МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 ноября 2020 г. N ГД-2072/03

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Минпросвещения России совместно с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" разработало и направляет для учета и использования в работе практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий (далее - практические рекомендации).

Настоящие практические рекомендации подготовлены на основании анализа нормативных правовых актов, методических материалов и экспертных рекомендаций, с учетом мирового и отечественного опыта субъектов Российской Федерации, который сложился в текущем году.

Указанную информацию просим довести до сведения органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, руководителей организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, родителей обучающихся, общественности.

Д.Е.ГЛУШКО

Приложение

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (СОВЕТЫ)
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ
ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО, ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО, СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ

- Что такое обучение с применением дистанционных (электронных) технологий?

- Требуется ли согласие родителей (законных представителей) обучающихся при переходе на дистанционное обучение?

- Как организовать оперативную обратную связь при дистанционном формате взаимодействия учителя и обучающихся?

- Чем учебные и контрольно-измерительные материалы для обучения с применением дистанционных (электронных) технологий отличаются от материалов, используемых при традиционном подходе?

- Можно ли реализовать дистанционный подход без специальных устройств (компьютер, планшет) и сети Интернет?

Еще год назад мало кто из нас задумывался над этими вопросами. В марте 2020 года, по оценкам ЮНЕСКО, школы приостановили обучение в очном формате для 92% детей по всему миру. Дистанционное обучение вошло в нашу жизнь не эволюционным путем, а по методу "шоковой терапии". Школе пришлось искать пути решения задач в режиме цейтнота. Но именно в этих условиях в образовательных организациях России родился уникальный опыт организации обучения с применением дистанционных (электронных) технологий.

Данные рекомендации составлены на основе опыта субъектов Российской Федерации по организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий и включают памятки, чек-листы и практические советы для учителей и управленческой команды школы.

Данные рекомендации применяются в период действия ограничительных мер, связанных с ухудшением эпидемиологической ситуации.

Нормативно-правовые основы реализации
образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий

В период пандемии каждая образовательная организация ищет наиболее удобный формат проведения уроков. Сколько бы моделей ни существовало, какие бы средства и технологии ни применялись, все сходятся во мнении, что учебный процесс останавливать нельзя. В каких-то образовательных организациях удалось полноценно перейти на реализацию образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, а где-то они используются частично в комбинации с электронными средствами и офлайн-ресурсами. Любой подход, который позволяет учителю и обучающимся общаться, изучать новое, получать обратную связь, - может быть применен.

При принятии решения о переводе всех или отдельных классов образовательной организации на обучение с применением дистанционных образовательных технологий она должна руководствоваться следующими нормативными правовыми актами.

Локальные акты образовательной организации разрабатываются и принимаются на основе Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статьи 13, 16, 17, 18, 28, 30, 41).

При составлении расписания дистанционных уроков образовательная организация должна обеспечивать соблюдение Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях <1>.

--------------------------------

<1> Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

для обучающихся 1 классов - не должен превышать 4 уроков и один день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю - 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;

для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4 классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11 классов - на 2 - 4-м уроках.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2 классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут <2>.

--------------------------------

<2> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

Этапы организации электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий

При организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения образовательной организации необходимо руководствоваться Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

Дистанционное обучение предполагает, что учитель и обучающийся общаются в реальном времени (например, на видеоконференции). При электронном обучении учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), а потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени. Практика весны 2020 года показала, что не бывает отдельно дистанционного или электронного обучения. Сегодня оба формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся возможностях.

Также в практике обучения существует синхронное и асинхронное обучение. Синхронное обучение - форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь). Асинхронное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты).

Планирование обучения с применением дистанционных (электронных) технологий в школе целесообразно начать с анализа текущей ситуации. Управленческой команде школы необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Имеют ли педагоги необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?

2. Как будет осуществляться методическая поддержка педагогов?

3. Кто может оказать техническую поддержку учителям и ученикам?

4. Как будет осуществляться информирование семей учеников?

5. Все ли ученики имеют необходимые устройства дома?

6. Как скоро можно начать обучение в дистанционном (электронном) формате?

7. Как можно использовать сайт школы?

8. Как будет выглядеть учебный день?

9. Каково должно быть соотношение онлайн- и офлайн-уроков?

10. Как можно получить обратную связь от родителей?

Анализируя готовность к переходу на дистанционный (электронный) формат взаимодействия с учениками, учитель также отвечает на вопросы:

1. Есть ли у меня необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?

2. Кто может оказать техническую поддержку мне и моим ученикам?

3. Как будет осуществляться информирование семей учеников?

4. Как ученики будут получать расписание и материалы к урокам?

5. Все ли мои ученики имеют необходимые устройства дома?

6. Есть ли в моих классах чат, группа в социальных сетях и т.п.?

7. Какие электронные ресурсы я могу использовать?

8. Какие сервисы для организации онлайн-уроков я могу использовать?

9. Как будет осуществляться оценка знаний и умений учеников?

10. Как можно получить обратную связь от родителей?

Ответы на вопросы позволяют выявить существующие дефициты и поставить задачи, которые условно могут быть разделены на 3 группы:

V задачи, связанные с уровнем готовности ученика;

V задачи, связанные с уровнем готовности школы;

V задачи, связанные с уровнем готовности учителя.

Далее планируются первоочередные мероприятия, назначаются ответственные, утверждаются сроки исполнения. При определении первоочередных задач и назначении ответственных можно воспользоваться следующей матрицей:

Задачи
Управленческая команда
Классный руководитель
Учитель-предметник
Технический специалист
Готовность школы
1. Анализ технической оснащенности школы.
2. Назначение ответственных за техническое сопровождение дистанционного (электронного) обучения.
3. Разработка и принятие локальных актов.
4. Составление расписания.
5. Выбор платформы и электронных ресурсов для организации дистанционного (электронного) обучения.
6. Назначение ответственного за создание специального раздела
"Дистанционное обучение" на сайте школы и оперативное размещение документов и материалов в данном разделе.
1. Инвентаризация устройств, имеющихся в ОО.
2. Составление примерного перечня устройств, программного обеспечения и пр., необходимых для реализации дистанционного обучения.
3. Создание специального раздела на сайте школы и своевременное размещение информационных материалов на сайте.
Готовность ученика
1. Анализ готовности учеников к дистанционному (электронному) обучению.
2. Выбор модели дистанционного (электронного) обучения в зависимости от наличия специальных устройств и сети Интернет у обучающихся.
1. Анкетирование учеников класса (наличие компьютера, Интернета, специальных навыков).
2. Проведение родительского собрания с целью информирования родителей (законных представителей) обучающихся и получения письменного согласия.
3. Информирование обучающихся о:
- канале оперативного информирования (чат, электронный журнал, сайт школы и т.п.);
- расписании дистанционных (электронных) уроков;
- способах и сроках передачи материалов от учителя ученику и домашнего задания от ученика учителю.
1. Проведение консультации для обучающихся.
2. Составление памятки для ученика.
Готовность педагога
1. Анкетирование учителей (наличие компьютера, Интернета, специальных навыков).
2. Анализ готовности педагогических кадров.
3. Назначение ответственных за техническое сопровождение учителей.
4. Организация консультирования педагогов.
1. Участие в анкетировании педагогов.
2. Внесение изменений в рабочую программу в зависимости от модели дистанционного (электронного) обучения.
3. Разработка учебных материалов и выбор ресурсов в зависимости от модели дистанционного обучения.
4. Информирование классного руководителя о способах и сроках передачи материалов от учителя ученику и домашнего задания от ученика учителю.
1. Проведение консультаций для учителей.
2. Составление графика технической поддержки педагогов школы.
3. Составление памятки для учителя.

При решении первоочередных задач исполнители могут воспользоваться следующими чек-листами.

Задачи учителя/классного руководителя:

1. Свяжитесь с семьей и выясните, есть ли в доме компьютер, планшет, смартфон, сеть Интернет.

2. Составьте список учеников, у которых нет возможности подключаться к онлайн-урокам.

3. Установите регламент передачи вам учебных материалов учителями-предметниками (канал передачи, сроки).

4. Проведите консультацию для учеников и их родителей.

Задачи управленческой команды школы:

1. Разработайте локальные акты.

2. Создайте раздел "Дистанционное образование" на сайте школы.

3. Составьте наиболее полный перечень электронных образовательных ресурсов и разместите его в специальном разделе на сайте школы.

4. Определите, какие сервисы будут использоваться для проведения онлайн-уроков.

5. Проведите консультации для педагогов школы по использованию электронных образовательных ресурсов и платформ для проведения онлайн-уроков.

При составлении расписания:

6. Определите, какое количество уроков в неделю будет проводиться в электронном формате асинхронно (без непосредственного взаимодействия учителя с учениками в режиме реального времени), какое - в дистанционном режиме (оптимально 3 +/- 1).

7. Установите продолжительность дистанционных уроков в соответствии с СанПиН <3>, учитывая продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения. При этом продолжительность урока может составлять 40 - 45 минут, но время нахождения учеников перед экраном монитора не должно превышать нормы СанПиН для конкретного класса. Для остальной части урока учитель может предложить самостоятельную работу с учебником, выполнение заданий в тетради и т.п.

--------------------------------

<3> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2 классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.

8. Определите предметы, которые будут преимущественно проводиться в дистанционном формате (предметы с высоким рангом трудности). Эти уроки проводите в формате коротких видеоконференций.

Начальная школа

Общеобразовательные предметы
Количество баллов (ранг трудности)
Математика
8
Русский язык, родной язык, иностранный язык
7
Природоведение, информатика
6
Русская литература, родная литература
5
История (4 классов)
4
Изобразительное искусство и музыка
3
Технология
2
Физическая культура
1

5 - 9 класс

Общеобразовательные предметы
Количество баллов (ранг трудности)
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Химия
-
-
13
10
12
Геометрия
-
-
12
10
8
Физика
-
-
8
9
13
Алгебра
-
-
10
9
7
Экономика
-
-
-
-
11
Черчение
-
-
-
5
4
Мировая художественная культура (МХК)
-
-
8
5
5
Биология
10
8
7
7
7
Математика
10
13
-
-
-
Иностранный язык
9
11
10
8
9
Русский язык
8
12
11
7
6
Окружающий мир
7
8
-
-
-
География
-
7
6
6
5
История
5
8
6
8
10
Ритмика
4
4
-
-
-
Технология
4
3
2
1
4
Литература
4
6
4
4
7
ИЗО
3
3
1
3
-
Физическая культура
3
4
2
2
2
Экология
3
3
3
6
1
Музыка
2
1
1
1
-
Информатика
4
10
4
7
7
ОБЖ
1
2
3
3
3

10 - 11 класс

Общеобразовательные предметы
Количество баллов
Общеобразовательные предметы
Количество баллов
Физика
12
Информатика, экономика
6
Геометрия, химия
11
История, обществознание, МХК
5
Алгебра
10
Астрономия
4
Русский язык
9
География, экология
3
Литература, иностранный язык
8
ОБЖ
2
Биология
7
Физическая культура
1

9. Составьте расписание, выделяя уроки в электронном и дистанционном формате разными цветами.

N урока
Время
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
1
08:30
Литературное чтение #
Литературное чтение #
Музыка #
Физическая культура #
Литературное чтение #
2
09:30
Математика
Математика
Русский язык #
Математика
Русский язык
3
10:35
Русский язык
Русский язык
Математика
Русский язык
Окружающий мир
4
11:40
Физическая культура
Окружающий мир #
ИЗО
Литературное чтение
Технология #
5
12:35
Физическая культура #

10. К урокам в электронном формате прикрепляйте ссылки на электронные материалы. К урокам в дистанционном формате прикрепляйте ссылки на видеоконференции.

11. Осуществляйте информирование на сайте школы, в чатах, в электронном журнале, по электронной почте. Выберите наиболее удобный для всех участников образовательных отношений формат.

12. При составлении расписания онлайн-уроков учитывайте, что в одной семье могут быть дети из разных параллелей. Целесообразно начинать уроки в разное время.

Совет! Установите разное время начала серии онлайн-уроков: онлайн-уроки для учеников 5 - 7 классов начинаются со 2-го урока по расписанию, для учеников 8 - 9 классов - с 3-го урока по расписанию. При таком подходе к планированию процесса обучения дети из многодетных семей, имеющие ограниченное количество устройств, будут иметь больше возможностей обучаться дистанционно.

Для организации оперативного информирования:

Используйте канал, наиболее удобный для всех участников образовательных отношений.

Создайте группу "Дистанционное обучение" в мессенджере, электронном журнале, социальной сети для управленческой команды школы. Классный руководитель создает группу для родителей (учеников) класса и педагогов, работающих в классе.

Установите четкие сроки передачи материалов (ссылки на электронные материалы, видеоконференции и пр.) учителями-предметниками классному руководителю и классным руководителем - обучающимся. Рекомендуется информировать обучающихся накануне дня проведения уроков.

Модели взаимодействия педагогов и обучающихся
при реализации образовательных программ с использованием
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий

В зависимости от уровня технической оснащенности образовательной организации и наличия персональных устройств и сети Интернет у обучающихся школа может реализовывать одну из четырех моделей организации взаимодействия педагогов и обучающихся при реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

Модель/Условия
Устройство (компьютер, планшет, ноутбук, смартфон)
Интернет
Модель 1
V
V
Модель 2
X
V
Модель 3
V
X
Модель 4
X
X

1. При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы:

V учебники и пособия на бумажных носителях;

V учебники и пособия в электронном формате;

V электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, "Учи.ру" и пр.);

V федеральные и региональные образовательные телеканалы;

V платформы для организации онлайн-уроков.

Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:

V дистанционных уроков (видеоконференций);

V электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи уроков, подкасты);

V уроков на образовательных телеканалах;

V самостоятельной работы ученика.

Для управленческой команды школы, классного руководителя, учителя-предметника и ученика предлагаются следующие чек-листы:

Чек-лист управленческой команды

Приняты локальные акты

Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план

Обеспечены технические условия

Составлено расписание

Чек-лист классного руководителя

Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения

Составляется расписание дистанционных и электронных уроков со ссылками (ссылки предоставляются учителями-предметниками)

Расписание передается ученикам и их родителям

Осуществляется контроль посещения дистанционных уроков (ежедневно)

Осуществляется мониторинг учебных достижений обучающихся класса в электронном журнале

Чек-лист учителя-предметника

Подготовлены материалы для дистанционных уроков (презентации, видео, иллюстрации и пр.)

Подготовлены ссылки на видеоуроки, онлайн-тесты, интерактивные задания для электронных уроков и домашнего задания

Согласована схема передачи выполненных заданий

Ссылки на электронные образовательные ресурсы и конференции для проведения дистанционных уроков передаются классному руководителю накануне дня проведения урока (формат и время передачи согласованы)

Чек-лист ученика

Получены ссылки на электронные образовательные ресурсы и конференции для проведения дистанционных уроков

Время проведения дистанционных уроков отмечено в расписании

К дистанционному уроку подготовлены необходимые учебники, пособия, тетради

Выполненное домашнее задание отправлено учителю по согласованному каналу в указанные сроки

2. При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:

V учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;

V образовательные телеканалы;

V инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.

Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников или соседей.

Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае станет самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя; просмотр уроков на образовательных телеканалах; ведение записей.

Чек-лист управленческой команды

Приняты локальные акты

Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план

Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций для учеников (возможность копирования материалов)

Составлено расписание

Чек-лист классного руководителя

Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения

Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и выполненных заданий от учеников учителю (через электронную почту родителей, соседей и т.п.)

Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по данным учителя-предметника)

Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса в электронном журнале

Чек-лист учителя-предметника

Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числе объяснение материала, презентации, перечень страниц учебника, расписание уроков на образовательном телеканале и пр.)

Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными объемами и временными рамками

Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам и выполненных учениками заданий

Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий, периодичность)

Чек-лист ученика

Получены материалы для самостоятельной работы

Составлен график отправки выполненных заданий учителю

Выполненные задания отправляются учителю заранее согласованным способом в соответствии с графиком

3. При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:

V учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;

V учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флеш-носителе);

V инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;

V образовательные телеканалы.

Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах.

Чек-лист управленческой команды

Приняты локальные акты

Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план

Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций для учеников (возможность сохранения материалов на электронных носителях)

Чек-лист классного руководителя

Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения

Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и выполненных заданий от учеников учителю (электронные носители, бумажные носители)

Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по данным учителя-предметника)

Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса в электронном журнале

Чек-лист учителя-предметника

Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числе объяснение материала, расписание уроков на образовательном телеканале и пр.)

Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными объемами и временными рамками

Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам и выполненных учениками заданий (передача материалов на электронных носителях)

Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий, периодичность)

Чек-лист ученика

Получены материалы для самостоятельной работы

Составлено расписание занятий

Составлен график передачи выполненных заданий учителю

Выполненные задания передаются учителю заранее согласованным способом (на флеш-носителе, в бумажном виде) в соответствии с графиком

4. При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:

V учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;

V образовательные телеканалы;

V инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.

Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни.

Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае станет самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя (для уточнения полученных инструкций возможно использовать телефонную связь: стационарную или мобильную); просмотр уроков на образовательных телеканалах; ведение записей.

Чек-лист управленческой команды

Приняты локальные акты

Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план

Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций для учеников (возможность копирования материалов на бумажные носители)

Чек-лист классного руководителя

Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения

Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и выполненных заданий учителю

Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по данным учителя-предметника)

Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса в электронном журнале

Чек-лист учителя-предметника

Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числе объяснение материала, расписание уроков на образовательном телеканале и пр.)

Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными объемами и временными рамками

Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам и выполненных заданий (передача материалов ученикам или их родителям на бумажных носителях в школе или по почте)

Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий, периодичность)

Чек-лист ученика

Получены материалы для самостоятельной работы

Составлено расписание занятий

Составлен график передачи выполненных заданий учителю

Выполненные задания передаются учителю заранее согласованным способом (в школе/по почте/через родителей в бумажном виде) в соответствии с графиком

Формы организации образовательного процесса
при реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий

Гибридное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой часть участников процесса обучения находится в школе, а часть - дома. Решение об использовании гибридного обучения принимается образовательной организацией самостоятельно в зависимости от технического обеспечения и существующей эпидемиологической обстановки.

Традиционный формат обучения предполагает, что обучающиеся и учитель находятся в классе. В случае применения дистанционных образовательных технологий возможны следующие гибридные форматы:

- учитель - в классе (например, на дистанционное обучение переведен только один класс), обучающиеся - дома;

- учитель - дома (например, учитель в группе риска), обучающиеся - в классе, волонтер - в классе;

- учитель - в классе, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома (например, соблюдают самоизоляцию после поездки);

- учитель - дома, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома, волонтер - в классе.

В каких случаях целесообразен переход на гибридные форматы обучения:

часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи или по предписанию врачей);

дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семья хочет минимизировать контакты;

обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог старше 65 лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.).

Учитель - в классе, обучающиеся - дома

Техническое обеспечение: компьютер, камера, микрофон, колонки.

При данной форме гибридного обучения важно учитывать, что для обучающихся все уроки проходят за компьютером (персональным устройством). Поэтому время непосредственного синхронного общения учителя и учеников не должно превышать установленное СанПиН <4>. Урок можно начать с объяснения темы, разбора примеров и задач, затем учитель отключается, а обучающиеся самостоятельно выполняют тренировочные упражнения и направляют свои ответы на проверку. Целесообразно использовать технологию "перевернутого класса": обучающиеся до урока знакомятся с теорией, а на уроке разбирают практические задания.

--------------------------------

<4> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2 классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.

Важно понимать, как школьники видят наглядные материалы (схемы, рисунки, иллюстрации). Даже самая хорошая камера не передает полноценно написанное мелом на доске. Также не стоит выводить иллюстрации на экран через проектор. Целесообразно проводить урок в режиме демонстрации экрана. Так всем будет видно хорошо.

Совет! Ведите запись своих уроков. Впоследствии видеозапись можно отправить обучающимся (разместить в электронном журнале ссылку) для повторения и самостоятельной работы. Обратите внимание, что если в кадр попадают обучающиеся, то необходимо получить согласие родителей (законных представителей) на видеозапись уроков.

Учитель - дома, обучающиеся - в классе, волонтер - в классе

Техническое обеспечение: компьютер, большой экран, камера, микрофон, колонки.

Обучающиеся не могут находиться в классе без взрослого. Во время урока в классе находится волонтер (в его обязанность в том числе входит обеспечение подключения учителя). Учитель проводит урок, находясь дома: объясняет тему, задает вопросы, комментирует параграф учебника. При таком формате время, в течение которого обучающиеся смотрят на экран, не может превышать установленное СанПиН. После объяснения материала учитель предлагает обучающимся выполнить задания из учебника, решить уравнения, прочесть параграф. Волонтер при этом контролирует дисциплину и оказывает необходимую помощь обучающимся.

В качестве волонтеров могут привлекаться не задействованные на данном уроке педагоги, студенты педагогических вузов и колледжей.

При подготовке к таким урокам учителям следует договориться, как выстроить обратную связь: будет ли учителю хорошо слышно, если отвечает ученик, сидящий за последней партой; будет ли учитель видеть поднятую руку и т.д. Возможно, стоит рассмотреть иные способы обратной связи, отличные от традиционного урока. Вместо устных ответов - блицопросы через электронные формы, вместо поднятых рук - краткий ответ в чате.

Учитель - в классе, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома

Техническое обеспечение: компьютер, камера, микрофон, колонки.

При таком формате учитель должен соблюдать баланс в общении с обучающимися, находящимися в классе и дома, вовлекая всех в деятельность по освоению темы урока (вопросы, блицопросы, голосования). Здесь также необходимо продумать, как демонстрируется экран и что именно видят обучающиеся, находящиеся у экрана. Стоит избегать работы с доской: обучающиеся просто не увидят надписи. Лучше подготовить презентацию с небольшим количеством крупного текста и запустить режим демонстрации экрана.

Важно помнить, что через 20 - 25 минут урока необходимо дать возможность обучающимся, находящимся перед компьютером, выполнить самостоятельные задания офлайн (сверяйте "экранное" время с СанПиН). Можно предложить им отключиться, а в конце урока созвониться или снова подключиться на короткое время, чтобы сверить ответы.

Совет! Находясь дома, без постоянного присмотра учителя, ученик может воспользоваться Интернетом для поиска правильных ответов. Это, безусловно, развивает цифровые компетенции и навыки поиска информации, но лучше предусмотреть для самостоятельной работы школьников проблемные задания с открытым ответом.

Учитель - дома, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома, волонтер - в классе

Техническое обеспечение: компьютер, большой экран, камера, микрофон, колонки.

Это самый сложный для организации формат. Такие занятия подойдут для проведения уроков по предметам с низким рангом трудности (ОБЖ, МХК). Эффективны они будут только в старших классах. Один учитель может провести урок сразу для всей параллели.

Рекомендации по выбору формы организации образовательного процесса:

Для 1 - 4, 9 и 11 классов предпочтительным будет очное синхронное обучение. Возможно сочетание очного и дистанционного форматов. Так, для 9 и 11 классов может быть составлено расписание, при котором половина обучающихся находится в школе очно в понедельник и вторник (для изучения основных предметов, предметов по выбору, предметов с высоким рангом трудности), а в остальные дни - учатся дома асинхронно в удобном режиме по материалам, предлагаемым учителем. Проводятся онлайн-консультации в небольших группах. Вторая половина обучающихся приходит в школу в четверг и пятницу, а в первой половине недели обучается асинхронно.

Для 5 - 8 и 10 классов предпочтительны гибридные форматы организации образовательного процесса, предусматривающие: наполняемость класса не более 50%; возможность по письменному заявлению родителя обучаться только в дистанционном формате или с выборочным посещением отдельных предметов.

В помощь учителю

ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" проводит еженедельный вебинар "Учительская Академии" (https://apkpro.ru/events/event/51).

Каждый четверг в 16:00 по московскому времени ведущие специалисты Академии и приглашенные эксперты рассказывают о том, какие новые возможности предоставляет учителям дистанционное (электронное) обучение и как проводить уроки с применением цифровых технологий. Во время обучения учителя получают ответы на самые актуальные вопросы о новых способах организации уроков и восполнении пробелов, построении эффективного взаимодействия с учениками и родителями, рациональном использовании в своей работе разнообразных ресурсов.

Программа повышения квалификации "Дистанционное (электронное) обучение в общеобразовательной организации".

Программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций в области эффективного применения в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Модули программы:

- Дистанционное обучение в системе образования Российской Федерации

- Технологии организации дистанционного (электронного) обучения в образовательной организации

- Мастерство педагога в реализации дистанционных (электронных) технологий на уроке

Категория слушателей: руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений), педагогические работники общеобразовательных организаций.

Объем: 72 часа.

Форма реализации: заочная, с применением дистанционных образовательных технологий в цифровом образовательном пространстве Академии.

Информация о дате начала курсов размещается на сайте https://apkpro.ru/.

Приложение 1

ЧЕК-ЛИСТ
ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕХОДУ НА ДИСТАНЦИОННОЕ
(ЭЛЕКТРОННОЕ) ОБУЧЕНИЕ

Проведены подготовительные мероприятия:

Издан приказ о переводе всех/части обучающихся на дистанционное обучение в связи с периодом особых режимных условий.

Утверждено Положение об организации дистанционного обучения.

Разработан и доведен до всех участников образовательных отношений Регламент взаимодействия на период дистанционного обучения.

Определена платформа для онлайн-взаимодействия.

Разработаны методические рекомендации (памятки) для педагогических работников и обучающихся по использованию дистанционных образовательных технологий.

Назначен ответственный за консультирование педагогических работников и обучающихся по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Определен порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций).

Определены необходимые корректировки рабочих программ в части изменения календарных, календарно-тематических планов, графиков текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, форм обучения.

Определен порядок проведения текущего и итогового контроля по учебным дисциплинам.

Сформировано расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Предусмотрена дифференциация занятий по классам и сокращение времени проведения дистанционного урока.

Проинформированы обучающиеся и их родители (законные представители) о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Ознакомлены обучающиеся и их родители (законные представители) с расписанием и формой занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций.

Обеспечено ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.

Приложение 2

СРАВНЕНИЕ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЙ

Характеристика
Skype
Zoom
Discord
Microsoft Teams
Количество обучающихся (бесплатная версия)
50
100
10 (50)
до 250
Возможна ли организация групповой работы?
-
+
+
+
Возможна ли организация обратной связи?
+
+
+
+
Время работы
До 4 часов непрерывно;
10 часов в день; 100 часов в месяц
До 40 минут ("один на один" без ограничений)
Без ограничений
Без ограничений
Обязательна ли регистрация обучающихся на платформе?
Да
Нет
Да
Нет
Демонстрация экрана
+
+
+
+
Передача файлов
+
+
До 100 МБ
+
Запись занятия
Есть (30 дней)
Есть, 40 минут (в облако или локальную систему)
Нет
Есть
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области