МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 марта 2021 г. N ВБ-511/08
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Министерство просвещения Российской Федерации в связи реализацией Программы развития педагогических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 29 октября 2020 г. N Р-118, направляет методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования.
В.С.БАСЮК
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОТКРЫТИЮ
КЛАССОВ "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ" В РАМКАХ
РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с п. 7 статьи 12 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Для открытия в общеобразовательной организации (далее - ОО) классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации программ среднего общего образования (далее - Психолого-педагогические классы) необходимо руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами и методическими материалами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. (далее - ФГОС СОО);
- Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (далее - ПООП СОО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 года N 2/16-з);
- Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28 сентября 2020 г. N 28;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" от 20 мая 2020 г. N 254;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" от 28 августа 2020 г. N 442.
Алгоритм действий общеобразовательных организаций
по открытию классов "Психолого-педагогической
направленности" в рамках различных профилей при реализации
образовательных программ среднего общего образования
1. Общеобразовательная организация проводит изучение образовательных потребностей и интересов учащихся 7 - 9-х классов с целью определения выбора уровня (базовый, углубленный) изучения учебных предметов, профилей обучения. По итогам изучения потребностей и интересов обучающихся оформляется сводная информация (аналитическая справка) для представления на заседание педагогического совета о количестве обучающихся, выбравших уровень обучения и/или профиль обучения (естественнонаучный; гуманитарный; социально-экономический; технологический; универсальный).
2. Общеобразовательная организация проводит анализ необходимой системы условий, оценку возможностей реализации выбранных профилей обучения, учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с требованиями ФГОС СОО. По итогам анализа оформляется аналитическая справка с исчерпывающим перечнем условий, материально-технических и кадровых возможностей для представления на заседание Педагогического совета, Совета обучающихся и Родительского комитета (Совета).
3. Общеобразовательная организация вносит изменения в Программу развития образовательной организации и в План мероприятий по созданию, организации работы и анализа результатов работы профильных классов необходимые изменения в имеющихся условиях для реализации выбранных профилей обучения.
4. Общеобразовательная организация принимает решения о реализации учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), о выборе учебных предметов, которые будут изучаться на углубленном уровне. Решение принимается Педагогическим советом с учетом мнения Совета обучающихся и Родительского комитета (Совета) и утверждается приказом директора ОО.
5. Общеобразовательная организация разрабатывает учебный план любого профиля "Психолого-педагогической направленности".
Подробная информация по разработке учебного плана представлена в приложении 1.
6. Общеобразовательная организация знакомит обучающихся и родителей (законных представителей) перед приемом в класс любого профиля "Психолого-педагогической направленности" с учебными планами и условиями обучения. Родители (законные представители) подписывают форму заявления о приеме.
7. Общеобразовательная организация осуществляет приемную кампанию в классы "Психолого-педагогической направленности" и издает приказы о зачислении.
Поскольку одной из целей создания "Психолого-педагогических классов" является формирование у обучающихся представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, организация самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии, учебный план 10 - 11 "Психолого-педагогических классов" предполагает для изучения на углубленном уровне дисциплин преимущественно из предметных областей "Русский язык и литература", "Иностранные языки" и "Общественные науки".
В содержание рабочих программ учебных предметов "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание" целесообразно включать модули, связанные с педагогической направленностью.
Например, в курсе литературы изучать произведения, в которых поднимаются вопросы образования, личностных качеств педагога;
на уроках русского языка для анализа целесообразно предлагать учащимся тексты с педагогической (психолого-педагогической) тематикой;
на уроках истории - знакомить обучающихся с личностями выдающихся отечественных и зарубежных педагогов.
Для реализации направления "Психолого-педагогические классы" школа включает в учебные планы различных профилей подготовки программы, предлагаемые сетевыми партнерами.
Приложение 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 10 - 11 КЛАССОВ
"ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ" В РАМКАХ
ПРОФИЛЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с п. 7 статьи 12 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
В соответствии с пунктом 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1015, учебный план является частью образовательной программы. Учебный план разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе примерных учебных планов, представленных в примерной основной образовательной программе среднего общего образования, размещенной в реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации (http://fgosreestr.ru/).
Учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения, формы промежуточной аттестации.
Образовательная организация обеспечивает реализацию учебного(ых) плана(ов) одного или нескольких профилей обучения:
естественнонаучного;
гуманитарного;
социально-экономического;
технологического;
универсального.
При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней.
При проектировании учебного плана "Психолого-педагогической направленности" различного профиля следует учитывать, что профиль является способом введения обучающихся в педагогическую практику.
Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Формы учета мнения не регламентированы. Рекомендуется рассматривать данный вопрос на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных Уставом образовательной организации. Протокол коллегиальных органов управления будет являться локальным нормативным актом, на основании которого администрация образовательной организации сможет принимать решения.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 13 и ст. 15) устанавливает возможность реализации образовательных программ в сетевой форме. Под сетевой формой реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.
В качестве сетевого партнера могут выступать:
- образовательные организации высшего образования, реализующие УГСН 44.00.00 "Образование и педагогические науки";
- общеобразовательные организации (базовые школы);
- организации дополнительного профессионального образования (ИПК, ИРО и д.п.).
Сетевая форма не является обязательной, применяется образовательной организацией в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования и является целесообразным.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 273-ФЗ в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Таким образом, Федеральный закон N 273-ФЗ не ограничил перечень организаций, привлекаемых к реализации образовательных программ в сетевой форме (далее - организация-партнер). Образовательная организация на этапе разработки ООП СОО самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-партнера и т.п. При этом в соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования выпускников, а значит, и ответственность за качество образовательной программы и должный уровень ее реализации, включая ту часть (части) образовательной программы, которую реализует организация-партнер, несет образовательная организация.
Реализация ООП СОО в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями, в котором закрепляются принципы взаимодействия, включающие в себя:
- требования к образовательному процессу;
- требования к материально-техническому обеспечению;
- требования к кадровому обеспечению;
- требования к способу реализации сетевого взаимодействия.
Договор позволяет более полно учесть ресурсный вклад каждой из партнерских организаций.
Разработка учебного плана для сетевой формы реализации основной образовательной программы среднего общего образования осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими разработку учебных планов среднего общего образования, указанными в первом разделе данных рекомендаций. План может быть разработан на основе учебного плана по любому профилю обучения, включая универсальный с учетом рекомендаций, представленных во втором разделе данных материалов.
Приступая к проектированию учебного плана, следует иметь в виду, что ФГОС СОО (п. 18.3.1) определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровень среднего общего образования, предусматривает изучение обязательных предметных областей, включающих учебные предметы с указанием уровня их освоения (базовый и углубленный):
"Русский язык и литература";
"Родной язык и родная литература";
"Иностранные языки";
"Математика и информатика";
"Общественные науки";
"Естественные науки";
"Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности".
Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 34 часов в неделю).
Учебный план независимо от профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета (предметной области), определенной ФГОС СОО, и обязательно включать указанные в ФГОС СОО предметные области и следующие учебные предметы:
"Русский язык",
"Литература",
"Иностранный язык",
"Математика",
"История" (или "Россия в мире"),
"Физическая культура",
"Основы безопасности жизнедеятельности",
"Астрономия".
В перечне учебных предметов, обязательных для включения во все учебные планы, отсутствуют учебные предметы из предметной области "Родной язык и родная литература". Следовательно, при формировании учебного плана образовательная организация должна предусмотреть не менее одного учебного предмета из данной предметной области и отразить в учебном плане.
Образовательная организация может составить учебный план, исходя из своего календарного учебного графика, не превышая максимально допустимой нагрузки (2590 часов), варьируя количество часов на курсы по выбору обучающихся.
Обязательная часть учебного плана обеспечивает достижение целей среднего общего образования и реализуется через обязательные учебные предметы. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через дополнительные учебные предметы и курсы по выбору и обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
К курсам по выбору могут относиться факультативные (необязательные для данного уровня образования) и элективные (избираемые в обязательном порядке) учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) (ч. 5 ст. 34 Федерального закона N 273-ФЗ) в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Обязательным компонентом учебного плана среднего общего образования является выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
В соответствии с ФГОС СОО "индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, конструкторского, инженерного".
Задача Индивидуального проекта - обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности.
Кроме обязательных учебных предметов, в учебный план могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации в пределах максимально допустимой учебной нагрузки.
ПООП СОО предлагает алгоритм формирования учебного плана по профилю:
1. Определить профиль обучения.
2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне, не менее одного предмета из каждой предметной области. Для всех профилей, кроме универсального, включить в план не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле.
3. Дополнить учебный план индивидуальным (и) проектом(ами).
4. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в п.п. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля факультативными и элективными курсами.
5. Если суммарное число часов больше минимального числа часов, но меньше максимально допустимого (2590 часов), то образовательная организация может завершить формирование учебного плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающегося.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана среднего общего образования, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189:
Гигиенические требования
к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Классы
|
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)
|
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)
|
|
При 6-дневной неделе, не более
|
При 5-дневной неделе, не более
|
Независимо от продолжительности учебной недели, не более
|
|
10 - 11
|
37
|
34
|
10
|
При проектировании учебного плана среднего общего образования (в части количества часов на освоение учебных предметов обязательных предметных областей) целесообразно использовать пример распределения часов для последующего выбора предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, представленный в ПООП СОО www.fgosreestr.ru.
Расчет приведен на два года обучения с учетом максимального количества часов обучения (2590 часов).
Примерный перечень
учебных предметов на углубленном уровне в соответствии
с профилями обучения
N п\п
|
Профиль обучения
|
Характеристика
|
Предметная область, соответствующая профилю обучения
|
Учебные предметы для данного профиля
|
Уровень изучения предмета
|
1.
|
Технологический профиль
|
ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности
|
Математика и информатика
|
Математика
|
У
|
Информатика
|
У
|
||||
Естественные науки
|
Физика
|
У
|
|||
2
|
Естественно-научный профиль
|
ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии, сельское хозяйство и др.
|
Естественные науки
|
Химия
|
У
|
Биология
|
У
|
||||
3
|
Гуманитарный профиль
|
ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др.
|
Русский язык и литература
|
Русский язык
|
У
|
Иностранные языки
|
Иностранный язык
|
У
|
|||
Общественные науки
|
История
|
У
|
|||
4
|
Социально-экономический профиль
|
ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др.
|
Математика и информатика
|
Математика
|
У
|
Общественные науки
|
История
|
У
|
|||
География
|
У
|
||||
Экономика
|
У
|
||||
Право
|
У
|
||||
5
|
Универсальный
|
ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор "не вписывается" в рамки профилей
|
На выбор образовательной организации
|
Для формирования индивидуальных учебных планов, с целью обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся (возможно формирование одного учебного плана для одного обучающегося; либо одного учебного плана для группы обучающихся, при совпадении индивидуальных учебных планов).
В первом случае образовательная организация может взять за основу конструирования учебного плана структуру сетки часов, представленную ниже (пример учебного плана универсального профиля вариант 1 - 4) и учесть общие требования к разработке учебного плана в условиях реализации ФГОС СОО, представленные в данном письме.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, обеспечивающих освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, в том числе на ускоренное обучение (ч. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Индивидуальный учебный план (далее - ИУП) разрабатывается в соответствии с нормативно-правовыми документами и требованиями к проектированию учебных планов в условиях реализации ФГОС СОО.
ИУП может быть разработан в следующих случаях:
1. для реализации индивидуальных потребностей обучающихся в освоении основной образовательной программы среднего общего образования;
2. для развития потенциала обучающихся (одаренных детей);
3. при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе обучающихся на дому.
Возможно формирование групп обучающихся, осваивающих ООП СОО по одному ИУП.
Обучение по ИУП регламентируется локальными нормативными актами образовательного учреждения, в которых должны быть определены права обучающихся, порядок организации образовательного процесса по ИУП, порядок промежуточной аттестации при обучении по ИУП, порядок разработки, утверждения и корректировки ИУП обучающихся (ООП СОО, Устав ОО, Положение об организации обучения обучающихся по ИУП).
Примерные варианты учебных планов профилей
Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей "Русский язык и литература", "Общественные науки" и "Иностранные языки".
Пример учебного плана гуманитарного профиля (часов в неделю)
Предметные области
|
Учебные предметы
|
Уровень изучения предмета
|
Количество часов в неделю
|
Форма промежуточной аттестации
|
|
У - углубленный
Б - базовый
|
X
|
XI
|
|||
Обязательная часть
|
|||||
Русский язык и литература
|
Русский язык
|
У
|
3
|
3
|
|
Литература
|
Б
|
3
|
3
|
||
Родной язык и родная литература
|
Родной язык
|
Б
|
1
|
1
|
|
Родная литература
|
|||||
Иностранные языки
|
Иностранный язык
|
У
|
6
|
6
|
|
Второй иностранный язык
|
|||||
Общественные науки
|
История
|
У
|
4
|
4
|
|
География
|
|||||
Экономика
|
|||||
Право
|
|||||
Обществознание
|
Б
|
2
|
2
|
||
Россия в мире
|
|||||
Математика и информатика
|
Математика
|
Б
|
4
|
4
|
|
Информатика
|
|||||
Естественные науки
|
Физика
|
||||
Астрономия
|
Б
|
1
|
|||
Биология
|
|||||
Химия
|
|||||
Естествознание
|
Б
|
1
|
1
|
||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности
|
Физическая культура
|
Б
|
2
|
2
|
|
Экология
|
|||||
Основы безопасности жизнедеятельности
|
Б
|
1
|
1
|
||
Индивидуальный учебный проект
|
1
|
1
|
|||
Итого часов обязательной части учебного плана
|
29
|
28
|
|||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
|
|||||
Основы педагогики
|
ЭК
|
1
|
1
|
||
Основы психологии
|
ЭК
|
1
|
1
|
||
Педагогическая практика
|
ЭК
|
1
|
1
|
||
Предметы и курсы по выбору образовательной организации
|
ФК
|
2(5)
|
3(6)
|
||
Итого часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса
|
5 (8)
|
6 (9)
|
|||
Недельная образовательная нагрузка
|
34(37)
|
34(37)
|
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей "Математика и информатика" и "Естественные науки".
Пример учебного плана технологического профиля
(часов в неделю)
Предметные области
|
Учебные предметы
|
Уровень изучения предмета
|
Количество часов в неделю
|
Форма промежуточной аттестации
|
|
У - углубленный
Б - базовый
|
X
|
XI
|
|||
Обязательная часть
|
|||||
Русский язык и литература
|
Русский язык
|
Б
|
1
|
1
|
|
Литература
|
Б
|
3
|
3
|
||
Родной язык и родная литература
|
Родной язык
|
Б
|
1
|
1
|
|
Родная литература
|
|||||
Иностранные языки
|
Иностранный язык
|
Б
|
3
|
3
|
|
Второй иностранный язык
|
|||||
Общественные науки
|
История
|
Б
|
2
|
2
|
|
География
|
|||||
Экономика
|
|||||
Право
|
|||||
Обществознание
|
|||||
Россия в мире
|
|||||
Математика и информатика
|
Математика
|
У
|
6
|
6
|
|
Информатика
|
У
|
4
|
4
|
||
Естественные науки
|
Физика
|
У
|
5
|
5
|
|
Астрономия
|
Б
|
1
|
0
|
||
Биология
|
|||||
Химия
|
|||||
Естествознание
|
|||||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности
|
Физическая культура
|
Б
|
2
|
2
|
|
Экология
|
|||||
Основы безопасности жизнедеятельности
|
Б
|
1
|
1
|
||
Индивидуальный учебный проект
|
1
|
1
|
|||
Итого часов обязательной части учебного плана
|
30
|
29
|
|||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
|
|||||
Основы педагогики
|
ЭК
|
1
|
1
|
||
Основы психологии
|
ЭК
|
1
|
1
|
||
Педагогическая практика
|
ЭК
|
1
|
1
|
||
Предметы и курсы по выбору образовательной организации
|
ФК
|
1(4)
|
2(5)
|
||
Итого часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса
|
4 (7)
|
5(8)
|
|||
Недельная образовательная нагрузка
|
34(37)
|
34(37)
|
Естественнонаучный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей "Математика и информатика" и "Естественные науки".
Пример учебного плана естественнонаучного профиля
Предметные области
|
Учебные предметы
|
Уровень изучения предмета
|
Количество часов в неделю
|
Форма промежуточной аттестации
|
|
У - углубленный
Б - базовый
|
X
|
XI
|
|||
Русский язык и литература
|
Русский язык
|
Б
|
1
|
1
|
|
Литература
|
Б
|
3
|
3
|
||
Родной язык и родная литература
|
Родной язык
|
Б
|
1
|
1
|
|
Математика и информатика
|
Математика
|
У
|
6
|
6
|
|
Информатика
|
Б
|
1
|
1
|
||
Иностранные языки
|
Иностранный язык
|
Б
|
3
|
3
|
|
Естественные науки
|
Химия
|
У
|
5
|
5
|
|
Биология
|
У
|
3
|
3
|
||
Астрономия
|
Б
|
0
|
1
|
||
Общественные науки
|
История
|
Б
|
2
|
2
|
|
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности
|
Физическая культура
|
Б
|
2
|
2
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
Б
|
1
|
1
|
||
Индивидуальный проект
|
ЭК
|
1
|
1
|
||
Итого часов обязательной части учебного плана
|
29
|
30
|
|||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
|
|||||
Основы педагогики
|
ЭК
|
1
|
1
|
||
Основы психологии
|
ЭК
|
1
|
1
|
||
Педагогическая практика
|
ЭК
|
1
|
1
|
||
Предметы и курсы по выбору
|
ФК
|
2(5)
|
1(4)
|
||
Итого часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса
|
5 (8)
|
4(7)
|
|||
Недельная образовательная нагрузка
|
34(37)
|
34(37)
|
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей "Математика и информатика", "Общественные науки".
Пример учебного плана социально-экономического профиля
(часов в неделю)
Предметные области
|
Учебные предметы
|
Уровень изучения предмета
|
Количество часов в неделю
|
Форма промежуточной аттестации
|
|
У - углубленный
Б - базовый
|
X
|
XI
|
|||
Обязательная часть
|
|||||
Русский язык и литература
|
Русский язык
|
Б
|
1
|
1
|
|
Литература
|
Б
|
3
|
3
|
||
Родной язык и родная литература
|
Родной язык
|
Б
|
1
|
1
|
|
Родная литература
|
|||||
Иностранные языки
|
Иностранный язык
|
Б
|
3
|
3
|
|
Второй иностранный язык
|
|||||
Общественные науки
|
История
|
У
|
4
|
4
|
|
География
|
|||||
Экономика
|
У
|
2
|
2
|
||
Право
|
У
|
2
|
2
|
||
Обществознание
|
Б
|
2
|
2
|
||
Россия в мире
|
|||||
Математика и информатика
|
Математика
|
У
|
6
|
6
|
|
Информатика
|
|||||
Естественные науки
|
Физика
|
||||
Астрономия
|
Б
|
1
|
|||
Биология
|
|||||
Химия
|
|||||
Естествознание
|
Б
|
3
|
3
|
||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности
|
Физическая культура
|
Б
|
2
|
2
|
|
Экология
|
|||||
Основы безопасности жизнедеятельности
|
Б
|
1
|
1
|
||
Индивидуальный учебный проект
|
1
|
1
|
|||
Итого часов обязательной части учебного плана
|
28
|
29
|
|||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
|
|||||
Основы педагогики
|
1
|
1
|
|||
Основы психологии
|
1
|
1
|
|||
Педагогическая практика
|
1
|
1
|
|||
Предметы и курсы по выбору
|
3(3)
|
2(5)
|
|||
Итого часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса
|
6 (9)
|
5(8)
|
|||
Недельная образовательная нагрузка
|
34(37)
|
34(37)
|
Универсальный профиль ориентирован на обучающихся с различными индивидуальными образовательными интересами и потребностями.
Пример учебного плана универсального профиля
Предметные области
|
Учебные предметы
|
Количество часов в неделю
|
Форма промежуточной аттестации
|
|
X
|
XI
|
|||
Обязательная часть
|
||||
Русский язык и литература
|
Русский язык
|
1
|
1
|
|
Литература
|
3
|
3
|
||
Родной язык и родная литература
|
Родной язык
|
1
|
1
|
|
Родная литература
|
||||
Иностранные языки
|
Иностранный язык
|
3
|
3
|
|
Второй иностранный язык
|
||||
Общественные науки
|
История
|
2
|
2
|
|
География
|
||||
Экономика
|
||||
Право
|
||||
Обществознание
|
2
|
2
|
||
Россия в мире
|
||||
Математика и информатика
|
Математика
|
5
|
5
|
|
Информатика
|
1
|
1
|
||
Естественные науки
|
Физика
|
2
|
2
|
|
Астрономия
|
1
|
|||
Биология
|
2
|
2
|
||
Химия
|
2
|
2
|
||
Естествознание
|
||||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности
|
Физическая культура
|
2
|
2
|
|
Экология
|
||||
Основы безопасности жизнедеятельности
|
1
|
1
|
||
Индивидуальный учебный проект
|
1
|
1
|
||
Итого часов обязательной части учебного плана
|
30
|
29
|
||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
|
||||
Основы педагогики
|
1
|
1
|
||
Основы психологии
|
1
|
1
|
||
Педагогическая практика
|
1
|
1
|
||
Предметы и курсы по выбору
|
1(4)
|
2(5)
|
||
Итого часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса
|
4 (7)
|
5(8)
|
||
Недельная образовательная нагрузка
|
34(37)
|
34(37)
|
При организации обучения учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС СОО. Недопустимо уменьшение количества обязательных учебных предметов. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией самостоятельно.
Образовательные организации для использования при реализации образовательных программ выбирают:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 г. N 345).
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, определяет принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы среднего общего образования и отражает это в календарном учебном графике.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования (до 700 часов за два года обучения), при этом количество часов внеурочной деятельности на учащегося не должно превышать 10 часов в неделю.
При организации внеурочной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность, должны использоваться возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта.
При организации внеурочной деятельности следует руководствоваться письмами Минобрнауки России от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования" и N 09-1672 от 18.08.2017 "О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности".