МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 мая 2022 г. N АБ-1367/02
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
"МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ"
В целях оказания методической поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России направляет методические рекомендации по осуществлению в субъектах Российской Федерации мероприятий по реализации программы "Модернизация школьных систем образования".
А.В.БУГАЕВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ
СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ"
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2463 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.01.2022 N 15/25пр "Об утверждении программы "Модернизация школьных систем образования", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 N 43 "О реализации мероприятий программы "Модернизация школьных систем образования".
При формировании методических рекомендаций учтены требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, положения примерной программы воспитания и иных документов, относящихся к организации образовательной деятельности в сфере общего образования.
Целью настоящих методических рекомендаций является обеспечение единых организационно-технических условий реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по приведению в нормативное техническое состояние общеобразовательных организаций, участвующих в мероприятиях программы "Модернизация школьных систем образования" (далее - программа, программа "Модернизация школьных систем образования") в период с 2022 по 2026 годы, осуществляемой в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в том числе установление общих подходов к достижению результатов использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также иных участников программы, задействованных в реализации мероприятий программы "Модернизация школьных систем образования" для использования при планировании работы, в том числе в части оснащения общеобразовательных организаций оборудованием.
Методическая поддержка субъектов Российской Федерации по вопросам реализации программы осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации в рамках текущего взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
2. Основные направления реализации мероприятий
Реализация программы "Модернизация школьных систем образования" предполагает осуществление работы по шести направлениям:
1. Проведение капитального ремонта зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций.
2. Оснащение участвующих в программе образовательных организаций средствами обучения и воспитания.
3. Обеспечение в отношении образовательных организаций, участвующих в программе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006.
4. Обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в общеобразовательных организациях, участвующих в программе, сверх минимальных требований о дополнительном профессиональном образовании по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и (или) обучения управленческих команд, состоящих из представителей администраций и педагогических работников указанных общеобразовательных организаций.
5. Обновление в общеобразовательных организациях, участвующих в программе, 100% учебников и учебных пособий, не позволяющих их дальнейшее использование в образовательном процессе по причине их ветхости и дефектности.
6. Привлечение обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников к обсуждению дизайнерских и иных решений в рамках подготовки и проведения капитального ремонта общеобразовательных организаций, участвующих в программе.
Осуществление указанных направлений определяется в соответствии с требованиями приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.01.2022 N 15/25пр "Об утверждении программы "Модернизация школьных систем образования".
Направления 3 - 6 реализуются в рамках встречных обязательств субъектов Российской Федерации в отношении общеобразовательных организаций, участвующих в программе, и не предусматривают софинансирования из федерального бюджета.
Софинансирование из федерального бюджета в рамках программы по направлению 1 предусматривается на выполнение следующих работ: ремонт фундамента, цоколя и отмостки; ремонт кровли; ремонт потолков, междуэтажных перекрытий и полов; ремонт окон, дверей (входных и внутренних) и ворот учебных заведений; ремонт входных групп, лестниц и крылец; внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы; ремонт фасадов; ремонт системы отопления; ремонт вентиляции; ремонт системы горячего и холодного водоснабжения; ремонт системы канализации; электромонтажные работы; ремонт слаботочных сетей; ремонт системы пожаротушения. При этом в случае установления и доведения до субъектов Российской Федерации критериев качества проведения капитального ремонта и (или) модельных подходов к капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций, субъектам Российской Федерации рекомендуется обеспечить их выполнение при проведении соответствующих работ.
В рамках направления 2 предусматривается оснащение общеобразовательных организаций, участвующих в программе, средствами обучения и воспитания, поименованных в перечне, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.08.2021 N 590 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 приложения N 3 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" и подпунктом "б" пункта 8 приложения N 27 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2021 N 65586).
3. Основные подходы к проведению капитального ремонта зданий
общеобразовательных организаций и комплектованию средствами
обучения и воспитания
В рамках предоставляемого бюджетам субъектов Российской Федерации объема субсидии из федерального бюджета на цели реализации программы "Модернизация школьных систем образования" соотношение расходов на осуществление непосредственно капитального ремонта общеобразовательных организаций и на их обеспечение средствами обучения и воспитания, определяется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенными в приложении N 31 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 (с изменениями).
3.1. Основные подходы к проведению капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций <1>.
--------------------------------
<1> Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.04.2022 N 18402-АЛ/13.
Перечень работ по капитальному ремонту зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций (далее - Объекты), подлежащих софинансированию из федерального бюджета утвержден, в качестве приложения, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьной системы образования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Реализация данных работ предполагается во всех помещениях, расположенных непосредственно в Объектах, включая ремонты санитарных узлов, пищеблоков, подвальных помещений и коммуникаций, внутриобъектовых спортивных сооружений, в том числе плавательных бассейнов, расположенных непосредственно в контуре объекта.
Подходы к формированию и реализации Программы утверждены совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Требования к выполнению работ по капитальному ремонту Объектов определяются действующими нормативными документами в области строительства, эксплуатации зданий и сооружений и санитарной защиты населения (СП, ГОСТ, СНИП, САНПИН), в первую очередь СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования".
Качество капитального ремонта Объекта должно соответствовать технической документации к договору подряда на выполнение работ по капитальному ремонту, а при отсутствии или неполноте технической документации - требованиям, предъявляемым для обычного использования результата работы такого рода.
Подготовка проектной и/или рабочей документации, включая смету на капитальный ремонт Объекта, должна осуществляется на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объекта.
Гарантийный срок эксплуатации Объектов и его частей со сведениями о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту Объекта, необходимыми для обеспечения безопасности его эксплуатации, устанавливается проектной и/или рабочей документацией.
Оценку качества проведения капитального ремонта Объектов, в объемах, предусмотренных Программой, необходимо осуществлять по трем основным критериям:
1. Соответствие выполненных работ по проведению капитального ремонта требованиям нормативных документов. В том числе утвержденному техническим заказчиком акту, содержащему перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов; заданию технического заказчика на проектирование для капитального ремонта Объекта, разработанного на основании акта, содержащего перечень дефектов Объекта.
Формирование оценки может осуществляться, как определение процента соответствия работ по капитальному ремонту предъявляемым требованиям.
2. Соблюдение сроков проведения капитального ремонта Объектов. Оценка по данному критерию формируется на основе расчета процента отставания сроков проведения работ от утвержденного государственным контрактом графика проведения работ. В том числе, наличие подписанного техническим заказчиком акта приемки результатов выполненных подрядчиком работ, соответствующих условиям договора подряда о качестве проведения работ по капитальному ремонту Объекта и заданию на проектирование.
3. Оценка результатов проведения капитального ремонта Объектов руководителем общеобразовательной организации и общественности (родителей и учеников). Данная оценка является субъективной, но в то же время позволяет учесть множество неформализованных факторов.
Формирование указанных выше критериальных оценок возможно, как в ходе проведения капитального ремонта (например, по отдельным видам работ или системам), так и по завершению капитального ремонта в целом.
Общая оценка качества капитального ремонта общеобразовательного учреждения, рассчитываемая с учетом веса каждого критерия, позволит добиться сопоставимости оценки качества капитального ремонта для различных объектов и проводить ранжирование объектов капитального ремонта по критерию качества, использовать инструменты нематериального стимулирования в отношении уполномоченных лиц субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в целях повышения качества.
3.2. Привлечение обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования по строительным специальностям и профессиям, к капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций
В рамках реализации программы субъектам Российской Федерации рекомендуется обеспечить привлечение обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования (далее - СПО) по строительным специальностям и профессиям, к капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации, в том числе в составе студенческих отрядов Молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды" (далее - РСО).
С целью реализации поставленных задач субъектам Российской Федерации рекомендуется:
- определить перечень образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (далее - Организации), студенты которых будут привлечены к капитальному ремонту общеобразовательных организаций;
- закрепить Организации или строительные отряды за объектами капитального ремонта, в том числе с учетом территориальной близости, в целях охвата всех объектов, запланированных к капитальному ремонту в рамках программы;
- определить сотрудника от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, ответственного за организацию работы.
Примерный перечень профессий и специальностей, в рамках которых рекомендуется привлекать обучающихся организаций среднего профессионального образования к реализации программы "Модернизация школьных систем образования" приведен в Приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
3.3. Основные подходы к оснащению общеобразовательных организаций средствами обучения и воспитания
Органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственному за реализацию мероприятий по оснащению участвующих в программе общеобразовательных организаций средствами обучения и воспитания, средствами обучения и воспитания, не требующими предварительной сборки, установки и закрепления на фундаментах или опорах, при определении количества средств обучения и воспитания, а также необходимых функциональных и технических требований к ним, рекомендуется обеспечить выполнение следующих задач:
1. Проанализировать состав средств обучения и воспитания, имеющихся в каждой общеобразовательной организации, участвующей в программе, на предмет соответствия Перечню, в том числе с точки зрения достаточности и необходимости замены.
2. Проанализировать потребности в оснащении участвующих в программе общеобразовательных организаций средствами обучения и воспитания, исходя из особенностей контингента и специфики реализуемых образовательных программ, а также с учетом проведенного или планируемого оснащения соответствующей образовательной организации в рамках мероприятий национального проекта "Образование", предусматривающих поставку средств обучения и воспитания.
3. На основании проведенного анализа оснащенности общеобразовательных организаций сформировать планируемый к закупке инфраструктурный лист, содержащий перечень планируемых к закупке средств обучения и воспитания.
4. Сформированный инфраструктурный лист направить в Министерство просвещения Российской Федерации.
При проведении анализа потребности и формировании инфраструктурных листов субъектами Российской Федерации рекомендуется учесть реализацию в данных организациях мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в том числе национального проекта "Образование", а также иных программ, предусматривающих оснащение образовательных организаций, с целью недопущения их оснащения оборудованием, не соответствующим фактической потребности образовательных организаций.
Министерство просвещения Российской Федерации, в случае необходимости, может направлять в адрес субъектов Российской Федерации, представивших инфраструктурные листы, предложения, касающиеся соответствия данных инфраструктурных листов целям и задачам реализации программы "Модернизация школьных систем образования".
При проведении закупочных процедур субъекту Российской Федерации рекомендуется обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
При осуществлении субъектами Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг с целью приобретения средств обучения и воспитания для участвующих программе общеобразовательных организаций за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации рекомендуется применять национальный режим в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, при осуществлении закупок субъектами Российской Федерации рекомендуется учесть:
- положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения";
- положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (вместе с "Положением о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, о порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок таких отчета и обоснования", "Положением о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств");
- положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
- положения иных действующих документов, относящихся к организации закупочных процедур.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендуется осуществить методическое и консультативное сопровождение специалистов общеобразовательных организаций, участвующих в мероприятиях программы, по вопросам процедур приемки поступающих средств обучения и воспитания и проведения оценки их соответствия установленным техническим характеристикам.
По результатам оснащения образовательных организаций субъектам Российской Федерации рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг фактического использования в образовательном процессе средств обучения и воспитания, приобретенного для общеобразовательных организаций в рамках программы.
3.4. Оформление предметно-эстетической среды
При проведении капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций рекомендуется предусматривать организацию эффективной предметно-эстетической среды. Окружающая обучающихся предметно-эстетическая среда общеобразовательной организации направлена на обогащение их внутреннего мира, создание атмосферы психологического комфорта, поднятие настроения, предупреждение стрессовых ситуаций, позитивное восприятие обучающимися пространства общеобразовательной организации, формирование у него чувства вкуса и стиля.
Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой как:
- создание воспитательной среды посредством организации школьных музеев, театров, спортивных клубов, центра детских инициатив, пространства ученического самоуправления и взаимодействия с детскими общественными объединениями, тематического оформления рекреаций и др.;
- использование государственных символов Российской Федерации (государственного флага, герба, гимна), в обучении и воспитании, как символов сопричастности и народного единства, проявления патриотических чувств и принадлежности к российскому народу, огромной стране с великой историей;
- совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни общеобразовательной организации - во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в организации знаковых событий;
- размещение на стенах общеобразовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов о ключевых событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
- создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле общеобразовательной организации стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие обучающиеся, родители и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимся и своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися на территории школы;
- организация событийного дизайна - оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях общеобразовательной организации, ее традициях, правилах.
Особое внимание рекомендуется уделять формированию центров детских инициатив для обеспечения деятельности ученического самоуправления в общеобразовательных организациях, являющихся местом притяжения детей, определяющих основные направления проведения досуга обучающимися, формирующих их интересы во внеучебное время. Данные пространства организуются в целях развития у обучающихся креативного мышления, их самореализации, профориентации, социализации. Цель центра детских инициатив в формировании условий всестороннего развития детей и подростков, команд (обществ, кружков) по направлениям интересов детей, а также организации места встреч с детскими общественными объединениями (движениями), родительским, педагогическим, профессиональным сообществом для проведения совместных мероприятий, проектной деятельности, игр.
Подход к организации центра детских инициатив строится на создании функционального пространства, которое наполняется элементами патриотического воспитания, необходимым оборудованием, элементами мультимедиа.
Рекомендации по формированию предметно-эстетической среды включают в себя следующие разделы:
1. Материалы по формированию центра детских инициатив для обеспечения деятельности ученического самоуправления в общеобразовательных организациях, которые доступны по ссылкам:
- https://disk.yandex.ru/d/yjHzRYQXfrRBFA (содержит рекомендации Российского движения школьников, ЮНАРМИИ и Большой перемены по организации центра детских инициатив в общеобразовательных организациях с перечнем рекомендуемого оборудования);
- https://center-orlyonok.ru/RU/Content/metodika (содержит рекомендации ВДЦ "Орленок" по оборудованию и оформлению рекреации/холла/уголка программы "Орлята России" для начальной школы с перечнем необходимого оборудования.
2. Лучшие дизайнерские проекты по оформлению центра детских инициатив, библиотеки, спортивной зоны, общественного пространства, столовой, входной группы, актового зала, учительской размещены по ссылке https://disk.yandex.ru/d/dwfOj3uhHOvhnw (по результатам Всероссийского конкурса "Классное пространство", в котором приняли участие ученики во взаимодействии с педагогами и родителями).
3. Оснащение инвентарем и оборудованием спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций (развитие физкультурно-спортивной направленности) с учетом методических рекомендаций, размещенных по ссылке https://xn--blatfbladk-xn--plai/files/ioe/documents/HA9GY7AZKPQ5E6YPUZ7Y.pdf (содержит Методические рекомендации по оснащению инвентарем и оборудованием спортивной инфраструктуры образовательных организаций, разработанные ФГБУ "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" с приложением инфраструктурных карт);
4. Создание в школах пространства дополнительного образования детей по программам художественной направленности материал доступен по ссылке: http://vcht.center/wp-content/uploads/2022/03/Metodrek_shkoly-novostrojki.pdf и содержит Методические рекомендации по разработке и реализации в школах дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности с приложением информационных карт программ и перечня необходимого оборудования, в том числе по актерскому мастерству, которые могут быть использованы при организации школьного театра, разработанные ФГБУК "Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий";
5. Формирование образовательного пространства Школьного спортивного клуба (материал доступен по ссылке https://xn--b1atfbladk.xn--plai/files/ioe/documents/FQ6MBUMCPWH4MY6RXCLl.pdf и содержит Методические рекомендации по формированию образовательного пространства Школьного спортивного клуба, разработанные ФГБУ "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" с приложением инфраструктурного листа).
Использование государственных символов в общеобразовательных организациях отвечает приоритетным задачам воспитания духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку. Государственные символы Российской Федерации могут быть включены в общественные пространства образовательных организаций: холлы, рекреации, входные группы, учебные кабинеты, библиотеки, актовые залы, административные помещения.
Рекомендации по использованию в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций государственных символов Российской Федерации доступны по ссылке: http://vcht.center/wp-content/uploads/2022/03/geraldika.pdf.
4. Осуществление общественного контроля реализации программы
Для обеспечения общественного обсуждения реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий программы "Модернизация школьных систем образования" и проведения общественного контроля за осуществлением программы рекомендуется сформировать при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющем государственное управление в сфере образование, Штаб общественного контроля (комиссию в рамках общественного (родительского) совета при органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в сфере образования). Формирование указанного Штаба направлено на повышение эффективности мероприятий путем максимального вовлечения и учета пожеланий обучающихся, родителей, педагогических работников при планировании капитального ремонта (в том числе с учетом направления 6, указанного в разделе 2 настоящих методических рекомендаций), а также на обеспечение повышения удовлетворенности указанных категорий лиц условиями образовательной инфраструктуры, формируемой в рамках программы.
Для формирования персонального состава Штаба общественного контроля (далее - Штаб) рекомендуется привлечение педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся, обучающихся общеобразовательных организаций, участвующих в программе, представителей общественных организаций (ведущих деятельность в сфере образования), обучающихся профессиональных образовательных организаций, осваивающих профильные программы среднего профессионального образования в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства (в том числе входящих в составы российских студенческих отрядов в соответствующих субъектах Российской Федерации в рамках производственной практики) и иных лиц, заинтересованных в проведении независимого отслеживания реализации мероприятий программы в субъекте Российской Федерации.
Образование Штаба и его персональный состав рекомендуется утверждать распорядительным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования. Деятельность Штаба рекомендуется осуществлять в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с учетом определенных распорядительным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, положений.
Основными задачами Штаба является оперативное рассмотрение вопросов, касающихся хода реализации программы, в том числе в части оснащения общеобразовательных организаций средствами обучения и воспитания, обсуждение дизайнерских и иных решений в рамках подготовки и проведения капитального ремонта, привлечение родительского сообщества (законных представителей), обучающихся, представителей общественных организаций к участию в обсуждении данных вопросов.
Штаб для выполнения возложенных на него задач рекомендуется наделить следующими правами: проводить заседания с целью обсуждения хода реализации программы; проводить анкетирование обучающихся общеобразовательных организаций и (или) их родителей (законных представителей); осуществлять наблюдение за ходом реализации программы, в том числе с помощью удаленного просмотра хода реализации программы с камер видеонаблюдения; размещать информацию на официальном сайте Общественного совета при органе исполнительной власти о результатах работы Штаба; освещать общественно-значимые мероприятия Штаба в средствах массовой информации по согласованию; выносить на заседания Общественного совета при органе исполнительной власти предложения по улучшению хода реализации программы; привлекать к работе Штаба экспертов, специалистов и представителей общественных объединений, не являющихся членами Штаба.
Рекомендуется планирование заседаний Штаба по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. На первых заседаниях Штаба рекомендуется утверждение его членами плана работы Штаба.
Решения Штаба по рассмотренным вопросам рекомендуется принимать открытым голосованием простым большинством голосов (от числа присутствующих при очном заседании) или простым большинством при заочном голосовании.
Решения Штаба рекомендуется оформлять протоколом, который подписывает Руководитель Штаба и Ответственный секретарь Общественного совета при органе исполнительной власти. Решения Штаба носят рекомендательный характер.
Заседания Штаба являются открытыми для представителей средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
Информация о решениях, принятых Штабом, за исключением информации, являющейся в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации конфиденциальной, размещается в открытом доступе не позднее, чем через 10 рабочих дней после дня заседания Штаба.
5. Заключительные положения
При планировании финансовых ресурсов на цели реализации программы "Модернизация школьных систем образования" высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется исходить из необходимости неуменьшения достигнутых в 2020 - 2021 годах объемов расходов соответствующих региональных бюджетов на осуществление капитального ремонта в общеобразовательных организациях путем направления соответствующих бюджетных ассигнований на реализацию региональных проектов субъектов Российской Федерации по модернизации школьных систем образования, включая направления 3 - 6, указанные в разделе 2 настоящих рекомендаций.
При обеспечении дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров общеобразовательных организаций, участвующих в программе, рекомендуется использовать накопленные практики повышения профессионального мастерства работников образования, используемые в рамках программ повышения квалификации, входящих в федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования, в частности касающиеся методов и технологий преподавания учебных предметов с использованием современного оборудования, средств обучения и воспитания.
При обеспечении закупок учебников и учебных пособий для отремонтированных общеобразовательных организаций следует руководствоваться федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Для разъяснения вопросов, связанных с реализацией программы, Министерством просвещения Российской Федерации могут проводиться дополнительные тематические совещания и иные мероприятия. Порядок, сроки, формы проведения мероприятий, а также способы информирования субъектов Российской Федерации определяются Министерством просвещения Российской Федерации.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Коды укрупненных групп профессий.
Коды профессий
|
Наименования укрупненных групп профессий.
Наименования профессий
|
Квалификация(ии) квалифицированного рабочего и служащего
|
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
|
||
08.00.00
|
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
|
|
08.01.01
|
Изготовитель арматурных сеток и каркасов
|
Арматурщик
Сварщик арматурных сеток и каркасов
|
08.01.02
|
Монтажник трубопроводов
|
Монтажник наружных трубопроводов
Монтажник технологических трубопроводов
|
08.01.05
|
Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
|
Столяр строительный
Плотник
Стекольщик
Паркетчик
|
08.01.06
|
Мастер сухого строительства
|
Маляр строительный
Облицовщик-плиточник
Облицовщик синтетическими материалами
Штукатур
Столяр строительный
Монтажник каркасно-обшивных конструкций
|
08.01.07
|
Мастер общестроительных работ
|
Арматурщик
Бетонщик
Каменщик
Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций
Печник
Стропальщик
Электросварщик ручной сварки
|
08.01.08
|
Мастер отделочных строительных работ
|
Маляр строительный
Монтажник каркасно-обшивных конструкций
Облицовщик-плиточник
Облицовщик-мозаичник
Облицовщик синтетическими материалами
Штукатур
|
08.01.09
|
Слесарь по строительно-монтажным работам
|
Слесарь строительный
Слесарь по сборке металлоконструкций
Электрослесарь строительный
|
08.01.10
|
Мастер жилищно-коммунального хозяйства
|
Слесарь-сантехник
Электрогазосварщик
Плотник
Электромонтажник по освещению и осветительным сетям
|
08.01.13
|
Изготовитель железобетонных изделий
|
Машинист формовочного агрегата
Моторист бетоносмесительных установок
Формовщик изделий, конструкций и строительных материалов
Прессовщик строительных изделий
|
08.01.14
|
Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
|
Монтажник санитарно-технических систем и оборудования
Монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации
Электрогазосварщик
|
08.01.15
|
Слесарь по изготовлению деталей и узлов технических систем в строительстве
|
Слесарь по изготовлению узлов и деталей санитарно-технических систем
Слесарь по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации
Слесарь по изготовлению узлов и деталей технологических трубопроводов
|
08.01.16
|
Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке
|
Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке
|
08.01.17
|
Электромонтажник-наладчик
|
Электромонтажник-наладчик
|
08.01.18
|
Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
|
Электромонтажник по распределительным устройствам и вторичным цепям
Электромонтажник по кабельным сетям
Электромонтажник по освещению и осветительным сетям
|
08.01.19
|
Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию
|
Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию
|
08.01.24
|
Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ
|
Столяр строительный
Плотник
Стекольщик
Паркетчик
|
08.01.25
|
Мастер отделочных строительных и декоративных работ
|
Маляр строительный
Монтажник каркасно-обшивных конструкций
Облицовщик-плиточник
|
08.01.26
|
Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
|
Облицовщик-мозаичник
Штукатур
Слесарь-сантехник
Электромонтажник по освещению и осветительным сетям
|
11.00.00
|
ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ
|
|
11.01.05
|
Монтажник связи
|
Монтажник связи - антенщик
Монтажник связи - кабельщик
Монтажник связи - линейщик
Монтажник связи - спайщик
|
13.00.00
|
ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА
|
|
13.01.10
|
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
|
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
|
15.00.00
|
МАШИНОСТРОЕНИЕ
|
|
15.01.05
|
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
|
Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом
Сварщик частично механизированной сварки плавлением
Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе
Газосварщик
Сварщик ручной сварки полимерных материалов
Сварщик термитной сварки
|