МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 7 июня 2019 г. N 04-474
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Департамент государственной политики в сфере оценки качества общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет для использования в работе методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (далее - методические рекомендации), поступившие в адрес Минпросвещения России от члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Боковой Л.Н.
Дополнительно Департамент сообщает, что методические рекомендации опубликованы в публичном доступе на сайте Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества по адресу: https://www.единыйурок.рф/images/dos/metod/skf.pdf.
Д.А.МЕТЕЛКИН
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОГРАНИЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ДОСТУПА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВИДАМ ИНФОРМАЦИИ, РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ
ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ
И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ, А ТАКЖЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ
ЗАДАЧАМ ОБРАЗОВАНИЯ
Термины и сокращения
Термин или сокращение
|
Описание
|
Образовательные организации
|
Общеобразовательные организации; Организации дополнительного образования; Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по программам основного и дошкольного образования; Дошкольные образовательные организации; Профессиональные образовательные организации, а также учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
Негативная информация
|
Виды информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
|
Методические рекомендации 2014 года
|
Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, направленные Минобрнауки России письмом от 28.04.2014 N ДЛ-115/03 в адрес субъектов Российской Федерации
|
Единый реестр
|
Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено
|
Реестр НСОР
|
Реестр несовместимых с задачами образования ресурсов
|
РБОС
|
Перечень сайтов в сети "Интернет", рекомендованных и одобренных для использования в образовательном процессе. Реестр безопасных образовательных сайтов реализуется Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества
|
Сайт
|
Сайт в сети "Интернет"
|
СКФ
|
Система контентной фильтрации, обеспечивающая ограничение доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
|
Федеральный закон N 436-ФЗ
|
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
|
Методические рекомендации
|
Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
|
Закон "Об образовании"
|
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
|
Черный список
|
Контентная фильтрация и ограничение доступа обучающихся к информации, включенной в Перечень видов информации, запрещенной к распространению посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
|
Белый список
|
Контентная фильтрация и предоставление доступа обучающимся к сайтам в сети "Интернет", включенным в реестр безопасных образовательных сайтов
|
Совет
|
Совет по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации
|
Портал СКФ
|
Информационный портал Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества по реализации методических рекомендаций по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, по адресу www.скф.единыйурок.рф
|
Введение
С 2006 года федеральными органами государственной власти Российской Федерации осуществляется целенаправленная деятельность, связанная с ограничением в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информации.
Министерство образования и науки Российской Федерации в 2006 году разработало методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих ограничение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети "Интернет", содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания.
В 2011 году Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети "Интернет", утвержденные Министром образования и науки Российской Федерации Фурсенко А.А. (письмо от 28 сентября 2011 г. N АП-1057/07).
Принятие в 2010 году Федерального закона N 436-ФЗ, а также последующее принятие иных законов, в том числе внесших дополнения и изменения в Федеральный закон N 436-ФЗ, существенно изменило условия ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информации.
В 2014 году Минобрнауки России, Минкомсвязи России и Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества разработали методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
С 2016 по 2018 год Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества анализировала практику использования данных методических рекомендаций, а в адрес Минобрнауки России и Минкомсвязи России поступали обращения граждан и организаций, связанных с реализацией данного документа.
На основе результатов мониторинга безопасности образовательной среды, проведенного Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества весной 2017 года в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", и предложений, выдвинутых со стороны органов власти и представителей педагогической общественности, для включения в перечень рекомендаций парламентских слушаний "Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве", прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года, было решено актуализировать методические рекомендации на основе правоприменительной практики и дополнить новыми положениями для повышения эффективности данной работы в образовательных организациях:
1. Актуализировать перечень видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;
2. Обеспечить ежегодный мониторинг и единые правила тестирования проверки качества работы использования средств контентной фильтрации (СКФ) в образовательных организациях;
3. Реализовать вместо Реестра несовместимых с образованием ресурсов (Реестр НСОР) Реестр безопасных образовательных сайтов, который позволит централизованно организовать категоризацию безопасных сайтов для использования в образовательном процессе и оптимизировать работу по использованию средств контентной фильтрации.
4. Актуализировать систему организационно-административных мероприятий, направленных на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, в том числе уточнить необходимый перечень мероприятий и необходимые образовательным организациям комплекты образцов локальных актов;
5. Включить положения в текст методических рекомендаций, связанных с организацией работы СКФ в части финансирования и права образовательных организаций использовать различные технические решения по ограничению доступа обучающихся к видам информации, указанных в методических рекомендациях 2014 года;
6. Сформировать перечень организаций, на которых распространяется действие методических рекомендаций;
7. Уточнить порядок ответственности за качество СКФ.
Основные положения
Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (далее - методические рекомендации) разработаны в рамках реализации пункта 7 плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 - 2020 годы, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 27 февраля 2018 г. N 88.
Методические рекомендации направлены на выработку согласованного подхода по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информации.
Методические рекомендации содержат комплекс мер, направленных на защиту детей от негативной информации при осуществлении ими использования сети "Интернет" из образовательной организации.
Методические рекомендации разработаны Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Концепция методических рекомендаций была рассмотрена и поддержана на заседании Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества 13 июля 2018 года.
Методические рекомендации прошли общественное обсуждение с участием 10135 педагогических работников на площадке Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества.
Методические рекомендации актуализируют различные аспекты и дополняют методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, направленные Минобрнауки России письмом от 28.04.2014 N ДЛ-115/03 в адрес субъектов Российской Федерации (далее - методические рекомендации 2014 года) с учетом изменений законодательства и анализа правоприменительной деятельности.
Методические рекомендации распространяются на учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на следующие организации, организующие обучение в очной и очно-заочной:
1. Общеобразовательные организации;
2. Организации дополнительного образования;
3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по программам основного и дошкольного образования;
4. Дошкольные образовательные организации;
5. Профессиональные образовательные организации.
Методические рекомендации не распространяются на образовательные организации высшего образования и организации дополнительного профессионального образования.
Защита детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, осуществляется посредством использования системы контентной фильтрации, которая должна соответствовать положениям данных методических рекомендаций, и реализации соответствующих положениям данных методических рекомендаций системы организационно-административных мероприятий, направленных на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
Законодательные акты Российской Федерации в части
ограничения распространения информации
В работе образовательных организаций должны быть учтены положения приведенных ниже нормативных правовых актов.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), который определяет механизм логического ограничения доступа к признанной запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации в сети "Интернет". В рамках реализации статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ создан - Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Единый реестр).
Доступ к сайту, внесенному в Единый реестр, ограничивается оператором связи.
Решение о признании информации запрещенной к распространенной к распространению на территории Российской Федерации принимается уполномоченными органами во внесудебном порядке либо судом посредством принятия судебного акта.
Во внесудебном порядке признаются запрещенными к распространению на территории Российской Федерации следующие виды информации:
а) материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера (уполномоченный на принятие решений орган - Роскомнадзор);
б) информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений (уполномоченный на принятие решений орган - МВД России);
в) информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства (уполномоченный на принятие решений орган - Роспотребнадзор);
г) информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами (уполномоченный орган - уточняется);
д) информация, нарушающая требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи (уполномоченный на принятие решений орган - ФНС России);
е) информация, содержащая предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (уполномоченный на принятие решений орган Росалкогольрегулирование);
ж) информация, направленная на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц (уполномоченный орган - уточняется);
Не определен перечень видов информации, признаваемой запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в судебном порядке. Любая потенциально опасная для общества информация может быть признана запрещенной судом.
В настоящее время согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети "Интернет" федерального списка экстремистских материалов, который формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.
Федеральный закон N 436-ФЗ регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от информации, содержащейся в информационной продукции.
Федеральный закон N 436 определяет перечень запрещенной или ограниченной для распространения среди детей информации, категории информации, запрещенные или ограниченные к распространению среди детей в зависимости от возрастной принадлежности, а также требования к обороту информационной продукции.
Согласно статье 14 Федерального закона N 436-ФЗ "Особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей" доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, предоставляющие несовершеннолетним обучающимся доступ в сеть "Интернет", обязаны применять административные и организационные меры, технические, программно-аппаратные средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 436-ФЗ информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
Исполнительным органам государственной власти Российской Федерации необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 14 "Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию" Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", согласно которому органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет данные положения.
В соответствии с частью 2 пункта 6 статьи 28 и частями 8 и 9 пункта 1 статьи 41 Закона "Об образовании" в обязанности образовательной организации входят вопросы, связанные с обеспечением безопасности и здоровья обучающихся на территории образовательной организации.
Информационная безопасность детей согласно Федеральному закону N 436-ФЗ - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Таким образом, образовательные организации в рамках своей работы должны обеспечивать информационную безопасность своих обучающихся.
Российское законодательство в сфере регулирования общественных отношений, связанных и (или) осуществляемых в сети "Интернет" непосредственно, активно развивается, и администрации образовательной организации необходимо быть в курсе соответствующих изменений в федеральном законодательстве Российской Федерации и соответствующих нормативных правовых актов.
Вместе с российскими нормами права в рамках Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившей в силу для СССР 15.09.1990, содержится ряд статей, посвященных ограничению доступа детей к негативной для них информации:
В соответствии со статьей 13 данного международного акта, ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.
Статья 17 указанного выше международного акта гарантирует, что каждый ребенок имеет право на доступ к информации; государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.
Организация системы ограничения обучающихся к видам
информации, распространяемой посредством сети "Интернет",
причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей,
а также не соответствующей задачам образования
Образовательные организации имеют право самостоятельно принимать решения о технологиях и формах организации системы ограничения обучающихся к негативной информации.
Технологии организации системы ограничения обучающихся к негативной информации включают:
1. Контентную фильтрацию и ограничение доступа обучающихся к информации, включенной в Перечень видов информации, запрещенной к распространению посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (приложение N 1) (далее - черный список, не имеет нормативного закрепления и используется в целях настоящих Методических рекомендаций);
2. Контентную фильтрацию и предоставление доступа обучающимся к сайтам в сети "Интернет", включенных в Реестр безопасных образовательных сайтов (далее - белый список, не имеет нормативного закрепления и используется в целях настоящих Методических рекомендаций) (приложение N 2).
Формы организации системы ограничения обучающихся к негативной информации включают:
1. Использование на персональных устройствах, компьютере-сервере при использовании локальной сети и устройств для создания беспроводной сети (Wi-Fi) программного обеспечения, реализующего необходимый функционал;
2. Использование внешнего фильтрующего сервера, в том числе DNS-сервера и (или) прокси-сервера;
3. Получение услуг фильтрации через оператора связи либо специализированную организацию, обеспечивающую доступ в сеть "Интернет" для образовательной организации;
4. Другие формы.
Образовательные организации могут использовать многоформатную модель реализации системы контентной фильтрации как в рамках организации самостоятельно, так и взаимодействуя с другими организациями.
Технология организации системы ограничения обучающихся к негативной информации не может меняться чаще, чем раз в календарный год, с целью исключения практики смены технологий фильтрации образовательными организациями при проведении проверок уполномоченными органами и введения их в заблуждение о качестве организации системы контентной фильтрации.
При использовании технологии контентной фильтрации и ограничении доступа обучающихся к негативной информации соблюдаются следующие положения:
1. При возможности персональной идентификации каждого обучающегося при осуществлении его доступа в сеть "Интернет", должен осуществляться доступ обучающегося к информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной Федеральным законом N 436-ФЗ;
2. При отсутствии возможности персональной идентификации каждого обучающегося при осуществлении его доступа в сеть "Интернет", осуществляется доступ обучающего к информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет.
Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления могут реализовывать единые технические решения для всех образовательных организаций на территории своих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно с учетом статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, согласно которой образовательные организации могут отказаться от использования данного решения.
Педагогические работники не имеют права отключать СКФ во время нахождения на территории образовательной организации несовершеннолетних обучающихся.
Педагогические работники имеют право отключать СКФ на своих персональных устройствах или устройствах, предоставленных педагогическому работнику, после осуществления образовательного процесса и отсутствия несовершеннолетних на территории образовательной организации, после получения письменного согласия от руководителя или заместителя руководителя образовательной организации с указанием или пояснением целей отключения СКФ и временных сроках отключения СКФ.
В образовательной организации ведется журнал работы системы контентной фильтрации, в который включаются сведения об отключении педагогическим работником на устройстве СКФ.
Образовательные организации с целью недопущения обучающихся к негативной информации самостоятельно определяют свою политику в отношении персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть "Интернет".
Информация о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть "Интернет", оформляется в форме Приказа о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть "Интернет", с дальнейшим получением согласия родителей (законных представителей) обучающихся о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребенку данного устройства при посещении образовательной организации либо предоставления администрации образовательной организации права на время учебного процесса забрать устройство(-а) обучающего.
Данный Приказ размещается на сайте образовательной организации в открытом доступе в разделе "Документы" в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации".
СКФ, используемые образовательными организациями, должны соответствовать ряду требований.
Применяемые при разработке и использовании интерфейсов технологии, стандарты и спецификации должны соответствовать нормативно установленным и общепринятым стандартам и требованиям в области информационных технологий и программного обеспечения.
При использовании сетевых протоколов передачи данных рекомендуется придерживаться следующих спецификаций:
1. Протокол передачи гипертекста версии 1.11 - RFC 2616;
2. Расширенный протокол передачи гипертекста версии 1.1 с обеспечением безопасности транспортного уровня;
3. Протокол защищенных соединений (SSL) версии 3 - RFC 5246;
4. Протоколы использования системы поддержки пространства имен - FC 1035.
При описании данных, а также информации о данных, их составе и структуре, содержании, формате представления, методах доступа и требуемых для этого полномочиях пользователей, о месте хранения, источнике, владельце и др. (далее - метаданные) и используемых наборах символов, применяемых в процессе информационного обмена, рекомендуется придерживаться следующих спецификаций:
1. Расширяемый язык разметки XML-набор стандартов Консорциума Всемирной паутины;
2. Расширяемый язык описания схем данных (XML Schema) версии не ниже 1.0.
Описания разрабатываемых электронных сервисов и описания схем данных, согласно базовому профилю интероперабельности версии 1.1, рекомендуется создаваться в кодировке UTF-8 или UTF-16 (с указанием этой кодировки в заголовке соответствующего описания).
Аутентификацию рекомендуется обеспечить на основе сертификатов PKI в формате X.509.
В зависимости от технологии СКФ должна обеспечивать следующие основные функции:
1. Осуществлять в режиме реального времени анализ сайтов в сети "Интернет", к которым обращаются пользователи, на предмет отсутствия на сайтах в сети "Интернет" информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;
2. Пропускать, блокировать или модифицировать информацию от сайта к пользователю в зависимости от результатов проверки;
3. Автоматически передавать данные во внешнюю систему о сайте, информация из которого удовлетворяет заданным правилам;
4. Собирать статистику фильтрации.
СКФ должна обеспечивать возможность анализа информационной продукции в любой форме и виде, в частности возможность:
1. Семантического и морфологического анализа информации сайтов, получаемых по HTTP протоколу, на основе списков запрещенных слов, словообразований и словосочетаний, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующую задачам образования, а также сочетаний слов, образующих совокупности запрещенных выражений. Информация сайтов должна интерпретироваться строго согласно стандартам на протокол передачи гипертекста и язык разметки гипертекста, в том числе должна корректно определяться кодировка передаваемых данных;
2. Анализа поисковых HTTP-запросов путем разбора запроса, сформированного поисковыми машинами, и сравнением составных частей запроса со словарем слов, словосочетаний и словообразований, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующую задачам образования. СКФ должна поддерживать множество категорий запрещенных слов, словообразований и словосочетаний.
СКФ должна обеспечивать сопоставление категории сайта в сети "Интернет" с возрастной категорией пользователя и принимать решение о доступе пользователя к информации в соответствии с классификацией информационной продукции.
СКФ не должна предоставлять возможности для пропуска пользователя к информации сайта, содержащего информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
СКФ должна обеспечивать возможность по результатам анализа сайтов:
1. Блокировки URL-адреса сайта, запрашиваемой по HTTP протоколу;
2. Отображение специальной страницы блокировки в случае блокировки URL-адреса сайта;
3. Блокировки части информации от сайта, запрашиваемой по HTTP протоколу, и пропуск только не заблокированных частей пользователю;
4. Метод принудительного включения безопасного поиска в поисковых системах путем добавления аргументов "&family=yes&", "&safe=yes&" и других в зависимости от поисковых систем.
СКФ должна обеспечивать сбор статистики фильтрации, включая:
1. Время;
2. IP-адрес, с которого произошло обращение;
3. Образовательное учреждение (по соответствию IP-адреса);
4. URL сайта или домен системы DNS, к которому было произведено обращение, либо ключевые слова, по которым было заблокировано обращение, если обращение было заблокировано методом поисковой или контентной фильтрации;
5. Вид фильтрации, согласно которому обращение было заблокировано, если обращение было заблокировано;
6. Подтверждение пользователя, если он был предупрежден о потенциально опасной информации.
СКФ должна обеспечивать хранение статистики в течение срока, устанавливаемого соответствующими нормативными документами, и возможность передачи статистики во внешние системы в соответствии с установленными требованиями к взаимодействию.
СКФ должна обеспечивать автоматическое обновление конфигурации СКФ при изменении параметров настойки СКФ. Параметрами СКФ являются:
1. пороговая величина блокировки сайта на основе семантического и морфологического анализа;
2. адрес специальной страницы блокировки;
3. адрес специальной страницы блокировки поисковых HTTP-запросов;
4. адрес специальной страницы предупреждения с возможностью пропуска информации от сайта.
СКФ должна обеспечивать автоматическое обновление конфигурации (правил) фильтрации при изменении информации в РБОС. Обновление должно осуществляться не более чем через 3 рабочих дня после изменений в РБОС списков URL адресов сайтов.
Общественный контроль за обеспечением защиты детей от видов
информации, распространяемой посредством сети "Интернет",
причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также
не соответствующей задачам образования
Согласно статье 21 Федерального закона N 436-ФЗ зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований данного закона.
Образовательным организациям рекомендуется создать совет по обеспечению информационной безопасности обучающихся, в деятельность которого вовлечь педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и представителей органов власти и общественных организаций, таких как Общероссийское детское общественное движение в сфере обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве "Страна молодых", кибердружины и другие.
Члены Совета могут осуществлять не только регулярный мониторинг качества системы контентной фильтрации в образовательной организации, но и принимать участие в реализации плана мероприятий образовательной организации по обеспечению защиты детей от негативной информации.
Общественные объединения и иные некоммерческие организации могут проводить общественную экспертизу работы образовательных организаций по обеспечению защиты детей от негативной информации и осуществлять экспертизу технологий и продуктов, связанных с фильтрацией информационного контента.
Система организационно-административных
мероприятий, направленных на защиту детей от видов
информации, распространяемой посредством сети "Интернет",
причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей,
а также не соответствующей задачам образования
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 436-ФЗ должны применяться организационно-административные мероприятия, направленные на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Указанные мероприятия осуществляются на уровнях субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и образовательной организации по следующим направлениям.
Организационно-административные мероприятия, реализуемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, направленные на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования:
1. Проведение ежегодного мониторинга качества работы СКФ в образовательных организациях и применения организационно-административных мероприятий, направленных на защиту детей от негативной информации;
2. Утверждение нормативным актом данных методических рекомендаций и плана мероприятий по обеспечению защиты детей от видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, в образовательных организациях;
3. Организация просветительской работы с детьми и их родителями (законными представителями) по повышению культуры информационной безопасности путем реализации программ и проведения мероприятий, таких как Единый урок по безопасности в сети "Интернет", квест по цифровой грамотности "Сетевичок" и другие;
4. Организация информационной работы в соответствии с письмом Минобрнауки России от 14.05.2018 N 08-1184 "О направлении информации";
5. Оказание методической поддержки для ответственных лиц и педагогических работников образовательных организаций, посвященной вопросам организации защиты детей от видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, в образовательных организациях путем:
- Организации и проведения семинаров, лекций и конференций с участием представителей уполномоченных на проведение проверок образовательных организаций в части работы СКФ органов;
- Направления на повышение квалификации ответственных лиц в образовательных организациях по темам "Организация защиты детей от видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, в образовательных организациях" и педагогических работников по теме "Безопасное использование сайтов в сети "Интернет" в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации".
6. При наличии договора, заключаемого субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления с поставщиком СКФ, указывать ответственность и обязательства поставщика СКФ в договоре, заключаемом с поставщиком СКФ, в виде компенсации понесенного ущерба за ненадлежащее оказание услуги, а также обеспечить контроль за указанием данных положений;
7. В качестве учредителя образовательных организаций обеспечить образовательные организации средствами организации системы контентной фильтрации либо выделение образовательным организациям средств для реализации контентной фильтрации самостоятельно;
8. При наличии договора, заключаемого субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления с поставщиком СКФ, указывать в договоре с поставщиком СКФ ответственность и обязательства поставщика СКФ в виде компенсации понесенного ущерба за ненадлежащее оказание услуги, а также обеспечить контроль за наличием данных положений в договорах образовательных организаций и поставщиков СКФ в случае заключения данных договоров образовательными организациями самостоятельно.
Организационно-административные мероприятия, реализуемые образовательными организациями, направленные на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования:
1. Обеспечить защиту обучающихся от видов негативной информации для детей посредством использования СКФ при выходе в сеть "Интернет" при доступе к сети "Интернет" из образовательной организации;
2. Проведение до 30 августа ежегодного мониторинга качества работы СКФ и применения организационно-административных мероприятий, направленных на защиту детей от негативной информации для детей;
3. Утвердить и обеспечить контроль исполнения Положения об ограничении доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, определяющий в образовательной организации основные аспекты организации работы СКФ, технологию, формат (форматы) реализации СКФ и включающего:
- Приказ о назначении ответственного лица в образовательной организации за обеспечение безопасного доступа к сети "Интернет", включающий должностную инструкцию ответственного лица в образовательной организации за обеспечение безопасного доступа к сети "Интернет";
- Порядок проведения проверки эффективности использования систем контентной фильтрации в образовательной организации, включающий типовой акт проверки СКФ в образовательной организации;
- Журнал работы системы контентной фильтрации;
- План мероприятий по обеспечению информационной безопасности в образовательной организации;
- Приказ о порядке использования на территории образовательной организации, персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть "Интернет";
- Инструкции для обучающихся по обеспечению информационной безопасности при использовании сети "Интернет" для размещения в учебных кабинетах, в которых осуществляется доступ в сеть "Интернет";
- Внесение изменений в должностные инструкции педагогических работников об ограничении доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, включая порядок осуществления контроля педагогическими работниками использования обучающимися сети "Интернет".
4. Организация просветительской работы с детьми и их родителями (законными представителями) по повышению культуры информационной безопасности путем реализации программ и проведения мероприятий, таких как Единый урок по безопасности в сети "Интернет", квест по цифровой грамотности "Сетевичок" и другие;
5. Направление на повышение квалификации ответственных лиц в образовательной организации по темам "Организация защиты детей от видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, в образовательных организациях" и педагогических работников по теме "Безопасное использование сайтов в сети "Интернет" в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации";
6. Организация информационной работы в соответствии с письмом Минобрнауки России от 14.05.2018 N 08-1184 "О направлении информации";
7. Организация ежеквартального мониторинга изменения федерального законодательства и нормативно-правовых актов федерального уровня, связанных с защитой детей от видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, и предоставление ответственным сотрудникам за организацию в образовательной организации СКФ соответствующих актуальных федеральных законов нормативно-правовых актов федерального уровня;
8. Обеспечить установку и работу на персональных устройствах, принадлежащих образовательной организации, антивирусного программного обеспечения с целью исключения возможности доступа детей к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;
9. Заключать договора с поставщиком СКФ при условии наличия в договоре положений об ответственности и обязательстве поставщика СКФ в виде компенсации понесенного ущерба за ненадлежащее оказание услуги.
10. Обеспечить мониторинг использования сайтов в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации до 30 августа ежегодно;
11. Обеспечить отсутствие информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, на официальных сайтах образовательной организации и сайтах, задействованных в реализации образовательной деятельности образовательной организации, включая системы электронных дневников и дистанционного обучения.
Организационно-административные мероприятия, реализуемые
Временной комиссией Совета Федерации по развитию
информационного общества, направленные на защиту детей
от видов информации, распространяемой посредством сети
"Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию
детей, а также не соответствующей задачам образования
Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества осуществляет мониторинг реализации в образовательных организациях качества работы СКФ и применения организационно-административных мероприятий, направленных на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, до декабря ежегодно до 2020 года с целью предоставления данных Министерству просвещения Российской Федерации и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
С целью оказания методической и организационной поддержки субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления и образовательным организациям Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества запускает на базе Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества информационный портал "Скф.единыйурок.рф" по адресу www.скф.единыйурок.рф, на котором:
1. Размещен Реестр безопасных образовательных сайтов (РБОС);
2. Размещена информация о форматах организации просветительской работы с детьми и их родителями (законными представителями) по повышению культуры информационной безопасности путем реализации программ и проведения мероприятий;
3. Образцы локальных нормативных документов для образовательных организаций;
Организованы бесплатные программы повышения квалификации для ответственных лиц в образовательных организациях и педагогических работников по темам "Организация защиты детей от видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, в образовательных организациях" и педагогических работников по теме "Безопасное использование сайтов в сети "Интернет" в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации".
Мониторинг реализации методических рекомендаций
Мониторинг за реализацией настоящих методических рекомендаций осуществляют:
1. Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества;
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
3. Органы местного самоуправления;
4. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, городов и районов;
5. Общественные объединения;
6. Граждане.
Рекомендуется при проведении проверок образовательных организаций оценивать следующие аспекты ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информации для детей:
1. Соответствие указанных в настоящих методических рекомендациях требований к СКФ, используемых в образовательной организации;
2. Применение администрацией образовательной организации организационно-административных мероприятий, направленных на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;
3. Получение доступа к информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, с персональных устройств, расположенных в образовательной организации и имеющих выход в сеть "Интернет", путем:
- Осуществления прямого доступа к сайту в сети "Интернет", содержащего негативную информацию;
- Поиск с помощью поисковых систем информационной продукции, запрещенной для детей, в форме сайтов в сети "Интернет", графических изображений, аудиовизуальных произведений и других форм информационной продукции.
О порядке реализации методических рекомендаций
Для создания условий реализации методических рекомендаций в образовательных организациях и применения организационно-административных мероприятий методические рекомендации действуют с 1 июля 2019 года.
До 1 июля 2019 года реализуются положения методических рекомендаций 2014 года, а с 1 июля положения методических рекомендаций дополняют методические рекомендации, разработанные в 2014 году.
При наличии противоречий в положениях методических рекомендаций необходимо руководствоваться методическими рекомендациями, разработанными позднее.
Приложение N 1
ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННОЙ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ
СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ
ДЕТЕЙ, А ТАКЖЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЗАДАЧАМ ОБРАЗОВАНИЯ
N п\п
|
Виды информации
|
Описание видов информации
|
Информация, запрещенная для распространения среди детей, согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 436-ФЗ <*>
|
||
1.
|
Побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая описания и\или изображения способов причинения вреда своему здоровью, самоубийства; обсуждения таких способов и их последствий, мотивирующих на совершение таких действий
|
2.
|
Способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая рекламу, объявления, предложения и другую информацию, направленную на продажу детям наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольную и спиртосодержащую продукции, а также вовлечение детей в азартные игры и использование или вовлечение в проституцию, бродяжничество или попрошайничество
|
3.
|
Обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая акты насилия или жестокости, жертв насилия и жестокости, участников актов насилия и жестокости, обосновывающая, оправдывающая и вовлекающая детей в акты насилия и жестокости, а также формирующая культуру насилия и жесткости у несовершеннолетних
|
4.
|
Отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), рекламирующая, изображающая нетрадиционные сексуальные отношения, отказ от родителей (законных представителей), семьи и детей и влияющая на ухудшение и разрыв отношений детей с родителями и (или) другим членам семьи
|
5.
|
Оправдывающая противоправное поведение
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая призывы и вовлечение детей в противоправное поведение и одобряющая его
|
6.
|
Содержащая нецензурную брань
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая нецензурную брань
|
7.
|
Содержащая информацию порнографического характера
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы по данной теме
|
8.
|
О несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы по данной теме
|
<*> Рекомендуется также запретить все сетевые средства массовой информации, имеющее возрастные ограничения старше 18 лет и обозначенные в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового словосочетания "запрещено для детей".
|
||
Информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N 436-ФЗ
|
||
9.
|
Представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме
|
10.
|
Вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме
|
11.
|
Представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме
|
12.
|
Содержащая бранные слова и выражения, относящиеся к нецензурной брани
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме
|
Информация, не соответствующая задачам образования <1>, <2>, <3> (не имеет нормативного закрепления и используется для целей настоящих Методических рекомендаций)
|
||
13.
|
Компьютерные и сетевые игры, за исключением соответствующих задачам образования
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация) по тематике компьютерных игр, не соответствующим задачам образования, в том числе порталы браузерных игр, массовые многопользовательские игры и другие игры, игровой процесс которых осуществляется через сеть "Интернет"
|
14.
|
Ресурсы, базирующиеся либо ориентированные на обеспечении анонимности распространителей и потребителей информации
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), обеспечивающие анонимизацию сетевого трафика в сети "Интернет", такие как анонимные форумы, чаты, доски объявлений и гостевые книги, анонимайзеры и другие программы и сервисы
|
15.
|
Банки рефератов, эссе, дипломных работ, готовых домашних заданий и других информационных ресурсов, предоставляющих обучающимся готовые решения в форме материала, ответов и другой информации для осуществления ими учебной деятельности
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация) такие как сайты готовых рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ, готовых домашних заданий, решебников, ответов на контрольные и самостоятельные работы и другие информационные ресурсы, направленные на предоставление обучающимся готовых решений в форме материала, ответов и другой информации, позволяющая им не осуществлять учебную деятельность самостоятельно
|
16.
|
Онлайн-казино и тотализаторы
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая информацию об электронных казино, тотализаторах и других видах игр на денежные средства или их аналоги, а также способах и методах получения к ним доступа в сети "Интернет"
|
17.
|
Мошеннические сайты
|
Сайты, навязывающие услуги на базе СМС-платежей, сайты, обманным путем собирающие личную информацию (фишинг)
|
18.
|
Магия, колдовство, чародейство, ясновидящие, приворот по фото, теургия, волшебство, некромантия и секты
|
Информационная продукция, оказывающая психологическое воздействие на детей, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние
|
19.
|
Ресурсы, содержащие рекламу и направленные на продажу товаров и/или услуг детям
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), направленная на побуждение и создание заинтересованности у несовершеннолетних к убеждению родителей или других лиц либо самостоятельно приобрести товары и/или услуги
|
20.
|
Службы знакомств, социальные сети, мессенджеры и сайты и сервисы для организации сетевого общения
|
Информационная продукция (в том числе сайты, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов), направленная на организацию общения между пользователями с помощью сети "Интернет", такая как служба знакомств, социальные сети, мессенджеры и другие сайты, сервисы и программы, направленные и предоставляющие необходимый функционал и возможности, за исключением электронных образовательных и информационных ресурсов, создаваемых в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
|
21.
|
Интернет-ресурсы, нарушающие исключительные права обладания (авторские права)
|
Информационная продукция (в том числе сайты, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов), направленная на предоставление пользователям сети "Интернет" информационного контента и программного обеспечения при нарушении авторского права, в форме торрентов, пиринговых сетей и других сайтов, сервисов и программ, предоставляющих необходимый функционал и возможности
|
22.
|
Пропаганда национализма, фашизма и межнациональной розни
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме
|
23.
|
Ресурсы, ориентированные на предоставление неправдивой информации об истории России и формирование неуважительного отношения к ней
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме
|
24.
|
Ресурсы, ориентированные на продажу документов об образовании и (или) обучении, без прохождения итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
|
Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), предлагающие приобрести за плату документ об образовании и (или) обучении без прохождения обучения и итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
|
<1> Рекомендуется исключить из обработки систем контент-фильтрации "Интернет"-ресурсы, относящиеся к домену gov.ru, официальные "Интернет"-ресурсы органов власти федерального уровня и субъектов Российской Федерации, а также рекомендованных ими к использованию в образовательном процессе "Интернет"-ресурсы.
<2> Перечень информации, не соответствующей задачам образования, может быть дополнен и расширен исполнительными органами государственной власти субъектов и образовательными организациями по своему усмотрению с учетом специфики и потребностей своей деятельности.
<3> Не имеет нормативного закрепления и используется для целей настоящих Методических рекомендаций.
|
Перечень видов информации, к которым
может быть предоставлен доступ согласно определенной
возрастной категории
Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет, согласно статье 7 Федерального закона N 436-ФЗ:
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описания физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет, согласно статье 8 Федерального закона N 436-ФЗ:
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
кратковременные и ненатуралистические изображения или описания заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
ненатуралистические изображения или описания несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображения или описания этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
эпизодические изображения или описания жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
изображения или описания, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
изображения или описания несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
изображения или описания жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Приложение N 2
РЕЕСТР БЕЗОПАСНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ САЙТОВ
Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества с целью оказания организационной поддержки субъектам Российской Федерации при реализации данных методических рекомендаций создает Реестр безопасных образовательных сайтов.
РБОС реализуется на базе Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, посредством размещения на информационном портале "Скф.единыйурок.рф" по адресу www.скф.единыйурок.рф с 1 марта 2019 года.
В РБОС включаются сайты образовательного и просветительского характера.
Актуальность РБОС как системы обусловлена:
1. Отсутствием возможности составлять список сайтов в сети "Интернет", содержащим информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующую задачам образования;
2. Необходимостью предоставления доступа образовательным организациям к проверенным сайтам в сети "Интернет", соответствующим задачам образования.
В РБОС включаются следующие категории сайтов:
1. Сайты дошкольных образовательных организаций;
2. Сайты общеобразовательных организаций;
3. Сайты организаций дополнительного образования;
4. Сайты профессиональных образовательных организаций;
5. Сайты учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6. Сайты образовательных организаций высшего образования;
7. Сайты государственных федеральных и региональных органов власти и организаций, созданные государственными федеральными и региональными органами власти, в сфере детства, образования, молодежной политики, спорта, здоровья и культуры;
8. Сайты проектов, мероприятий и инициатив государственных федеральных и региональных органов и организаций, созданные государственными федеральными и региональными органами власти, в сфере детства, образования, молодежной политики, спорта, здоровья и культуры;
9. Сайты организаций, учредителем которых выступают государственные федеральные и региональные органы власти и муниципальные образования, в сфере физической культуры и спорта для детей;
10. Сайты организаций, учредителем которых выступают государственные федеральные и региональные органы власти и муниципальные образования, в сфере обеспечения здоровья детей и психологической поддержки детей;
11. Сайты организаций, учредителем которых выступают государственные федеральные и региональные органы власти и муниципальные образования, культуры для детей, включая сайты библиотек, театров и других учреждений культуры;
12. Сайты издательств учебно-методической литературы, включенные в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, утвержденных Министерством просвещения Российской Федерации;
13. Сайты олимпиад, вошедших в перечень олимпиад школьников и их уровней, утвержденные приказом Министерства науки и высшего образования РФ
14. Сайты научных организаций;
15. Сайты общероссийских детских и молодежных общественных объединений;
16. Сайты, включая сайты проектов, мероприятий и инициатив, включенные в документы стратегического планирования и (или) планы работы органов государственной власти на федеральном и (или) региональном уровне;
17. Сайты и (или) сетевые средства массовой информации для педагогических работников и (или) детей негосударственных организаций и физических лиц, получивших государственную поддержку (финансовую, информационную, организационную и кадровую) на федеральном и (или) региональном уровне;
В РБОС не включаются сайты:
1. Содержащие рекламу (кроме спонсорской рекламы, включая информацию о спонсоре, и социальной рекламы);
2. Направленные на осуществление коммерческой деятельности;
3. Содержащие сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
4. Содержащие запрещенную российским законодательством информацию;
5. Зарегистрированные в установленном порядке в качестве сетевого средства массовой информации, имеющего возрастные ограничения старше 18 лет и обозначенные в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового словосочетания "запрещено для детей";
6. Зарегистрированные ранее чем за год до включения в реестр;
7. Не имеющие писем поддержки, соглашений и иных аналогичных документов, подтверждающие государственную поддержку (финансовую, информационную, организационную и кадровую) в календарном году включения в Реестр (для негосударственных организаций и физических лиц);
8. Содержащие информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующую задачам образования;
9. Размещенные не в российских доменных зонах;
10. На которых осуществляется образовательная деятельность без лицензии на осуществление образовательной деятельности (кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность без привлечения педагогических работников).
РБОС для удобства использования публикуется в форме списка сайтов без категоризации для использования заинтересованными органами власти, органами местного самоуправления, операторами связи, образовательными организациями и другими заинтересованными организациями и физическими лицами, в частности в рамках предоставления услуг "Родительский контроль" операторами связи для частных клиентов и педагогическими работниками для использования в образовательном процессе.
Реестр формируется на основе запросов о включении в Реестр сайтов со стороны федеральных органов государственной власти в течение календарного года и региональных исполнительных органов государственной власти раз в календарный год, прошедших проверку Экспертным советом на соответствие сайтов требованиям для включения в Реестр.
Федеральные органы государственной власти могут в течение календарного года направлять информацию о включении сайта(-ов) в Реестр путем направления письма на имя Председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества (Приложение N 3).
Региональные исполнительные органы государственной власти раз в календарный год с 1 сентября до 30 декабря направляют письмо на имя Председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, включающего протокол комиссии по рассмотрению сайтов в сети "Интернет" для включения в Реестр безопасных образовательных сайтов и список сайтов для включения в Реестр (Приложение N 4).
Форма со списком сайтов для включения в Реестр публикуется ежегодно до 1 августа на сайте СКФ.
Для рассмотрения сайтов негосударственных организаций для включения в реестр в федеральный орган государственной власти или региональный исполнительный орган государственной власти негосударственная организация предоставляет заявку для включения сайта организации в Реестр безопасных образовательных сайтов (далее - Заявка), включающую:
1. Заявление о рассмотрении сайта для включения в РБОС, включающее согласие с требованиями, предъявляемыми к сайтам для включения в РБОС, и возможностью исключения из реестра в случае нарушения требований, предъявляемых к сайтам для включения в РБОС;
2. Концепцию сайта с обоснованием его социальной значимости, характеристикой планируемой аудитории;
3. Справку об источниках финансирования сайта и организации;
4. Описание технических возможностей администратора сайта;
5. Описание деятельности организации-администратора сайта;
6. Справка об администрации доменного имени сайта, указанного в Заявлении;
7. Резюме сотрудников и описание организаций-партнеров, занятых в реализации сайта
8. Отзывы, рекомендации, экспертные заключения и публикации о деятельности организации в средствах массовой информации;
9. Справка об отсутствии по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача Заявки, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в виде письма от Федеральной налоговой службы Российской Федерации или по форме, установленной Федеральной налоговой службой Российской Федерации на соответствующий финансовый год;
10. Справка, подписанная руководителем или иным уполномоченным лицом и главным бухгалтером, об отсутствии просроченной задолженности по возврату в федеральный и региональный бюджеты субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным и региональным бюджетами (по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача Заявки);
11. Справка, подписанная руководителем или иным уполномоченным лицом и главным бухгалтером, об отсутствии процесса реорганизации, ликвидации, банкротства, а также, что организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
12. Письма поддержки, соглашения и иные аналогичные документы, подтверждающие государственную поддержку (финансовую, информационную, организационную и кадровую) сайта в календарном году включения в Реестр.
Для рассмотрения сайтов физических лиц для включения в реестр в федеральный орган государственной власти или региональный исполнительный орган государственной власти физическое лицо предоставляет заявку для включения сайта организации в Реестр безопасных образовательных сайтов (далее - Заявка), включающую:
1. Заявление о рассмотрении сайта для включения в РБОС, включающее согласие с требованиями, предъявляемыми к сайтам для включения в РБОС, и возможностью исключения из реестра в случае нарушения требований, предъявляемых к сайтам для включения в РБОС;
2. Концепцию сайта с обоснованием его социальной значимости, характеристикой планируемой аудитории;
3. Справку об источниках финансирования сайта;
4. Описание технических возможностей администратора сайта;
5. Описание деятельности физического лица-администратора сайта;
6. Справка об администрации доменного имени сайта, указанного в Заявлении;
7. Резюме физических лиц, сотрудников и описание организаций-партнеров, занятых в реализации сайта;
8. Отзывы, рекомендации, экспертные заключения и публикации о деятельности организации в средствах массовой информации;
9. Письма поддержки, соглашения и иные аналогичные документы, подтверждающие государственную поддержку (финансовую, информационную, организационную и кадровую) сайта в календарном году включения в Реестр.
Федеральные органы государственной власти самостоятельно определяют порядок рассмотрения заявок для включения сайта организации в Реестр безопасных образовательных сайтов от негосударственных организаций на предмет соответствия вышеуказанным требованиям к организациям и сайтам для включения в Реестр.
Региональные исполнительные органы государственной власти для рассмотрения заявок для включения сайта организации в Реестр безопасных образовательных сайтов от негосударственных организаций на предмет соответствия вышеуказанным требованиям к организациям и сайтам для включения в Реестр создают комиссии по рассмотрению сайтов в сети "Интернет" для включения в Реестр безопасных образовательных сайтов, члены которых рассматривают представленные (далее - комиссии). Порядок организации работы, список ее членов и другие аспекты, связанные с деятельностью по организации и работы комиссии, самостоятельно определяет исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
После направления письма на имя Председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества о включении сайта в РБОС Экспертный совет осуществляет повторную проверку сайтов на соответствие требованиям для включения в РБОС. Для осуществления проверки сайтов могут привлекаться члены Экспертного совета или другого органа, образованного в рамках Экспертного совета.
При осуществлении Экспертным советом проверки сайта, направленного федеральным органом государственной власти и (или) исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и выявлении нарушений настоящих требований сайт в РБОС не включается.
Проверка сайтов Экспертным советом осуществляется в течение трех календарных месяцев и обновление РБОС осуществляется в течение одного календарного месяца.
Обращения о не функционировании сайта либо нарушении сайтом настоящих требований могут направить пользователи с помощью формы, размещенной на сайте СКФ. Обращения рассматриваются в течение 30 календарных дней без ответа пользователю, направившему обращение.
Для создания практических условий использования сайтов, включенных в Реестр безопасных образовательных сайтов (РБОС), Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества запускает на базе портала "Сетевичок" поисковую систему "Сетевичок" по сайтам, включенным в РБОС, по адресу www.поиск.сетевичок.рф.
Использование поисковой системы в образовательном процессе образовательными организациями позволит обеспечить доступ обучающихся и педагогических работников к информации из проверенных источников, исключив возможность доступа к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.