МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 августа 2019 г. N ТС-2008/03

О НАПРАВЛЕНИИ ИНСТРУКТИВНОГО ПИСЬМА

В целях обеспечения исполнения поручений Президента Российской Федерации Минпросвещения России направляет рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующей деятельность малокомплектных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для использования в практической деятельности.

Т.Ю.СИНЮГИНА

Приложение

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
ПО ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

В соответствии с положениями статей 8 и 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях, а также организация его предоставления отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно положениям части 4 статьи 99 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, руководствуясь нормами статьи 99 Федерального закона, самостоятельно разрабатывают порядок отнесения образовательных организаций к малокомплектным, учитывая при этом региональные, социально-экономические, демографические и другие особенности субъектов Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание на применение в Федеральном законе вариативной нормы при определении критериев отнесения образовательной организации к малокомплектной в отношении транспортной доступности и численности обучающихся:

образовательная организация может быть признана малокомплектной исходя из удаленности образовательной организации от иных образовательных организаций, транспортной доступности и численности обучающихся;

образовательная организация может быть признана малокомплектной исходя из удаленности образовательной организации от иных образовательных организаций, транспортной доступности или численности обучающихся.

При определении удаленности необходимо учитывать пункт 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, определяющий радиус доступности для обучающихся образовательных организаций по уровням образования.

В рамках выработки критериев сохранения малокомплектных образовательных организаций, расположенных в сельской местности, Минпросвещения России рекомендует субъектам Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р:

восстановить и развить сеть дошкольных образовательных организаций и малокомплектных общеобразовательных организаций на основе создания образовательных организаций типа "детский сад-школа";

оказывать поддержку малокомплектным детским садам и школам в сельской местности;

укрепить сферу дополнительного образования и развития детей в сельской местности, используя инфраструктуру малокомплектных образовательных организаций, в том числе в качестве культурно-просветительских и досуговых центров в сельских населенных пунктах для проведения спортивных, культурных, просветительских и праздничных мероприятий;

развивать сеть специфических моделей школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Минпросвещения России считает необходимым обратить внимание, что различные модели образовательных организаций, учитывающие социально-экономические особенности и этнокультурную специфику региона, применимы и к малокомплектным образовательным организациям, расположенным в городской местности.

Минпросвещения России рекомендует субъектам Российской Федерации при разработке порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации учитывать следующие критерии:

обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом;

наличие/отсутствие влияния образовательной организации на социально-экономическую и социокультурную ситуацию территории; партнерское участие в жизни сельского поселения, городского микрорайона; транспортную безопасность;

наличие в населенном пункте детей дошкольного возраста и наполняемость дошкольных групп;

наличие квалифицированных педагогических кадров для организации полноценного учебного процесса. При этом для сохранения педагогического состава субъектам Российской Федерации необходимо предоставлять гарантии педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в полном размере;

удаленность от социокультурных центров и возможность использования инфраструктуры в качестве культурно-просветительских и досуговых центров;

возможность использования спортивных и иных сооружений образовательных организаций для занятий населения спортом.

Директор Департамента
государственной политики
в сфере общего образования
Минпросвещения России
Ж.В.САДОВНИКОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области