МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 сентября 2020 г. N 07-5864

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Министерство просвещения Российской Федерации во исполнение пункта 15 комплекса мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 2098-р (далее - Комплекс мер), направляет для использования в работе методические рекомендации по разработке типовой межведомственной программы по вопросам профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних (далее - Методические рекомендации).

Минпросвещения России рекомендует учитывать Методические рекомендации при разработке и реализации межведомственных программ субъектов Российской Федерации по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних в рамках исполнения пункта 16 Комплекса мер.

Ответственный секретарь
Правительственной комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав,
директор Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
Минпросвещения России
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ТИПОВОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ВОПРОСАМ
ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Введение

В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к росту числа самоубийств. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что по этой причине в наши дни погибло людей больше, чем во всех вместе взятых конфликтах, при этом суицид является третьей по значимости ведущей причиной смертности у лиц в возрастной группе от 10 до 19 лет.

Современный человек иногда не в состоянии найти позитивный смысл своей жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых, недостатка культуры мировоззренческой рефлексии как условия поиска уникального смысла своим неповторимым путем. Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний вносит деструктивное начало в жизнь современного человека, в том числе ребенка.

Считается, что к самоубийству приводит целый комплекс взаимодействующих биологических, генетических, психологических, социологических, культурных факторов в совокупности с факторами окружающей среды. Наиболее восприимчивым к влияниям подобного рода является подростковый возраст, когда ребенок проходит в своем развитии огромный путь, обретает чувство личности. Возраст подростка является периодом особой концентрации конфликтов, которые зачастую приводят к поведенческим отклонениям, в том числе суициду.

Каждая смерть ребенка - это трагедия уже потому, что его страх перед жизнью побеждает страх смерти. Но, несмотря на то, что единых общепринятых установленных методов работы с суицидальной и потенциально суицидальной личностью не существует, исследователи проблем формирования суицидального поведения отмечают: почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Иногда это едва уловимые намеки, часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Следовательно, самоубийства можно предотвращать!

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 2098-р утвержден комплекс мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних (далее - Комплекс мер). Он состоит из 20 мероприятий и объединяет в качестве исполнителей Минздрав России, Минпросвещения России, МВД России, Минтруд России, Следственный комитет Российской Федерации, Росмолодежь, ФСИН России, Минкультуры России, Роскомнадзор, Роспотребнадзор, Росстат, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, тем самым демонстрируя, что в основе предупреждения самоубийств лежит межведомственное взаимодействие. Ни один отдельно взятый подход не может оказать достаточного влияния на такую сложную проблему, как суицид, а максимальная эффективность деятельности по профилактике самоубийств может быть достигнута при условии синергичной, взаимодополняющей работы органов власти и различных структур, ведомств, организаций: образовательных, медицинских, правоохранительных, социальных и иных.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 15 Комплекса мер и направлены на обеспечение единых подходов при разработке региональных межведомственных программ по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации, предлагают перечень ключевых мероприятий, целевых показателей и критерии результативности реализации межведомственных региональных программ, а также содержат примерный шаблон паспорта программы (приложение N 1).

При подготовке материалов учтены положения методических рекомендаций "Суицидальное поведение несовершеннолетних (профилактические аспекты)", разработанных ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского" Министерства здравоохранения Российской Федерации, "Разработка и оценка региональных комплексов мер (программ, планов мероприятий) в сфере профилактики суицида среди несовершеннолетних", подготовленных ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" по заказу Минпросвещения России, а также предложения, поступившие от Роспотребнадзора, Минцифры России.

Глоссарий

Дезадаптация - нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах.

Дезадаптация социальная проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок и т.д. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для обучающегося, в частности, являются семья, образовательная организация.

Межведомственное взаимодействие - совместные согласованные действия (решения) субъектов (участников) межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики суицидального, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних.

Объекты профилактики суицидального поведения - обучающиеся, воспитанники образовательных организаций, специалисты (педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники), родители (законные представители) несовершеннолетних.

Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий.

Стигматизация - предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку или группе людей, связанное с наличием у него (у них) них каких-либо особых свойств или признаков.

Субъекты (участники) межведомственного взаимодействия по вопросам суицидального поведения у несовершеннолетних - органы, учреждения, организации, участвующие в пределах своей компетенции в деятельности по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних.

Суицид - преднамеренное, умышленное лишение себя жизни, самоубийство. Ключевой признак данного явления - преднамеренность.

Суицидальная попытка (попытка суицида, незавершенный суицид) - целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни с целью покончить жизнь самоубийством или с демонстративно-шантажными целями, но не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение - проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель - смерть, мотив - разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Имеет определенные формы, способы осуществления, стадии развития, предикторы, факторы риска.

Суицидальный риск - степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий.

Склонение несовершеннолетнего к суициду - содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства.

Факторы риска суицида - внешние и внутренние параметры, с высокой вероятностью оказывающие влияние на формирование и реализацию суицидальных намерений.

1. Факторы риска формирования суицидального поведения
и их оценка

Среди факторов и причин детского и подросткового суицида можно выделить биологические, психологические и социально-средовые.

Важно отметить, что суицидальное поведение многогранно. Обычно для объяснения мотивов самоубийства недостаточно какой-либо одной причины или стресс-фактора. Чаще всего параллельно действуют несколько факторов риска, которые в совокупности повышают уязвимость человека в отношении суицидального поведения. При этом присутствие факторов риска не всегда влечет за собой суицидальные действия; к примеру, не каждый, кто страдает от психического расстройства, умирает в результате самоубийства.

К числу биологических факторов относятся устанавливаемые медицинскими работниками серотонинергическая, норадренергическая, дофаминергическая дисфункция, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая гиперактивность. К указанной группе факторов можно также отнести клинические факторы: депрессивные, тревожные симптомы, усугубляющиеся отсутствием психиатрической помощи в первые три месяца психического расстройства; формирующиеся расстройства личности, шизофрения; злоупотребление психоактивными веществами (часто как средство самолечения); хронические соматические заболевания (особенно с ограничением повседневного функционирования и хроническим болевым синдромом); попытки самоубийства в последние полгода; семейная история самоубийств.

Психологические факторы формирования суицидального поведения у детей и подростков многочисленны:

неблагоприятная семейная обстановка (отсутствие любви, наличие безразличия, жестокости, насилия (физического, психологического, сексуального) или, напротив, отношение к ребенку как кумиру семьи; развод родителей);

отсутствие психологической безопасности образовательной среды (неспособность справиться с трудностями учебной программы; адаптация к учебному процессу; повышенная напряженность в экзаменационный период; конфликты с друзьями или педагогами; буллинг);

индивидуальные психологические особенности (трудно протекающий пубертат, чувство неполноценности, заниженная самооценка; прессинг успеха (страх не оправдать надежды взрослых); слишком высокие собственные притязания на успех; крушение романтических отношений, неразделенная любовь; беременность; проблемы с правоохранительными органами; подражание своим сверстникам и кумирам, совершившим суицид).

Социально-средовые факторы - это стрессовые события, определенные социальные характеристики, доступность средств суицида. Риск самоубийств повышают вынужденная миграция, факты дискриминации социальных групп (лица, освободившиеся из заключения или содержащиеся под стражей, и члены их семей; лица, которые идентифицируют себя с представителями нетрадиционной сексуальной ориентации; беженцы).

Немаловажным риском суицида является стигма в отношении обращения за помощью, все еще существующая в обществе. Продолжают подвергаться стигматизации те, кто стремится получить помощь в связи с суицидальным поведением, нарушениями психического здоровья, злоупотреблением психоактивными веществами либо иными эмоциональными стресс-факторами, что может быть существенным препятствием к получению необходимой помощи.

Стигма мешает друзьям и членам семьи уязвимого человека оказать ему нужную поддержку, а иногда даже признать наличие тревожной ситуации, играет важнейшую роль в неприятии перемен и нежелании предпринимать меры по предупреждению самоубийств.

Часто роковую роль в самоубийстве несовершеннолетних играет безответственное освещение самоубийств в средствах массовой информации (далее - СМИ) и социальных сетях, где суициду могут придать сенсационную, гламурную или романтическую окраску, увеличивая риск того, что у самоубийц найдутся подражатели среди уязвимых людей. Важно, чтобы представители СМИ сознавали свою ответственность при необоснованно подробном освещении самоубийства известных людей, сообщениях о необычных способах самоубийства или о серии самоубийств, а также оправдании самоубийств, характеризуя их как допустимую реакцию на кризис или несчастье.

Доступ к средствам совершения самоубийства - один из важнейших факторов риска. Прямая доступность или близость таких средств повышает риск самоубийства.

Для максимально успешного предупреждения самоубийств важно учитывать не только общие факторы риска формирования суицидального поведения, но и идентифицировать актуальные для конкретного региона территории:

тип территории, населенных пунктов и застройки,

наличие химических производств или предприятий сельского хозяйства (где есть свободный доступ к токсическим веществам),

этнический состав населения, миграционные процессы и культуральные особенности,

структура занятости населения и уровень социально-экономического благополучия,

особенности социализации детей и подростков: возможности организации досуга, условия для разностороннего развития и дальнейшего трудоустройства,

общей уровень криминогенности,

тенденции в демографии и здоровье населения,

профилактические ресурсы территории.

С целью определения значимых факторов суицидального поведения в регионе для разработки программы профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних рекомендуется регулярно проводить комплексный сбор и анализ информации, который может включать в себя:

анализ статистики (медицинской и правоохранительной документации) завершенных и незавершенных суицидов, случаев самоповреждения по широкому кругу показателей: количество, обстоятельства, способы, причины и иное;

проведение социологических опросов, посвященных рискованному поведению;

обобщенный (не персонифицированный) анализ результатов психологического тестирования в регионе, муниципальном образовании по шкалам, связанным с суицидальным поведением (риска саморазрушающего поведения, уровня депрессии, злоупотребления психоактивными веществами, оценки уровня тревожности, определения акцентуаций и расстройств личности, риска социальной дезадаптации и иным), в том числе социально-психологического тестирования;

проведение экспертных интервью среди специалистов, работающих с несовершеннолетними, проявляющими суицидальное поведение;

анализ публикаций и репортажей в СМИ, в том числе в сети Интернет и социальных сетях, так или иначе затрагивающих проблему самоубийств.

Регулярное проведение подобных исследовательских мероприятий может быть частью мониторинга оценки психологического благополучия населения в целом и обучающихся, в том числе состоящих в "группе риска" - в частности.

Раздел типовой межведомственной программы по вопросам профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних, посвященный актуальным факторам суицидального поведения, таким образом, освещает следующие вопросы:

распространенность и характер суицидального поведения детей и подростков в субъекте Российской Федерации;

общие и специфические факторы суицидального риска;

описание основных групп риска суицидального поведения в субъекте Российской Федерации.

2. Цели и задачи межведомственной программы по вопросам
профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних

Цели и задачи программы не только определяют приоритетные направления профилактической работы, но и являются основанием для планирования ее бюджета.

Цели и задачи, основанные на результатах оценки факторов суицидального поведения, позволяют выделить наиболее целесообразные направления работы для решения актуальных проблем в регионе на период действия программы и подразумевают только потенциально достижимые результаты, что в совокупности позволяет распределить сферы ответственности исполнителей и механизм их взаимодействия.

В межведомственной программе по вопросам профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних рекомендуется предусмотреть следующие задачи:

1. обеспечение доступности профессиональной психологической помощи несовершеннолетним;

2. обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия субъектов, участвующих в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, по выявлению и пресечению случаев склонения либо доведения несовершеннолетних до суицида;

3. создание условий для несовершеннолетних, обеспечивающих возможность прямого, самостоятельного обращения к специалистам в трудных жизненных ситуациях, кризисных состояниях;

4. создание условий для повышения квалификации представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (образование, здравоохранение, социальная защита, некоммерческих организаций) по вопросам сопровождения, оказания помощи несовершеннолетним "группы риска" и их семьям;

5. организация вовлечения несовершеннолетних во внеучебную деятельность, направленную на их всестороннее развитие и раскрытие потенциала, а также в социально-позитивную активность;

6. привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к разработке и реализации планов мероприятий, направленных на вовлечение детей и подростков в социально-позитивную активность;

7. разработка плана мероприятий, направленных на затруднение доступа к средствам суицида.

Приведенный перечень задач не является исчерпывающим и может быть дополнен с учетом региональных особенностей.

3. Исполнители межведомственной программы по вопросам
профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних

3.1. Поскольку большая часть времени жизни современного ребенка связана с образовательной организацией, то именно система образования может стать реальной площадкой для работы по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения обучающихся.

3.2. Полномочия исполнителей межведомственной программы по вопросам профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних приведены в приложении N 2.

3.3. В перечень исполнителей межведомственной программы по вопросам профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних могут включаться:

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, образовательные организации;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, медицинские организации;

- территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне;

- органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания;

- органы по делам молодежи, молодежные организации;

- территориальные отделения Роскомнадзора;

- органы опеки и попечительства.

3.4. В перечень исполнителей межведомственной программы по вопросам профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних с учетом региональной специфики могут быть включены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации и (или) их "аппараты", территориальные (муниципальные) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и (или) их "аппараты", учреждения дополнительного образования, культуры, социально ориентированные некоммерческие организации, региональные СМИ, службы экстренной психологической помощи, Общероссийский детский телефон доверия, кризисные стационары при многопрофильных больницах, кабинеты социально-психологической помощи, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, научные учреждения.

3.5. Межведомственное взаимодействие может быть реализовано путем организации совещательных и координационных органов, включая коллегии, межведомственные комитеты, координационные советы, межведомственные группы и другие.

4. Финансовое обеспечение межведомственной
программы по вопросам профилактики суицидального
поведения несовершеннолетних

При планировании финансового обеспечения профилактических мероприятий следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием оптимального объема финансовых средств и обеспечения стабильного и последовательного подхода в их реализации.

5. Этапы профилактики суицидального поведения
несовершеннолетних. Содержание, объем и целевые показатели
эффективности реализации мероприятий на каждом этапе

5.1. Первичная профилактика (универсальная) направлена на все население с целью повысить доступ к услугам здравоохранения, способствовать укреплению психического здоровья, снизить уровни вредного употребления алкоголя, ограничить доступ к средствам совершения самоубийства и способствовать более ответственному поведению СМИ.

В рамках предупреждения суицидального поведения у несовершеннолетних объектом первичной профилактики являются все участники образовательных отношений; ее цель - минимизация риска суицидального поведения психологически благополучных субъектов.

5.1.1. Повышение осведомленности населения по вопросам психического здоровья, расстройств, вызываемых употреблением психоактивных веществ, и самоубийств - важное направление деятельности на этапе первичной профилактики. Психические расстройства и обращение за соответствующей помощью обычно окружены стигмой и негативным отношением общества. Информационно-просветительные кампании имеют своей целью снизить уровень стигматизации, сопутствующей психическим расстройствам и обращением за помощью при суицидальном поведении, и улучшить доступ к необходимым услугам. Считается, что такие кампании оказывают положительное воздействие на общественные установки, увеличивая тем самым возможность для диалога по этим вопросам.

5.1.2. Формирование у детей и подростков норм здорового поведения и пропаганда широкого круга конструктивных жизненных ценностей также является задачей первичного этапа предупреждения суицида.

Программы формирования жизненных навыков могут быть либо интегрированы в школьные учебные курсы и программы дополнительного образования, либо реализовываться педагогами-психологами в режиме групповой или индивидуальной работы.

5.1.3. Организация конструктивного взаимодействия со СМИ является неотъемлемым компонентом универсальной профилактики. Важно во взаимодействии с представителями СМИ достигнуть взаимопонимания и согласия в вопросах публикаций информации о суицидах, чтобы они не содержали выражений, привлекающих массовый интерес, представляющих самоубийство нормой или способом решения проблем, без рисунков и подробного описания использованного метода. Необходимо помнить, что дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных личностей или лиц, которых подросток знал лично. Вместе с тем такие сообщения рекомендуется сопровождать информацией о том, куда обращаться за помощью. Задача СМИ - вселять надежду в тех, кто подвергается риску, уменьшать стигматизацию и побуждать к открытому и позитивному диалогу общество в целом.

5.1.4. Затруднение доступа к средствам суицида. Исследования показали четкую и последовательную связь наличия огнестрельного оружия дома и самоубийств подростков. Хранение оружия разряженным и запертым способствует снижению риска суицида с его применением. Эффективным инструментом превенции самоубийств может стать установка барьеров и телефонов доверия на мостах и платформах метро.

5.1.5. Мероприятия, которые могут быть включены в межведомственную программу по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних:

- организация мониторингов, исследований по обеспеченности обучающихся доступной психологической помощью, формированию безопасной среды, уровня информированности несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) о способах получения психологической помощи и поддержки, уровню социального благополучия семей, изучение пользовательского обучающихся с целью выявления неблагоприятного контента;

- проведение в образовательных организациях профилактической работы с обучающимися по формированию у них ценностного отношения к жизни, правосознания, принципов здорового образа жизни, навыков безопасного поведения в сети Интернет;

- вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность, социальную активность, программы дополнительного образования;

- проведение в образовательных организациях мероприятий для родителей (законных представителей) обучающихся, направленных на просвещение по вопросам психологических особенностей развития детей и подростков, развитие коммуникации с подростком, дестигматизацию суицидального поведения, распознавание кризисных ситуаций, включая информирование родителей (законных представителей) обучающихся об алгоритме их действий в случае возникновения риска суицидального поведения ребенка и службах помощи и поддержки в кризисных ситуациях;

- проведение обучающих семинаров, лекций для педагогов, школьных врачей и педагогов-психологов, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, других специалистов, занятых работой с несовершеннолетними, с участием врачей-психиатров по вопросам организации работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних с разъяснением факторов риска, поведенческих проявлений, алгоритма собственных действий;

- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации представителей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (образование, здравоохранение, социальная защита, некоммерческие организации) в части межведомственного взаимодействия при сопровождении, оказании помощи несовершеннолетнему "группы риска" (его семье).

5.1.6. Целевыми индикаторами эффективности реализации мероприятий на этапе универсальной профилактики могут быть определены:

- численность педагогов-психологов в образовательных организациях;

- численность обучающихся на 1 штатную единицу педагога-психолога для уровней общего и профессионального образования (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование);

- использование результатов проведенных исследований для корректировки и реализации профилактических мероприятий в целях повышения их адресности и эффективности;

- численность привлекаемых к организации и проведению мероприятий по профилактике суицида у детей и подростков работников образовательных организаций, освоивших программы повышения квалификации по вопросам предупреждения, раннего выявления и коррекции суицидального поведения несовершеннолетних;

- доля обучающихся, охваченных программами дополнительного образования и (или) вовлеченных в волонтерскую и иную социально активную деятельность, от общей численности обучающихся по программам основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования.

5.2. Вторичная (селективная) профилактика обращена к уязвимым группам несовершеннолетних: перенесшие травму или жестокое обращение; жертвам буллинга; имеющие конфликтные отношения с родителями (законными представителями); дети из семей мигрантов; потерявшие близких людей, в том числе в результате самоубийства.

Выделенные на предшествующем этапе профилактики потенциальные и актуальные факторы риска позволяют определить очередность и приоритет оказания психолого-педагогической и медико-психологической помощи. В первую очередь внимание специалистов (педагогов-психологов образовательных организаций, медицинских работников, социальных работников, сотрудников органов опеки и попечительства) требуется для обучающихся с риском и (или) признаками самоповреждающего поведения и кризисного состояния (безнадежность, одиночество, депрессия, агрессивность) для недопущения совершения суицида.

5.2.1. Мероприятия на этапе селективной профилактики можно определить как уменьшение дистресса и предотвращение суицида через поддержку и поощрение обращений за психолого-педагогической и медицинской помощью:

- организация и проведение тренингов и индивидуальных консультаций с несовершеннолетними с выявленным риском суицидального поведения, направленных на формирование позитивного мировоззрения;

- разработка (актуализация) алгоритмов, регламентов взаимодействия, в том числе информационного, субъектов межведомственного взаимодействия по вопросам суицидального поведения у несовершеннолетних в случае выявления суицидального поведения;

- информирование участников образовательных отношений о службах экстренной психологической помощи;

- обеспечение возможности для родителей (законных представителей) несовершеннолетних получения индивидуальных консультаций по вопросу недопущения суицида несовершеннолетнего;

- организация ограничения доступа (блокирование сайтов) к материалам сети Интернет с информацией о способах совершения самоубийства и призывами к совершению самоубийства;

- организация информирования органов внутренних дел о фактах выявления Интернет-ресурсов, распространяющих в сети Интернет информацию о суициде, о включении их в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (в реестр включаются сайты, пропагандирующие самоубийства), по адресу https://eais.rkn.gov.ru, для принятия мер оперативного реагирования;

- обеспечение разработки индивидуальных программ сопровождения несовершеннолетних, имеющих факторы риска суицидального поведения;

- обеспечение деятельности служб экстренной психологической помощи, горячих линий, телефонов доверия.

5.2.2. Целевыми индикаторами эффективности реализации мероприятий на этапе селективной профилактики могут быть определены:

- разработанный (актуализированный) алгоритм, регламент межведомственного взаимодействия субъектов профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних;

- число обращений в медицинские организации за помощью в предупреждении суицида;

- динамика количества проведенных мероприятий, консультаций для несовершеннолетних;

- динамика количества обращений, поступивших на горячие линии, телефоны доверия по вопросам получения экстренной психологической помощи в связи с риском суицида;

- доля от общего количества образовательных организаций, в которых обеспечены условия, исключающие (затрудняющие) доступ к возможным средствам совершения самоубийства;

- число выявленных и заблокированных Интернет-ресурсов, распространяющих информацию о самоубийствах.

5.3. Третичная профилактика (поственция) направлена на социально-психологическое сопровождение окружения близких жертвы суицида ("выживших") и предотвращение подражательных суицидов и определение причин суицида.

5.3.1. На этапе поственции обеспечивается реализация мероприятий, направленных на предупреждение рецидива суицида:

- первичная диагностика психофизиологического состояния обучающихся;

- снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших (обучающиеся и их родители (законные представители), педагоги, представители администрации образовательной организации), оптимизация их актуального психического состояния;

- профилактика негативных эмоциональных реакций;

- информирование обучающихся об имеющихся экстренных и кризисных психологических службах в субъекте Российской Федерации, телефонах доверия.

Важно обеспечить взаимодействие со СМИ в случаях публикаций по факту суицида.

5.3.2. Целевыми индикаторами эффективности реализации мероприятий на этапе третичной профилактики могут быть определены:

- число оказанных групповых и индивидуальных консультаций;

- отчеты об итогах расследований фактов суицида.

5.4. Целевые индикаторы эффективности реализации межведомственной программы по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних в целом - это количественные показатели профилактической деятельности. К целевым индикаторам можно отнести:

- число самоубийств и суицидальных попыток в сравнении с предыдущим периодом;

- численность лиц, прошедших лечение после совершения суицидальных попыток в сравнении с предыдущим периодом;

- число госпитализаций в связи с попытками самоубийств или смертей в результате самоубийств.

Важно подчеркнуть, что приведенные показатели результатов программы не должны носить оценочного характера. На сегодняшний день не существует показателей, которые могут однозначно использоваться для оценки эффективности мер по профилактике суицидального поведения.

Вместе с тем, реализация программы межведомственного взаимодействия по профилактике суицида у несовершеннолетних - необходимый системный инструмент в обеспечении здоровья и безопасности общества.

Приложение N 1
к методическим рекомендациям
по разработке типовой межведомственной
программы по вопросам
профилактики суицидального
поведения несовершеннолетних

Паспорт программы (примерный шаблон)

Сроки реализации программы:
Разработчик программы:
Участники программы:
Реквизиты документа, которым утверждена программа
______ от________ N _____
Цель программы и ее значения по годам реализации
Задачи программы
Финансовое обеспечение реализации программы

Типовая межведомственная программа по вопросам профилактики
суицидального поведения несовершеннолетних

N п/п
Наименование мероприятия
Срок исполнения
Ожидаемый результат
Целевые показатели эффективности реализации мероприятия
Единицы измерения
Целевые показатели
Ответственные исполнители
Факт 201_ год
План 201_ год
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятия

Приложение N 2

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ПОЛНОМОЧИЙ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Исполнитель межведомственной программы по вопросам профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних
Полномочия исполнителя межведомственной программы по вопросам профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, образовательные организации
обеспечение психологического сопровождения обучающихся образовательных организаций
планирование и проведение мероприятий, направленных на превенцию суицидального поведения у детей и подростков
обеспечение необходимой подготовки педагогических работников по вопросам раннего выявления признаков формирования суицидального поведения у обучающихся
обеспечение информирования родительской общественности в вопросах выявления и предупреждения суицидальных настроений у детей и подростков, а также службах экстренной психологической и медицинской помощи
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, медицинские организации
участие в выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению
оказание специализированной медицинской помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении (в том числе с признаками суицидального поведения либо совершившим попытку суицида)
организация обучения работников образовательных организаций, специализированных организаций для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и обучающихся (воспитанников) по оказанию первой неотложной помощи при кризисных состояниях
организация информирования несовершеннолетних и их родителей об оказании медицинской помощи несовершеннолетним с кризисными состояниями и суицидальным поведением
осуществление индивидуального консультирования несовершеннолетних и их родителей по вопросам выявления и профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
выявление и лечение психических расстройств и состояний, сопровождающихся развитием суицидального поведения
участие в проведении информационных семинаров, конференций, заседаний круглых столов, рабочих групп по вопросам суицидологии (обучение методам ранней диагностики (распознавания) суицидального поведения несовершеннолетних, комплексной реабилитации и сопровождения несовершеннолетних)
оказание специализированной медицинской помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении (в том числе с признаками суицидального поведения либо совершившим попытку суицида)
Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне
проведение оперативных мероприятий, направленных на выявление лиц, склоняющих несовершеннолетних к суициду или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния
принятие мер по привлечению к ответственности, предусмотренной действующим законодательством, лиц, склоняющих несовершеннолетних к суициду или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния
Органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания
внедрение в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современных методик и технологий профилактики суицидального поведения
осуществление контроля за деятельностью учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям по реализации программ социальной реабилитации
принятие мер по распространению среди несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) информации о действующих в регионе службах экстренной психологической помощи детям и членам их семей
Органы по делам молодежи, молодежные организации
участие в пределах своей компетенции в разработке программ, реализации мероприятий по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних
осуществление мер по вовлечению детей и подростков в проекты в сфере творчества и добровольчества
осуществление мониторинга распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, включая информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, информации, склоняющей или иным способом побуждающей несовершеннолетних к самоповреждающему поведению и самоубийству
Территориальные органы Роскомнадзора
информирование органов внутренних дел о фактах выявления Интернет-ресурсов, распространяющих в сети Интернет информацию о суициде, о включении их в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для принятия мер оперативного реагирования
Органы опеки и попечительства
принятие мер по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, а также по выявлению случаев склонения либо доведения несовершеннолетних до суицида в процессе проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами и попечителями их прав и законных интересов, выявления наличия признаков физического и (или) психического насилия над ребенком
принятие мер по распространению среди населения информации об органах и учреждениях, оказывающих различные виды помощи несовершеннолетним
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации и (или) их "аппараты", территориальные (муниципальные) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и (или) их "аппараты"
в пределах своей компетенции могут привлекаться для проведения мероприятий по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних с учетом задач, обозначенных в разделе 3 настоящих методических рекомендаций
Организации дополнительного образования
Организации культуры
Социально ориентированные некоммерческие организации
Региональные СМИ
Службы экстренной психологической помощи
Общероссийский детский телефон доверия, горячие линии
Кризисные стационары при многопрофильных больницах, кабинеты социально-психологической помощи, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Научные учреждения