МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 31 мая 2023 г. N 05-1682

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25 февраля 2022 г. N Пр-384 по вопросам защиты прав детей-сирот Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России (далее - Департамент) просит взять под личный контроль проведение профориентационной работы среди школьников, обратив особое внимание на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью дальнейшего зачисления их в образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального и высшего образования, обеспечение стопроцентного охвата выпускников общеобразовательных организаций из числа детей-сирот профессиональным образованием.

В целях межведомственного взаимодействия со службами социальной защиты и органами опеки Департамент направляет Рекомендации для представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере образования, в сфере опеки и попечительства по профориентационной деятельности (далее - рекомендации).

Кроме того, Департамент просит предусмотреть возможность перевода детей-сирот и лиц из их числа с платного обучения на бесплатное в соответствии с п. 6 приказа Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. N 443 "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное".

Директор Департамента
В.С.НЕУМЫВАКИН

Утверждаю
И.о. ректора ФГБОУ ДПО "Институт
развития профессионального образования"
Н.М.ЗОЛОТАРЕВА
31 мая 2023 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ, В СФЕРЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и лица из их числа), направлена на реализацию развития и совершенствования деятельности по оказанию социальной, правовой и иной необходимой помощи и поддержки детям-сиротам, в том числе в сфере образования.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и лицам из их числа предоставляются следующие гарантии <1>;

--------------------------------

<1> Статья 6 Закона N 159-ФЗ; ч. 5 ст. 36, ч. 4 ст. 68, ч. 6 ст. 86 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; нормы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.09.2017 N 1117; пункты 3, 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.09.2017 N 1116, п. 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 457, ч. 6 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443.

1) преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях;

2) право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения (за счет бюджетных средств);

3) право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения (за счет бюджетных средств);

4) полное государственное обеспечение до завершения обучения по очной форме по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных средств;

5) право на выплату государственной социальной стипендии и ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также полной заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, - детям, обучающимся по основным образовательным программам;

6) сохранение полного государственного обеспечения и стипендии на весь период академического отпуска по медицинским показаниям;

7) право на переход с платного обучения на бесплатное при обучении в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, при отсутствии на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения.

В целях совершенствования деятельности по оказанию социальной, правовой и иной необходимой помощи и поддержки детям-сиротам, а также лицам из их числа федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт развития профессионального образования", подведомственным Министерству просвещения Российской Федерации, предлагаются следующие последовательные мероприятия. В качестве визуализации описанного далее механизма сопровождения детей-сирот и лиц из их числа ниже представлена следующая блок-схема (рис. 1).

Рис. 1. Механизм сопровождения детей-сирот и лиц из их числа

Прежде всего, для организации комплексного сопровождения необходимо укомплектовать кадровый состав образовательной организации компетентной психологической службой в прямой взаимосвязи с органами социальной защиты для выстраивания несовершеннолетними прочных отношений со значимыми взрослыми в целях контроля за проблемным поведением и преодоления социальной изолированности при получении детьми обучения в рамках образовательного процесса.

В период обучения детей-сирот и лиц из их числа в общеобразовательных организациях (школах) для повышения качества ориентации в спектре профессий и специальностей различных отраслей экономики необходима не только организация профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях начиная с 6-го класса, но и дополнительная внеурочная подготовка по основным школьным программам, а также искусственному интеллекту и программированию.

Профориентационные мероприятия и дополнительные курсы помогут определить наличие предрасположенности к той или иной профессии. Необходимо проводить исследование ежегодно до момента выпуска из школы, что позволит выстроить индивидуальную траекторию поступления детей-сирот и лиц из их числа в профессиональную образовательную организацию. Для сопровождения поступления рекомендуется разработка индивидуальных дорожных карт. Дорожная карта содержит план профориентационных мероприятий на период с 6-го класса до момента выпуска из школы и включает в себя сопутствующие мероприятия, позволяющие развивать интерес и стремление к изучению предметов, необходимых для поступления в профессиональную образовательную организацию на выбранную профессию или специальность. В дорожной карте также могут найти отражение результаты диагностических профориентационных мероприятий. Примерный проект типовой дорожной карты (паспорта) представлен в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям. Корректирующие мероприятия определяются образовательной организацией.

До момента выпуска из школы сопровождение детей-сирот и лиц из их числа осуществляет социальный педагог <1> или иной педагогический работник, на которого возложены данные полномочия в соответствии с должностными обязанностями. В качестве социально-педагогической деятельности данный сотрудник оказывает помощь детям-сиротам и лицам из их числа в процессе социализации, освоения социокультурного опыта, в создании условий самореализации в обществе. В целях реализации поставленных задач в части профориентации могут быть применены различные инструменты.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", письмо Минобрнауки России от 28.04.2016 N АК-923/07 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением).

С целью построения единой системы профориентационной деятельности Минпросвещения России разработана единая модель профориентации (приложение 2) <2>, в основу которой заложен профориентационный минимум. Целевой аудиторией являются обучающиеся 6 - 11-х классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

--------------------------------

<2> При данной публикации не приводится. См. на нашем сайте в сети "Интернет" по адресу http://ovd.com.ru/doc99.pdf. - Ред.

Профминимум - единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся.

Он включает в себя три уровня:

- базовый уровень (не менее 40 часов в учебный год);

- основной уровень (не менее 60 часов в учебный год);

- продвинутый уровень (не менее 80 часов в учебный год).

В свою очередь каждый уровень профминимума реализуется в рамках следующих направлений:

1) профильные предпрофессиональные классы;

2) урочная деятельность;

3) внеурочная деятельность;

4) воспитательная работа;

5) дополнительное образование;

6) профобучение;

7) взаимодействие с родителями или законными представителями.

Одним из инструментов может стать проект "Билет в будущее".

"Билет в будущее" - проект по профориентации школьников, который помогает подросткам с выбором траектории карьерного развития. На цифровой платформе проекта (https://bvbinfo.ru) возможно пройти двухэтапную профориентационную диагностику, подобрать в "Примерочной профессий" интересные школьнику варианты карьеры, получить информацию по новым профессиям будущего.

В качестве профориентации школьников также возможно привлечение внимания детей-сирот и лиц из их числа к конкурсам и проектам, организуемым президентской платформой "Россия - страна возможностей": конкурсы "Большая перемена", "Моя страна - моя Россия", а также проекты "Другое дело", "Экософия", #МЫВМЕСТЕ и другие. Для активных участников, финалистов и победителей проектов и конкурсов президентской платформы существует программа поощрительных поездок, проект "Больше, чем путешествия". Программы туров включают в себя встречи с выдающимися экспертами и лидерами мнений в различных сферах: от политики и бизнеса до общественной деятельности и науки. Туры представлены по пяти тематикам: инновации и промышленность; наука и образование; туризм, культура и спорт; устойчивое развитие и экология; бизнес и предпринимательство.

На региональном уровне профориентацией детей-сирот и лиц из их числа могут заниматься некоммерческие организации, например, благотворительные фонды. Как пример можно привести фонд "Арифметика добра" (г. Москва), в стратегию которого входит помощь воспитанникам и выпускникам организаций для детей-сирот и лиц из их числа в обретении значимого взрослого - наставника, который поможет в том числе определиться с выбором профессии.

Одним из оптимальных инструментов профессионального определения являются профессиональные пробы, которые могут быть организованы на базе профессиональных образовательных организаций. В результате таких мероприятий школьники не только получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, но и знакомятся с образовательной организацией и ее сотрудниками.

В целях получения детьми-сиротами и лицами из их числа консультационной и диагностической помощи по вопросам профориентации социальный педагог (или ответственный педагогический работник) может предложить законным представителям несовершеннолетних обратиться в Центры опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП) или Базовые профессиональные образовательные организации (далее - БПОО).

На сегодняшний день ЦОПП - это многофункциональные площадки, которые являются агрегаторами образовательных ресурсов, а также способствуют профессиональной навигации и определению выбора профессии.

Функционал и возможности ЦОПП по вопросам организации и сопровождения детей-сирот и лиц из их числа по профориентационной деятельности в сфере среднего профессионального образования представлен следующим алгоритмом.

1. Налаживание контактов с муниципальными управлениями образования и школами-интернатами в рамках выявления детей-сирот и лиц из их числа с целью вовлечения их в профориентационную работу (заключение соглашений о сотрудничестве со школами-интернатами в рамках сетевого взаимодействия).

2. Диагностика профессиональных интересов и предпочтений. Выявление лиц, остро нуждающихся в профориентационном индивидуальном консультировании (профессиональное тестирование проводится с учетом мнения законных представителей).

3. Проведение индивидуальных консультаций по результатам диагностики, выбора дальнейшего профессионального пути.

4. Информационное сопровождение: приглашение выпускников на Дни открытых дверей в профессиональные образовательные организации (далее - ПОО), предложение профориентационного контента по выбору профессиональных образовательных организаций высшего и среднего образования.

5. Формирование индивидуальных карт профессиональной траектории, в которую включены профессиональные пробы и профориентационные мероприятия ЦОПП.

6. Организация экскурсий и мастер-классов в ПОО с последующим проведением профессиональных проб с учетом интересов и способностей детей-сирот и лиц из их числа.

7. Проведение профориентационных мероприятий, профориентационных игр, профориентация в рамках летних лагерей и в каникулярное время.

8. Проведение онлайн-мероприятий, в том числе "Навигатора абитуриента" в рамках координации ЦОПП приемной кампании в ПОО региона.

9. Информирование о различных возможностях на информационных ресурсах ЦОПП, который осуществляет информирование детей-сирот и лиц из их числа, законных представителей о ПОО и реализуемых направлениях подготовки, а также о рынке труда и наличии банка вакансий путем размещения информации на платформе ЦОПП и в социальных сетях. Также ЦОПП проводит рассылку информации о днях открытых дверей и родительских собраниях для абитуриентов и их опекунов (законных представителей), приглашает детей на региональные выставки, такие как "Образование и карьера", в целях ознакомления с ПОО и реализуемыми направлениями подготовки в регионе.

10. ЦОПП организует просветительские мероприятия, возможно выездного характера (на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в т.ч. с участием учреждений ПОО региона.

11. Организация знакомства с профессиями, экскурсий на предприятия (встречи проходят с участием представителей профессиональных образовательных организаций, а также представителей работодателя).

12. Участие в региональном проекте "Первая профессия" для учащихся 8 - 11-х классов по программам профессиональной подготовки в количестве 144 часов (при успешном завершении обучения [квалификационный экзамен] выдается свидетельство о присвоении профессии рабочего, должности служащего), организация стажировок для детей.

13. Перед поступлением в образовательные организации системы СПО дети-сироты и лица из их числа могут пройти обучение по основным программам профессионального обучения - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, разработанным ЦОПП.

В целях участия в профориентационных мероприятиях и (или) получения индивидуальной консультации законные представители детей-сирот и лиц из их числа могут обратиться в выбранный ЦОПП субъекта Российской Федерации посредством телефонной связи или направления заявки через сайт соответствующего ЦОПП. Предоставление необходимой информации также осуществляется на сайте региональных органов власти по социальной защите населения.

Для оказания поддержки в процессе профориентации для детей-сирот и лиц из их числа, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, возможно привлечение БПОО.

БПОО проводят консультационную работу с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их законными представителями в аспекте построения профессиональной образовательной траектории:

- выбор профессиональной образовательной организации субъекта Российской Федерации (с учетом особенностей нозологии обучающегося);

- выбор программ среднего профессионального образования и профессионального обучения;

- выбор программ дополнительного профессионального образования;

- организация профориентационных мероприятий;

- консультирование по вопросам поступления в профессиональную образовательную организацию, а также организации высшего образования в соответствии с особенностями психофизического развития обучающихся;

- организация психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения (оказание консультационной поддержки специалистов службы сопровождения БПОО);

- организация проведения психолого-медико-социальной комиссии для лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью построения индивидуальной образовательной траектории и создания специальных образовательных условия обучения.

В целях получения консультационной помощи законные представители детей-сирот и лиц из их числа с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья могут обратиться в выбранную БПОО субъекта Российской Федерации. Предоставление необходимой информации о наименовании и контактах соответствующих организаций, наличии профессий и специальностей, а также их доступности с учетом различных нозологических групп несовершеннолетних, осуществляется на официальном сайте Федерального методического центра по инклюзивному образованию в разделе "Атлас доступных профессий" (https://fmc-spo.ru/atlas).

Таким образом, ключевой задачей данных рекомендаций является профессиональная помощь детям-сиротам и лицам из их числа в том, чтобы воспользоваться своими преференциями для получения любимой профессии и дальнейшего трудоустройства, в результате которой у указанной категории граждан вырабатываются повышение мотивации к труду, профессиональное самоопределение, уменьшение риска возникновения трудностей в составлении профессиональных планов и жизненной перспективы.

Приложение 1

ДОРОЖНАЯ КАРТА (ПАСПОРТ)
по сопровождению ребенка в выборе профессии
Общая информация о ребенке
Регион
Муниципальный округ
Образовательная организация
Фамилия, имя, отчество ребенка
Наличие инвалидности у ребенка (да/нет)
Вид нарушения (нозология)
Необходимость наличия специалиста службы сопровождения при проведении профориентационных мероприятий (да/нет)
Переводчик РЖЯ (да/нет)
Тифлосурдопереводчик (да/нет)
Тьюьтор (да/нет)
Ассистент-помощник (да/нет)
Общая информация об опекуне
Наличие опекунства (да/нет)
Фамилия, имя, отчество опекуна
Контактные данные опекуна (телефон)
Информация о профориентационных мероприятиях
Профессиональная ориентация за 6-й класс
Перечень запланированных мероприятий
(экскурсии, участие в ярмарке вакансий, "Билет в будущее", профориентационное тестирование, посещение психолога, социального педагога и т.д.)
Дата проведения
Результат
Ответственный
Подпись ответственного
Заключение по итогам профориентационных мероприятий 6-го класса (общие выводы)
Профессиональная направленность
Профессиональная ориентация за 7-й класс
Перечень запланированных мероприятий
(экскурсии, участие в ярмарке вакансий, "Билет в будущее", профориентационное тестирование, посещение психолога, социального педагога и т.д.)
Дата проведения
Результат
Ответственный
Подпись ответственного
Заключение по итогам профориентационных мероприятий 7-го класса (общие выводы)
Профессиональная направленность
Профессиональная ориентация за 8-й класс
Перечень запланированных мероприятий
(экскурсии, участие в ярмарке вакансий, "Билет в будущее", профориентационное тестирование, посещение психолога, социального педагога и т.д.)
Дата проведения
Результат
Ответственный
Подпись ответственного
Заключение по итогам профориентационных мероприятий 8-го класса (общие выводы)
Профессиональная направленность
Профессиональная ориентация за 9-й класс
Перечень запланированных мероприятий
(экскурсии, участие в ярмарке вакансий, "Билет в будущее", профориентационное тестирование, посещение психолога, социального педагога и т.д.)
Дата проведения
Результат
Ответственный
Подпись ответственного
1
2
3
4
5
Заключение по итогам профориентационных мероприятий 9-го класса (общие выводы)
Профессиональная направленность
Готовность ребенка к поступлению в СПО (готов, частично готов, не готов)
Определена образовательная организация для получения профессионального образования (указать)
Рекомендуется продолжение обучения в 10-м классе и поступление в ОО ВО