МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО
от 20 декабря 2024 г. N 07-6170

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Во исполнение рекомендаций круглого стола секции "Здравоохранение и здоровый образ жизни" Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере по теме "О сохранении психического здоровья детей и молодежи и предложениях по разработке дополнительных мер" от 29 октября 2024 г. и в соответствии с Концепцией развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым 18 июня 2024 г. N СК-13/07вн, Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет алгоритм действий советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательной организации при поступлении обращения по факту травли в общеобразовательной организации и форму информирования о факте травли.

Департамент просит довести до сведения общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации вышеуказанные методические материалы для возможного использования в работе.

Директор департамента
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ

Приложение

АЛГОРИТМ
ДЕЙСТВИЙ СОВЕТНИКА ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАНИЮ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ ПО ФАКТУ ТРАВЛИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В случае обращения от обучающихся советник
директора по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями:

1. Проясняет, действительно ли в обращении речь идет о травле как длительном преднамеренном групповом физическом или психическом давлении. Если да - продолжает реагирование в соответствии с данным алгоритмом, если нет, но обучающийся ощущает дискомфорт, небезопасность и напряженные взаимоотношения - работает как с конфликтной ситуацией.

2. Незамедлительно организовывает проверку указанных в форме информирования фактов, привлекая классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога для сбора следующих сведений:

соответствие действительности факта совершения агрессивных, насильственных, дискриминационных, противоправных действий;

длительность и повторяемость этих действий (бездействий) (единственный случай, повторные или систематические действия (бездействия);

характер действий (бездействий) и обстоятельств, при которых происходит травля;

участники травли (жертва, агрессор, свидетели, защитники и прочие);

текущее состояние жертвы травли;

анализ педагогических коммуникаций и позиции классного руководителя (других членов педагогического коллектива) по отношению к данному обучающемуся и происходящему в классе; действия, принятые в целях профилактики травли;

отношение родителей (законных представителей) обучающихся в классе (если они включились в ситуацию, например, обсуждение в родительских чатах).

3. Инициирует проведение малого педагогического совета с участием заместителя директора по учебно-воспитательной работе, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, службы медиации/примирения (при ее наличии в общеобразовательной организации), директора общеобразовательной организации и других педагогов при необходимости. В ходе проведения малого педагогического совета проводится анализ ситуации и позиции образовательной организации по отношению к травле, разрабатывается дорожная карта по педагогическому урегулированию ситуации травли (далее - Дорожная карта), в которую внесены предложения педагогической команды, обучающихся и их родителей (законных представителей). Дорожная карта при дальнейшей работе обсуждается с обучающимися и их родителями (законными представителями).

4. Если классный руководитель не вовлечен в ситуацию травли, то совместно с ним индивидуально информирует родителей (законных представителей) обучающихся, являющихся участниками травли, о выявленном случае травли и разработанной педагогической командой Дорожной карте. Приглашает родителей (законных представителей) к сотрудничеству по урегулированию ситуации травли в рамках Дорожной карты.

5. Поддерживает деятельность службы медиации/примирения (при ее наличии в общеобразовательной организации) как организаторов конструктивной коммуникации между обучающимися (при необходимости, их родителями (законными представителями) для прекращения травли.

6. В случае единичного факта оказывает содействие классному руководителю, социальному педагогу в организации проведения профилактических мероприятий с участниками конфликтной ситуации. Дает рекомендации педагогам по организации проведения коррекционных мероприятий с участниками конфликтной ситуации.

7. Привлекает ресурсы иных организаций, в том числе общественных, для организации профилактических мероприятий с участниками образовательных отношений.

8. Обращается к педагогу-психологу с целью оказания психолого-педагогической помощи участникам травли, включая проведение психологической диагностики, консультирования, коррекционной работы.

9. Обращается к классному руководителю, службе медиации/примирения (при ее наличии в общеобразовательной организации) для проведения мероприятий по формированию уважительных и поддерживающих взаимоотношений в классном коллективе.

10. При подтверждении повторного случая травли информирует руководителя общеобразовательной организации, осуществляет передачу сведений руководителю образовательной организации для ее отправки в территориальное отделение МВД России, а также в иные органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования <1>.

--------------------------------

<1> Передача случая травли в рамках организации межведомственного взаимодействия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, региональными и локальными нормативными актами, регулирующими порядок межведомственного взаимодействия.

11. Участвует в разработке планов и программ организации мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения обучающихся, а также мероприятий по поддержке обучающихся, находящихся в ситуации травли.

12. Реализует мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

13. Осуществляет непосредственный контроль и анализ результатов работы с ситуацией травли.

В случае обращения от родителей (законных
представителей) и/или педагогов советник директора
по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями

1. Проясняет, действительно ли в обращении речь идет о травле как длительном преднамеренном групповом физическом или психическом давлении. Если да - продолжает реагирование в соответствии с данным алгоритмом, если нет, но обучающийся ощущает дискомфорт, небезопасность и напряженные взаимоотношения - работает как с конфликтной ситуацией.

2. Незамедлительно организовывает проверку указанных в обращении фактов, привлекая классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога для сбора следующих сведений:

соответствие действительности факта совершения агрессивных, насильственных, дискриминационных, противоправных действий;

длительность и повторяемость этих действий (бездействий) (единственный случай, повторное или систематическое действие (бездействие);

характер действий (бездействий) и обстоятельств, при которых происходила травля;

участники травли (жертва, агрессор, свидетели, защитники и прочие);

текущее состояние жертвы травли;

анализ педагогических коммуникаций и позиции классного руководителя (других членов педагогического коллектива) по отношению к данному обучающемуся и происходящему в классе; какие действия в целях профилактики травли были предприняты;

отношение родителей (законных представителей) в классе (если уже они включились в ситуацию, например, обсуждение в родительских чатах).

3. Инициирует проведение малого педагогического совета с участием заместителя директора по учебно-воспитательной работе, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, службы медиации/примирения (при ее наличии в общеобразовательной организации), директора образовательной организации и других педагогов при необходимости. В ходе малого педагогического совета проводится анализ ситуации и позиции образовательной организации по отношению к травле, разрабатывается дорожная карта по педагогическому урегулированию ситуации травли (далее - Дорожная карта), в которую внесены предложения педагогической команды, обучающихся и их родителей (законных представителей). Дорожная карта в дальнейшем обсуждается с обучающимися и их родителями (законными представителями).

4. Совместно с классным руководителем (если классный руководитель не вовлечен в ситуацию травли), корректно индивидуально информирует родителей (законных представителей) обучающихся, являющихся участниками травли, о выявленном случае травли и разработанной педагогической командой Дорожной карте. Приглашает родителей (законных представителей) к сотрудничеству по урегулированию ситуации в рамках Дорожной карты.

5. Поддерживает деятельность представителей службы медиации/примирения (при ее наличии в общеобразовательной организации) как организаторов конструктивной коммуникации между обучающимися (при необходимости с участием их родителей (законных представителей) для прекращения травли.

6. В случае единичного факта оказывает содействие классному руководителю, социальному педагогу в организации проведения профилактических мероприятий с участниками конфликтной ситуации. Дает рекомендации педагогам по организации проведения воспитательных мероприятий с участниками конфликтной ситуации.

7. Обращается к педагогу-психологу с целью оказания психолого-педагогической помощи участникам травли, включая проведение психологической диагностики, консультирования, коррекционной работы.

8. Обращается к классному руководителю и представителю службы медиации/примирения (при ее наличии в общеобразовательной организации) для проведения программы по формированию уважительных и поддерживающих взаимоотношений в классном коллективе.

9. При подтверждении повторного случая травли информирует об этом руководителя общеобразовательной организации, осуществляет передачу сведений руководителю образовательной организации для ее отправки в территориальное отделение МВД России, а также в иные органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования <2>.

--------------------------------

<2> Передача случая травли в рамках организации межведомственного взаимодействия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, региональными и локальными нормативными актами, регулирующими порядок межведомственного взаимодействия.

10. Информирует родителей (законных представителей) обучающихся, являющихся участниками травли, о ходе и результатах проведенной работы в рамках Дорожной карты.

11. Участвует в разработке планов и программ организации мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения обучающихся, а также мероприятий по поддержке обучающихся, находящихся в ситуации травли.

12. Реализует мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

13. Осуществляет непосредственный контроль и анализ результатов работы с ситуацией травли.

Форма информирования
о факте травли <1> советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
______________________________________________
наименование общеобразовательной организации
от кого
(обучающийся / родитель / педагог)
фамилия, имя, отчество
подчеркните
Сведения о жертве (если известно)
фамилия, имя, отчество, класс
Сведения об агрессоре (если известно)
фамилия, имя, отчество, класс
В течение какого периода совершаются агрессивные действия в отношении жертвы (подчеркните): 1 неделя / 2 - 3 недели / месяц / несколько месяцев / иное
Какие именно агрессивные действия совершаются
описание ситуации
Дата обращения

--------------------------------

<1> Способы информирования о факте травли могут быть как в письменной форме (в том числе при использовании "Ящика доверия"), так и в устной форме при непосредственном обращении к советнику директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.