МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 22 мая 2023 г. N 03-870

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В дополнение к письму от 3 марта 2023 г. N 03-327 Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) сообщает.

Одно из ключевых направлений развития системы образования страны - формирование единого образовательного пространства. В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации в стране ведется планомерная работа по обновлению содержания общего образования.

Единые подходы к формированию содержания образования, единые стандарты и единая система мониторинга - это гарантия доступности ресурсов, равенства условий и возможностей для обучающихся, и, как следствие, гарантия повышения качества образования.

Для формирования единого образовательного пространства разработаны и приняты стратегически важные документы, касающиеся содержания образования: обновлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС), утверждены федеральные основные общеобразовательные программы.

В настоящее время разработаны все необходимые рабочие программы по учебным предметам, программы по внеурочной деятельности, типовой комплект методических документов для образовательной организации. В помощь учителю разработаны методические пособия, интерактивные кейсы, тематический классификатор <1>.

--------------------------------

<1> https://edsoo.ru/.

В обновленных ФГОС обозначены четкие ориентиры в части предметных результатов, а также ожидаемые результаты духовного, патриотического, личностного развития детей. Обновление ФГОС позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.

В 2022/23 учебном году все 1 и 5 классы обучаются по обновленным ФГОС. Анализ имеющихся в школах ресурсов для перехода на обновленные ФГОС показал, что переход на обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования целесообразно осуществить за два года и завершить его к 2024/25 учебному году. Такой подход позволит достичь в короткие сроки единообразия при организации учебного процесса.

Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 371-ФЗ) введены федеральных основных общеобразовательных программ (далее - ФООП).

Согласно статье 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. Таким образом, федеральные основные общеобразовательные программы рекомендуется сокращать как ФООП, федеральную образовательную программу начального общего образования, федеральную образовательную программу основного общего образования, федеральную образовательную программу среднего общего образования ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО.

Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона N 371-ФЗ термин "примерные образовательные программы" на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).

ФООП утверждены приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 992, от 16 ноября 2022 г. N 993, от 23 ноября 2022 г. N 1014.

Введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

При этом в 2023/24 учебном году 11 классы могут продолжить обучение по учебным планам, соответствующим ФГОС среднего общего образования до вступления в силу изменений 2022 года. При этом образовательная организация приводит в соответствие с федеральной образовательной программой среднего общего образования (далее - ФОП СОО) рабочие программы по учебным предметам, включенным в учебный план. Так, если предмет не был включен в учебный план 11 класса (например, география), дополнительно его включать не нужно.

Образовательные организации в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру в начальной школе, по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ в основной и средней школе, которые в настоящее время являются частью утвержденных ФООП.

При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета.

В этом случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных программ.

При этом можно выбрать один из вариантов:

1) разработать новые основные образовательные программы;

2) внести изменения с действующие основные образовательные программы.

На уровне среднего общего образования необходимо разработать и утвердить основную образовательную программу, соответствующую обновленному ФГОС среднего общего образования и ФОП среднего общего образования, и внести изменения в действующую основную образовательную программу среднего общего образования в части содержания и планируемых результатов по отдельным учебным предметам, включенным в учебный план 11 класса на 2023/24 учебный год.

Основой для разработки федеральных рабочих программ по учебным предметам являются примерные рабочие программы, которые были доработаны, скорректированы с учетом мнения экспертов, предложений и замечаний профессионального сообщества, институтов развития образованием, региональных органов исполнительной власти в сфере образования, Российской академии образования и в соответствии с требованиями к нормативным документам.

Для подготовки учителей к переходу на обновленные ФГОС и реализацию образовательных программ в соответствии с обновленными стандартами организована апробация рабочих программ по учебным предметам для "мягкого" погружения педагогов в их содержание.

Департамент обращает внимание на то, что структура ФООП соответствует требованиям ФГОС к структуре основной образовательной программы.

Каждая федеральная образовательная программа соответствующего уровня образования включает обязательные компоненты: федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральный рабочие программы учебных предметов, федеральную рабочую программу воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы.

Содержательный раздел ФООП включает федеральные рабочие программы учебных предметов.

В настоящее время утвержденные ФООП содержат федеральные рабочие программы, являющиеся обязательными для непосредственного применения (по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру в начальной школе, по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ в основной и средней школе).

В опережающем режиме разработаны обновленные ФООП. Они включают федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам в соответствии с ФГОС как на базовом, так и на углубленном уровнях, в том числе программы по родному языку и родной литературе.

Организационный раздел ФООП определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации образовательной программы.

В ФООП представлены варианты федерального учебного плана с учетом возможности изучения родного языка/литературного чтения и родной литературы на родном языке, изучения второго иностранного языка для 5-ти и 6-ти дневной учебной недели.

Так, в ФОП СОО для каждого из профилей обучения предлагается от двух до семи вариантов учебного плана с учетом изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне.

Необходимо учитывать, что все профили обучения (в том числе универсальный профиль) предусматривают обязательное изучение предметов на углубленном уровне. При этом в случае с универсальным профилем обучения комбинация учебных предметов, выбранных для углубленного изучения, может быть индивидуальной (по выбору участников образовательных отношений). Например, для изучения на углубленном уровне могут быть выбрана такая комбинация учебных предметов - "Математика" и "Иностранный язык" или любые другие сочетания учебных предметов.

В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный план может быть включено изучение 3 и более учебных предметов на углубленном уровне. При этом школа самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов.

Важно подчеркнуть, что при разработке учебного плана на уровнях основного и среднего общего образования образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на изучение родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.

ФООП включают также федеральный календарный учебный график, которым определено, что организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.

Федеральный календарный учебный график устанавливает также начало и окончание учебного года, продолжительность учебных четвертей и каникул, продолжительность уроков, перемен и распределение образовательной недельной нагрузки на обучающихся в рамках 34 недельного учебного года (исключение может составлять только учебное планирование в 1 классе, а также в 9 и 11 классах, исходя из единого расписания проведения государственной итоговой аттестации).

При этом школа вправе самостоятельно разработать календарный учебный график, учитывая возможность реализации рабочих программ учебных предметов на углубленном уровне, учебных сборов в 10 классе и т.д.

С учетом поступивших предложений педагогической общественности в проектах обновленных ФООП федеральный календарный учебный график доработан.

С целью качественного методического сопровождения педагогического сообщества по вопросам введения обновленных ФГОС и ФООП обеспечена разработка необходимых методических материалов и их систематическая публикация на портале "Единое содержание общего образования" (https://edsoo.ru/).

Важно подчеркнуть, что портал "Единое содержание общего образования" является единым "окном" доступа к разработанным материалам. На данном портале можно ознакомиться не только с содержанием ключевых документов, но и задать интересующий вопрос, ознакомиться с графиком проведения методических семинаров и другое.

Таким образом, в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 371-ФЗ основные образовательные программы всех образовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года.

При этом образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации основных образовательных программ ФООП. В этом случае соответствующая учебно-методическая документация образовательной организацией не разрабатывается.

Такой подход позволит не только обеспечить общие требования к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть документарной нагрузки с руководителей и педагогических работников.

Департамент направляет ответы на типичные вопросы, возникающие на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, о введении ФООП в 2023/24 учебном году.

Просим довести прилагаемую информацию до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций.

Департамент рекомендует организовать на региональном и муниципальном уровнях информационно-разъяснительную работу о введении ФООП, усилить соответствующую методическую работу региональных институтов развития образования, аккумулировать поступающие вопросы и направить их на электронный адрес kolchenko-sa@edu.gov.ru.

Директор Департамента
М.А.КОСТЕНКО

Приложение

ОТВЕТЫ
НА ТИПИЧНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ,
МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ И УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,
О ВВЕДЕНИИ ФООП

Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 371-ФЗ) введены единые для Российской Федерации федеральные основные общеобразовательные программы, которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с частью 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) утверждены федеральные образовательные программы начального общего <2>, основного общего <3> и среднего общего <4> образования (далее соответственно - ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО, при совместном упоминании - ФООП).

--------------------------------

<2> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, N 71762, http://publication.pravo.gov.ni/Document/View/0001202212220053).

<3> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, N 71764, http://publicalion.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220024).

<4> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, N 71763, http://publicalion.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220051).

Согласно статье 12 Федерального закона N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, (далее - образовательные организации) разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и соответствующими ФООП.

Вопросы
Ответы
1. В какие сроки образовательные организации должны перейти на ФООП? Для каких классов введение ФООП является обязательным?
Разъяснения о порядке введения ФООП содержатся в методических рекомендациях, направленных в субъекты Российской Федерации письмом Минпросвещения России от 3 марта 2023 г. N 03-327.
Согласно части 6.1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП.
Таким образом, введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования ((пункт 4 статьи 3 Федерального закона N 371-ФЗ).
При этом несмотря на то, что в 2023/24 учебном году 11 классы могут продолжить обучение по учебным планам, соответствующим ФГОС среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) до вступления в силу изменений 2022 года, рабочие программы по обязательным для непосредственного применения учебным предметам (русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ), уже включенным в учебный план 11 классов, должны быть приведены в соответствие с федеральными рабочими программами по этим учебным предметам в части содержания и планируемых результатов. Так, например, в содержание федеральной рабочей программы по литературе в 11 классе включены обязательные для изучения произведения В.О. Богомолова "В августе сорок четвертого", А.А. Фадеева "Молодая гвардия", значит, в рабочую программу по литературе в 11 классе в 2023/24 учебном году в обязательном порядке должно быть включено изучение этих произведений.
При этом если учебный предмет (например, география) не был включен в учебный план 11 класса в 2023/24 учебном году, дополнительно включать его не нужно.
Кроме того, не предполагается внесение изменений в рабочие программы по учебным предметам, включенным в учебный план 11 класса согласно ФГОС СОО до вступления в силу изменений 2022 года, (например, естествознание, право, экономика).
2. В соответствии с ч. 6.1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ ООП образовательных организаций должны разрабатываться в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП. ФОП НОО, ООО сформированы в соответствии с обновленными ФГОС начального общего и основного общего образования (далее - ФГОС НОО, ФГОС ООО). Значит ли это, что со следующего 2023/24 учебного года все образовательные организации должны перейти на обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО во всех классах с 1 по 9?
Содержание и планируемые результаты включенных в ФОП НОО и ФОП ООО федеральных рабочих программ по учебным предметам соответствует требованиям обновленных ФГОС НОО (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286) и ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287)
В 2023/24 учебном году обучающиеся 1 - 2 и 5 - 6 классов должны обучаться по обновленным ФГОС соответствующего уровня образования.
Решение в отношении 3 - 4 классов и 7 - 9 классов о переходе на обучение в соответствии с требованиями обновленных ФГОС принимается образовательной организацией при наличии соответствующих условий и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Вместе с тем анализ имеющихся в школах ресурсов для перехода на обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО показал, что целесообразно такой переход осуществить за два года и завершить его к 2024/25 учебному году.
Такой подход позволит достичь в короткие сроки единообразия при организации учебного процесса.
Образовательная организация, обладая на основании статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ автономией в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, самостоятельно устанавливает порядок получения указанного согласия от родителей (законных представителей) обучающихся, а также порядок перевода конкретного класса или конкретных обучающихся на обучение в соответствии с обновленными ФГОС.
Если родители не дают согласия, а в образовательной организации созданы условия для обучения по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО, то данная ситуация может быть решена только путем диалога между ответственными специалистами образовательной организации и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
3. Могут ли обучающиеся 11 класса в следующем 2023/24 учебном году продолжить обучение по учебному плану, составленному на уровень среднего общего образования в 2022 году в соответствии с ФГОС СОО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (в редакции от 11.12.20 N 712), то есть без введения в учебный план всех 13 обязательных предметов? Как будет осуществляться переход на ФОП СОО в этом случае?
В соответствии с пунктом 27.20 приказа Минпросвещения России от 23 ноября 2022 г. N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" образовательная организация до 1 сентября 2025 г. может реализовывать учебный план соответствующего профиля обучения для обучающихся, принятых на обучение на уровень среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (в редакции приказа Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. N 712).
При этом образовательная организация приводит в соответствие с ФОП СОО содержание и планируемые результаты рабочих программ по обязательным для непосредственного применения учебным предметам (русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ), уже включенным в учебный план 11 классов. Так, например, в содержание федеральной рабочей программы по литературе в 11 классе включены обязательные для изучения произведения В.О. Богомолова "В августе сорок четвертого", А.А. Фадеева "Молодая гвардия", значит, в рабочую программу по литературе в 11 классе в 2023/24 учебном году в обязательном порядке должно быть включено изучение этих произведений.
Вместе с тем если предмет не был включен в учебный план 11 класса (например, география), дополнительно его включать не нужно.
Кроме того, не предполагается внесение изменений в ООП в части содержания рабочих программ по учебным предметам, включенным в учебный план 11 класса согласно ФГОС СОО до вступления в силу изменений 2022 года, (например, естествознание, право, экономика).
В связи с вышеизложенным реализация образовательных программ среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО (в редакции приказа Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. N 732) начнется с 1 сентября 2023 г. для обучающихся 10-х классов.
4. В соответствии с методическими рекомендациями (письмо Минпросвещения от 3 марта 2023 года N 03-327) не позднее 1 сентября 2023 года ООП образовательных организаций должны быть приведены в соответствие с ФООП. В настоящее время в образовательных организациях разработаны и утверждены образовательные программы по действующим и по обновленным стандартам (по две программы на каждый уровень образования). До 1 сентября 2023 г. образовательной организации необходимо разрабатывать свои новые ООП или вносить изменения в старые ООП?
Введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Таким образом, если в образовательной организации 2023/24 учебном году на обновленный ФГОС НОО перешли 1 и 2 классы, а 3 и 4 классы обучаются по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, то в образовательной организации должны быть две действующие ООП на уровне начального общего образования. Каждую из них необходимо привести до 1 сентября 2023 года в соответствие с федеральной образовательной программой начального общего образования.
При этом можно выбрать один из вариантов:
разработать новые ООП;
внести изменения с действующие ООП.
При этом в случае ООП начального общего образования, соответствующей ФГОС НОО, утвержденному приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, содержание и планируемые результаты рабочих программ по отдельным учебным предметам можно приводить в соответствие федеральным рабочим программам по соответствующим учебным предметам на уровень начального общего образования.
Аналогично необходимо организовать работу в отношении ООП на уровне основного общего образования.
На уровне среднего общего образования необходимо разработать и утвердить ООП, соответствующую обновленному ФГОС и ФОП СОО, и внести изменения в действующую ООП среднего общего образования в части содержания и планируемых результатов по отдельным учебным предметам, обязательным для непосредственного применения, включенным в учебный план 11 класса на 2023/24 учебный год.
5. Какие разделы ФООП являются обязательными для непосредственного применения образовательной организацией?
Согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и "Окружающий мир" (начальное общее образование), "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности" (основное общее и среднее общее образование).
При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ по учебным предметам, в том числе с учетом имеющегося опыта реализации углубленного их изучения.
В этом случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.
Вместе с тем образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП (статья 12 Федерального закона N 273-ФЗ).
ФГОС определяет требования к структуре рабочих программ учебных предметов, являющихся частью ООП (содержание, планируемые результаты, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы).
Федеральные рабочие программы по отдельным учебным предметам, размещенные на портале "Единое содержание общего образования" по адресу httos://edsoo.ru/Rabochie_proerammi_do_uch.htm, включают в том числе предлагаемое ФГБНУ "Институт стратегии развития образования" (далее - ФГБНУ ИСРО) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Кроме того, конструктор рабочих программ (https://edsoo.ru/constructor/), разработанный ФГБНУ ИСРО, позволяет педагогическим работникам при разработке собственной рабочей программы вносить изменения в рабочие программы в части тематического планирования, перераспределяя часы на освоение той или иной темы в зависимости от условий в конкретном классе образовательной организации.
6. Если образовательная организация решила не разрабатывать свою ООП, то как использовать ФООП?
Согласно статье 12 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и соответствующими ФООП.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ООП в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО к структуре ООП соответствующего уровня образования, с учетом мнения и выбора участников образовательных отношений, исходя из имеющихся в образовательной организации условий и возможностей.
При этом образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих ООП федеральные образовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) федеральных рабочих программ учебных предметов. В этом случае соответствующая учебно-методическая документация самостоятельно образовательной организацией не разрабатывается.
В ООП разработанная на федеральном уровне учебно-методическая документация может включаться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки администрацией и педагогическими работниками учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ по учебным предметам, в том числе с учетом имеющегося опыта реализации образовательных программ.
При этом что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями ООП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.
Вместе с тем согласно статье 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации, указанные
Таким образом, ООП, разработанная образовательной организацией в соответствии с ФООП, должна также соответствовать требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО к структуре ООП и содержать в том числе: программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС; часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений.
7. Должна ли образовательная организация использовать федеральный учебный план соответствующего уровня образования в неизменном виде или может вносить в него изменения?
В ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО представлены варианты федерального учебного плана с учетом возможности изучения родного языка/литературного чтения и родной литературы на родном языке, изучения второго иностранного языка для 5-ти и 6-ти дневной учебной недели.
При этом на основании статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ разработка учебного плана является частью образовательной программы и относится к компетенции конкретной образовательной организации.
Соответствующий вариант федерального учебного плана является основой для разработки учебного плана образовательной организации с учетом интересов участников образовательных отношений, условий и возможностей образовательной организации.
Кроме того, согласно требованиям ФГОС структура ООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
При разработке учебного плана на уровне основного и среднего общего образования образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение (часть 6.2 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).
Вместе с тем согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и "Окружающий мир" (начальное общее образование), "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности" (основное общее и среднее общее образование), в том числе количество часов, рекомендованных на изучение указанных учебных предметов.
Образовательная организация самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов.
Вместе с тем необходимо соблюдать принципы: содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.
Кроме того, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям (статья 28 Федерального закона).
ФООП предусматривают возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
8. Нужно ли их включать в учебный план учебные предметы "Родной язык", "Литературное чтение на родном языке", "Родная литература" и в каких классах? Сохраняются ли предметы "Родной язык" и "Родная литература" в учебном плане профильных классов на уровне среднего общего образования?
В соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО учебные предметы "Родной язык", "Литературное чтение на родном языке", "Родная литература" являются обязательными для изучения.
При этом для общеобразовательных организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей и по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Федеральные учебные планы учитывают как возможность изучения предметов "Родной язык", "Литературное чтение на родном языке", "Родная литература", так и отсутствие потребности в изучении указанных предметов.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся при разработке учебного плана на уровне основного и среднего общего образования образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на изучение родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации.
9. Учебному предмету "ОДНКНР" в учебном плане ООО образовательной организации было отведено по 1 часу на уровень (только в 5 классе). В ФОП ООО предусмотрено 2 часа (5 и 6 классы). В классах, где этот предмет изучался только 1 час, надо добавлять в учебный план еще 1 час?
Какие учебники или учебные пособия можно использовать по учебному предмету "ОДНКНР"?
В случае, если в 2022/23 учебном году учебным планом предусматривалось изучение учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в 5 классе (один час в неделю), то в 2023/24 учебном году в 6 классе на изучение ОДНКНР достаточно отводить один час в неделю, предусмотренный федеральным учебным планом.
В случае, если в 2022/23 учебном году в образовательной организации не реализовывалось преподавание в 5 классе учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" при внедрении ФОП ООО целесообразно предусмотреть в учебном плане 6 класса помимо одного часа, предусмотренного федеральным учебным планом, дополнительно один час в неделю в рамках внеурочной деятельности на освоение образовательной программы по учебному предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России" за 5 - 6 классы в течение одного учебного года.
Во исполнение Федерального закона N 371-ФЗ изменены подходы к разработке и внедрению в образовательный процесс учебных изданий.
При этом последовательный цикл "разработка - экспертиза - апробация - доработка - включение в ФПУ" учебника и разработанного с ним в комплекте пособия занимает не менее 2 лет. В течение этого периода будет действовать федеральный перечень учебников, в который включены учебники, не имеющие комплектных учебных пособий, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (далее - новый ФПУ N 858).
В свою очередь, сохранит силу действующий Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699).
Обращаем внимание на то, что новым ФПУ N 858 (приложение N 2) установлены предельные сроки использования учебников, исключенных из нового ФПУ из числа учебников, входивших в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и включенных в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254.
Кроме того, срок использования линеек учебников из нового ФПУ N 858, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего образования, составляет четыре года, основных образовательных программ основного общего образования - пять лет, программ среднего общего образования - два года.
Учебники по учебному предмету "ОДНКНР" включены в новый ФПУ (приложение N 2), при этом указанной линейкой могут воспользоваться только 6, 7 и 8 класс. Учебники "ОДНКНР" для 5 класса имеют предельный срок использования до 31 августа 2023 г.
Вместе с тем подготовлены новые учебники по учебному предмету "ОДНКНР" для 5 и 6 классов. В настоящий момент Минпросвещения России прорабатывает вопрос о возможности использования данных учебников в новом учебном году.
10. В федеральных учебных планах указано количество часов для каждого предмета в зависимости от уровня его изучения. Может ли образовательная организация в рамках введения ФООП при формировании учебного плана увеличить количество часов на изучение отдельных предметов?
В соответствии с ФГОС в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы.
Важно подчеркнуть, что при разработке учебного плана на уровне основного и среднего общего образования образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение (часть 6.2 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).
Вместе с тем необходимо соблюдать условие: содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.
В ФОП ООО предусмотрена возможность изучения учебных предметов ("Математика", "Информатика", "Физика", "Химия", "Биология") на углубленном уровне за счет добавления учебных часов, из части федерального учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный план на уровне среднего общего образования может быть включено изучение 3 и более учебных предметов на углубленном уровне. При этом образовательная организация самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов.
Программы профильного обучения реализуются за счет комбинации учебных часов, отводимых на урочную деятельность, и учебных часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.
11. Учебный предмет "Вероятность и статистика" вводится только в 7 классе или сразу в 7, 8, 9 классах? Это отдельный предмет или курс внутри одного учебного предмета "Математика"? Как организовать обучение по предмету "Вероятность и статистика" в условиях постепенного перехода учеников 5 - 9 классов на обновленный стандарт, чтобы предмет был освоен в полном объеме?
Какие учебники или учебные пособия использовать при изучении курса "Вероятность и статистика"?
При переходе на ФООП не в первый год изучения учебного предмета на соответствующем уровне общего образования необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования (переходный период).
Так, программой учебного предмета "Математика" и федеральным учебным планом, как в рамках базового уровня, так и углубленного уровня, предусмотрено введение в 7 - 9 классах нового учебного курса "Вероятность и статистика". ФОП ООО определено введение данного курса с выделением соответствующего для изучения учебного времени, начиная с 7 класса. Чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС ООО учащимися 8 и 9 классов, овладение программой учебного курса "Вероятность и статистика" целесообразно организовать в рамках учебного курса "Алгебра", для чего следует добавить в него вероятностно-статистическое содержание, предусмотренное программой к изучению в настоящий и предшествующие годы обучения, а также добавить один час в учебный план.
Также возможно использование ресурса часов внеурочной деятельности, что позволило бы в большей степени реализовать деятельностный и практико-ориентированный подходы к овладению содержанием учебного курса "Вероятность и статистика". При этом обращаем внимание на необходимость организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по указанному курсу.
При этом в учебном плане образовательной организации, а также при ведении классного журнала в 7 - 9 классах указывается наименование конкретного учебного курса "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика", а при выставлении итоговой оценки в аттестат указывается наименование учебного предмета "Математика" и проставляется оценка как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам и экзаменационной отметки выпускника.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации для использования при реализации образовательных программ выбирают учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699.
Таким образом, при отсутствии учебников "Вероятность и статистика" в действующем федеральном перечне учебников образовательные организации вправе использовать учебные пособия организаций, входящих в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий.
12. Какие учебники закупать для реализации обновленных ФГОС и ФООП? Только те, что есть в федеральном перечне учебников?
Разъяснения об обеспечении учебными изданиями были направлены в субъекты Российской Федерации письмом Минпросвещения России от 21 февраля 2023 г. N АБ-800/3.
Из данного письма следует, что Федеральным законом N 371-ФЗ внесены изменения в пункт 1 части 4 статьи 18 Федерального закона N 273-ФЗ, согласно которым организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ используют учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия из числа входящих в федеральный перечень учебников (далее - ФПУ).
При этом последовательный цикл "разработка - экспертиза - апробация - доработка - включение в ФПУ" учебника и разработанного с ним в комплекте учебного пособия занимает не менее 2 лет. В течение этого периода будет действовать федеральный перечень учебников, в который включены учебники, не имеющие комплектных учебных пособий, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (далее - новый ФПУ N 858).
Обращаем внимание на то, что новым ФПУ N 858 (приложение N 2) установлены предельные сроки использования учебников, исключенных из нового ФПУ из числа учебников, входивших в ФПУ, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254.
Вместе с тем образовательные организации выбирают учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699.
При этом в период перехода на обновленные ФГОС и ФООП, могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации образовательных программ (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ).
13. ФООП определяют 34 учебных недели в учебном году. Но это невозможно при требовании начать учебный год 1 сентября и завершить учебный год 20 мая.
ФООП включают федеральный календарный учебный график, которым определено, что организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Вместе с тем на основании статей 12 и 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить календарный учебный график.
Утвержденный федеральный календарный учебный график устанавливает также начало (1 сентября) и окончание (20 мая) учебного года, продолжительность учебных четвертей и каникул, продолжительность уроков, перемен и распределение образовательной недельной нагрузки на обучающихся в рамках 34 недельного учебного года (исключение может составлять только учебное планирование в 1 классе, а также в 9 и 11 классах - исходя из единого расписания проведения государственной итоговой аттестации).
При этом в указанном федеральном календарном учебном графике понятие "учебная неделя" соотносится с понятием "рабочая неделя" (установленная трудовым законодательством продолжительность работы в течение календарной недели).
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время в проектах обновленных ФООП федеральный календарный учебный график доработан с учетом поступивших предложений в части окончания учебного года и продолжительности III и IV учебных четвертей.
При этом школа вправе самостоятельно разработать календарный учебный график, учитывая возможность реализации рабочих программ учебных предметов на углубленном уровне, учебных сборов в 10 классе и т.д.
14. Введение ФООП требует методической поддержки. Где и каким образом регион, муниципалитет, образовательная организация, педагог могут получить методическую помощь?
В поддержку руководителей и педагогических работников организована системная работа по методическому сопровождению введения ФООП.
Индивидуальную консультативную помощь по вопросам введения ФООП педагогические работники и руководители образовательных организаций, специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием могут получить, обратившись к ресурсу "Единое содержание общего образования" по ссылке: https://edsoo.ru/Gorvachava_liniva.htm.
Материалы Всероссийских просветительских мероприятий по вопросам введения ФООП размещены по адресу:
https://edsoo.ru/Vserossiiskie_prosvetitelskie_meroprivativa_Federalnie_osnovnie_obscheobraz_ovatelnie_proarammi_i_federalnie_rabochie_proarammi_u.htm.
Методические материалы по отдельным учебным предметам опубликованы на странице https://edsoo.ru/Metodicheskie_seminari_0.htm.
В целях научно-методического сопровождения обновления содержания общего образования ФГБНУ ИСРО по заданию Минпросвещения России в 2023 году проводятся следующие мероприятия, направленные на сопровождение внедрения ФООП:
подготовка методических пособий для учителей по реализации ФГОС (начальное общее образование - русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика; основное общее образование - достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов социально-гуманитарного, филологического и естественно-научного блоков; среднее общее образование - литература, история, география, обществознание, физика, химия, биология, математика, информатика на углубленном уровне с учетом выбранного профиля обучения, предусмотренного ФОП СОО);
подготовка методических рекомендаций по интеграции предметного содержания урочной деятельности с системой дополнительного образования, в том числе интеграции содержания учебных предметов (литература и история) с деятельностью школьных театров, в том числе в целях реализации федеральной программы воспитания;
подготовка рабочих программ по организации внеурочной деятельности для общего образования, в том числе по организации начальной военной подготовки, программы "Россия - моя история", по организации профильного обучения, а также программ для детей, испытывающих трудности в обучении;
проведение серии окружных совещаний с педагогическим сообществом субъектов Российской Федерации по актуальным вопросам введения ФГОС общего образования (в том числе реализации ФООП);
проведение на регулярной основе методических семинаров (вебинаров) для учителей по актуальным вопросам реализации обновленных ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с ФООП.
Вся необходимая информация по планируемым методическим мероприятиям и разработанные методические материалы будут размещаться на портале "Единое содержание общего образования" (https://edsoo.ru/).
Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы могут являться методической базой как для самоподготовки учителя в соответствии с ФООП, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб школьного, муниципального и регионального уровней.
15. ООП всех образовательных организаций должны быть приведены в соответствие с ФООП. Не увеличит ли введение федеральных программ документарную нагрузку на педагогических работников?
Для удобства педагогов и образовательных команд школ, снижения документарной нагрузки разработаны онлайн-сервисы - конструкторы по созданию рабочих программ httos://edsoo.ru/constructor/и учебных планов https://edsoo.ru/Konstruktor_uchebnih_ola.htm.
В настоящее время идет доработка конструктора учебных планов, в том числе в части автоматизированного контроля часов учебного плана на соответствие требованиям ФГОС и действующих санитарных норм и правил.
В конструкторе рабочих программ обеспечена возможность сформировать рабочую программу по учебному предмету, рассчитанную как на один год обучения, так и на уровень общего образования.
В настоящее время с учетом нововведений и предложений идет доработка конструктора рабочих программ, в том числе в части обеспечения возможности выгрузки поурочного планирования в электронный журнал, интеграции с библиотекой электронных образовательных ресурсов.
16. Какие разделы/части ООП образовательная организация должна разработать полностью самостоятельно?
Согласно части 6.1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП.
При этом согласно статье 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Структура ООП образовательной организации должна соответствовать требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО к структуре ООП соответствующего уровня образования.
Таким образом, в дополнение к разделам, включенным в ФООП, образовательная организация с учетом имеющегося опыта реализации образовательных программ, своих условий и возможностей, интересов обучающихся и родителей самостоятельно разрабатывает и включает в ООП программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС; часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений.