого нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях, размеры нормативов оплаты от ставки заработной платы за подготовку одного занимающегося могут быть увеличены.
Таблица 4. Рекомендуемые размеры норматива оплаты труда тренера-преподавателя за одного занимающегося <1>
--------------------------------
<1> Размеры нормативов могут быть изменены в зависимости от финансовых возможностей учреждения, степени поражения спортсмена.
┌───────────────────────┬────────────┬────────────────────────────────────┐ │ Этап многолетней │ Период │ Рекомендуемый размер норматива │ │подготовки спортсменов │ обучения │ оплаты, в % от ставки заработной │ │ │ (лет) │ платы тренера-преподавателя за │ │ │ │ подготовку одного занимающегося │ │ │ ├───────┬───────┬────────┬───────────┤ │ │ │ спорт │ спорт │спорт │ спорт │ │ │ │слепых │глухих │лиц с │ментальных │ │ │ │ │ │пораже- │ инвалидов │ │ │ │ │ │нием ОДА│ │ ├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤ │Спортивно- │Весь период │ 5,6 │ 2,8 │ 6,7 │ 3,3 │ │оздоровительный │ │ │ │ │ │ ├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤ │Начальной подготовки │До года │ 6,7 │ 2,8 │ 6,7 │ 3,3 │ │ ├────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤ │ │Свыше года │ 10,0 │ 5,0 │ 12,5 │ 5,6 │ ├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤ │Учебно-тренировочный │До года │ 16,7 │ 7,4 │ 22,2 │ 8,5 │ │ ├────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤ │ │Второй и │ 33,3 │ 12,5 │ 33,3 │ 16,7 │ │ │третий │ │ │ │ │ │ ├────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤ │ │Свыше 3 лет │ 37,0 │ 18,5 │ 55 │ 22,2 │ ├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤ │Совершенствования │До года │ 50,0 │ 25 │ 50 │ 33,3 │ │спортивного мастерства ├────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤ │ │Свыше года │ 50,0 │ 33,3 │ 50 │ 33,3 │ ├───────────────────────┼────────────┼───────┼───────┼────────┼───────────┤ │Высшего спортивного │Весь период │ 55,0 │ 45,0 │ 55,0 │ 45,0 │ │мастерства │ │ │ │ │ │ └───────────────────────┴────────────┴───────┴───────┴────────┴───────────┘
На всех этапах подготовки могут привлекаться дополнительно к основному тренеру-преподавателю другие специалисты, непосредственно обеспечивающие учебно-тренировочный процесс, в том числе педагоги-психологи, сурдопереводчики, спортсмены-инструкторы и иные специалисты. На этапах учебно-тренировочном, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства могут привлекаться тренеры-преподаватели по смежным видам спортивной подготовки (акробатике, хореографии, общей физической подготовке и др.) при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы с занимающимися, спортсменами.
Нормативы оплаты труда тренеров-преподавателей за подготовку спортсмена высокого класса
За подготовку спортсмена высокого класса размер норматива оплаты в процентах от ставки заработной платы устанавливается в соответствии с таблицей 5.
Таблица 5. Нормативы оплаты труда тренера-преподавателя за подготовку спортсмена высокого класса
┌───────────────┬────────────┬────────────────────────────────────────────┐ │ Статус │ Занятое │Рекомендуемый размер норматива оплаты труда │ │ официального │ место │ в % от ставки заработной платы тренера- │ │ спортивного │(результат) │ преподавателя за одного занимающегося │ │ соревнования │ │ (спортсмена высокого класса) │ │ │ ├────────────────────┬───────────────────────┤ │ │ │ Паралимпийские, │ Прочие виды спорта, │ │ │ │сурдлимпийские виды │ включенные во │ │ │ │ спорта │ Всероссийский реестр │ │ │ │ │ видов спорта │ ├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │Паралимпийские,│ 1 │ До 200 │ - │ │Сурдлимпийские ├────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │игры │ 2 - 3 │ До 150 │ - │ ├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │Чемпионат мира,│ 1 │ До 150 │ До 100 │ │Европы ├────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │ │ 2 │ До 140 │ До 90 │ │ ├────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │ │ 3 │ До 130 │ До 80 │ ├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │Кубок мира │ 1 - 3 │ До 120 │ До 90 │ │(финал) │ │ │ │ ├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │Кубок Европы │ 1 - 3 │ До 110 │ До 80 │ │(финал) │ │ │ │ ├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │Чемпионат │ 1 │ До 100 │ До 90 │ │России ├────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │ │ 2 │ До 90 │ До 75 │ │ ├────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │ │ 3 │ До 70 │ До 70 │ ├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │Кубок России │ 1 │ До 80 │ До 60 │ │(финал) │ │ │ │ ├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │Финалы │ 1 - 3 │ До 80 │ До 70 │ │официальных │ │ │ │ │всероссийских │ │ │ │ │Спартакиад, │ │ │ │ │первенства │ │ │ │ │России, финалы │ │ │ │ │официальных │ │ │ │ │всероссийских │ │ │ │ │соревнований │ │ │ │ │среди │ │ │ │ │спортивных │ │ │ │ │школ, │ │ │ │ │Всероссийские │ │ │ │ │игры глухих │ │ │ │ ├───────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │Первенство │ 1 │ До 90 │ До 80 │ │мира, Европы ├────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │ │ 2 │ До 85 │ До 75 │ │ ├────────────┼────────────────────┼───────────────────────┤ │ │ 3 │ До 80 │ До 70 │ └───────────────┴────────────┴────────────────────┴───────────────────────┘
Размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя за подготовку спортсмена высокого класса <1> устанавливается по наивысшему нормативу на основании протоколов (копий протоколов, выписки из протоколов) соревнований и действует с момента показанного спортсменом результата в течение одного календарного года, а по международным соревнованиям - до проведения следующих международных соревнований данного уровня.
--------------------------------
<1> Размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя за подготовку спортсмена высокого класса может быть изменен (детализирован, увеличен) в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при условии обеспечения финансовыми средствами.
Если в период действия установленного размера норматива оплаты труда спортсмен улучшил спортивный результат, размер норматива оплаты труда соответственно увеличивается и устанавливается новое исчисление срока его действия.
Если по истечении срока действия установленного размера норматива оплаты труда спортсмен не показал указанного в таблице 5 результата, размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя устанавливается в соответствии с этапом подготовки спортсмена.
Повышенный норматив оплаты труда тренера-преподавателя действует в отношении спортсмена, показавшего высокий результат.
Повышенный норматив оплаты труда тренера-преподавателя устанавливается при условии предшествующей работы спортсмена под руководством данного тренера-преподавателя в течение не менее 2 лет.
Порядок и условия установления выплат стимулирующего
и компенсационного характера
В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
- за наличие почетного (спортивного) звания;
- за стаж работы, выслугу лет;
- молодым специалистам;
- за интенсивность и высокие результаты работ;
- премиальные выплаты.
Рекомендуемая доля выплат стимулирующего характера составляет не менее 30% в общей сумме средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований соответствующего уровня бюджета, средств от приносящей доход деятельности.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.
Рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты работникам, имеющим почетные звания, государственные награды, а также награжденным отраслевыми почетными и нагрудными знаками и медалями, имеющим спортивные звания. Выплаты производятся при условии соответствия званий, наград, знаков отличия профилю учреждения и деятельности самого работника.
При наличии нескольких оснований для установления стимулирующей выплаты выплата определяется по одному (наивысшему) основанию.
Рекомендуемые размеры выплаты приведены в таблице 6.
Таблица 6. Рекомендуемые размеры выплаты за наличие почетного звания
┌────────────────────────────────────────────────────┬────────────────────┐ │ Наименование выплаты │ Рекомендуемые │ │ │размеры выплаты, в %│ │ │ к должностному │ │ │ окладу │ ├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤ │За почетное звание "Заслуженный работник физической │ До 100 │ │культуры Российской Федерации", государственные │ │ │награды, включая почетные звания Российской │ │ │Федерации и СССР; │ │ │ │ │ │за почетные спортивные звания "Заслуженный тренер │ │ │России", "Заслуженный тренер СССР", "Заслуженный │ │ │мастер спорта России", "Заслуженный мастер спорта │ │ │СССР" │ │ ├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤ │За ведомственные награды "Отличник физической │ До 40 │ │культуры и спорта", почетный знак "За заслуги в │ │ │развитии физической культуры и спорта" │ │ │ │ │ │За спортивные звания "Мастер спорта России │ │ │международного класса", "Гроссмейстер России", │ │ │"Мастер спорта СССР международного класса", │ │ │"Гроссмейстер СССР", "Мастер спорта России" │ │ └────────────────────────────────────────────────────┴────────────────────┘
Стимулирующие выплаты рекомендуется устанавливать также за наличие ученой степени (кандидата наук, доктора наук) при условии ее соответствия профилю выполняемой работником работы и деятельности учреждения.
Стимулирующие выплаты за почетное (спортивное) звание, ученую степень к должностному окладу, ставке не образуют нового должностного оклада, ставки и не учитываются при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых к должностному окладу, ставке.
Стимулирующая выплата за стаж работы, выслугу лет устанавливается в целях укрепления кадрового состава образовательных государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Применение стимулирующих выплат за стаж не образует новый должностной оклад, ставку и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых к должностному окладу, ставке.
Рекомендуемые размеры стимулирующих выплат за стаж работы, выслугу лет в процентах от должностного оклада, ставки приведены в таблице 7.
Таблица 7. Рекомендуемые размеры стимулирующих выплат за стаж работы, выслугу лет в процентах от должностного оклада, ставки
┌───────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐ │ Наименование выплаты │ Рекомендуемый размер стимулирующей │ │ │ выплаты, в % к должностному окладу, │ │ │ ставке │ ├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤ │За стаж работы от 5 до 10 лет │ До 5 │ ├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤ │За стаж работы от 10 до 20 лет │ До 10 │ ├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤ │За стаж работы свыше 20 лет │ До 20 │ └───────────────────────────────┴─────────────────────────────────────────┘
Для педагогических работников исчисляется стаж педагогической работы. Порядок исчисления стажа педагогической работы и перечень учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников образования, производится в соответствии с действующими нормативными документами. Для прочих категорий работников условия назначения выплаты за стаж работы, выслугу лет устанавливаются локальными нормативными актами, коллективными договорами и могут зависеть от продолжительности работы в данном учреждении, в системе органа исполнительной власти (местного самоуправления), осуществляющего функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения.
Стимулирующие выплаты молодым специалистам устанавливаются тренерам-преподавателям, инструкторам-методистам по адаптивной физической культуре, инструкторам-методистам в возрасте до 30 лет в течение 3 первых лет работы, если они отвечают одновременно следующим требованиям:
- получили впервые высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее должности, независимо от формы получения образования;
- приступили к работе по специальности не позднее 3 месяцев после получения диплома государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании <1>;
--------------------------------
<1> Лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, должны приступить к работе непосредственно после окончания отпуска. Лица, находящиеся на службе в рядах Вооруженных Сил РФ, должны приступить к работе не позднее трех месяцев после демобилизации.
- состоят в трудовых отношениях с учреждением;
- имеют по основному месту работы не менее установленной действующим законодательством нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Размер стимулирующих выплат молодым специалистам устанавливается на уровне до 40% от должностного оклада, ставки работника. Молодым специалистам, имеющим диплом с отличием, устанавливается повышенный размер выплаты - до 50% от должностного оклада, ставки. Выплата может устанавливаться в виде надбавки к должностному окладу, ставке на год.
Стимулирующие выплаты молодым специалистам не образуют нового должностного оклада, ставки и не учитываются при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых к должностному окладу, ставке.
Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы устанавливаются работникам учреждения, непосредственно участвующим в обеспечении высококачественного учебно-тренировочного процесса и подготовке спортсменов, показавших высокие спортивные результаты. Перечень специалистов, которым устанавливаются стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, устанавливается учреждением с учетом непосредственного вклада работника в достижение результатов <1>.
--------------------------------
<1> В перечень специалистов, непосредственно участвующих в обеспечении высококачественного учебно-тренировочного процесса, включаются заместители директора по учебной, учебно-тренировочной, спортивной работе, методисты, инструкторы-методисты, медицинские работники, сурдопереводчики и др.
В таблице 8 приведены примерные критерии оценки результативности и качества труда работников, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- результативность и успешность занимающихся, спортсменов (динамика достижений);
- эффективность организации учебно-тренировочного процесса;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- участие в методической, научно-исследовательской работе;
- повышение квалификации, профессиональная подготовка работника;
- дополнительные критерии (могут устанавливаться учреждением самостоятельно с учетом особенностей деятельности, видов спорта и т.д.).
Указанные критерии являются примерными, их перечень может быть изменен и дополнен в соответствии с целями и задачами учреждения.
Каждому критерию присваивается определенное максимальное количество баллов. Общая сумма баллов по всем критериям в таблице 8 равна 100, весовое значение каждого критерия в баллах является примерным, то есть учреждение вправе самостоятельно определить максимальное количество баллов по каждому критерию исходя из своих целей и задач, параметров государственного задания, культивируемых видов спорта. Для оценки результативности труда работников, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, по каждому критерию вводятся показатели с порядком и шкалой их оценки.
В рекомендуемом варианте наибольшее количество баллов присвоено критериям, характеризующим спортивные успехи и достижения занимающихся, а также эффективность организации учебно-тренировочного процесса. На уровне субъекта, муниципального образования либо самого учреждения допустима коррекция перечня критериев, порядка и шкалы их оценки с учетом специфики деятельности учреждения, нацеленности на массовый спорт или на спорт высоких достижений.
По истечении отчетного периода производится оценка показателей по критериям в отношении каждого работника, вовлеченного в работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также общая сумма баллов по учреждению. Фонд материального стимулирования распределяется между работниками пропорционально удельному весу суммы баллов каждого работника в общей сумме баллов по учреждению.
В целях усиления роли стимулирующих надбавок за результативность и качество труда, повышения размера этих надбавок целесообразно определить минимальное количество баллов, начиная с которого устанавливается надбавка.
Установление выплат стимулирующего характера производится с учетом показателей результатов труда, которые утверждаются локальным нормативным актом учреждения (например, Положением о материальном стимулировании работников). В Положении должны быть отражены критерии и показатели качества и результативности труда работников, лежащие в основе определения размера стимулирующей надбавки.
Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы носят разовый характер.
Таблица 8. Примерные критерии для оценки результативности труда работников, осуществляющих подготовку спортивного резерва, спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
┌──────────────────┬─────────────────┬──────────────────┬─────────────────┐ │ Критерии │ Показатели │ Порядок оценки │ Оценочная шкала │ │ │ │ │ показателя │ ├──────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤ │Результативность │Паралимпийские, │ 1 место │ 20 │ │и успешность │Сурдлимпийские ├──────────────────┼─────────────────┤ │занимающихся, │игры, чемпионаты │ 2 - 3 место │ 15 │ │спортсменов │мира и Европы ├──────────────────┼─────────────────┤ │(динамика │ │ участие │ 10 │ │достижений) ├─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤ │ │Официальные │ 1 место │ 15 │ │Максимальное │международные ├──────────────────┼─────────────────┤ │число баллов - 55 │соревнования с │ 2 - 3 место │ 10 │ │ │участием сборной │ │ │ │ │команды России │ │ │ │ │(основной │ │ │ │ │состав), │ │ │ │ │чемпионаты России│ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤ │ │Финалы │ 1 место │ 10 │ │ │официальных ├──────────────────┼─────────────────┤ │ │всероссийских │ 2 - 3 место │ 5 │ │ │спартакиад, │ │ │ │ │первенства │ │ │ │ │России, финалы │ │ │ │ │официальных │ │ │ │ │всероссийских │ │ │ │ │соревнований │ │ │ │ │среди спортивных │ │ │ │ │школ, официальные│ │ │ │ │всероссийские │ │ │ │ │соревнования │ │ │ │ │(включенные в │ │ │ │ │Единый │ │ │ │ │календарный план)│ │ │ │ │в составе сборной│ │ │ │ │команды субъекта │ │ │ │ │Российской │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ ├─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤ │ │Чемпионаты и │ 1 место │ 5 │ │ │первенства ├──────────────────┼─────────────────┤ │ │субъекта │ 2 - 3 место │ 2 │ │ │Российской │ │ │ │ │Федерации │ │ │ └──────────────────┴─────────────────┴──────────────────┴─────────────────┘
┌──────────────────┬──────────────┬──────────────────────┬────────────────┐ │ Критерии │ Показатели │ Порядок оценки │Оценочная шкала │ │ │ │ │ показателя │ ├──────────────────┼──────────────┼──────────────────────┼────────────────┤ │Эффективность │Выполнение │Доля занимающихся, │От 0,8 до 1 - 10│ │организации │учебно- │успешно сдавших │баллов; │ │учебно- │тренировочных │контрольные │ │ │тренировочного │программ │переводные нормативы, │от 0,5 до 0,8 - │ │процесса │спортивной │от общего числа │5 баллов │ │ │подготовки │сдававших: │ │ │Максимальное │ │ │ │ │количество баллов │ │этап начальной │ │ │- 20 │ │подготовки (по видам │ │ │ │ │спорта, для которых │ │ │ │ │программами │ │ │ │ │установлены │ │ │ │ │нормативы), │ │ │ │ │ │ │ │ │ │учебно-тренировочный │ │ │ ├──────────────┼──────────────────────┼────────────────┤ │ │Качество │Доля занимающихся, │От 0,8 до 1 - 10│ │ │спортивной │получивших │баллов; │ │ │подготовки │(повысивших) │ │ │ │ │спортивный разряд: │от 0,5 до 0,8 - │ │ │ │ │5 баллов │ │ │ │учебно-тренировочный │ │ │ │ │этап, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │этап спортивного │ │ │ │ │совершенствования │ │ │ ├──────────────┼──────────────────────┼────────────────┤ │ │Сохранность │Соотношение │От 0,8 до 1 - 10│ │ │контингента │показателей │баллов; │ │ │ │численности │ │ │ │ │занимающихся на │от 0,5 до 0,8 - │ │ │ │каждую отчетную дату, │5 баллов │ │ │ │устанавливаемую │ │ │ │ │учреждением: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │этап начальной │ │ │ │ │подготовки, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │учебно-тренировочный │ │ ├──────────────────┼──────────────┼──────────────────────┼────────────────┤ │Обобщение и │Проведение │Количество │Всероссийский │ │распространение │открытых │мероприятий │уровень - 5 │ │передового опыта │учебно- │ │баллов; │ │ │тренировочных │ │ │ │Максимально │занятий, │ │региональный │ │возможное │выступления │ │уровень - 3 │ │количество баллов │на │ │балла; │ │- 5 │конференциях, │ │ │ │ │наличие │ │муниципальный │ │ │публикаций, │ │уровень - 2 │ │ │наставничество│ │балла; │ │ │и пр. │ │ │ │ │ │ │уровень │ │ │ │ │учреждения - 1 │ │ │ │ │балл │ └──────────────────┴──────────────┴──────────────────────┴────────────────┘
┌──────────────────┬──────────────────┬──────────────────┬────────────────┐ │ Критерии │ Показатели │ Порядок оценки │Оценочная шкала │ │ │ │ │ показателя │ ├──────────────────┼──────────────────┼──────────────────┼────────────────┤ │Участие в │Наличие │В зависимости от │До 5 баллов │ │методической, │собственных │сложности и │ │ │научно- │методических │результативности │ │ │исследовательской │разработок, │работы │ │ │работе │авторских методик │ │ │ │ │и программ, │ │ │ │Максимально │участие в │ │ │ │возможное │экспериментальной │ │ │ │количество баллов │работе │ │ │ │- 5 │ │ │ │ ├──────────────────┼──────────────────┼──────────────────┼────────────────┤ │Повышение │Наличие │ │До 5 баллов │ │квалификации, │свидетельств, │ │ │ │профессиональная │сертификатов и │ │ │ │подготовка │других │ │ │ │специалиста │подтверждающих │ │ │ │ │документов │ │ │ │Максимально │ │ │ │ │возможное │ │ │ │ │количество баллов │ │ │ │ │- 5 │ │ │ │ ├──────────────────┼──────────────────┼──────────────────┼────────────────┤ │Дополнительные │Разрабатываются и │ │ │ │критерии │утверждаются │ │ │ │Максимально │учреждением │ │ │ │возможное │ │ │ │ │количество баллов │ │ │ │ │- 10 │ │ │ │ └──────────────────┴──────────────────┴──────────────────┴────────────────┘
Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы тренеров-преподавателей и специалистов устанавливаются в процентах к должностному окладу, ставке либо в абсолютном размере.
Применение стимулирующей выплаты за интенсивность и высокие результаты работы не образует новый должностной оклад, ставку и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых к должностному окладу, ставке.
Премиальные выплаты
Премиальные выплаты, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на оплату труда, а также средств от приносящей доход деятельности.
При премировании по итогам работы (за месяц, квартал, год) учитывается:
- выполнение количественных и качественных показателей государственного задания;
- участие в подготовке и проведении важных организационных мероприятий, связанных с основной деятельностью учреждения (подготовка учреждения к новому учебному году, подготовка объектов к зимнему сезону, организация учебно-тренировочных сборов, спортивных мероприятий и т.д.).
Работникам могут выплачиваться единовременные премии за выполнение особо важных заданий, не входящих в круг их основных обязанностей, за качественное и оперативное выполнение особо важных заданий руководства.
Размер премиальных выплат может определяться как в процентах к должностному окладу, ставке работников, так и в абсолютном размере.
К выплатам компенсационного характера относятся:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
- выплаты за работу в сельской местности;
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным окладам, ставкам работников, не образуют нового должностного оклада, ставки и не учитываются при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых к должностному окладу, ставке.
Рекомендуется устанавливать надбавку за особые условия труда в размере 20% к должностным окладам, окладам, ставкам следующим категориям работников, осуществляющих непосредственное руководство и работу с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами:
- заместителям руководителя;
- тренерам-преподавателям;
- инструкторам-методистам (включая старшего), инструкторам-методистам по адаптивной физической культуре (включая старшего);
- инструктору по спорту, тренеру-массажисту, тренеру-механику и др.;
- медицинскому персоналу;
- специалистам, обеспечивающим психологическую поддержку;
- сурдопереводчику;
- водителям спецавтотранспорта, специализирующимся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность.
Перечень рабочих профессий и должностей специалистов, которым может устанавливаться надбавка за работу в особых условиях с лицами с ограниченными возможностями здоровьям и инвалидами, конкретизируется руководителем учреждений по согласованию с органом исполнительной власти (местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Особенности оплаты труда руководителя
Должностной оклад руководителя государственного (муниципального) учреждения может устанавливаться в кратном отношении к среднему заработку основного персонала возглавляемого учреждения. Система стимулирующих выплат должна обеспечивать зависимость размера оплаты труда руководителя от степени выполнения качественных и количественных показателей государственного задания, доведенного до государственного (муниципального) учреждения. Компенсационные выплаты устанавливаются руководителю учреждения в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также с учетом настоящих рекомендаций.
Заключительные положения
При разработке нормативных правовых актов, регламентирующих оценку результативности труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда с учетом рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.