МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО
от 29 августа 2023 г. N 07-4803

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ПО СПТ

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет информацию по вопросам организации и проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (далее - образовательные организации), направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее - тестирование, СПТ) в 2023/24 учебном году.

Проведение тестирования обучающихся в образовательных организациях с учетом положений, изложенных в методических рекомендациях по применению единой методики тестирования (письмо Минпросвещения России от 6 марта 2023 г. N 07-1139-дсп) является неотъемлемым элементом воспитательной работы образовательной организации, обеспечивающей выявление обучающихся "группы риска".

В целях повышения адресности контингента обучающихся, направляемых по результатам СПТ на профилактические медицинские осмотры для раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, Департамент рекомендует следующий порядок действий и взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и образовательных организаций, осуществляющих проведение СПТ, в 2023/24 учебном году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования:

в период с 1 сентября по 1 октября 2023 г. организует проведение информационно-разъяснительной кампании с родителями (законными представителями) несовершеннолетних и мотивационной работы с обучающимися в образовательных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для повышения активности участия и снижения количества отказов от СПТ и профилактических медицинских осмотров обучающихся;

в период с 15 сентября по 15 октября 2023 г. организует проведение СПТ;

в течение 30-ти календарных дней с момента получения от образовательных организаций, проводящих СПТ, результатов СПТ осуществляет их обработку и анализ;

в период до 15 ноября 2023 г. направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья итоговый акт результатов СПТ с указанием образовательных организаций, принявших в нем участие;

в период до 15 ноября 2023 г. информирует о результатах СПТ антинаркотическую комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проводилось тестирование.

Образовательные организации:

в период с 1 сентября по 1 октября 2023 г. проводят информационно-разъяснительную кампанию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних и мотивационную работу с обучающимися в образовательных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для повышения активности участия и снижения количества отказов от СПТ и профилактических медицинских осмотров обучающихся;

в период с 15 сентября по 15 октября 2023 г. проводят СПТ;

в период до 15 декабря 2023 г. направляют в медицинскую организацию, проводящую профилактические медицинские осмотры, поименные списки обучающихся для прохождения профилактических медицинских осмотров;

в период с января по май оказывают содействие в организации профилактических медицинских осмотров обучающихся;

по результатам проведения СПТ разрабатывают мероприятия по оказанию психолого-педагогической помощи и коррекционному сопровождению обучающихся, попавших в "группу риска".

Организация и проведение СПТ и профилактических медицинских осмотров обучающихся регламентируются следующими нормативными правовыми актами:

приказом Минпросвещения России от 20 февраля 2020 г. N 59 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях" (далее - Порядок проведения СПТ);

приказом Минздрава России от 6 октября 2014 г. N 581н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ".

Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 2 Порядка проведения СПТ тестирование проводится в отношении обучающихся, достигших возраста тринадцати лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации.

Руководитель образовательной организации обеспечивает хранение с соблюдением условий, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним, до момента отчисления обучающихся из образовательной организации полученных информированных согласий родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, и информированных согласий обучающихся старше возраста пятнадцати лет.

Проведение СПТ обучающихся, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы, носит рекомендательный характер. Порядок проведения СПТ обучающихся вышеуказанных категорий рекомендуется регламентировать локальными нормативными актами.

В целях повышения эффективности организации информационно-разъяснительной кампании с родителями (законными представителями) обучающихся и мотивационной работы с обучающимися в образовательных организациях в рамках проведения СПТ Департамент направляет методические рекомендации "Деятельность образовательных организаций по профилактике употребления психоактивных веществ среди обучающихся и формированию культуры здорового образа жизни" для учета в работе образовательных организаций субъекта Российской Федерации.

Директор департамента
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЮ
КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте является стратегической целью государственной антинаркотической политики <1>. Такая цель достижима в том случае, если усилия специалистов образовательных организаций будут сконцентрированы на первичной профилактике, на создании условий для формирования стойкого мотивированного неприятия употребления наркотиков в базовой системе ценностей обучающихся.

--------------------------------

<1> Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года".

Профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одним из направлений реализации государственной антинаркотической политики. В образовательной среде профилактика употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) тесно связана с организацией процесса воспитания обучающихся.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определена необходимость разработки рабочей программы воспитания образовательной организации. Соответствующие положения закреплены в государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС) в соответствии с уровнем образования.

При планировании системной воспитательной работы рекомендовано исходить из положений федеральных рабочих программ воспитания, которые включены в федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования <2> и рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерных программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы <3> (далее - рабочие программы воспитания).

--------------------------------

<2> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования".

<3> Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/spo/programma-vospitaniya/.

Рабочая программа воспитания образовательной организации направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, в соответствии с целевыми ориентирами воспитания, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива, и реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.

Таким образом, профилактическая деятельность в целях предотвращения вовлечения обучающихся в употребление ПАВ, с необходимостью включается в содержание рабочей программы воспитания образовательной организации.

Содержание рабочей программы воспитания образовательной организации в части организации профилактической работы, направленной на физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, должно обеспечивать формирование представлений о современных угрозах для жизни и здоровья людей, оказывать содействие формированию у обучающихся убежденности в необходимости выбора здорового образа жизни, о вреде употребления алкоголя и табакокурения и т.д.

Организационно-методическим и регламентирующим актом, определяющим цели, задачи и принципы профилактики ПАВ в образовательной организации, является Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года <4> (далее - Концепция профилактики ПАВ).

--------------------------------

<4> Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года (утв. 15 июня 2021 г. статс-секретарем - заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.А. Корнеевым).

Концепция профилактики ПАВ определяет первичную профилактику приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде. Ее основная цель - формирование у обучающихся отношения нетерпимости к незаконному обороту и потреблению ПАВ, стремления к сохранению и укреплению собственного здоровья, приверженности законопослушному поведению.

Помимо непосредственного психолого-педагогического воздействия на обучающихся с целью формирования у них модели поведения, свойств и качеств личности, свободной от употребления ПАВ, профилактическую деятельность образовательной организации целесообразно направлять на создание благоприятных условий для эффективной социализации и социально-психологической адаптации обучающихся.

Настоящие методические рекомендации разработаны для руководителей, педагогических работников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности, направленной на профилактику употребления наркотических средств, психотропных и иных психоактивных веществ среди обучающихся.

В методических рекомендациях обозначены особенности ведения профилактической работы в целях мотивации обучающихся к соблюдению принципов здорового образа жизни, в том числе мотивации обучающихся к участию в социально-психологическом тестировании, направленном на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также аспекты проведения информационно-разъяснительной работы с родителями (законными представителями) в целях предупреждения их отказов от участия обучающихся в указанном тестировании; определены ресурсы образовательной среды, которые рекомендуется использовать при ведении такой работы.

1. Организация деятельности образовательных
организаций по профилактике употребления психоактивных
веществ и формированию культуры здорового образа жизни

Возможности образовательной организации в профилактике употребления ПАВ во многом превосходят другие социальные институты, включая возможности профилактики в семье. Система образования имеет профессиональный, организационный ресурс, а сфера ее социального влияния позволяет обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего несовершеннолетних и молодежь, а следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.

При этом важно, чтобы каждый педагогический работник образовательной организации имел сформированную компетентную психолого-педагогическую позицию, а образовательная организация представляла собой пространство, имеющее собственное профилактирующее содержание, где педагогический коллектив способен к гибкому изменению образовательной среды, к выстраиванию взаимодействия с разными партнерами, исходя из специфики социокультурной ситуации конкретной образовательной организации. Понимание этого является ключевым аспектом системы профилактики употребления ПАВ в образовательной среде.

Свое профилактическое воздействие и воспитательный потенциал может иметь каждая ситуация, в которую вовлечен обучающийся. Для полной реализации воспитательного потенциала образовательной среды, в том числе в части профилактики употребления ПАВ, необходимо создание такого пространства и системы взаимоотношений, в которых обучающиеся имеют возможность постоянно быть вовлеченными в просоциальный эмоционально-позитивный контакт как друг с другом, так и со взрослыми. Это достижимо при организации сообразной деятельности всего педагогического коллектива по созданию в образовательной организации среды принятия, дружелюбия и взаимоуважения.

Также реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды может предусматривать:

- вовлечение обучающихся в реализацию социальных проектов, программ профилактической направленности в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями (законными представителями), социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения и т.п.);

- организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;

- профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению - познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, иной просоциальной деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.);

- разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с обучающимися "групп риска" формирования аддикции, так и с их окружением;

- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся "групп риска" вовлечения в наркопотребление силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов и т.д.);

Согласно Концепции профилактики ПАВ, в деятельности по превенции формирования аддиктивного поведения среди обучающихся используются различные технологии: социальные, педагогические, психологические.

1. Социальные технологии профилактики направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся образовательных организаций, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей употребление ПАВ.

2. Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

3. Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в употребление ПАВ.

К психологическим технологиям, согласно Концепции профилактики ПАВ, относятся следующие направления воздействия:

- развитие психологических ресурсов личности обучающихся, препятствующих формированию зависимости от ПАВ;

- формирование психологических и социальных навыков, способствующих формированию системы ценностей и убеждений, обеспечивающей сознательный отказ от употребления ПАВ;

- создание благоприятного доверительного климата и условий для успешной социализации в ученическом коллективе;

- реализация мероприятий, направленных на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, включающих в себя социально-психологическое тестирование обучающихся образовательных организаций (далее - СПТ, тестирование).

Необходимость проведения СПТ в образовательных организациях определена федеральным законодательством и нормативными актами субъектов Российской Федерации. СПТ относится к мероприятиям раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ <5>. Проведение тестирования относится к компетенции образовательной организации <6>.

--------------------------------

<5> В соответствии со статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 года.

<6> В соответствии с пунктом 15.1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Министерством просвещения Российской Федерации определен Порядок проведения тестирования в общеобразовательных и профессиональных и образовательных организациях <7> (далее - Порядок СПТ).

--------------------------------

<7> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. N 59 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях".

В соответствии с Порядком СПТ тестирование проводится в отношении обучающихся, достигших возраста 13 лет, начиная с 7-го класса обучения в общеобразовательной организации (пункт 2 Порядка СПТ). Это означает необходимость соблюдения обоих условий для участия в тестировании.

Ключевыми принципами проведения тестирования являются конфиденциальность и добровольность.

Конфиденциальность: руководитель образовательной организации обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении его результатов.

Добровольность: тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из их родителей (законных представителей). Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их собственных информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее - информированное согласие).

Тестирование является диагностическим инструментом для построения адресной профилактической работы в образовательной организации. Результаты тестирования позволяют определить ее направленность и содержание, оказывать обучающимся своевременную психолого-педагогическую помощь, эффективней организовать психолого-педагогическое сопровождение отдельных групп обучающихся. Анализ данных по каждому исследуемому показателю методики тестирования позволяет определить особенности выраженности факторов риска, демонстрирует проблемные блоки, которые нуждаются в особом внимании специалистов, а также обозначает зоны "ресурса", то есть сильные стороны, за счет которых можно повысить эффективность воспитательной, профилактической, психолого-педагогической работы с целевой аудиторией.

Таким образом, результаты тестирования с необходимостью используются при ведении профилактической работы, поэтому большое значение имеет повышение охвата обучающихся мероприятиями СПТ, формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей) позитивного отношения к тестированию и участию в нем.

Для успешной реализации мероприятий по профилактике и раннему выявлению незаконного потребления ПАВ необходимо позитивное отношение к ним самих обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогов.

Так как тестирование является частью системы мероприятий, направленных на профилактику раннего вовлечения в употребление обучающимися ПАВ, позитивное отношение к участию в тестировании целесообразно связать в том числе и с мотивацией обучающихся к здоровому образу жизни. В свою очередь, мотивация обучающихся к соблюдению и принятию правил здорового образа жизни является частью воспитательной деятельности образовательной организации и включается в рабочую программу воспитания. Поэтому работа по формированию позитивного отношения к тестированию не обязательно должна выделяться из общего ряда и являться в восприятии обучающихся отдельными мероприятиями.

Для повышения степени доверия к мероприятиям по профилактике и раннему выявлению незаконного потребления ПАВ, а также в целях расширения охвата обучающихся мероприятиями СПТ предусмотрено проведение информационно-разъяснительной работы с родителями (законными представителями) и мотивационной работы с обучающимися.

Мотивационная работа - центральное звено в организации тестирования. От успешности ее проведения зависит весь ход организации профилактических мероприятий. Анализ отказов от тестирования это подтверждает. Родители (законные представители) и дети высказывали опасения, которые были определены незнанием процедуры участия в тестировании, боязнью стигматизации по результатам, непонимание смысла участия в тестировании. Эффективность мотивационных мероприятий будет высокой при условии, что педагоги, субъекты мотивационной кампании, сами транслируют ценности участия в СПТ.

Цель информационно-разъяснительной и мотивационной кампании - формирование позитивного отношения к мероприятиям СПТ у всех участников образовательных отношений (администрации, педагогов, обучающихся, родителей/законных представителей).

Среди преимуществ организации тестирования для всех участников образовательных отношений следует выделить следующие:

- для администрации образовательной организации - инструментарий, способствующий повышению адресности профилактической деятельности;

- для специалистов - основание для корректировки и построения системной профилактической работы;

- для родителей - способ объективизации происходящего с подростками, привлечение внимания к ребенку;

- для обучающихся - мотивация на самопознание/самоисследование и саморазвитие.

Мотивационная работа с обучающимися и информационно-разъяснительная работа с родителями (законными представителями) представляет особо важную задачу, так как без позитивного отношения к мероприятиям СПТ весь ход организации профилактической работы образовательной организации может быть нарушен, начиная с получения отказов от тестирования, а в перспективе определяя общий уровень доверия к деятельности образовательной организации.

Опыт проведения СПТ свидетельствует о том, что высокие показатели охвата обучающихся профилактическими мероприятиями достигают образовательные организации, в которых при проведении информационно-мотивационной работы используются принципы "командной работы":

- весь педагогический коллектив слаженно работает на достижение результата;

- родительские собрания проводятся классными руководителями или при их участии;

- в мотивационных занятиях для обучающихся, проводимых педагогами-психологами или социальными педагогами, участвуют активисты ученического самоуправления.

Необходимо подчеркнуть, что мотивация строится на личностно-профессиональном отношении педагогов к тому процессу, в который они предлагают включиться обучающимся и их родителям (законным представителям). Если педагогический коллектив не верит в эффективность проводимых профилактических мероприятий или настроен по отношению к ним негативно или безразлично, то усилия, направленные на расширение охвата обучающихся СПТ, не будут иметь успеха. Если педагог выходит к детям и их родителям без веры и понимания того, о чем ему предстоит говорить, то весьма вероятно, что эффект от его выступления, даже при идеальной реализации технологической стороны процесса, будет крайне низким.

Таким образом, проведение мероприятий СПТ в образовательной организации должно начинаться с проведения обучающих мероприятий для педагогических работников. Ключевую роль при этом стоит отвести региональным операторам - организациям, осуществляющим экспертно-методическое и организационное сопровождение проведения тестирования в субъекте Российской Федерации.

Стоит отметить, что важным аспектом в формировании мотивации следовать принципам сохранения и укрепления здоровья является организация соответствующей работы с педагогическим коллективом образовательной организации. Приверженность самих педагогов идеям здорового образа жизни действительно не только способствует успешности применения воспитательных технологий за счет высокого уровня социальной активности и использования личного примера, но и повышает авторитет педагога в глазах обучающихся.

В рамках начала проведения информационно-мотивационной кампании в целях участия обучающихся в тестировании образовательным организациям рекомендуется размещение информационного сообщения на официальных ресурсах образовательной организации и через дополнительные каналы информирования об общенациональном масштабе кампании тестирования и значимости его прохождения.

Пример сообщения на официальных ресурсах образовательной организации:

"Ежегодно проводится всероссийское тестирование социально значимых характеристик личности современных школьников и студентов. Тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования.

Результаты тестирования позволяют определять, как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения. Анализ результатов тестирования поможет организовать профилактические мероприятия для обеспечения психологического благополучия личности обучающихся, оказать им своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку".

Типовые обращения и речевые модули, рекомендуемые при проведении информационно-мотивационной кампании по организации тестирования для обучающихся и их родителей (законных представителей) будут представлены далее.

Важным информационным ресурсом при организации информационно-мотивационной кампании СПТ, оказывающим методическую поддержку педагогическим работникам, а также разъясняющим ключевые вопросы организации СПТ для участников тестирования и их родителей (законных представителей), является общероссийская горячая линия по вопросам проведения СПТ ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" (далее соответственно - Горячая линия, Центр).

При обращении на Горячую линию специалисты органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования, педагогические работники, родительская общественность и сами обучающиеся могут получить консультацию по различным вопросам, связанным с организацией и проведением тестирования. Консультации проводятся в режиме онлайн на главной странице официального сайта Центра, расположенной по адресу: https://fcprc.ru/hotline1. Обратившийся заполняет форму запроса информации, которая направляется на электронную почту ответственного специалиста Центра. Специализированный раздел Горячей линии "Часто задаваемые вопросы", расположенный по адресу: https://fcprc.ru/sptfaq, содержит ответы на ключевые вопросы по проведению и участию в СПТ для всех участников образовательных отношений.

Вместе с тем, стоит понимать, что не менее значимым компонентом формирования ценностей здоровьесбережения является включенность семьи, ближайшего окружения в формирование общего мотивационного климата, в том числе в образовательной организации. Родители (законные представители) - активные и равноправные участники образовательных отношений, которым не следует обесценивать вовлеченность и мотивированность обучающихся, а наоборот поддерживать их стремления. Взаимное уважение всех участников образовательных отношений является ключевым принципом деятельности образовательных организаций по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся и формированию культуры здорового образа жизни.

Таким образом, правильное и грамотное использование ресурсов, способствующих повышению эффективности профилактической работы и улучшению социально-психологического климата в ученическом коллективе, имеет огромное значение. Поэтому психологическая диагностика, изучение микросоциального окружения, социальных условий жизни обучающихся - непременное условие эффективной организации воспитательной и профилактической деятельности в образовательной организации.

2. Особенности организации профилактической работы
и мотивации обучающихся к соблюдению принципов здорового
образа жизни

Мотивация обучающихся к соблюдению и принятию правил здорового образа жизни является частью системной воспитательной деятельности образовательной организации. Мероприятия, формирующие принятие ценностей здорового образа жизни, с необходимостью включаются в рабочую программу воспитания, реализуются в единстве учебной и воспитательной деятельности, осуществляемой образовательной организацией.

Работа с обучающимися

Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с уровнем образования обозначены во ФГОС <8>. На основании этих требований в федеральных рабочих программах воспитания представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся. Целевые ориентиры результатов воспитания в целях физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия соотносятся с уровнем общего образования обучающихся и несут в себе поступательное развитие, переходя от уровня формирования социально значимых навыков в начальной школе, через развитие социально значимых отношений на уровне основного общего образования к приобретению опыта социально значимых дел в старшей школе. Так, например:

--------------------------------

<8> Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 N 286); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413).

- начальное общее образование - бережное отношение к физическому здоровью, соблюдение основных правил здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; овладение основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; ориентация на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физической культурой и спортом (уровень формирования социально значимых навыков);

- основное общее образование - понимание ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении здоровья; неприятие курения, употребления алкоголя, наркотиков, понимание их последствий для здоровья; способность адаптироваться к меняющимся условиям и стрессовым ситуациям (уровень развития социально значимых отношений) (таблица 1);

- среднее общее образование - понимание и выражение в практической деятельности ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья; проявление сознательного и обоснованного неприятия курения, употребления алкоголя, наркотиков, деструктивного поведения в обществе; сознательное управление своим эмоциональным состоянием, развитие способности адаптироваться к стрессовым ситуациям, к меняющимся условиям (уровень приобретения опыта социально значимых дел) (таблица 1).

Таблица 1 - Целевые ориентиры результатов воспитания, обозначенные федеральными рабочими программами воспитания основного общего образования и среднего общего образования

Целевые ориентиры результатов воспитания в целях формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
на уровне основного общего образования
на уровне среднего общего образования
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность)
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность)
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).

Мотивация обучающихся к соблюдению принципов здорового образа жизни и выработка соответствующих ей механизмов поддержки требует глубокого понимания существа системы мотивации обучающихся как личностной характеристики.

Мотив (лат. moveo - "двигаю") <9> - материальный или идеальный "предмет", представляющий окончательную ценность для субъекта, который побуждает и направляет его деятельность. При этом источником человеческой мотивации служат его потребности. Нередко деятельность имеет сразу несколько мотивов (т.е. является полимотивированной), и может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Но окончательное решение "что и как делать?" принимается субъектом осознанно на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентаций).

--------------------------------

<9> Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 4-е издание, расширенное. - Москва: Издательство АСТ, 2009. - 811 с. - (Большая психологическая энциклопедия).

При формировании мотивации к здоровому образу жизни обучающихся необходимо вызывать у обучающегося положительные переживания, связанные со здоровым образом жизни. Чем интенсивнее, ярче и вдохновеннее окажется для обучающегося положительное переживание, тем сильнее будет мотивация к поддержанию такого образа жизни. Таким образом, необходимо создание в школе доброжелательного климата, при котором все участники образовательных отношений чувствовали бы поддержку со стороны друг друга. Акцент делается на позитивном опыте, который участники образовательных отношений могут получить в межличностном и учебном взаимодействии в школе. Принятие, уважение и межличностная успешность обеспечивают позитивное восприятие школы и себя в ней, что оказывает позитивное влияние на формирование здорового образа жизни.

Общественное поощрение в целом и признание индивидуальных достижений одноклассников/одногруппников самими обучающимися - важная часть формирования мотивационного климата образовательной организации. Например, организация поощрения обучающимися коллективно избранного обучающегося, внесшего наибольший личный вклад в продвижение идей здоровьесбережения и укрепления здоровья. Причем это могут быть не только спортивные достижения, обучающийся может вносить личный вклад в планирование и проведение мероприятий по профилактике. Практика поощрения одноклассника/одногруппника его товарищами может при разумном использовании иметь высокий профилактический и мотивационный потенциал.

Если рассматривать вышеуказанные положения относительно участия обучающихся в тестировании, то оно для обучающегося должно быть позитивным, интересным опытом познания себя, причиной задуматься о себе, участие в СПТ должно дать обучающемуся пищу для размышлений. При работе с отдельными обучающимися, демонстрирующими сопротивление участию в СПТ, недопустимо прибегать к принуждению, дискриминации и каким-либо еще негативным подкреплениям. Необходимо понимание активных потребностей обучающегося, исходя из которых тот отказывается участвовать в СПТ, и попробовать выяснить, возможно ли удовлетворение этих потребностей через СПТ. Наказание за неучастие в СПТ недопустимо, поощрение участия в СПТ - приветствуется.

Соотнесение технологий профилактики с потребностями возраста, удовлетворению которых они способствуют, будет рассмотрено далее, при определении ресурсов при мотивации обучающихся к здоровому образу жизни.

Ресурсы при мотивации обучающихся к здоровому образу жизни

Установка на следование принципам здорового образа жизни - результат глубокой внутренней работы субъекта, поэтому мотивация обучающихся к здоровому образу жизни должна ориентироваться на потребности подросткового возраста, способствовать их удовлетворению. Среди основных потребностей подросткового и юношеского возраста следует выделить: потребность в межличностном общении, в принятии и принадлежности, потребность в достижении, в познании, потребность в самоактуализации - полном раскрытии своего личностного и творческого потенциала. При этом деятельность с обучающимися будет эффективней, если потребности возраста удовлетворяются в нормативной группе здоровых личностей. Чем больше потребностей подросткового возраста будут подпитывать профилактические меры и мероприятия, тем вероятнее их результатом будет формирование мотивации к здоровому образу жизни.

В практике образовательных организаций субъектов Российской Федерации при реализации мероприятий в рамках комплексной профилактической работы используются различные технологии (педагогические, социальные, психологические), мотивирующие их к здоровому образу жизни. Данные технологии можно соотнести с потребностями возраста, удовлетворению которых они способствуют.

Удовлетворению потребности в признании и в достижении будет способствовать организация работы спортивных клубов, проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Участие в мероприятиях в рамках реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - ГТО) также соответствует вышеуказанным целям, и вместе с тем дополнительно вознаграждает детей и подростков за поддержание собственного здоровья на высоком уровне. Кроме этого, выполнение нормативов испытаний ГТО - один из наиболее заметных механизмов поддержки обучающихся, мотивирующих их к здоровому образу жизни, так как в Российской Федерации ведется учет знаков отличия ГТО как индивидуальных достижений при поступлении по программам бакалавриата и специалитета в профессиональные образовательные организации на базе высшего образования, что в значительной мере способствует повышению престижа здорового образа жизни <10>.

--------------------------------

<10> Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 г. N 1076).

Потребностям подросткового и юношеского возраста в признании, принадлежности и самоактуализации соответствует организация волонтерской (добровольческой) деятельности среди обучающихся, проведение региональных конкурсов волонтерских (добровольческих) объединений. Формирование профессиональной культуры в ходе учебно-трудовой и трудовой деятельности волонтера (добровольца) положительным образом сказывается на успешности профилактической деятельности образовательной организации. Опыт организации волонтерской деятельности среди обучающихся в субъектах Российской Федерации показывает распространение множества направлений, в которых могут быть организованы волонтерские объединения. Несмотря на то, что для целей профилактики употребления ПАВ среди детей, подростков и молодежи наиболее релевантна организация волонтерских объединений соответствующей направленности, любая организация волонтерских объединений будет оказывать положительное воздействие на формирование здоровой, социально ответственной и жизнеспособной личности.

Ниже приведены некоторые из направлений, в рамках которых организованы волонтерские объединения обучающихся в субъектах Российской Федерации:

- пропаганда здорового образа жизни, профилактика употребления ПАВ в молодежной среде,

- организация спортивных мероприятий для населения во дворах, площадках, сопровождение массовых спортивных событий,

- помощь в чрезвычайных ситуациях, людям, вынужденным переселенцам, вернувшимся из мест боевых действий,

- благоустройство территории города, развитие городской среды, туризм,

- помощь пожилым людям, маломобильным категориям граждан,

- помощь ветеранам, проведение памятных мероприятий,

- сохранение исторической памяти, поисковые отряды,

- просветительское, образовательное,

- экологическое, природоохранное,

- отряды "юных журналистов",

- розыск пропавших людей,

- зоозащита и иное.

Потребность в принадлежности, благодаря созданию целостного образа будущего, выстраивающего перспективу личностного и профессионального развития, могут удовлетворять специальные региональные проекты, поддерживаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающие различные формы профилактических мероприятий. Данные проекты со всех сторон охватывают разные потребности подросткового и юношеского возраста, способствуя формированию позитивной эгоидентичности и здоровьесберегающего поведения.

Способствует удовлетворению потребности в признании также и признание достижений, распространение работ победителей конкурсов творческих работ, посвященных здоровому образу жизни и ценностям здоровьесбережения - конкурсов рисунков, плакатов, брошюр, видеороликов, социальных инициатив, творческих выступлений и пр. Примером такой деятельности может быть участие во Всероссийском конкурсе социальной рекламы в области формирования культуры здорового образа жизни обучающихся "Стиль жизни - здоровье!", учредителем которого выступает Минпросвещения России.

Сама творческая деятельность, реализуемая в процессе подготовки работы на конкурс, может также способствовать удовлетворению потребности в самоактуализации.

Потребности подростков в познании, в общении соответствует проведение тематических занятий, практикумов, тренингов, интерактивных семинаров, видеоуроков, в ходе которых формируются навыки ответственного поведения, мотивация следовать принципам здорового образа жизни. Помимо передачи и обмена знаниями, данная деятельность формирует чувство принадлежности, востребованности, укрепляет позитивную самооценку обучающихся посредством вовлечения подростков в активную просоциальную деятельность, развивает субъектную позицию обучающихся.

Удовлетворению потребностей в познании, достижении и принадлежности будет способствовать разработка и реализация дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности, сопряженных с усвоением ценностей здоровьесбережения. Повышение академической успеваемости, включение в тематические занятия элементов профориентационной работы, решение учебно-тренировочных задач формирует культуру достижений, что также мотивирует обучающихся на работу над собой.

Также удовлетворению потребности в познании, самоисследовании в полной мере соответствует участие обучающихся в тестировании.

Мотивирование обучающихся для участия в тестировании - важный этап организации мероприятий СПТ. Перед прохождением тестирования рекомендуется провести мотивирующие встречи с обучающимися. Данный этап не следует игнорировать, так как от внутренней мотивации обучающихся и отсутствия у них негативных стереотипов, тестовой тревожности зависит искренность ответов. Мотивирующая беседа существенно снижает искажение информации, позволяет получить максимально объективную информацию.

Основная задача первого этапа мотивирования обучающихся для проведения тестирования - обеспечение соблюдения их интересов. Согласно данной задаче, психолог, педагог-психолог или иной организатор процедуры тестирования обязан проявлять тактичность, обеспечивать условия, в которых невозможна психологическая травма, демонстрировать безусловное уважение к личности обучающегося.

Обучающихся информируют о целях проводимого тестирования, объеме и характере информации, которая может быть сообщена заинтересованным в ней лицам и специалистам в образовательной организации. Обеспечивается сознательное участие обучающегося в процедуре тестирования для минимизации его осознанного негативного отношения. Важное значение имеет формулировка мотивирующего обращения к обучающимся.

Для реализации обозначенных задач предлагается шаблон мотивирующей беседы для разных ситуаций.

Для обучающихся общеобразовательных организаций:

"Уважаемые ребята!

Ежегодно проводится всероссийское тестирование социально значимых характеристик личности современных школьников и студентов. Возможно, многие из вас уже принимали в нем участие.

Тестирование предназначено для определения сильных сторон вашей личности, особенностей вашей реакции на различные жизненные обстоятельства и выбора поведения в них. Тест позволит определить степень вашей психологической устойчивости, поможет разобраться в себе, узнать о себе больше.

Сегодня у вас будет возможность принять участие в таком тестировании. С вашей стороны важно желание пройти тест и искренне ответить на его вопросы.

Психологические опросники не предполагают правильного (хорошего) ответа или неправильного (нехорошего). Любой ответ, который, на ваш взгляд, является верным, отражает вашу точку зрения, - является самым правильным.

Если есть вопросы, задайте их до начала проведения тестирования".

Для обучающихся профессиональных образовательных организаций:

"Уважаемые студенты!

Ежегодно проводится всероссийское тестирование социально значимых характеристик личности современных школьников и студентов. Многие из вас уже принимали в нем участие.

Тестирование предназначено для определения сильных сторон вашей личности, особенностей вашей реакции на различные жизненные обстоятельства и выбора поведения в них. Тест позволит определить степень вашей психологической устойчивости, поможет разобраться в себе, узнать о себе больше.

Сегодня у вас будет возможность принять участие в таком тестировании. С вашей стороны важно желание пройти тест и искренно ответить на его вопросы.

Психологические опросники не предполагают правильного (хорошего) ответа или неправильного (нехорошего). Любой ответ, который, на ваш взгляд, является верным, отражает вашу точку зрения, - является самым правильным.

Если есть вопросы, задайте их до начала проведения тестирования".

В случае не первого года участия обучающегося, в тестировании следует добавить аргументацию, поясняющую данную ситуацию (о ежегодно повторяющихся вопросах теста), акцентируя внимание на возможности самоисследования, самоанализа своих ответов, динамики их изменений, формулировании внутреннего ответа на вопросы в случае изменений мнения и/или реакции на вопросы единой методики. Пример обращения к обучающимся в случае повторного участия:

"Ранее вы уже проходили подобную диагностику, но за прошедший период вы изменились, получив новые знания и опыт. Вновь ответив на предложенные вопросы, вы получаете возможность оценить эти изменения, осознать их и скорректировать собственную траекторию развития".

Обращение внимания обучающихся на участие в тестировании как самоисследовании также целесообразно и для вновь участвующих.

Работа с родителями (законными представителями)

При взаимодействии с родителями (законными представителями) наиболее распространенной формой работы являются родительские собрания - классные и общешкольные. В педагогической практике следует использовать потенциал родительских собраний и уделять значительное внимание достижениям обучающихся, причем не только в учебной деятельности, от критики неуспешных школьников стоит воздержаться. Публичная критика, как правило, не только не достигает положительного результата, но и может усугубить ситуацию. Родители (законные представители) неуспешных обучающихся, и так в целом избегающие общения и встреч с педагогами, могут утратить последнюю мотивацию посещать собрания, где публично делают замечания их семьям. В связи с этим наиболее эффективной стратегией будет формирование педагогического альянса. Это достижимо при ориентации педагога на следующие задачи в работе с родителями (законными представителями):

- формирование у родителей (законных представителей) субъектной позиции, привлечение родителей (законных представителей) к преднамеренной активности в процессах воспитания, поощрение их инициативности и интереса;

- формирование у родителей (законных представителей) уверенности в возможности получения помощи по вопросам обучения, воспитания и развития в овладении психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и нравственном развитии младшего школьника;

- формирование у родителей (законных представителей) ощущения сопричастности к воспитательному процессу, проводимому в школе;

- выработка у родителей (законных представителей) умения анализировать ошибки в семейном воспитании детей и своего собственного поведения;

- направленность поведения педагога на осознание родителями (законными представителями) причин того или иного поведения их детей и понимание дальнейших перспектив развития, т.е. достижение рефлексивности.

Если обратиться к проведению информационно-мотивационной кампании среди родителей (законных представителей) в период проведения СПТ, следует выделить некоторые особенности.

На основе накопленного опыта педагогических и психологических исследований, а также регионального опыта проведения СПТ можно выделить несколько практических советов при ведении информационно-мотивационной работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся:

1. Высокая эффективность установления контакта между педагогическим коллективом и родительской общественностью достижима в случае вызова положительных переживаний. Использование эмоционально-негативных способов мотивации, элементов запугивания, провокационной риторики недопустимо, нередко дает обратный результат и однозначно не способствует формированию педагогического альянса.

2. Не следует делать смысловой акцент на антинаркотической направленности тестирования; СПТ является психодиагностическим инструментом профилактики социально-негативных явлений, а также внесет в себе знания не только о вероятных рисках, но и ресурсах личности обучающегося.

3. Всем участникам взаимодействия нужно разъяснять, что стоящие перед образовательной организацией задачи можно решить лишь совместными усилиями, и что без заинтересованности и вовлеченности родителей в процесс обучения ни один педагог не сумеет достигнуть результатов в обучении и воспитании обучающихся.

4. Целесообразно организовывать родительские собрания не исключительно ради информирования об СПТ и сбора информированных согласий на участие в тестировании, но и информировать о мерах и мероприятиях по поддержке здорового образа жизни обучающихся - например, сообщить о предстоящих культурно-спортивных мероприятиях, о существующих факультативах, кружках, спортивных секциях, командах КВН, об организации внутренних концертных программ и коллективных походов на природу, в театры или музеи, и т.д.

5. Должно уделяться время вопросам и ответам на вопросы об СПТ, ответы должны быть исчерпывающими и объективными.

Целесообразно включить в информационно-разъяснительную работу с родителями (законными представителями) аргументированные позиции о том, что участие в СПТ может помочь развитию рефлексивности как обучающихся, так и самих родителей (законных представителей), апеллируя к реализации посредством мероприятий СПТ следующих функций:

- Развивающая: благодаря участию обучающегося в СПТ совершенствуются его умения анализировать и адекватно воспринимать себя, понимать причины своего поведения; понимать свои качества и свойства личности;

- Познавательная: благодаря участию обучающегося в СПТ улучшится понимание свойств личности ребенка, обогащается восприятие и мышление родителя (законного представителя);

- Организационная: постановка воспитательных задач относительно обучающегося облегчается как для педагога, так и для родителя.

Необходимо донести до родителей мысль, что по завершении СПТ они могут в любой момент ознакомиться с результатами тестирования несовершеннолетнего обучающегося, проконсультироваться с педагогом-психологом образовательной организации или муниципального/регионального учреждения, ответственного за работу по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся образовательных организаций в субъекте Российской Федерации.

В процессе беседы целесообразно предупредить появление (либо снять, если уже наблюдается) негативной установки родителей на проведение тестирования, связанной с проявлением страхов стигматизации и санкций по отношению к ребенку и семье. В ходе работы с родителями акцентировать, что тестирование предназначено для организации профилактической работы в образовательных организациях и для индивидуальной работы с обучающимися педагогов-психологов, социальных педагогов.

В качестве типового варианта можно предложить следующее содержание беседы.

"Уважаемые родители!

В образовательных организациях Российской Федерации ежегодно проводится масштабное тестирование социально значимых характеристик личности современных детей и подростков. Тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования.

Тестирование позволяет определить у обучающихся образовательных организаций наиболее сильные и ресурсные стороны личности, специфические поведенческие реакции в стрессовой ситуации, различные формы рискованного поведения. Анализ результатов поможет организовать индивидуальные профилактические и коррекционные мероприятия для обеспечения психологического благополучия личности обучающихся, оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

Методика тестирования включает перечень вопросов на понятном для понимания обучающихся языке. Длительность проведения учитывает возрастные особенности участников тестирования и не превышает продолжительности одного урока. Задача обучающегося - внимательно прочитать вопрос и выбрать вариант ответа. Правильных или неправильных ответов на вопросы не существует. Количественный подсчет осуществляется автоматически, что обеспечивает точность оценки.

Согласие на участие ребенка в тестировании - это возможность вам удерживать в поле своего внимания вопросы рисков и безопасного образа жизни детей и подростков.

Вы как законные представители своих детей имеете возможность задать любые вопросы, связанные с процедурой тестирования. По окончании проведения тестирования и обработки ответов вы сможете обратиться за результатами к организаторам (психологу, педагогу-психологу образовательной организации) и получить соответствующие рекомендации".

Родителей наиболее часто волнует вопрос о конфиденциальности получаемой психологической информации. В этой ситуации стоит еще раз рассказать о том, как происходит процедура тестирования, где хранятся данные, как и кто их обрабатывает, каким образом родители смогут ознакомиться с результатами, какие личные преимущества смогут получить родители (законные представители) и обучающийся после прохождения тестирования.

В целом при ведении работы с родителями, мотивирующей на приверженность обучающихся принципам здоровьесбережения, и способствующей формированию культуры здорового образа жизни, педагогическими работниками допустимо использовать речевые модули, изложенные ниже. Употребление какого-либо из них - вариативно и должно соответствовать конкретной ситуации, в которой находятся участники образовательных отношений.

Для формирования у родителей (законных представителей) субъектной позиции:

"Мы можем повлиять на то, какими вырастут наши дети";

"В ваших силах привить ребенку привычку быть здоровым";

"Ваши действия и вклад в воспитание ребенка не только оказывают положительное влияние на него, но и могут вдохновить других родителей";

"У вас есть все, что нужно, чтобы ваш ребенок вырос счастливым";

"Ваша уверенность в необходимости вести здоровый образ жизни - это уверенность ребенка в ваших словах";

"Ваш интерес к здоровью ребенка - это продленная на десятилетия его жизнь в будущем";

"Здоровье ваших детей - это еще и здоровье детей ваших детей, и детей их детей";

"Мне приятно видеть вашу заинтересованность в школьных делах вашего ребенка. Я предлагаю обсудить наши дальнейшие совместные действия" (в ответ на высказанную претензию);

"Я надеюсь, что мы сейчас сможем найти общую стратегию, которая поможет нам в воспитании вашего ребенка" (в ответ на высказанную претензию).

Для формирования у родителей (законных представителей) уверенности в возможности получения помощи по вопросам обучения, воспитания и развития:

"Вы всегда можете обратиться ко мне за помощью. Я обязательно помогу вам по мере своих сил";

"В нашем городе/районе/регионе есть Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, обратиться туда - это смело и ответственно";

"Если вы с ребенком будете обращаться за помощью к специалистам, постарайтесь просто быть рядом со своим ребенком - иногда это полезнее любых слов";

"Как педагог я стремлюсь к саморазвитию, но для некоторых ситуаций помощь профильного специалиста (психолога, врача и т.д.) будет эффективнее. Как вы считаете, будет ли лучше, если вы с ребенком сходите к <...>?" (в ответ на высказанную претензию);

"Не стесняйтесь обсуждать с нами любые вопросы, связанные с обучением и развитием вашего ребенка. Мы всегда готовы помочь и поддержать вас";

"Мы понимаем, что воспитание ребенка - это ответственная задача, и мы готовы с вами сотрудничать, чтобы максимально эффективно разрешать возникающие вопросы".

Для формирования у родителей (законных представителей) ощущения сопричастности к воспитательному процессу, проводимому в школе:

"Я рад(-а) видеть ваши отклики на наши мероприятия!"

"Мы всегда рады видеть родителей в школе!"

"Мы видим вашу активность в воспитании и в жизни школы, и это вдохновляет и нас как педагогов";

"Ваше присутствие на мероприятии важно для вашего ребенка, даже если он об этом не говорит";

"Ваша поддержка и активное участие в жизни школы помогают нам лучше понимать потребности и интересы вашего ребенка".

Для формирования у родителей (законных представителей) рефлексивности:

"Ребенку не требуется постоянный контроль и ограничения, но ваше внимание и поддержка ему необходимы";

"Порой важнее всего не внешние детали вашего общения, а эмоциональный контакт с вашим ребенком";

"Доверять друг другу - важная часть отношений с ребенком, и вы молодец, что делаете правильные шаги в этом направлении";

"Ребенок постоянно развивается и меняется, и ваше отношение к нему тоже должно эволюционировать".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность деятельности образовательных организаций по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся и формированию культуры здорового образа жизни обусловлена пониманием педагогическими работниками специфики ведения профилактической деятельности как части общей системы воспитательной работы. Ведение деятельности по профилактике употребления ПАВ может различаться в зависимости от этнорегиональных, культурных и социоэкономических особенностей, внешних обстоятельств и индивидуально-психологических особенностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

Для ведения эффективной профилактической работы необходимы согласованные действия всех участников образовательных отношений. В зависимости от обстоятельств и условий реализации эти действия могут быть различными, однако совершенно необходимо личностно-профессиональное отношение педагогов к тому процессу, в который они предлагают включиться обучающимся и их родителям.

Усилия педагогических работников, в итоге, должны способствовать формированию безопасной, комфортной и здоровьесберегающей образовательной среды, позволяющей удовлетворять весь комплекс социальных и личностных потребностей обучающихся, способствовать их просоциальному самопроявлению и самовыражению в атмосфере взаимного доверия, поддержки, уважения личности каждого.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булатников А.Н. Воспитательный компонент реабилитации несовершеннолетних в наркологической практике // Профилактика зависимостей. - 2018. - N 4(16). - С. 315 - 328.

2. Габер И.В. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций / И.В. Габер, В.В. Зарецкий // Профилактика зависимостей. - 2018. - N 3(15). - С. 1 - 49.

3. Заева О.В. Планирование и организация системной работы с обучающимися по профилактике раннего вовлечения в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ / О.В. Заева, Е.Г. Артамонова, М.В. Алагуев // Образование личности. - 2021. - N 1 - 2. - С. 97 - 122.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 512 с.

5. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2016. - N 2 - С. 3 - 18.

6. Методические рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями обучающихся в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестирования. - М: ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей. - 2018. - 7 с.

7. Методические рекомендации для несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, информационно-наглядные материалы, памятки для обучающихся по предотвращению вовлечения в зависимое (аддиктивное) поведение, профилактике рискованного, деструктивного и аутодеструктивного поведения несовершеннолетних: материалы для родителей "Формула безопасного детства", памятки для подростков "Формула твоей безопасности", информационно-наглядные материалы "Как не совершить ошибок в воспитании", "Полезные ресурсы для родителей", "Универсальные советы по воспитанию детей, способные предотвратить развитие рискованного поведения"). - М: ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей. - 2022. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f8c7763aa6cf899e4786e04c0fd578ec/

8. Навигатор профилактики. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся / Богданович Н.В., Вихристюк О.В., Дворянчиков Н.В., М.Г., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г.: - МГППУ, 2022. - URL: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour

9. Пицхелаури Э.М. О содержании социально-педагогической работы с семьей / Э.М. Пицхелаури, Г.М. Махаева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2014. - N 3(28). - С. 73 - 77.

10. Похоруков О.Ю. Здоровый образ жизни как ценностная ориентация будущих педагогов в процессе формирования профессиональной зрелости // Образование и саморазвитие. - 2012. - N 6(34). - С. 120 - 122.

11. Романова Е.С. Родительская общественность в решении вопросов образовательной политики / Е.С. Романова, Б.М. Абушкин, А.В. Ткаченко // Системная психология и социология. - 2014. - N 2(10). - С. 127 - 135.

12. Ушева Т.Ф. Рефлексивное взаимодействие социального педагога с родителями по профилактике социальных девиаций обучающихся // Педагогический ИМИДЖ. - 2018. - N 4(41). - С. 97 - 105.

13. Фомичева, М.Л. Готовность педагогических работников школ к участию в процессе формирования здорового образа жизни населения / М.Л. Фомичева, В.А. Борцов, О.С. Хихлич // Сибирское медицинское обозрение. - 2018. - N 5(113). - С. 86 - 90.

14. Формирование мотивации достижения у подростков в современном образовательном пространстве / Т.В. Ермолова, Е.А. Балыгина, А.В. Литвинов, А.В. Гузова // Современная зарубежная психология. - 2019. - Т. 8. - N 2. - С. 7 - 18.

15. Ценностные составляющие Я-образа студентов деонтологического профиля подготовки в процессе обучения в вузе / Е.В. Аршинова, М.А. Билан, О.А. Браун, Е.В. Янко // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2020. - Т. 22. - N 2(82). - С. 387 - 396.