МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 21 июня 2021 г. N 03-925

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

По заказу Министерства просвещения Российской Федерации федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова - Тян-Шанского" (далее - Исполнитель) в рамках государственного задания разработаны Методические рекомендации по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее - Методические рекомендации).

В марте 2021 г. проект Методических рекомендаций был рассмотрен на заседании Координационной группы по вопросам дошкольного образования и доработан Исполнителем с учетом предложений экспертного сообщества. Кроме того, Методические рекомендации согласованы Роспотребнадзором (письмо от 10 июня 2021 г. N 02/11638-2021-23).

Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России просит довести до сведения руководителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее - ДОО), расположенных на территории субъектов Российской Федерации, информацию о разработанных Методических рекомендациях для их учета в работе ДОО.

Директор Департамента
Е.Е.СЕМЧЕНКО

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ,
ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Общие положения

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливает возможность применения при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статья 13 Федерального закона N 273-ФЗ), а при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части при невозможности перенесения сроков освоения образовательной программы дошкольного образования - необходимость осуществления реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (статья 108 Федерального закона N 273-ФЗ).

Дошкольная образовательная организация вправе осуществлять реализацию образовательной программы дошкольного образования или ее части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при наличии:

необходимых условий (кадровых, материально-технических, учебно-методических), созданных непосредственно в ДОО;

возможностей и согласия родителей (законных представителей) воспитанников.

Настоящие методические рекомендации распространяются на возрастную группу детей старше 5 лет, занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Настоящие методические рекомендации основаны на результатах научных исследований отдельных аспектов организации и осуществления образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в сфере дошкольного образования, а также анализа практики реализации образовательных программ дошкольного образования в различных субъектах Российской Федерации.

Основные понятия и сокращения

Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

ДОО - дошкольная образовательная организация.

ДОТ - дистанционные образовательные технологии.

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии.

ООП ДО - основная образовательная программа дошкольного образования.

ПК - персональный компьютер.

ПО - программное обеспечение.

ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

ЭО - электронное обучение.

ЭСО - электронные средства обучения.

Нормативные правовые основы реализации ООП ДО с применением
ЭО, ДОТ

При реализации ООП ДО с применением ЭО, ДОТ в дошкольной образовательной организации следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее - СП 2.4.3648-20), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573);

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г., регистрационный N 62296).

Целесообразным для ДОО учитывать следующие нормативные правовые акты: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 649 "Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды". Указанные приказы не регулируют образовательную деятельность непосредственно в сфере дошкольного образования, но могут быть полезны ДОО для понимания общих подходов к реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ, развитию цифровой образовательной среды, формированию единого понятийного пространства системы образования Российской Федерации.

Модели реализации ООП ДО с применением ЭО, ДОТ

Реализация ООП ДО с применением ЭО, ДОТ может осуществляться в двух основных моделях:

1. Педагог и дети (воспитанники) находятся в ДОО. Осуществляется непосредственное взаимодействие педагога с детьми, при этом при реализации ООП ДО педагог применяет элементы ЭО, поскольку деятельность в электронной образовательной среде является естественной для современного ребенка, способствует повышению его мотивации к познанию мира, позволяет учитывать его индивидуальные образовательные потребности. Большинство детей еще в раннем возрасте в семье получают первый опыт обращения с ЭСО, знакомства с электронными образовательными и информационными ресурсами.

2. Педагог и дети (воспитанники) находятся на удалении друг от друга. Осуществляется опосредованное взаимодействие педагога с детьми: ООП ДО реализуется с применением ЭО, ДОТ и включает как онлайн-формат (режим реального времени, синхронное обучение), так и оффлайн-формат (асинхронное обучение, не привязанное к конкретному месту и времени). В последнем случае педагог заранее подготавливает и направляет родителям (законным представителям) необходимый цифровой образовательный контент. Ребенок осваивает ООП ДО с помощью указанного контента в присутствии родителей (законных представителей). Решение о внедрении ДОО данной модели реализации ООП ДО принимается, как правило, при наступлении вынужденных обстоятельств (карантин, режим самоизоляции, чрезвычайная ситуация, продолжительная болезнь ребенка и др.) в случае отсутствия возможности организовать работу по реализации права на обучение по ООП ДО на дому или в медицинской организации при длительном лечении.

Необходимо также отметить, что в практике образовательной деятельности ДОО вышеназванные модели могут сочетаться. Например, большинство детей посещает ДОО и осваивает ООП ДО непосредственно, при этом педагог включает в образовательный процесс элементы ЭО, а один или несколько воспитанников ДОО в силу вынужденных обстоятельств осваивают ООП ДО удаленно и опосредованно - с применением ЭО и ДОТ.

Применение ЭО, ДОТ, а также работа с ЭСО при реализации ООП ДО должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.

Особенности образовательной среды ДОО при реализации
ООП ДО с применением ЭО и ДОТ

Образовательная среда ДОО должна соответствовать требованиям ФГОС ДО, санитарно-эпидемиологических правил (в том числе в части оборудования рабочего места, освещенности, микроклимата и др.), учитывать положения примерной основной образовательной программы дошкольного образования, а в случае применения ЭО, ДОТ включать в себя также:

электронный образовательный контент;

инфраструктуру ЭСО (интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры и иные средства), ПО, серверы, микрофоны, камеры, доступ к сети "Интернет";

информационные системы и технологии (образовательные платформы, платформы для осуществления онлайн-взаимодействия, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических инструментов и др.).

Используемые в образовательной среде ЭСО должны соответствовать требованиям СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, обязательным требованиям, установленным техническими регламентами.

Продолжительность непрерывного использования экрана ЭСО и общая продолжительность использования ЭСО должна соответствовать требованиям СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21.

Готовность педагогических работников

Руководству ДОО необходимо организовать работу по формированию готовности педагогических кадров к применению ЭО, ДОТ в образовательном процессе (организация обучения работников по дополнительным профессиональным программам, анализ и изучение лучших практик по реализации ООП ДО с применением ЭО, ДОТ, создание системы методической помощи и поддержки педагогов и родителей (законных представителей) и др.). Она должна охватывать технологические, методические, здоровьесберегающие, эргономические и психолого-педагогические аспекты.

Педагогические работники образовательной организации, реализующие ООП ДО с применением ЭО, ДОТ, должны:

знать требования действующего законодательства в области информации, информационных технологий, защиты информации, персональных данных, реализации ОП с применением ЭО, ДОТ, а также СП 2.4.3648-20 в части организации образовательного процесса с использованием ЭСО;

обеспечивать безопасность и доступность образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ;

владеть навыками правильной эксплуатации ЭСО с использованием соответствующего инструментария (ПО, платформ и сервисов), технически обеспечивающего реализацию ООП ДО с применением ЭО, ДОТ;

иметь представление и уметь выбирать Интернет-сервисы, локальные приложения, электронные образовательные и информационные ресурсы, в том числе находящиеся на внешних интернет-сайтах, для наиболее эффективного решения конкретных образовательных задач;

учитывать имеющиеся у родителей (законных представителей) ребенка возможности освоения ООП ДО с применением ЭО, ДОТ;

обеспечивать оптимальное соотношение онлайн и оффлайн форматов реализации ООП ДО;

консультировать родителей воспитанников по вопросам реализации ООП ДО с применением ЭО, ДОТ.