МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 февраля 2025 г. N АБ-540/06

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Во исполнение пункта 3 раздела II Протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 27 октября 2023 г. N 28 Минпросвещения России направляет информацию по вопросу реализации норм Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 475-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Просим довести информацию до сведения руководителей организаций отдыха детей и их оздоровления.

Дополнительные разъяснения будут осуществляться подведомственным Минпросвещения России учреждением ФГБУ "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" в рамках цикла вебинаров "Методический четверг".

Первый заместитель министра
А.В.БУГАЕВ

ИНФОРМАЦИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 4 АВГУСТА
2023 Г. N 475-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И СТАТЬЮ 44 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В целях упорядочения работы уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей при реализации норм Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 475-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 475-ФЗ) в части обеспечения равного доступа к отдыху и оздоровлению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством ежегодного установления высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления, обеспечивающей потребность в отдыхе и оздоровлении данной категории детей, Минпросвещения России информирует.

В соответствии с пунктом 57 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с 1 января 2025 года относятся ежегодное установление и выполнение квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ) ежегодное установление квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления, обеспечивающей потребность в отдыхе и оздоровлении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), осуществляется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации предлагается обеспечить разработку порядка и условий ежегодного установления и выполнения квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления, обеспечивающей потребность конкретного субъекта Российской Федерации в отдыхе и оздоровлении детей-инвалидов и детей с ОВЗ (далее - порядок и условия).

При разработке порядка и условий высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации следует дифференцировать размер квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ для различных видов организаций отдыха детей и их оздоровления, и различных муниципальных образований субъекта Российской Федерации исходя из существующих социальных и правовых реалий.

Вместе с тем в целях получения объективной информации о текущей и прогнозной потребности конкретного субъекта Российской Федерации в отдыхе и оздоровлении детей-инвалидов и детей с ОВЗ предлагается пользоваться данными официальных форм статистического наблюдения, анализом показателей мониторинга летней оздоровительной кампании на территории конкретного субъекта Российской Федерации, а также данными опросов потребности родителей (законных представителей) детей-инвалидов и детей с ОВЗ в услугах по организации отдыха и оздоровления детей.

При установлении дифференцированных размеров квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ предлагается устанавливать критерии, которые позволят обеспечить объективность и обоснованность размеров квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а также однозначно идентифицировать конкретный размер квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ для организации отдыха детей и их оздоровления.

Квоту в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ предлагается устанавливать с учетом социальной, правовой и экономической специфики конкретного субъекта Российской Федерации, в том числе численности детей - инвалидов различных групп инвалидности, профессионально-квалификационного состава сотрудников организаций отдыха детей и их оздоровления, потребности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья конкретного субъекта Российской Федерации в услугах по организации отдыха и оздоровления детей.

Основным критерием определения квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ рекомендуется определить соотношение числа мест в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления, к общему числу детей, из числа детей-инвалидов и детей с ОВЗ, проживающих на территории конкретного субъекта Российской Федерации и планируемых к направлению в организации отдыха детей и их оздоровления в предстоящем году.

Вместе с тем при разработке порядка и условий высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации следует учесть возможность направления детей-инвалидов и детей с ОВЗ на отдых и оздоровление за пределы субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования постоянного проживания детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе на территорию субъектов Российской Федерации, обладающих наиболее благоприятными климатическими условиями.

В целях обеспечения условий для заблаговременного планирования и реализации организациями отдыха детей и их оздоровления путевок высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации предлагается обеспечить ежегодное установление квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления, обеспечивающей потребность в отдыхе и оздоровлении детей-инвалидов и детей с ОВЗ, не позднее 1 сентября года, предшествующего году установления квоты, а также обеспечить последующее адресное информирование организаций отдыха детей и их оздоровления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона N 124-ФЗ обеспечение выполнения квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей (далее - уполномоченный орган).

В рамках реализации указанных полномочий по обеспечению выполнения квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ уполномоченным органам рекомендуется разработать и утвердить "дорожную карту" по обеспечению выполнения квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывающей необходимость обеспечения текущей потребности в отдыхе и оздоровлении детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В целях обеспечения текущей потребности в отдыхе и оздоровлении детей-инвалидов и детей с ОВЗ уполномоченным органам при выполнении квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ следует рассмотреть возможность субсидирования покрытия части и (или) полной стоимости путевки для детей-инвалидов и детей с ОВЗ за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе в рамках реализации полномочий по обеспечению организованными формами отдыха и оздоровления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и иных региональных (муниципальных) программ.

Таким образом, уполномоченным органам необходимо обеспечить должное информирование учредителей государственных и муниципальных организаций отдыха детей и их оздоровления о необходимости своевременного формирования потребности в дополнительных средствах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, необходимых для обеспечения выполнения квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в рамках формирования проектов бюджетов на предстоящий бюджетный цикл.

Реализация полномочий уполномоченного органа по обеспечению выполнения квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ не исключает возможности приобретения путевок для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в организациях отдыха детей и их оздоровления различной формы собственности в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

При обеспечении уполномоченным органом выполнения квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ рекомендуется предпринять необходимые меры по недопущению снижения процента охвата организованными формами отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ОВЗ, проживающих на территории конкретного субъекта Российской Федерации и выразивших потребность в услугах по отдыху и оздоровлению.

В целях успешной реализации положений Федерального закона N 475-ФЗ, в том числе корректного определения порядка и условий ежегодного установления квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления, обеспечивающей потребность в отдыхе и оздоровлении детей-инвалидов и детей с ОВЗ, уполномоченным органам следует обеспечить проведение регулярных мониторингов текущей готовности инфраструктуры и персонала организаций отдыха детей и их оздоровления к приему детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Ранее Минпросвещения России разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации письмом от 8 ноября 2021 г. N АБ-45/06вн методические рекомендации по вопросу создания условий для проведения инклюзивных смен.

Приказом Минпросвещения России от 2 ноября 2023 г. N АБ-51/06пр утвержден Примерный перечень оборудования, необходимого для реализации программ отдыха детей-инвалидов и детей с ОВЗ и их оздоровления, проведения досуга в организациях отдыха и оздоровления.

Кроме того, Минпросвещения России разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации письмом от 14 февраля 2024 г. N АЗ-21/06вн методические рекомендации по вопросам размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе об условиях, созданных для детей-инвалидов и детей с ОВЗ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Администратор образования. 2024. N 8. С. 11 - 19. - Ред.

Вместе с тем продолжается реализация Межведомственного комплекса мер по обеспечению создания необходимых условий и доступности отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях отдыха детей и их оздоровления на период до 2030 года, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 14 июня 2023 г. N 5563п-П8 (далее - Комплекс мер), предусматривающего исполнение уполномоченными органами в том числе следующих мероприятий:

- актуализации нормативных актов субъектов Российской Федерации о деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления в части создания условий доступности для инвалидов в указанных организациях;

- оснащения организаций отдыха детей и их оздоровления оборудованием, необходимым для реализации программ отдыха детей с ОВЗ и инвалидностью и их оздоровления, проведения досуга (в соответствии с примерным перечнем оборудования, утвержденным Минпросвещения России);

- организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе путем внедрения сертификата на отдых либо компенсации затраченных родителями [законными представителями] средств в параметрах, установленных субъектом Российской Федерации);

- создания условий для проведения инклюзивных смен для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в организациях отдыха детей и их оздоровления;

- разработки и принятия региональных Межведомственных комплексов мер по обеспечению создания необходимых условий и доступности отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ОВЗ в организациях отдыха детей и их оздоровления на период до 2030 года.

Таким образом, Комплекс мер предусматривает ряд мероприятий, направленных на поэтапное создание условий для организации качественного и безопасного отдыха детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а также равного доступа к услугам по отдыху и оздоровлению.