МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 сентября 2023 г. N АБ-3935/06

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Во исполнение пункта 38 Плана реализации Концепции развития дополнительного образования на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678, Минпросвещения России направляет для использования в работе "Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны".

А.В.БУГАЕВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ
И ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВКЛЮЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
И КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ, ФИЗИЧЕСКИМ,
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ, ДУХОВНЫМ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА, ЗНАЧИМЫХ
ДЛЯ ВХОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧИСЛО ДЕСЯТИ ВЕДУЩИХ
СТРАН МИРА ПО КАЧЕСТВУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях реализации мероприятий Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

Цель рекомендаций - содействие созданию условий для реализации механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны.

В рекомендациях зафиксированы приоритеты развития дополнительного образования детей всех направленностей, необходимые для обновления содержания, методов и технологий, а также представлены эффективные практики реализации механизмов, способствующие сохранению, развитию и обновлению образовательной деятельности.

Обладая высоким воспитательным, реабилитационным и образовательным потенциалом, дополнительное образование детей играет большую роль в развитии личности юных граждан России, поэтому качественное и эффективное внедрение механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей - залог актуального состояния практик, повышения качества образования и достижения планируемых результатов обучения и воспитания.

1.1. Назначение и область применения методических рекомендаций

Рекомендации предназначены специалистам органов управления образования, педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций, реализующим программы дополнительного образования.

Сферы применения настоящих методических рекомендаций:

- реализация государственной образовательной политики;

- управление региональными и муниципальными системами;

- управление образовательной организацией;

- профессиональное развитие кадров.

Области применения настоящих методических рекомендаций:

- разработка программ развития дополнительного образования в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и образовательных организациях;

- планирование и проектирование образовательной деятельности, формирование государственных (муниципальных) заданий;

- разработка дополнительных общеразвивающих программ, материалов по программно-методическому обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ, а также дополнительных общеобразовательных программам в области физической культуры и спорта;

- мониторинг и оценка качества реализации дополнительных общеразвивающих программ, экспертиза;

- планирование закупок в целях ресурсного обеспечения реализации дополнительных общеразвивающих программ;

- разработка образовательных программ дополнительного профессионального образования, планирование кадрового развития образовательных организаций.

1.2. Нормативно-правовые основания обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей

Методические рекомендации разработаны во исполнение и в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";

Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";

Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" (в редакции от 25 января 2023 г. N 35);

Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642;

Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. N 2613-р;

Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.);

Паспорт национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (в редакции от 21 апреля 2023 г.);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 952н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер-преподаватель";

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 114 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ";

Приказ Минпросвещения России и Минэкономразвития России от 19 декабря 2019 г. N 702/811 "Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий".

Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 "О внедрении Единой модели профессиональной ориентации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования", "Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации");

Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха N АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года.

2. Основные направления формирования нового содержания
дополнительного образования детей

Важным звеном в реализации государственной политики в области дополнительного образования детей является содержание, через которое подрастающее поколение знакомится с приоритетными направлениями развития науки и технологий Российской Федерации, получает возможность развивать свои таланты и способности, получать опыт исследовательской и проектной деятельности, знакомится с разнообразием возможностей и достижений своей малой Родины и страны.

В соответствии с Указом Президента N 474 от 21 июля 2020 г. "О национальных целях развития России до 2030 года" в рамках цели "возможности для самореализации и развития талантов" формируется эффективная система выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи, основанная на принципах справедливости, всеобщности и направленную на личностное развитие, самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р, провозглашены принципы:

практико-ориентированность дополнительных общеразвивающих программ, позволяющая проектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом направлений социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

ориентация дополнительных общеразвивающих программ на многоукладность экономики и быта народов и этносов, проживающих на территории Российской Федерации.

В Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (далее - Целевая модель) закреплены следующие принципы обновления содержания:

а) создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка;

б) обеспечение эффективного использования времени обучающихся, приобретение ими новых навыков и компетенций за оптимальное время, включая обеспечение возможности для зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, результатов освоения дополнительных общеразвивающих программ;

в) предоставление всеобщего и равного доступа каждого ребенка к дополнительным общеобразовательным программам различной направленности, обеспечение доступности для каждого ребенка не менее чем к двум дополнительным общеобразовательным программам различных направленностей на территории каждого муниципального образования;

г) создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ;

д) конвергентный подход в разработке дополнительных общеразвивающих программ, реализация междисциплинарных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей;

е) использование в реализации дополнительных общеразвивающих программ современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимодействия между обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями и навыками, при которой образовательный процесс выстраивается без активного участия в нем педагога (взаимное обучение);

ж) обеспечение выравнивания доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями;

з) ориентация содержания дополнительных общеразвивающих программ на образовательные потребности и интересы обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, вовлечение в разработку дополнительных общеразвивающих программ обучающихся, представителей общественных объединений, работодателей и родительского сообщества;

и) ориентация содержания дополнительных общеразвивающих программ на приоритетные направления социально-экономического и территориального развития субъекта Российской Федерации на основе прогнозных оценок развития рынка труда, а также региональных стратегий социально-экономического и пространственного развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды;

к) учет независимой оценки качества подготовки обучающихся и условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, а также учет мнения обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников.

Приоритетом обновления содержания и технологий дополнительных общеразвивающих программ должно стать создание условий для вовлечения детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиа-грамотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека.

Вместе с тем приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

2.1. Социально-гуманитарная направленность

Изменения в содержании дополнительных общеразвивающих программ социально-гуманитарной направленности должны обеспечить изменение в структуре образовательных результатов, а именно приоритетное формирование:

гуманитарных знаний (присвоение ценностей, осознание личностных смыслов и отношений) гражданской идентичности (принадлежность к общности) и социальной компетентности (знание норм, прав и обязанностей, возможность ориентации в мире);

"универсальных" компетенций (критическое мышление, креативность, кооперация, коммуникация);

"современной грамотности" - базовых умений действовать в типовых жизненных ситуациях в меняющихся социально-экономических условиях (функциональная, финансовая, правовая, информационная, медиа и др.);

личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (способность к саморегулированию, ответственность, инициативность, осознанность, эмпатийность и др.).

В связи с вышеизложенными задачами и особенностями направленности выделяются следующие приоритетные тематические направления и практики развития:

гуманитарные и социальные науки: экономика, право, лингвистика, педагогика, культурология, психология, регионалистика, социология; гуманитарные технологии: технологии самоопределения и профориентации, социального проектирования и др.;

деятельность, направленная на гражданско-патриотическое самосознание, волонтерская и добровольческая деятельность; на кросскультурное сотрудничество и взаимодействие: межнациональные и межэтнические коммуникации и др.;

деятельность по сохранению исторической памяти и культурного наследия, формирование гражданской идентичности (поисковые отряды, исторические и этнографические экспедиции, патриотические общественные клубы, движения и др.);

мышление, интеллектуальное моделирование, гуманитарное изобретательство, социальное проектирование; социальная антропология;

журналистика и медиаобразование;

индустрия гостеприимства, деловое общение и реклама.

2.2. Художественная направленность

Особенности обновления содержания, методов и технологий обучения по дополнительным общеобразовательным программам художественной направленности взаимосвязаны с приоритетами социально-экономического развития регионов, необходимостью сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей в условиях глобального цивилизационного кризиса, использования исторического и культурного наследия для воспитания и образования подрастающего поколения, цифровой трансформацией (масштабного внедрения информационно-телекоммуникационных технологий), адаптацией в социуме детей с ОВЗ через приобщение к культуре и раскрытие творческого потенциала личности.

Для формирования механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения по дополнительным общеобразовательным программам художественной направленности необходимо активно использовать межведомственное взаимодействие (с органами государственного и муниципального управления сферой культуры) и привлекать ресурсы учреждений культуры и организаций высшего образования творческой направленности (кадровых и инфраструктурных) при сетевой форме реализации большинства программ и формировании единого культурно-образовательного пространства.

Для достижения целей развития детско-юношеского творчества при реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности необходимо решать следующие задачи:

организовать воспитательную деятельность на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства;

расширять возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России;

укреплять потенциал дополнительного образования детей в решении задач социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширять возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программ дополнительного образования путем создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеразвивающие программы (в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, дистанционного обучения);

создать на базе общеобразовательных организаций школьные театры,

содействовать в разработке и внедрению современных учебно-методических комплексов, в том числе цифровых;

развивать систему творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся.

Среди приоритетных направлений художественной направленности выделяются следующие:

цифровые компетенции креативных индустрий: продюсирование, 3D-дизайн, веб-дизайн, видеомонтаж, цифровая кино-теле-индустрия, гейм-дизайн, сценарное мастерство, др.;

арт-прогресс по видам искусств и жанрам художественного творчества: литературного, театрального, вокально-хорового, хореографического, инструментального, живописи, скульптуры и архитектуры;

сохранение культурного наследия: фольклор, ремесла, художественные промыслы, этнокультурные традиции народов России;

художественное творчество с применением электронных цифровых средств и дистанционных образовательных технологий;

актуальный театр: социальный театр, этнокультурный театр, инклюзивный театр и др.;

дизайн, декоративно-прикладное творчество с использованием новых художественных материалов;

арт-пространства, урбанистика;

искусствознание;

прикладная эстетика.

2.3. Физкультурно-спортивная направленность

В соответствии с действующим законодательством дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта разделяются на дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.

В настоящее время в рамках развития системы дополнительного образования в области физической культуры и спорта необходимо создать условия для самореализации и спортивного совершенствования спортивно одаренных детей в детско-юношеском спорте, а также для формирования мировоззрения, нравственных идеалов и норм поведения юных спортсменов в соответствии с запросами современного общества.

Выявление таланта и развитие одаренных спортсменов нужно рассматривать как одну из самых насущных в практическом и научном планах проблем современного спорта. Спортивный отбор и спортивная предрасположенность - сложный, многоступенчатый процесс, требующий использования самых современных технологий, педагогического мастерства тренера, медико-биологических, психологических, генетических исследований, цифровых технологий.

Для достижения целей развития детско-юношеского спорта необходимо решать следующие задачи:

создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства для раскрытия потенциала детей;

создание условий для обеспечения соответствия личностных интересов детей с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, особенностей здоровья и доступных возможностей для занятий спортом, удовлетворяющих запросам детей на двигательную активность, соответствующих жизненным циклам современного человека;

совершенствование статистических и иных видов отчетно-учетных показателей детско-юношеского спорта;

разработка и внедрение цифровых технологий в практику детско-юношеского спорта;

повышение вариативности, качества и доступности занятий спортом для каждого, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, особенно в системе образования;

обновление содержания образовательных программ в области физической культуры и спорта в соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества и государства;

обеспечение условий для доступа детей к современным знаниям и технологиям в сфере детско-юношеского спорта, а также к современной спортивной инфраструктуре;

развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;

создание механизмов финансовой поддержки участия детей в физкультурных и спортивных мероприятиях, независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи, ведомственной подчиненности организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта;

формирование эффективной межведомственной системы управления развитием детско-юношеского спорта, а также создание условий для участия семьи и общественности в таком управлении;

создание условий для полноценного кадрового обеспечения системы детско-юношеского спорта;

совершенствование системы спортивных соревнований в системе детско-юношеского спорта, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания юных спортсменов, их гражданской идентичности.

Таким образом, для формирования механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, ключевым вопросом является формирование в результате совместной деятельности в области спорта и образования, реализуемой Министерством спорта Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, единого спортивно-образовательного пространства, направленного на развитие детско-юношеского, включая школьный, и студенческого спорта, а также обеспечение преемственности и взаимосвязи всех уровней образования и физической культуры и спорта.

Среди приоритетных направлений физкультурно-спортивной направленности выделяются следующие:

олимпийские, неолимпийские, паралимпийские, сурдлимпийские виды спорта;

спортивно-технические виды спорта и цифровые технологии;

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне (ГТО)";

технологии здорового образа жизни, фитнеса, адаптивной физической культуры и спорта;

школьные и студенческие спортивные клубы, формирование спортивного актива, организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

школьные и студенческие спортивные лиги, организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий;

подготовка спортивного резерва, спортивных сборных команд Российской Федерации, развитие олимпийских видов спорта и т.п.;

формирование креативных компетенций в мире спорта.

2.4. Естественнонаучная направленность

В рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности необходимо создать условия для вовлечения детей в научную работу, в деятельность, связанную с полевыми (экспедиционными) исследованиями, наблюдением, описанием, моделированием и конструированием различных явлений окружающего мира, обеспечить междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний (генетика, биомедицина, биотехнологии и биоинженерия, природопользование, биоинформатика, экология и другие), содействовать формированию у обучающихся навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды.

В связи с вышеизложенными задачами выделяются следующие приоритетные тематические направления и практики развития:

агротехнологии (агротехнологии растениеводства, животноводства, широкого спектра применения (гидропоника, аэропоника, цифровые фермы и др.), селекция и семеноводство);

освоение Арктики и мирового океана;

экологический мониторинг;

сохранение редких видов крупных птиц (флагманских видов, реинтродукция);

охрана растений, ботанические сады;

интенсивное использование и воспроизводство лесов; охрана и защита лесов, сохранение экологического потенциала;

изучение почв, технологии восстановления плодородия почв;

ответственное обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), рециклинг, технологии экономики замкнутого цикла;

генетика, персонализированная и прогностическая медицина;

молекулярная биология и биотехнология;

нейротехнологии и когнитивные исследования;

персонализированная медицина и высокотехнологичное здравоохранение;

Геофизика. Геоморфология. Геология полезных ископаемых. Гидрогеология.

2.5. Техническая направленность

Актуальность обновления содержания и технологий дополнительных общеразвивающих программ технической направленности обусловлена рядом факторов.

В рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности необходимо создать условия для вовлечения детей в создание искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы, в приобретение навыков в области обработки материалов, электротехники и электроники, системной инженерии, 3D-прототипирования, цифровизации, работы с большими данными, освоения языков программирования, машинного обучения, автоматизации и робототехники, технологического предпринимательства, содействовать формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления.

Образовательные программы должны строиться с учетом приоритетов, определенных на основе документов стратегического планирования различных уровней управления.

Среди приоритетных направлений технической направленности определены следующие:

большие данные, искусственный интеллект и машинное обучение;

технологии создания интеллектуальных систем управления и "умных" инфраструктур;

технологии межмашинного взаимодействия и "интернета вещей";

кибербезопасность;

технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности;

медиатехнологии;

аэрокосмические технологии;

аддитивные и гибридные технологии;

интеллектуальные производственные технологии и робототехника;

транспортные системы;

новая энергетика;

нанотехнологии и новые материалы;

фотоника и оптические технологии;

квантовые технологии.

2.6. Туристско-краеведческая направленность

Основные направления обновления образовательных технологий в сфере реализации дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности, следующие:

массовое вовлечение детей в туристско-краеведческую деятельность, как во время учебного года, так и в каникулярное время;

разработка туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой соответствующего региона и создание библиотеки маршрутов походов и экскурсий по родному краю, Реестра школьных познавательных маршрутов;

включение в содержание дополнительных общеразвивающих программ профориентационных модулей, создание программ в области промышленного туризма.

Перечень приоритетных направлений обновления содержания и технологий дополнительного образования детей по туристско-краеведческой направленности отражает основные направления деятельности, единство и взаимосвязь в реализации этих направлений:

туризм (социальный, культурно-познавательный, образовательный, активный); обеспечение безопасности жизнедеятельности в природной и городской среде;

регионоведение и регионалистика; культурно-познавательный туризм и экскурсии; музейная педагогика; исследовательское краеведение; этнография; научно-образовательный туризм;

профессии в туризме: экспедиционная деятельность (геология, археология, экология и т.д.); спортивный туризм; спортивное ориентирование; промышленный туризм; школа безопасности; служебно-прикладные виды профессиональной деятельности (спасатели, пожарные, силовые структуры) юный спасатель; деятельность гидов-экскурсоводов; юные инструкторы и судьи соревнований;

туристические слеты и фестивали как социально значимые мероприятия;

походно-экспедиционная деятельность.

3. Перспективные методы и технологии обучения в системе
дополнительного образования детей

В сфере реализации дополнительных общеразвивающих программ рекомендуется учитывать следующие основные направления обновления образовательных технологий:

активизация образовательной деятельности обучающихся, когда преобладающая роль отводится практико-ориентированным методам, стимулирующим инициативу и самостоятельность обучающихся (мастерские, тренинги, профессиональные пробы, практики, стажировки, исследовательская деятельность, метод проектов, рефлексивные практики и др.), переход от монологических форм общения участников образовательных отношений к диалоговым (дискуссии, эвристические вопросы, сократовские диалоги, диспут и др.);

усиление практико-ориентированного характера программ, связи содержания с реальными проблемами (демография, экономика, управление, образование, экология, межэтнические отношения и др.), глобального, регионального, локального (проблемы конкретной территории, местного сообщества) масштаба; развитие разнообразия тематических практик (социальных, культурных, производственных), в т.ч. через включение обучающихся в деятельность профессиональных объединений, некоммерческих организаций, решающих практические задачи, а также включение в содержание образования задач, отражающих интересы и прямые заказы разнообразных стейкхолдеров (предприятия (бизнес), некоммерческие организации, местное сообщество и др.);

индивидуализация образовательного процесса, в том числе разработка (совместное с обучающимися определение образовательных целей и результатов, графика и режима занятий, инструментов диагностики прогресса) и реализация индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью индивидуальной тьюторской (менторской) поддержки, в т.ч. в интернет-пространстве;

расширенное использования игровых форматов и технологий, приемов геймификации (ролевые игры, моделирование ситуаций, различного рода симуляторов и имитационных методов обучения, компьютерные сетевые стратегические игры), создание интернет-симуляторов и тренажеров, имитирующих проблемные ситуации глобального и локального масштабов, позволяющих в игровой форме проигрывать социальные роли, строить взаимоотношения с окружающим миром, вырабатывать нормы поведения, осуществлять социальные пробы, разрабатывать прогнозы, сценарии, форсайты будущего;

включение обучающегося в образовательные программы в качестве помощника педагога, консультанта, наставника, для младших обучающихся и сверстников;

использование технологий неформального общения участников образовательных отношений (конструирование клубных пространств), организация интернет-сообществ, объединенных едиными интересами и проблемами, строящие коммуникации в новом пространстве;

реализация форматов, предусматривающих взаимодействие детей и взрослых в качестве обучающихся, в том числе - программ, ориентированных на семьи (семейные клубы и др.);

использование технологии социального проектирования, в основе которого лежит взаимодействие с местным сообществом, предполагающее вовлечение обучающихся в общественную работу. Общественная работа объединена с целями реализации программы и заключается в предоставлении обучающимся полезного опыта, который основан на реальных ситуациях в их сообществах. Сообщество используется как ресурс для изучения, и основная цель метода социального проектирования состоит в том, чтобы улучшить у обучающихся понимание значимости и полезности занятий по программам, где они получают знания и находят решения важных проблем сообщества. Общественная работа, которую выполняют обучающиеся, должна помочь им лучше понять, как понятия, которые они изучают, и навыки, которые осваивают, могут быть применены к ситуациям в повседневной жизни. Такой подход усиливает мотивацию и одновременно формирует гражданскую идентичность, чувство солидарности;

включение в содержание программ элементов субкультурных практик современных подростков и молодежи;

использование сетевых информационно-коммуникационных технологий для трансформации коммуникативных и коллаборативных процессов в системе дополнительного образования (реализация сетевых проектов по обмену информацией (знаниями), совместному творчеству, исследованию и проектированию), организации социальных практик для решения социально значимых задач (в том числе краудсорсинг и краундфандинг);

использование технологий группового (социального) действия и событийной педагогики (смартмобы, флешмобы, форумы, форсайты и т.д).

Набирают скорость "цифровые социальные инновации", основанные на совместной работе в интернет-пространстве, на базе онлайн-платформ, где конечные пользователи, профессиональные и любительские сообщества вместе находят решения по широкому спектру социальных вопросов:

сетевые проекты в области сбора средств, финансирования стартапов, поиска решений (краудфандинг, краудсорсинг, совместное онлайн-картирование, особенно в случае чрезвычайных ситуаций);

открытый совместный доступ к информации (открытые связанные данные; программное обеспечение с открытым кодом; сенсорные сети; продукты по открытой лицензии);

совместное творчество в сфере исследований и образования (любительская наука), массовые открытые онлайн-курсы, открытые мастерские для творчества - фаблабы, хакатоны);

и другие.

4. Механизмы обновления содержания, методов и технологий
обучения в системе дополнительного образования детей

Реализация приоритетных направлений и тематик становится возможным благодаря соответствующим механизмам, на практике производящей элементы обновления содержания, методов и технологий.

Эффективное внедрение данных механизмов - важное условие достижения целей и задач Концепции развития дополнительного образования до 2030 года и реализации стратегических целей и задач страны.

Анализ и систематизация исследований, направленных на выявление эффективных форм и методов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей позволил выделить следующие перспективные группы механизмов: организационно-финансовые и научно-методические.

4.1. Организационно-финансовые механизмы

Актуальная организационно-управленческая модель.

В большинстве субъектов Российской Федерации внедрена Целевая модель, которая позволяет сформировать современные организационно-управленческие и научно-методические механизмы обновления содержания методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей.

Одной из ключевых задач Целевой модели является обновление методов и содержания дополнительного образования детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, интересами семьи и общества.

Целевая модель устанавливает общие требования к порядку обновления содержания дополнительных общеразвивающих программ и методов обучения.

Вертикальный механизм обновления содержания и технологий дополнительного образования детей включает выстраивание саморегулирующей системы взаимодействия организационно-методических ресурсных центров разного уровня с формированием системы обратной связи. В данной системе можно выделить следующие уровни:

Федеральные ресурсные центры;

Региональные модельные центры дополнительного образования детей и муниципальные опорные центры;

Региональные ресурсные центры по сопровождению направленностей;

Региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Федеральные ресурсные центры (далее - ФРЦ) обеспечивают методологическую поддержку, актуализацию методик и технологий обучения. Осуществляют подготовку методических рекомендаций и учебных пособий по направленности, создает условия (научно-педагогические и организационно-методические) для вовлечения обучающихся в актуальные программы дополнительного образования. ФРЦ может проводить экспертизу образовательных программ и учебно-методических материалов, планируемых для реализации и/или апробации на территории Российской Федерации.

Одна из важнейших функций ФРЦ - осуществление программно-методического и наставнического сопровождения апробации дополнительных общеразвивающих программ. Также ФРЦ осуществляет информационно-аналитическое сопровождение направленности, в том числе в форме регулярных вебинаров, консультаций, организации форумов, мастер-классов.

ФРЦ может осуществлять запрос информации для информационного сопровождения событий и проектов в области дополнительного образования детей, аккумуляцию лучших практик по реализации программ дополнительных общеразвивающих программ, предоставление возможности для обмена передовым опытом между педагогами, реализующими дополнительные общеразвивающие программы.

В настоящий момент созданы и осуществляют свою деятельность следующие ФРЦ:

Федеральный ресурсный центр развития дополнительного образования детей естественно-научной, технической, туристско-краеведческой направленностей, а также сферы организации отдыха и оздоровления детей (ФГБОУ ДО ФЦДО, сайт https://fedcdo.ru/);

Федеральный ресурсный центр дополнительного образования художественной и социально-гуманитарной направленностей (ФГБУК "ВЦХТ", сайт http://vcht.center/);

Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания (ФГБУ "ФЦОМОФВ", сайт фцомофв.рф).

Региональные ресурсные центры по сопровождению направленностей (далее - РРЦ) и региональные модельные центры дополнительного образования детей (далее - РМЦ) выстраивают систему сопровождения инноваций федерального проекта "Успех каждого ребенка" (Кванториум, ИТ-куб, новые места дополнительного образования и др.) по направленностям на основе актуальных для специфики направленности методологических и методических решений и технологий, но с учетом региональных особенностей (включая запрос реального сектора экономики).

РРЦ и РМЦ выполняют следующие функции: ресурсного, учебно-методического, организационного (выступать операторами муниципальных (региональных) этапов федеральных конкурсов, экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающего согласованное развитие соответствующей направленности.

Муниципальные (опорные) центры (далее - МОЦ), в свою очередь, осуществляют взаимодействие с региональными модельным и ресурсным центрами, выступают операторами их деятельности на местах. МОЦ наделены функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего муниципального образования.

При этом, на муниципальном уровне, а также в рамках многопрофильных центров дополнительного образования, модель "Диалог наук" (естественно-научная направленность) может быть реализована в формате "Экостанции" районного или муниципального уровней. При наличии в субъекте Российской Федерации профильного эколого-биологического центра (центра экологии, краеведения и туризма/станции юных натуралистов и т.д.), осуществляющего образовательную деятельность по программам естественно-научной направленности и выполняющего функции РРЦ по развитию дополнительного образования естественно-научной направленности, такой центр автоматически принимает на себя функцию региональной Экостанции и координирует деятельность аналогичных районных и муниципальных структур). Следует отметить, что термины "Экостанция" и "Станция юных натуралистов"/"Эколого-биологический центр"/"Центр экологии, краеведения и туризма" являются синонимичными и не предполагают создания отдельного подразделения или отдела "Экостанция" при отсутствии такой необходимости.

Региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи обеспечивают развитие и совершенствование системной работы по развитию таланта в каждом субъекте Российской Федерации. Одной из важных задач данных центров является проведение мониторинговых исследований, способствующих формированию образовательной политики региона в области выявления, сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи в соответствии с задачами социально-экономического, научно-технологического и промышленного развития региона, что требует высокого уровня коммуникации и сопряжения деятельности с РРЦ, РМЦ и МОЦ субъекта Российской Федерации.

Важно отметить, что для успешной скоординированной работы по управлению обновлением содержания в субъекте Российской Федерации, необходимо согласованное межуровневое и межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций (в том числе научных учреждений), в целях которого создаются и начинают функционировать межведомственный совет и муниципальные межведомственные рабочие группы по внедрению и реализации Целевой модели.

Ключевая роль в вопросах обновления содержания, методов и технологий отводится региональному модельному центру и муниципальным опорным центрам дополнительного образования детей как региональному оператору и муниципальным опорным центрам.

Современная система финансирования.

Одним из ключевых мероприятий Целевой модели является система персонифицированного финансирования. Под персонифицированным финансированием дополнительного образования детей (далее - ПФДО) понимают закрепление определенного объема денежных средств за потребителем и их последующая передача исполнителю образовательных услуг вне зависимости от его организационно-правовой формы, по выбору потребителя.

Внедрение механизмов персонифицированного учета и ПФДО обеспечивает осуществление деятельности региональных навигаторов дополнительного образования детей, способствует обновлению содержания программ и внедрение моделей доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями.

Кроме того, использование ПФДО позволяет:

расширить возможности для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования за счет предоставления им выбора дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями, независимо от их правового статуса и формы собственности;

обновить содержание дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

повысить вариативность, качество и доступность дополнительного образования для каждого ребенка, проживающего на конкретной территории субъекта Российской Федерации.

ПФДО создает условия здоровой конкуренции в области дополнительного образования детей стимулирует образовательные организации осуществлять обучения по программам, которые отвечают социальному запросу на развитие и образование со стороны родителей, экономической ситуации в конкретном субъекте. Предлагая актуальное содержания, реализуя его с использованием новых педагогических технологий, используя современные средства обучения и воспитания и ориентируясь на спрос на развитие, образовательные организации в субъектах формируют систему качественного и востребованного дополнительного образования.

Мониторинги и аналитика.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года ставит задачу обновления содержания и методов обучения на основе комплексного анализа доступности услуг в субъектах Российской Федерации, интересов и потребностей различных категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), демографической ситуации и прогнозов социально-экономического развития.

Важным организационно-управленческим механизмом являются исследования системы дополнительного образования, в том числе в форме мониторинга, систематического анализа содержания и качества дополнительных общеразвивающих программ по направленностям, научно-методической и программно-методической обеспеченности организаций, осуществляющих реализацию дополнительных общеразвивающих программ (далее - ДОП).

Рекомендуется проводить мониторинг соответствия содержания ДОП Перечню приоритетных направлений обновления содержания и технологий дополнительного образования по направленностям (физкультурно-спортивной, художественной, социально-гуманитарной, технической, естественно-научной, туристско-краеведческой), утвержденному Протоколом заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха N АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года. Анализировать прогнозные исследования, определяющие наиболее актуальные изменения и события для направленностей. Важным показателем является мониторинг удовлетворенности родителей/законных представителей обучающихся качеством образовательных программ организаций дополнительного образования.

Сетевое взаимодействие.

Организационно-управленческие механизмы предполагают формирование эффективного сетевого и межведомственного взаимодействия внутри субъекта Российской Федерации, в том числе в части формирование плана мероприятий и согласования механизмов информирования о данных мероприятиях организаций, учредителем которых являются исполнительные органы субъектов Российской Федерации. Эффективное выстраивание межведомственного взаимодействия в части взаимного использования ресурсов подведомственных структур в рамках сетевого взаимодействия может существенно помочь при дефиците материально-технических ресурсов или высокотехнологичных ресурсов при реализации высоконаучных дополнительных общеразвивающих программ. Эффективно выстроенное межведомственное взаимодействие поможет сократить количество неоправданной нагрузки на педагогов и административный персонал образовательных организаций и повысить качество образовательной деятельности.

Сетевое взаимодействие в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ, отвечающих современным требованиям, предполагает налаживание коммуникаций, поддержание устойчивых связей и отношений между всеми его участниками, формируется сеть партнеров.

Социальное партнерство.

В сфере реализации дополнительных общеразвивающих программ социально-гуманитарной направленности целесообразно социальное партнерство в рамках сотрудничества с основными субъектами, такими как: образовательные организации разного уровня, ВУЗы, компании реального сектора экономики, некоммерческие и общественные организации и благотворительные фонды. Социальное партнерство позволяет обеспечить коллаборацию разных субъектов, учитывая региональную и местную специфику для реализации совместных проектов и программ в области социально-гуманитарной направленности дополнительного образования.

РРЦ, оснащенный современным оборудованием и иными инфраструктурными ресурсами, должен стать структурой, объединяющей другие образовательные и социально-культурные учреждения в организации единого образовательного пространства, центром аккумулирования и создания единой информационно-образовательной среды, в которой существуют все участники реализуемой ДОП.

Для реализации данного механизма необходимо иметь представление о заинтересованных лицах в субъекте Российской Федерации, создавать пул партнеров, в том числе заключать соглашения о сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" (с изменениями и дополнениями)), соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между организациями дополнительного образования или иными организациями, осуществляющими реализацию ДОП.

Социальное партнерство в настоящее время - актуальная форма отношений между образовательной организацией и социальным окружением, которая формирует образовательный запрос образованию и участвует в его реализации.

Кадровые механизмы.

Кадровые механизмы обновления содержания и повышения качества ДОП как часть организационно-управленческого механизма включают в себя:

организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеразвивающих программ;

обеспечение непрерывной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов дополнительного образования, в том числе в форме образовательных стажировок, развитие наставничества;

привлечение экспертов-практиков для реализации образовательных активностей и обучения педагогов.

Достижение высоких результатов возможно при создании системы повышения квалификации сотрудников организаций дополнительного образования (в области организации учебно-воспитательного процесса, программно-методического обеспечения) и обучение педагогов образовательных организаций, советников директоров школ и студентов.

Обновление инфраструктуры.

Развитие дополнительного образования с опорой на новую инфраструктуру является одной из задач национального проекта "Образование", в том числе путем предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета, что создает условия для развития и диверсификации спектра дополнительных общеразвивающих программ, появление новых практик, ранее недоступных населению.

Так, создание инфраструктурных условий для эффективной реализации мероприятий по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей (далее - новые места) в субъектах Российской Федерации является важным условием реализации современных программ дополнительного образования детей, их обновления. Создание новых мест - это мероприятие государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", национального проекта "Образование", которое обеспечивает приобретение необходимых средств обучения и воспитания для реализации программ с учетом обновления их содержания. При этом следует учитывать приоритетные направления государственной политики в области дополнительного образования (школьные театры, школьные музеи, школьные медиацентры, школьные спортивные клубы, школьные туристические клубы).

Перечень минимально необходимых функциональных и технических требований и минимальное количество средств обучения и воспитания для оснащения новых мест (инфраструктурный лист) региональному координатору рекомендуется определять на основе примерного перечня средств обучения и воспитания, приведенного в Приложении N 3 Методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", направленных в субъекты Российской Федерации письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2023 г. N АБ-3632/06 (размещены на сайте проекта "Новые места" в разделе документы https://novmesta.fedcdo.ru/).

Региональные программы (стратегии) развития дополнительного образования.

Разработка региональных программ развития дополнительного образования позволит обеспечить преемственность государственной образовательной политики по обновлению содержания на региональном и муниципальном уровне, конкретной образовательной организации.

4.2. Научно-методические механизмы

Модельные дополнительные общеразвивающие программы.

Разработка модельных региональных дополнительных общеразвивающих программ, учитывающих современные тенденции, формы и средства обучения с особенностями региональной специфики, которые станут основой для разработки локальных образовательных программ в регионе. Приоритизация и иллюстрация направлений, форм, средств, методов и технологий должна стать ориентиром для субъектов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы.

Конкурсы и мероприятия.

Создание системы мероприятий, направленных на обновление содержания и технологий дополнительного образования детей, - важная составляющая научно-методических механизмов обеспечения достижения целей и задач Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. Сюда можно отнести систему мероприятий для обучающихся, педагогов и образовательных организаций.

При планировании работы на год образовательным организациям и их учредителям рекомендуется ориентироваться на:

Всероссийский сводный календарный план мероприятий, направленных на развитие экологического образования детей и молодежи в образовательных организациях, всероссийских и межрегиональных общественных экологических организациях и объединениях на текущий год;

Всероссийский сводный календарный план мероприятий, направленных на массовое вовлечение школьников в научно-техническое творчество на текущий учебный год и летний период;

Всероссийский сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта на текущий год;

Всероссийский сводный календарный план мероприятий, направленных на развитие туристско-краеведческой деятельности среди обучающихся образовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования на текущий учебный год и летний период;

Календарь Всероссийских мероприятий в сфере дополнительного образования детей в текущем году;

планы мероприятий федеральных центров, включая региональные (и при наличии муниципальные) этапы федеральных мероприятий и включать их в свой план работ.

Конкурсный механизм позволяет, с одной стороны, задать ориентиры и стимулировать разработку организациями новых технологий и программ, с другой стороны, выявить интересные решения, инновации, возникающие непосредственно в практике.

Профориентация.

Ориентация на профессиональные области деятельности и компетенции при открытии и разработке содержания программ. Проведение каникулярных профориентационных школ.

В связи с ведением в общеобразовательных организациях профориентационного минимума, стоит учитывать возможность реализации основного и продвинутого уровней в том числе за счет реализации программ дополнительного образования, что актуализирует возможности партнерских отношений между организациями дополнительного образования детей и средними общеобразовательными учреждениями.

Использование современных образовательных технологий.

Проектная и исследовательская деятельность, использование игровых форматов и технологий, приемов геймификации (ролевые игры, моделирование ситуаций, различного рода симуляторов и имитационных методов обучения, компьютерные сетевые стратегические игры), создание Интернет-симуляторов и тренажеров, имитирующих проблемные ситуации глобального и локального масштабов, позволяющих в игровой форме проигрывать социальные роли, строить взаимоотношения с окружающим миром, вырабатывать нормы поведения, осуществлять социальные пробы, разрабатывать прогнозы, сценарии.

Индивидуализация образовательного процесса.

Разработка и совместное с обучающимися определение образовательных целей и результатов, графика и режима занятий, инструментов диагностики прогресса и реализация индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуальных учебных планов) с возможностью индивидуальной тьюторской (менторской) поддержки, в т.ч. в Интернет-пространстве.

Организация исследований и разработок.

Это наиболее традиционный способ обновления содержания и технологий, который в современных условиях сохраняет свою значимость, но уже не является монопольным. Организация научно-методических разработок предполагает формирование полипрофессиональных команд экспертов, ученых, методистов, педагогов для разработки программ, методик и др. Данные исследования и разработки могут быть развернуты на базе институтов Российской Академии Образования, ведущих педагогических университетов, институтов развития образования с соответствующей сетью инновационных площадок.

Квалифицированная экспертиза и сертификация программ.

Организация экспертизы образовательных программ, программ развития, конкретных методических разработок (по запросу руководителями организаций, педагогов, методистов сферы дополнительного образования, родительского сообщества) с подготовкой рекомендаций, проведением консультирования. Для того чтобы он заработал, целесообразно вокруг ресурсных и модельных центров сформировать сообщество экспертов в данной сфере и создать инструменты, позволяющие использовать их потенциал для очного и дистанционного взаимодействия (консультирование, обучение, экспертиза материалов (программ, проектов) с руководителями организаций, педагогами и методистами сферы дополнительного образования, родительским сообществом.

Тиражирование эффективного опыта и создание банков лучших практик.

Создание банков лучших практик реализации дополнительных общеразвивающих программ на основе мониторинга, экспертизы, конкурсного отбора позволит сформировать конкурентную среду идей и технологий, ориентировать профессиональное сообщество на лучшие образцы и стандарты, ретранслировать и распространять модели, методические решения, технологии, демонстрирующие устойчиво позитивные результаты и эффекты. Работа по созданию и сопровождению банков лучших практик включает выявление, формализацию, описание, представление, мониторинг применения. В настоящее время разработано несколько подобных решений на федеральном уровне и в регионах (банки программ, проектов, лучших практик).

5. Заключение

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обновляют дополнительные общеразвивающие программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.