МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 апреля 2020 г. N ГД-161/04
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и в связи с существенными различиями в санитарно-эпидемиологической ситуации в различных субъектах Российской Федерации, а также различной степенью готовности образовательных организаций и цифровой инфраструктуры к масштабному использованию дистанционных образовательных технологий, Министерство просвещения Российской Федерации предлагает использовать дифференцированный подход к организации обучения по общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования.
В этих целях подготовлены рекомендации в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и образовательных организаций, которые позволят адаптировать деятельность системы образования как к существующим рискам, так и к потребностям основных участников образовательного процесса.
Д.Е.ГЛУШКО
Приложение N 1
к письму Минпросвещения России
от 08.04.2020 N ГД-161/04
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 2019/20 УЧЕБНОМ
ГОДУ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В субъектах Российской Федерации предпринимаются меры по организации образовательной деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции. Одним из инструментов организации обучения в условиях бесконтактной коммуникации являются дистанционные образовательные технологии.
Одномоментное значительное увеличение количества пользователей электронных ресурсов, предоставляющих образовательный контент, создает перебои технического характера и трудности для пользователей (учителей и обучающихся). По результатам анализа инфраструктурной обеспеченности образовательных организаций Российской Федерации, проведенного Минпросвещения России совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, имеющиеся условия позволяют обеспечить полноценную реализацию образовательных программ в дистанционной форме не более чем для 25% обучающихся.
При этом возникает множество претензий со стороны родителей к качеству данного контента и его использованию.
Учитывая различия в санитарно-эпидемиологической ситуации, складывающейся в различных субъектах Российской Федерации и муниципалитетах, Минпросвещения России рекомендует образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы дошкольного образования:
в условиях стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации и отсутствия ограничений, введенных на уровне субъекта Российской Федерации, обеспечить функционирование групп с соблюдением мер профилактики и с учетом потребности родителей;
в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации и введенных ограничений на посещение общественных мест, организаций или действия режима самоизоляции (карантина) обеспечить функционирование дежурных групп численностью не более 12 человек с соблюдением мер профилактики и с учетом потребности родителей;
Также учитывая динамику санитарно-эпидемиологической ситуации и различную степень готовности образовательных организаций и педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий в домашних условиях и в целях обеспечения оптимальных условий реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и завершения учебного года Минпросвещения России рекомендует:
1. Образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы общего образования, в условиях стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации и отсутствия введенных ограничений обеспечить реализацию образовательных программ в штатном режиме с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции, в том числе сокращения количества обучающихся, находящихся в помещении, при помощи деления класса на группы и корректировку учебных планов и рабочих программ по предметам, предусматривающую сокращение времени учебных занятий и акцент на освоение нового учебного материала, без сокращения объемов оплаты труда педагогических работников;
2. Образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы общего образования, в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации и введенных ограничений на посещение общественных мест, организаций или действия режима самоизоляции (карантина) обеспечить реализацию образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с графиками учебного процесса и индивидуальными учебными планами, в режиме нахождения обучающихся в условиях домашней самоизоляции. При этом необходимо предусмотреть:
2.1. Обеспечение условий для педагогов по организации образовательного процесса с рабочего места (при соблюдении дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий) или в режиме нахождения в условиях домашней самоизоляции (с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с графиками учебного процесса и индивидуальными учебными планами).
2.2. Корректировку учебных планов и рабочих программ по предметам, предусматривающую сокращение времени учебных занятий и акцент на освоение нового учебного материала, без сокращения объемов оплаты труда педагогических работников.
2.3. Продолжение реализации основных образовательных программ начального общего (1 - 4 классы), основного общего образования (5 - 8 классы) и среднего общего образования (10 класс) с использованием дистанционных образовательных технологий в течение апреля - мая 2020 года. При реализации основных образовательных программ общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий минимизировать обращение к электронным и цифровым образовательным сервисам и платформам, работающим в on-line режиме.
2.4. Возможность завершения учебного года с изменением календарного учебного графика реализации основной образовательной программы и аттестацией обучающихся (1 - 8 классов) по результатам завершенных четвертей (триместров), с учетом результатов всероссийских проверочных работ (ВПР), проведенных в дистанционном формате и в сроки, устанавливаемые образовательной организацией, а также переносом освоения части основной общеобразовательной программы текущего учебного года на следующий учебный год.
2.5. Очного проведения ОГЭ (ГВЭ) по двум основным предметам для обучающихся завершающих обучение по образовательным программам основного общего образования, в сроки, устанавливаемые органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования субъектов Российской Федерации, после завершения учебного года.
2.6. Полноценную реализацию образовательных программ среднего общего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и федеральных телевизионных каналов в части предметов, определенных для государственной итоговой аттестации для обучающихся 10 - 11 классов и подготовку обучающихся, завершающих обучение по образовательным программам среднего общего образования, к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ (ГВЭ).
2.7. Возможность аттестации обучающихся, завершающих обучение по образовательным программам среднего общего образования, по предметам, не вошедшим в перечень для государственной итоговой аттестации, или не выбранным обучающимися для сдачи государственной итоговой аттестации по результатам завершенных предыдущих учебных периодов (четвертей/триместров).
Решение о формах организации образовательного процесса по реализации основных образовательных программ общего образования, сроках окончания учебного года образовательная организация принимает самостоятельно по согласованию с учредителем и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
Приложение N 2
к письму Минпросвещения России
от 08.04.2020 N ГД-161/04
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 2019/20 УЧЕБНОМ
ГОДУ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время субъектами Российской Федерации предпринимаются разнообразные меры по организации образовательной деятельности, в том числе в профессиональных образовательных организациях, в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
Одним из инструментов организации обучения в условиях бесконтактной коммуникации, рекомендованным Минпросвещения России, является использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (далее - ДОТ и ЭО).
Согласно данным ежедневного мониторинга использования дистанционных образовательных технологий, проводимого Минпросвещения России, 91% профессиональных образовательных организаций уже использовали ДОТ и ЭО при реализации образовательных программ, в том числе для обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
С 6 апреля 2020 г. оставшиеся профессиональные образовательные организации планируют начать реализацию образовательных программ с использованием ДОТ и ЭО.
Учитывая различия в санитарно-эпидемиологической ситуации, складывающейся в различных субъектах Российской Федерации, а также различную степень готовности профессиональных образовательных организаций и педагогов к использованию ДОТ в домашних условиях и в целях обеспечения оптимальных условий реализации основных профессиональных образовательных программ (в том числе для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ) и завершения учебного года Минпросвещения России рекомендует.
1. Образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы среднего профессионального образования, в условиях стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации и отсутствия введенных ограничений, обеспечить реализацию образовательных программ в штатном режиме с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции, в том числе сокращения количества обучающихся находящихся в помещении при помощи деления на подгруппы, корректировки учебных планов и рабочих программ дисциплин (модулей), практик, предусматривающей сокращение времени учебных занятий и акцент на освоение нового учебного материала, а также упор на семинары, практические занятия, лабораторные работы, без сокращения объемов педагогической нагрузки педагогических работников, с учетом доступности материалов, методик и технологий обучения для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
2. Образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы среднего профессионального образования, в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации и введенных ограничений на посещение общественных мест обеспечить реализацию образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с календарными учебными графиками и индивидуальными учебными планами, в режиме нахождения обучающихся в условиях домашней самоизоляции. При этом необходимо:
2.1. Разработать программу мер для каждого курса обучения по каждой профессии (специальности) среднего профессионального образования в части обеспечения полного освоения образовательной программы.
2.2. Обеспечить условия для преподавателей, мастеров производственного обучения, иных работников по организации образовательного процесса с рабочего места (при соблюдении дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий) или в режиме нахождения в условиях домашней самоизоляции (с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с графиками учебного процесса и индивидуальными учебными планами), а также ознакомить преподавателей с особенностями дистанционной работы с обучающимися, имеющими инвалидность и ОВЗ, различных нозологических групп.
2.3. Обеспечить условия для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Образовательный процесс организовать с учетом обучения по адаптированным образовательным программам, обеспечения доступности учебно-методических материалов, дидактических средств, методик и технологий обучения для лиц с инвалидностью и ОВЗ разных нозологических групп (с нарушением слуха - видеоматериалы, титры в качестве дублирования аудиоконтента, с нарушением зрения - аудиофайлы, с нарушением опорно-двигательного аппарата/верхних конечностей - заданий с необходимостью небольшого количества действий, предусматривают доступность управления с клавиатуры и пр.; для лиц с ментальными нарушениями - обеспечить практико-ориентированный характер выдаваемых заданий, их простоту и наглядность; при необходимости предусмотреть сопровождение процесса обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ необходимыми специалистами: сурдопереводчик, тьютор, педагог-психолог и т.д.); а также обеспечения доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования лицами с инвалидностью и ОВЗ.
2.4. Провести корректировку учебных планов и рабочих программ дисциплин (модулей), практик, предусматривающую сокращение времени учебных занятий и акцент на освоение нового учебного материала, без сокращения объемов педагогической нагрузки, предусмотрев перевод обучающихся на индивидуальные учебные планы.
2.5. Образовательным организациям, реализующим в структуре программы среднего профессионального образования основную образовательную программу среднего общего образования, обеспечить реализацию с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с календарным учебным графиком и индивидуальными учебными планами, а также особыми образовательными потребностями отдельных категорий лиц в режиме нахождения обучающихся в условиях домашней самоизоляции.
2.6. Продолжить реализацию основных образовательных программ среднего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий до отмены неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации и введенных ограничений на посещение общественных мест.
2.7. Предусмотреть возможность досрочного завершения учебного года с аттестацией обучающихся невыпускных курсов по результатам промежуточной аттестации в сроки, устанавливаемые образовательной организацией, а также переносом освоения части основной образовательной программы текущего учебного года на следующий учебный год (на основе индивидуальных учебных планов).
2.8. Обеспечить проведение ГИА по образовательным программам среднего профессионального образования в установленные законодательством сроки, разработав программу подготовки к процедурам ГИА, в том числе адаптированную, с учетом потребностей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
2.9. Разработать дополнительные соглашения к трудовым договорам для педагогических работников в части временных мер по изменению условий, места работы, режима рабочего времени и т.д.
2.10. Привлечь родителей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ как субъектов оказания им необходимой помощи в условиях дистанционного формата обучения (например, при тяжелой степени умственной отсталости, расстройствах аутистического спектра и др.).
2.11. Обеспечить полноценную реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе для лиц с инвалидностью и ОВЗ, при переводе образовательного процесса на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
Решение о формах организации образовательного процесса по реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования, сроках окончания учебного года, организации государственной итоговой аттестации, образовательная организация принимает самостоятельно по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.