МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 декабря 2020 г. N ДГ-2576/07

ПОРЯДОК
ВНЕСЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ, ОСТАВШЕМСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ДАННЫХ
О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Пункт 8 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 июня 2020 года N 300 (далее - Порядок), в действующей редакции существенно изменен в части перечня документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) над ребенком родительского попечения, в целях осуществления органом опеки и попечительства первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Минпросвещения России отмечает, что основанием для регистрации сведений о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и внесение информации первичного учета о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее, соответственно, - государственный банк данных о детях, первичный учет детей), в действующей редакции Порядка является вступившее в законную силу решение суда, в том числе о лишении родительских прав либо об ограничении в родительских правах.

При этом первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, должен осуществляться с учетом изменений, внесенных статьей 1 Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 319-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 319-ФЗ).

Так, пунктом 5 статьи 70 и пунктом 6 статьи 73 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав либо ограничении в родительских правах направить выписку из этого решения суда в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения.

При этом в случае если ребенок находится в ситуации, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью, органы опеки и попечительства в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации осуществляют первичный учет ребенка на основании акта органа опеки и попечительства об отобрании ребенка.

Если впоследствии судом будет вынесено решение об ограничении в родительских правах либо о лишении родительских прав, и оно вступит в законную силу, в поле "Причины отсутствия родительского попечения" в анкете ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - анкета ребенка), указанная причина меняется на актуальную с соответствующими комментариями в поле "Дополнительная информация".

Сроки передачи анкеты ребенка для учета в государственном
банке данных о детях

Статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации и пунктом 9 Порядка установлено, что орган опеки и попечительства не позднее месяца со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан направить в электронном или бумажном виде заполненный раздел 1 анкеты ребенка региональному оператору для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - региональный банк данных о детях), и федеральному оператору для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - федеральный банк данных о детях).

Согласно общим правилам об исчислении сроков (статьи 190 - 194 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)) течение срока начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока (например: дата первичного учета ребенка, оставшегося без попечения родителей, - 23 декабря 2020 г., последняя дата установленного срока направления заполненной анкеты ребенка - 23 января 2021 г.).

По вопросу о порядке совершения действий в последний день установленного срока принято считать, что какое-либо действие должно быть выполнено до 24 часов последнего дня срока, при этом применительно к совершению действий в организациях срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

В случае если последний день месячного срока приходится на нерабочий (праздничный) день анкета ребенка должна быть направлена в последний рабочий день до истечения месячного срока с соблюдением требований, установленных вторым абзацем 1 пункта статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации (например: установленный месячный срок направления анкеты ребенка в федеральный банк данных о детях истекает в воскресенье, направление анкеты ребенка в понедельник будет считаться нарушением установленного срока, значит, необходимо направить указанную анкету ребенка в пятницу).

При этом следует учесть, что в случае несоблюдения требований, установленных пунктом 21 Порядка, анкета ребенка возвращается региональному оператору на доработку. В этом случае анкета ребенка, направленная для учета в федеральном банке данных о детях в последний день установленного срока, после доработки поступит уже с нарушением срока.

В связи с этим Минпросвещения России рекомендует при наличии полной информации в анкете ребенка направлять ее для учета в федеральный банк данных о детях заблаговременно, с учетом вышесказанного (до последнего дня установленного срока). Кроме того, это способствует реализации дополнительных мер по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, не только органами опеки и попечительства, но и региональным и федеральным операторами, что в большей степени способствует осуществлению права ребенка жить и воспитываться в семье.

Ответственность за нарушение сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях в федеральный банк данных о детях возлагается на соответствующего регионального оператора.

Учет сведений о ребенке, оставшемся без попечения
родителей, в государственном банке данных о детях в случае
утраты (отсутствия) попечения его родителей при нахождении
в организации другого субъекта Российской Федерации

В случаях учета в государственном банке данных о детях сведений о ребенке, выявленном по причине утраты им попечения родителей (единственного родителя) при нахождении его в образовательной организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа), или в учреждении, исполняющем наказания, или месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в целях единообразного применения пункта 9 Порядка Минпросвещения России отмечает следующее.

Для учета детей данной категории необходимо применять последовательно пункты 6 и 9 Порядка. В соответствии с пунктом 6 Порядка сведения о фактах отсутствия у ребенка попечения его родителей или его родственников поступают в орган опеки и попечительства в порядке, установленном статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, то есть по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о таких детях проводит обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения его родителей или его родственников, регистрирует сведения о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также вносит в электронном или бумажном виде имеющуюся информацию о ребенке в раздел 1 анкеты ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Согласно пункту 9 Порядка, орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, предоставляет информацию о дате первичного учета ребенка, оставшегося без попечения родителей, для дальнейшего учета в орган опеки и попечительства по месту постоянного жительства ребенка, а в случае его отсутствия - в орган опеки и попечительства, с территории которого ребенок выбыл в данные организации (учреждения) (далее - орган опеки и попечительства по месту постоянного жительства ребенка).

Таким образом, орган опеки и попечительства, на территории которого фактически находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, вносит сведения о нем в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и в государственный банк данных о детях, а затем передает всю имеющуюся информацию об указанном ребенке в орган опеки и попечительства по месту постоянного жительства ребенка. При этом орган опеки и попечительства, на территории которого выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, направляет в архив государственного банка данных о детях информацию первичного учета о нем (по причине передачи сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в орган опеки и попечительства по месту постоянного жительства ребенка).

Далее орган опеки и попечительства по месту постоянного жительства ребенка направляет информацию первичного учета региональному оператору для первичного учета в региональном банке данных о детях и федеральному оператору для первичного учета в федеральном банке данных о детях.

Учет сведений о ребенке в случае временного назначения
опекуна или попечителя

Пункт 11 Порядка устанавливает требования предоставления информации в государственный банк данных о детях в случае временного назначения ребенку опекуна или попечителя (принятия акта о предварительных опеке или попечительстве).

Необходимо отметить, что основным документом, регулирующим порядок передачи ребенка под предварительную опеку (попечительство), регулируется статьей 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ).

Так, согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 48-ФЗ в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительной опеке или попечительстве).

При этом круг лиц, имеющих преимущественное право быть временными опекунами (попечителями), должен определяться по аналогии с кругом лиц, имеющих преимущество перед другими лицами при назначении опеки (попечительства) в общем порядке. В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона N 48-ФЗ бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами. Согласно части 3 статьи 12 указанного закона в целях своевременного установления предварительной опеки (попечительства) орган опеки и попечительства обращается с данным предложениями к гражданам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями и учет которых уже осуществляется в государственном банке данных о детях. Кроме того, при оформлении предварительной опеки или попечительства приоритет должен отдаваться друзьям семьи (родителей) ребенка.

Минпросвещения России отмечает, что предварительная опека или попечительство является особой формой семейного устройства временного характера в случае, когда в интересах ребенка необходимо безотлагательное назначение опекуна в целях избежать помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот).

В других случаях при установлении предварительных опеки (попечительства) у органа опеки и попечительства должно быть мотивированное обоснование для избрания данной формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Минпросвещения России считает целесообразным в случае назначения ребенку опекуна (попечителя) в общем порядке вносить в архивную анкету ребенка актуализированную информацию, в том числе реквизиты документа о назначении несовершеннолетнему опекуна (попечителя) либо реквизиты решения суда об усыновлении (удочерении), принимая во внимание тот факт, что предварительная опека (попечительство) не является постоянной формой устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Учет сведений о ребенке, оставшемся без попечения
родителей, в государственном банке данных о детях после
прекращения опеки (попечительства)

Пунктом 12 Порядка установлено, что в случае прекращения опеки (попечительства) данные первичного учета (в том числе дата первичного учета ребенка, оставшегося без попечения родителей) вносятся в анкету ребенка из личного дела ребенка, оставшегося без попечения родителей, затем анкета ребенка (либо актуализированная информация о нем) в течение трех рабочих дней с момента прекращения опеки (попечительства) передается для учета в государственный банк данных о детях.

Необходимо учитывать, что дата первичной регистрации ребенка, оставшегося без попечения родителей, всегда остается неизменной. В случае если анкету ребенка возвращает из архива государственного банка данных о детях региональный оператор, дата заполнения анкеты ребенка может изменяться (в зависимости от готовности органов опеки и попечительства предоставить полную информацию о несовершеннолетнем региональному оператору в трехдневный срок), а также изменяются дата регионального учета и дата федерального учета в анкете ребенка.

В случае нахождения ребенка, в отношении которого прекращена опека (попечительство) по месту первичного учета ребенка, оставшегося без попечения родителей, анкета ребенка органом опеки и попечительства повторно не заполняется, следовательно, сведения о несовершеннолетнем не поступают к федеральному оператору, а вносятся в государственный банк данных о детях как изменения в анкете ребенка.

В случае заполнения органом опеки и попечительства анкеты несовершеннолетнего по месту фактического нахождения ребенка при изменении места жительства ребенка в случае прекращения опеки (попечительства) данные первичного учета в анкете ребенка указываются из личного дела ребенка, а дата заполнения анкеты ребенка, дата регионального учета и дата федерального учета в анкете ребенка изменяются.

Вопрос о дальнейшем учете сведений о ребенке, остававшемся без попечения родителей, в случае если опека (попечительство) над несовершеннолетним прекращена по месту жительства опекуна (попечителя) необходимо решать совместно с органом опеки и попечительства, с территории которого ребенок был передан под опеку (попечительство) в интересах несовершеннолетнего (должен учитываться срок нахождения ребенка под опекой (попечительством), посещение образовательной организации, круг друзей, привычки ребенка, его психологическое состояние в отношении готовности к перемене места жительства и другое).

Акт органа опеки и попечительства о раздельном устройстве
братьев и сестер

Пунктом 17 Порядка установлено, что в поле анкеты ребенка "Дополнительная информация" органом опеки и попечительства вносятся в том числе сведения о принятом органом опеки и попечительства решении о совместной (раздельной) передаче братьев и сестер на воспитание в семью.

Данное решение должно быть отображено в акте органа опеки и попечительства, внесено в анкету ребенка с указанием реквизитов акта органа опеки и попечительства и с обоснованием позиции органа опеки и попечительства в отношении принятого решения (например, дети разного возраста, не общаются друг с другом, находятся в разных организациях для детей-сирот/дети привязаны друг к другу, скучают друг по другу и другие).

В случае если братья/сестры находятся в организациях для детей-сирот на территориях разных муниципальных образований необходимо принимать решение о раздельном либо совместном устройстве братьев и сестер, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание совместно нескольким органам опеки и попечительства.

Заполнение раздела 2 анкеты ребенка
"Защита прав ребенка"

По вопросу внесения информации в раздел 2 анкеты ребенка "Защита прав ребенка (используется для служебного пользования, заполняется по каждому подразделу при наличии информации; заполняется в том числе и при прекращении учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях)" (Приложение N 2 к Порядку) Минпросвещения России отмечает, что данный раздел в анкете ребенка необходимо актуализировать при получении новых сведений о несовершеннолетнем и в случае нахождения сведений о таком ребенке на учете в государственном банке данных, и в случае прекращения учета сведений о нем (в архивную анкету ребенка).

Пунктом 22 Порядка установлено, что руководитель организации для детей-сирот, в которой находится ребенок, орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка и региональный оператор в течение трех рабочих дней со дня поступления сведений информируют соответственно орган опеки и попечительства, регионального оператора и федерального оператора об изменении данных о ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка, по форме, приведенной в приложении N 5 к Порядку. Таким образом, изменения предоставляются обо всех данных, находящихся в анкете ребенка, вне зависимости от раздела анкеты ребенка.

В форме анкеты ребенка, приведенной в приложении N 5 к Порядку, также указано, что она заполняется по каждому подразделу при наличии информации; заполняется в том числе и при прекращении учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях.

Кроме того, пунктом 29 Порядка установлено, что после прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях в случае получения новой информации о ребенке, в трехдневный срок орган опеки и попечительства направляет имеющиеся сведения по 2 разделу анкеты ребенка, оставшегося без попечения родителей, региональному оператору для учета в региональном банке данных о детях и одновременного направления федеральному оператору для учета в федеральном банке данных о детях.

Минпросвещения России информирует, что в разделе "Сведения об образовании" 2 раздела анкеты ребенка актуализирован справочник прикладного программного обеспечения автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях (далее - ППО АИСТ ГБД) по вкладкам "Вид образования" и "Уровни образования".

Информация о предпринятых органом опеки и попечительства,
региональным оператором и федеральным оператором мерах
по устройству и оказанию содействия в устройстве детей,
оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи
граждан (далее - меры по устройству)

В настоящее время меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные в анкеты детей, полностью отображаются только в федеральном банке данных о детях. Вопрос об отображении мер по устройству в анкетах детей, предпринятых федеральным и региональным операторами, на муниципальном уровне будет решаться в процессе модернизации ППО АИСТ ГБД.

Удаление мер по устройству в анкете ребенка в ППО АИСТ ГБД невозможно в целях исключения их неправомерного или случайного уничтожения или изменения.

Меры по устройству ребенка должны вноситься в анкету ребенка в соответствии с пунктом 28 Порядка.

Своевременное внесение органами опеки и попечительства и региональными операторами мер по устройству в анкету ребенка делает процедуру устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, законной и прозрачной.

Поле "Особенности характера"

Минпросвещения России обращает внимание на необходимость соблюдения требований пункта 23 Порядка в части актуализации информации о характере ребенка не реже 1 раза в год в течение трех рабочих дней со дня ее поступления.

При этом необходимо исключить отрицательные по смыслу характеристики в анкетах детей, включая детей с особенностями в развитии и подростков с девиантным поведением. Наиболее целесообразно кратко представлять характер ребенка взамен пространной характеристики, с учетом возраста ребенка (например, про подростка не должно быть написано "играет в машинки, собирает пирамидку"). В случае если у ребенка отмечены особые успехи или достижения, данную информацию необходимо отобразить в анкете.

Единые требования к фотографии в анкете ребенка

Общие требования к фотографии ребенка, оставшегося без попечения родителей, прикрепленной к анкете ребенка установлены пунктом 13 Порядка, согласно которому фотография ребенка должна быть цветная, соответствующая возрасту ребенка на дату заполнения анкеты, при соблюдении сроков обновления фотографий детей, указанных в пункте 23 Порядка. При этом не допускается прикладывать к анкете ребенка световую копию фотографии ребенка, фотографию ребенка в профиль, некорректную или нечеткую фотографию, подписывать лицевую сторону фотографии ребенка, в том числе данными, позволяющими идентифицировать его личность и местонахождение.

Ранее Минпросвещения России указывало на необходимость соблюдения пункта 4 письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N ВК-2569/07 "О направлении методических рекомендаций" в части выполнения требований при создании и размещении производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

По вопросу существования единых требований к предоставляемым фотографиям в анкетах детей (на однотонном фоне/на фоне обстановки в группе, портрет/в полный рост, сидя/стоя), Минпросвещения России полагает, что цвет фона, положение ребенка, вид его одежды (нарядная, будничная) принципиально не влияют на возможность скорейшего жизнеустройства ребенка.

Основополагающим здесь может быть качество фотографии ребенка (красивый фон, отсутствие в кадре других детей, опрятная одежда ребенка, четкое изображение, свет), так как, например, нечеткая фотография не дает возможности потенциальным замещающим родителям принять однозначное решение для знакомства с ребенком.

Важен момент, в который ребенок сфотографирован (не в настроении, заплаканный, угнетенный/расслабленный, улыбающийся), для всех возрастных групп детей. Необходимо принимать во внимание состояние здоровья ребенка и его физические возможности.

В случае нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в розыске на момент заполнения органом опеки и попечительства анкеты ребенка допускается ее направление для постановки на учет в государственный банк данных о детях без фотографии ребенка согласно пункту 13 действующего Порядка.

Минпросвещения России обращает внимание, что количество фотографий в анкете ребенка не должно превышать пяти (общим объемом не более 10 мегабайт), в связи с чем, органам опеки и попечительства либо региональным операторам необходимо удалять более старые фотографии детей. В случае если объем передаваемой информации превышает допустимый, при синхронизации возможны ошибки (пункт 9 письма Министерства просвещения Российской Федерации от 25 сентября 2020 г. N 07-5768).

Порядок размещения производной информации о детях,
оставшихся без попечения родителей

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть использована региональными операторами и федеральным оператором для создания производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и распространения указанной информации посредством опубликования в средствах массовой информации или иным способом в целях информирования населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителей и других его родственников.

Так, фотография ребенка, оставшегося без попечения родителей, относится к обязательному перечню производной информации, публикуемой о ребенке. Согласно пункту 13 Порядка анкета ребенка, состоящая на учете в государственном банке данных о детях, должна содержать фотографию. При этом Федеральным законом N 44-ФЗ не регулируется вопрос о выявлении мнения ребенка на размещение производной информации о нем.

Кроме того, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) признает, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

На основании вышесказанного, Минпросвещения России полагает, что в организации для детей-сирот необходимо периодически проводить мероприятия с детьми, оставшимися без попечения родителей, направленные на разъяснения целей размещения о них производной информации, включающие психопрофилактические и психокоррекционные методы работы с детьми.

Заключение органа опеки и попечительства о возможности
гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем)

Требования к нумерации листов, прошивки и скрепления печатью заключения в действующей редакции Порядка не установлены, а также не акцентировано, что заключение органа опеки и попечительства о возможности быть усыновителем или опекуном (попечителем) (далее - заключение) при обращении супругов выдается общее.

При этом Минпросвещения России считает целесообразным оформлять заключение по образцу, установленному ранее в сноске к приложению N 13 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 101, и упраздненному в действующей редакции Порядка, в части оформления одного заключения на супругов, и в случае оформления заключения на нескольких листах: листы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью органа, выдавшего заключение.

Подлинность заключения можно установить, произведя проверку наличия сведений о гражданине, желающем принять детей на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях либо путем направления соответствующего запроса в орган опеки и попечительства, выдавшем заключение.

Срок заключения гражданина не может превышать 2 года и не может быть пролонгирован в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Постановка на учет в государственном банке данных о детях
сведений о гражданах в условиях ограничительных мер

В связи с беспрецедентной ситуацией, сложившейся в отношении введения продолжительных ограничительных мероприятий и невозможностью граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, воспользоваться правом встать на учет по своему выбору в органе опеки и попечительства, региональном или федеральном банке данных о детях, а также получить в установленном порядке направление на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, и посетить данного ребенка в организации для детей-сирот, Минпросвещения России отмечает следующее.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона N 44-ФЗ гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам предоставляет сведения о себе региональному или федеральному оператору, таким образом возможность приема документов граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, их постановка на учет в государственном банке данных о детях с использованием дистанционных технологий либо направление документов граждан почтой России законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Взаимодействие регионального оператора
и органов опеки и попечительства при выдаче направления
на посещение ребенка

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.

Таким образом, сведения об одних и тех же детях, оставшихся без попечения родителей, одновременно могут быть предложены гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью, органами опеки и попечительства, региональным и федеральным операторами.

Пунктом 62 Административного регламента предоставления Министерством просвещения Российской Федерации государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом Минпросвещения России от 7 октября 2020 г. N 554 (зарегистрировано в Минюст России 23 декабря 2020 г. N 61740), установлено, что при предоставлении государственной услуги в части предоставления гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях для передачи их на воспитание в семьи граждан специалист запрашивает факсимильной связью либо по защищенному каналу электронной связи соответствующего регионального оператора о возможности выдачи направления на посещение выбранного ребенка.

Таким образом, при выдаче направления на посещение ребенка порядок взаимодействия между региональным и федеральным оператором четко регламентирован и вероятность одновременной выдачи направления на посещение одного и того же ребенка исключена.

Вместе с тем, регулярные проверки деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях выявили отсутствие схемы межведомственного взаимодействия между органами опеки и попечительства и региональным оператором при осуществлении процедуры выдачи направления на посещение ребенка, что приводит к случаям одновременной подготовки направления на посещение одного и того же ребенка разным лицам, состоящим на учете в качестве кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) в органах опеки и попечительства и в федеральном банке данных о детях.

Продление направления на посещение ребенка в условиях
ограничительных мер

Согласно пункту 63 Порядка продление срока действия направления на посещение ребенка при наличии оснований, препятствующих российскому гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь граждан либо ребенка, служебная командировка, введение ограничительных мероприятий (карантина) в организации для детей-сирот, нахождение ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления и иные причины), не может превышать десяти рабочих дней. Однако количество таких продлений направления на посещение ребенка Порядком не регламентировано. Так, в случае действия ограничительных мер направление на посещение ребенка может быть продлено несколько раз.

В письме Минпросвещения России (от 26 октября 2020 г. N 07-6471) обращает особое внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере опеки и попечительства на необходимость принятия мер, обеспечивающих выдачу направлений в организации для детей-сирот всех типов гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью, и обеспечить всеми возможными способами, включая дистанционный режим, знакомство указанных граждан с детьми, по возможности организовать доступ в эти организации в целях знакомства и установления контакта между ребенком и гражданами.

Направление на посещение ребенка может быть получено гражданином только лично, при предъявлении документа, удостоверяющего личность согласно пункту 63 Порядка.

Вопросы по внесению информации в Сегмент ППО АИСТ ГБД,
осуществляющим учет граждан, лишенных родительских прав
или ограниченных в родительских правах, отстраненных
от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее
выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших
усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине
государственного банка данных о детях

Минпросвещения России отмечает, что при заполнении анкеты гражданина, лишенного родительских прав или ограниченного в родительских правах, гражданина, отстраненного от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей, бывшего усыновителя, если усыновление отменено судом по его вине (далее - анкета гражданина, Сегмент), органам опеки и попечительства прежде всего необходимо руководствоваться пунктом 4 статьи 7.1 Федерального закона N 44-ФЗ.

В указанном пункте перечислена информация, которая должна в обязательном порядке содержаться в анкете гражданина, в том числе:

реквизиты документа, подтверждающего смену фамилии, имени или отчества (при наличии), и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина,

реквизиты свидетельств о рождении или документов, удостоверяющих личность указанных детей.

В связи с этим, в случае отсутствия документа, удостоверяющего личность гражданина, на основании пункта 1.1 статьи 5 Федерального закона N 44-ФЗ орган опеки и попечительства вправе направить запрос в территориальные органы внутренних дел с просьбой предоставить недостающие данные. В анкете гражданина в обязательном порядке необходимо указать в поле "Комментарии" информацию о сделанных запросах.

Минпросвещения России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 47 Порядка учет сведений о таких гражданах осуществляется органом опеки и попечительства по месту либо вынесения решения суда о лишении родительских прав либо ограничении в родительских правах, отмене усыновления по вине усыновителей, либо принятия органом опеки и попечительства акта об отстранении от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей.

Минпросвещения России отмечает, что в указанный Сегмент вносятся сведения как о российских, так и об иностранных гражданах, лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, либо отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) на территории Российской Федерации, на основании того, что в Семейном кодексе Российской Федерации не конкретизировано, гражданами какой страны являются указанные граждане.

В случае лишения родительских прав либо ограничения в родительских правах, отстранения от обязанностей опекуна (попечителя), отмены усыновления на территории Российской Федерации в отношении детей, не являющихся гражданами Российской Федерации, информация об этих гражданах также вносится в Сегмент.

Диспансеризация ребенка, оставшегося без попечения
родителей, при передаче на воспитание в семью граждан

В соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 и постановлением Правительства Российской Федерации о 18 мая 2009 г. N 423 гражданин, имеющий заключение и получивший направление на посещение ребенка, имеет право:

а) получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

б) обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка или ребенка, передаваемого под опеку (попечительство), с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Минпросвещения России и Минздравом России.

При этом гражданин обязан лично:

а) познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

б) ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;

в) подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Согласно пункту 3 Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.

Однако нередко возникают ситуации, при которых орган опеки и попечительства не соблюдает 10-дневный установленный срок, мотивируя данную задержку необходимостью проведения дополнительного медицинского обследования непосредственно при передаче ребенка на воспитание в семьи граждан.

При этом, требований о прохождении обязательного медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого в семью на воспитание, законодательством не устанавливается. Медицинские документы, хранящиеся в личном деле ребенка, находящегося в организации для детей-сирот, должны содержать сведения о результатах ежегодной диспансеризации.

Порядок проведения диспансеризации детей, находящихся в организациях для детей-сирот утвержден приказом Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 72н <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 72н "О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Порядок проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, утвержден приказом Минздравмедпрома России N 369, Минобразования России N 641 от 25 декабря 1995 года <2>.

--------------------------------

<2> Приказ Минздравмедпрома Российской Федерации N 369, Минобразования Российской Федерации N 641 от 25 декабря 1995 года "О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью".

Также, в соответствии с пунктом 23 Порядка руководитель организации для детей-сирот, в которой находится ребенок, орган опеки и попечительства и региональный оператор направляют соответственно в орган опеки и попечительства, региональному и федеральному операторам актуализированную информацию об установлении, изменении, уточнении или снятии диагноза у детей, оставшихся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня ее поступления, но не реже 1 раза в год.

Таким образом, до кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) необходимо доводить имеющуюся на данный момент информацию медицинского характера о ребенке, подлежащем устройству в семью, по результатам последней диспансеризации, а также информировать о возможном проведении независимого медицинского освидетельствования ребенка для уточнения или подтверждения имеющихся у ребенка диагнозов.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области