См. Документы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2022 г. N 21/520
О ТРЕБОВАНИЯХ К ВИНУ
Департамент пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросам производства винодельческой продукции в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Закон N 468-ФЗ) и сообщает.
По вопросу об изготовлении игристого вина методом вторичной ферментации полученного из него кюве в емкостях, являющихся упаковкой при их розничной реализации в бутылках, и об указании на этикетке такой продукции наименования "игристое вино" отмечаем.
Согласно пункту 34 статьи 3 Закона N 468-ФЗ игристое вино - пищевая алкогольная сельскохозяйственная винодельческая продукция, которая получена в результате первичного или вторичного алкогольного брожения свежего винограда, свежего виноградного сусла, вина или их купажа (кюве), которая при открытии содержащей ее емкости выделяет диоксид углерода, образованный исключительно в результате спиртового брожения, которая благодаря содержанию диоксида углерода имеет в закрытой емкости избыточное давление не менее 300 килопаскалей, а для игристого жемчужного вина - от 100 до 300 килопаскалей, при температуре 20 градусов Цельсия и общая объемная доля этилового спирта в кюве для изготовления которой не должна быть менее 8,5 процента.
В соответствии с частью 6 статьи 26 Закона N 468-ФЗ винодельческие хозяйства, осуществляющие производство игристого вина на территории Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда методом вторичной ферментации полученного из него кюве в емкостях, являющихся упаковкой при их розничной реализации, вправе указывать на этикетке такой продукции наименование "российское шампанское".
Из анализа приведенных норм следует, что Законом N 468-ФЗ допускается изготовление игристого вина методом вторичной ферментации полученного из него кюве в емкостях, являющихся упаковкой при их розничной реализации, и указание на этикетке такой продукции наименования "игристое вино".
По вопросу о том, каким образом виноградо-винодельческое предприятие может стать членом Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России до ее создания и регистрации в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", отмечаем.
Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), при условии ее соответствия требованиям, установленным частью 3 статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 315-ФЗ по общему правилу членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.
В случае если федеральными законами предусмотрены случаи обязательного членства субъекта предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации, то такое требование устанавливается к организации любой организационно-правовой формы.
Частью 1 статьи 9 Закон N 468-ФЗ предусмотрено, что Федеральной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов России признается основанная на членстве по территориальному принципу некоммерческая организация, которая соответствует, если иное не установлено Законом N 468-ФЗ, требованиям, предъявляемым к саморегулируемым организациям Законом N 315-ФЗ, и на момент создания объединяет в своем составе виноградарские хозяйства и (или) винодельческие хозяйства, имеющие в собственности или на другом законном основании виноградные насаждения, общая площадь которых составляет не менее половины от общей площади виноградных насаждений Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Соответственно, при создании Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России либо после государственной регистрации Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России в установленном законом порядке виноградо-винодельческое предприятие может стать членом данной некоммерческой организации.
По вопросу о том, каким образом предприятия виноградо-винодельческой отрасли смогут получить лицензии на российскую винодельческую продукцию защищенных наименований без сертификата качества, который выдается Федеральной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов России, отмечаем.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 468-ФЗ разработка и выдача сертификатов качества Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России, разработка эмблем (знаков) "Вино России", "Коньяк России" и наделение членов Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России правом использования таких эмблем (знаков) при производстве вина, крепленого вина, игристого вина, коньяка, полностью (на 100 процентов) произведенных из винограда, выращенного на территории Российской Федерации или лишение такого права.
После государственной регистрации Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России виноградо-винодельческое предприятие, являющееся ее членом, может получить указанный сертификат качества.
По вопросу о том, обязательно ли для производства российской винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения наличие у винодельческих хозяйств виноградных насаждений на законном основании, отмечаем.
Пунктом 15 статьи 3 Закона N 468-ФЗ предусмотрено, что виноградные насаждения - искусственные (культурные) насаждения растений рода Vitis, в том числе сортов, полученных скрещиванием сортов Vitis Vinifera с сортами других видов рода Vitis, возделываемые в целях получения ягод винограда, посадочного материала виноградных растений или научного изучения.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона N 468-ФЗ виноградник - сложная вещь, состоящая из земель или земельных участков (частей земельных участков) сельскохозяйственного назначения либо находящихся в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах с расположенными на них виноградными насаждениями.
Согласно требованиям пунктов 57.1 и 57.2 статьи 3 Закона N 468-ФЗ российская винодельческая продукция с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения может быть изготовлена только членами Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России из свежего винограда сорта или смеси сортов винограда вида Vitis Vinifera, сортов, полученных скрещиванием сортов вида Vitis Vinifera с сортами других видов рода Vitis, за исключением гибридов прямых производителей, выращенных членами Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России.
Из анализа приведенных норм следует, что законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное членство в Федеральной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов России винодельческих хозяйств, которые производят российскую винодельческую продукцию с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения.
По вопросу о том, какая ответственность предусмотрена для организаций виноградо-винодельческой отрасли, которые в настоящее время выпускают российскую винодельческую продукцию защищенных наименований и не являются членами Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России, отмечаем, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке являются, в том числе, производство российской винодельческой продукции защищенных наименований с нарушением требований, установленных пунктом 2.4 статьи 11 Закона N 171-ФЗ и законодательством о виноградарстве и виноделии, а также производство и оборот винодельческой продукции с нарушением требований, установленных законодательством о виноградарстве и виноделии.
По вопросу об осуществлении производства и оборота винодельческой продукции в соответствии с ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия", введенным в действие приказом Росстандарта от 26 ноября 2015 г. N 1992-ст (далее - ГОСТ 31729-2015), с существующими маркировкой и этикетками, отмечаем.
Согласно пункту 24 статьи 3 Закона N 468-ФЗ винодельческая продукция включает вино, крепленое вино, игристое вино, виноградное сусло, виноградосодержащие напитки, коньячный дистиллят, винный и виноградный дистилляты и спирты и произведенные из них спиртные напитки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 345-ФЗ) организации, имеющие на день вступления в силу Закона N 345-ФЗ действующие лицензии на закупку, хранение, и поставки, розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять в 2021 году деятельность, предусмотренную указанными лицензиями в отношении фруктового вина и винных напитков (которые произведены не из винограда), при условии соблюдения обязательных требований, установленных Законом N 171-ФЗ.
ГОСТ 31729-2015 в отношении виноградосодержащих напитков применяется в части, не противоречащей Закону N 468-ФЗ и Закону N 171-ФЗ.
По вопросам о том, если вино изготовлено из винограда, выращенного на территории России с использованием вина наливом (виноматериалов) отечественного происхождения, считается ли вино изготовленным на 100% из винограда, выращенного на территории России, и о необходимости в данной ситуации указывать на этикетке надпись "Вино России", отмечаем.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 468-ФЗ вино России - вино, крепленое вино, игристое вино, полностью (на 100 процентов) произведенное из винограда, выращенного на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 10 статьи 9 Закона N 468-ФЗ разработка и выдача сертификатов качества Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России, разработка эмблем (знаков) "Вино России", "Коньяк России" и наделение членов Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России правом использования таких эмблем (знаков) при производстве вина, крепленого вина, игристого вина, коньяка, полностью (на 100 процентов) произведенных из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, или лишение такого права.
В соответствии со статьей 26 Закона N 468-ФЗ производителями и лицами, осуществляющими розничную продажу винодельческой продукции, должно быть обеспечено доведение до сведения потребителя информации о сорте (сортах), месте происхождения и годе урожая винограда, используемого при производстве реализуемой винодельческой продукции, независимо от места ее производства, путем ее указания на этикетке (контрэтикетке, кольеретке).
При этом в Законе N 468-ФЗ не содержится указаний на конкретизацию места происхождения винограда - страна или регион.
Таким образом, производители и лица, осуществляющие производство винодельческой продукции, вправе самостоятельно определять и указывать на этикетке (контрэтикетке, кольеретке) конкретное место происхождения винограда.
По вопросам о том, возможно ли на период отсутствия национальных и межгосударственных стандартов применение разработанных технических условий на вина ординарные и о необходимости соблюдения требований ГОСТ 32020-2013 в случае, если продукция изготовлена по разработанным техническим условиям, отмечаем.
Обеспечение качества продукции виноградарства и виноделия осуществляется в рамках действующей системы стандартизации при ее соответствии Закона N 468-ФЗ.
В соответствии с установленной ГОСТ Р 1.2-2020 "Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены" процедурой, внесение изменений в стандарт осуществляется при непосредственном участии и согласия профильного технического комитета по стандартизации, за которым закреплен данный объект стандартизации. Планирование работ по стандартизации, разработка и утверждение документов национальной системы стандартизации осуществляются согласно положениям Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", а также ГОСТ Р 1.14-2017 "Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией".
В соответствии с Программой национальной стандартизации на 2021 г. в рамках профильного технического комитета по стандартизации "Виноградарство и виноделие" (ТК 162) запланированы работы по стандартизации в обеспечение требований Закона N 468-ФЗ.
В настоящее время Госстандартом приняты поправки к ГОСТ 32030-2013 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия", ГОСТ 32715-2014 "Вина ликерные, вина ликерные с защищенным географическим указанием, вина ликерные с защищенным наименованием места происхождения. Общие технические условия", ГОСТ Р 55242-2012 "Вина с защищенным географическим указанием, вина с защищенным наименованием места происхождения. Общие технические условия", ГОСТ 33336-2015 "Вина игристые. Общие технические условия" и размещены на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: http://protect.gost.ru.
Поправки указанных стандартов предусматривают приведение терминов на винодельческую продукцию в соответствие с понятиями, установленными статьей 3 Закона N 468-ФЗ, и не затрагивают физико-химические и иные показатели, технологические процессы производства и классификацию.
При этом ТК N 162 продолжает работу по подготовке очередных поправок в документы по стандартизации в части приведения физико-химических и иных показателей, технологических процессов производства, классификации винодельческой продукции в соответствии с положениями Закона N 468-ФЗ.
До утверждения Росстандартом данных поправок при производстве и реализации винодельческой продукции целесообразно руководствоваться непосредственно положениями Закона N 468-ФЗ.
И.о. директора
И.А.ФЕДИНА