МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ПИСЬМО
от 7 апреля 2020 г. N 05-384
О НАПРАВЛЕНИИ ВОПРОСОВ-ОТВЕТОВ
Департамент государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров в связи многочисленными обращениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, направляет для использования в работе наиболее часто задаваемые вопросы, поступающие на "Горячую линию" Минпросвещения России, по организации образовательного процесса в период особой эпидемиологической ситуации и ответы на них.
Директор Департамента
А.Г.КУЗНЕЦОВА
Приложение
Используемые сокращения:
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОО - образовательная организация;
СПО - среднее профессиональное образование;
ОП - образовательные программы;
ДОТ - дистанционные образовательные технологии;
ЭО - электронное обучение
Вопрос 1. Когда образовательная организация, реализующая программы среднего профессионального образования, принимаем решение о переходе на-применение дистанционных образовательных технологий?
Решение о временном переводе всех обучающихся на освоение ОП с использованием ДОТ в период сложной эпидемиологической ситуации принимается руководителем ОО в соответствии с имеющимся решением о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации (либо решением учредителя ОО).
Решение по федеральным государственным ОО, реализующим программы СПО, принимает руководитель ОО с учетом существующих нормативных правовых актов и разъяснений федерального органа исполнительной власти - учредителя ОО.
В зависимости от положений, указанных в локальных нормативных актах ОО, решение об изменении формы реализации учебных дисциплин (модулей), в том числе учебных и производственных практик, принимается на заседании (внеочередном заседании) педагогического совета ОО (в том чисел в удаленном режиме) и утверждается руководителем ОО.
Данное решение доводится до сведения обучающихся (их родителей или законных представителей), а также путем размещения организационного приказа о временном переходе на реализацию образовательных программ с применением ДОТ на официальном сайте ОО.
Обращаем внимание на ограничения, установленные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 января 2014 г. N 22 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий".
Вопрос 2. Какие действия должна предпринять образовательная организация, чтобы включить в программу освоения образовательной программы для всех обучающихся с использованием ДОТ?
В случае принятия решения ОО о переходе на освоение ОП с использованием ДОТ педагогическим работникам необходимо определить объем часов ОП, проводимых с применением дистанционных технологий, а также перечень необходимых ресурсов, используемых в процессе обучения.
ОО вправе вносить изменение в календарный учебный график в части определения периодов освоение частей ОП без ущерба для общего объема часов, установленных учебным планом ОО в соответствии с ФГОС СПО.
Допускается перенос учебных занятий, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием, на конец учебного года.
Одновременно проводится анализ того, какие элементы учебного плана не смогут быть реализованы в текущем учебном году с применением ЭО и ДОТ. На основе анализа принимается решение о внесении изменений в календарный учебный график ОП и замене одних элементов на другие, освоение которых возможно с применением ДОТ.
Данное решение закрепляется локальным нормативным актом ОО, отражается в календарном учебном графике, расписании занятий и доводится до сведения обучающихся.
Необходимо обеспечить открытость информации на сайте ОО и разместить рекомендации по следующим вопросам:
- об использовании электронно-информационной образовательной среды и других цифровых решений для контроля и сопровождения образовательного процесса, в том числе для размещения методических материалов и обязательных документов, необходимых в условиях перехода на ДОТ;
- о перечне используемых систем виртуальной коммуникации, в том числе мгновенного обмена сообщениями (мессенджеров, sms, mms) с учетом требований к защите персональных данных участников образовательных отношений (в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных");
- о расписании учебных занятий;
- о внесении изменений в учебные планы, рабочие программы и календарные учебные графики (при необходимости);
- о порядке назначения и количестве заданий для самостоятельного выполнения (домашних заданий) обучающимися;
- о расписании и графике текущего контроля и промежуточной аттестации для каждой группы обучающихся в соответствии с вводимой для них формой образовательного процесса и применяемой технологией удаленного обучения;
- о зачете образовательных результатов, полученных обучающимися в процессе освоения дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в дистанционном формате;
- о порядке использования электронного журнала, а также иных средств ведения учета успеваемости в электронном виде;
- о графике консультаций обучающихся с использованием средств стационарной и мобильной связи, электронной почты;
- о рекомендуемых для применения обучающимся дома электронных устройствах для использования бесплатных электронных учебных материалов и возможности обучения с использованием печатных носителей.
- о создании условий для соблюдения оптимальной зрительной нагрузки, обеспечения двигательной активности, продолжительности перерывов между занятиями;
- о минимальном наборе приложений, электронных ресурсов, которые допускаются к использованию в образовательном процессе (существующие цифровые платформы, электронные ресурсы и приложения, ресурсы информационно-библиотечного центра образовательной организации);
- о вариантах и формах обратной связи, способах визуального взаимодействия педагогических работников и обучающихся, контрольных точках и времени предоставления от обучающихся обратной связи;
- о порядке оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
ОО обеспечивает оперативное информирование родителей обучающихся, проживающих в интернате или общежитии образовательной организации. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в интернате или общежитии, должны быть предусмотрены мероприятия по организации необходимого сопровождения, в том числе волонтерами, ассистентами (помощниками) и др. специалистами, при условии соблюдения всех рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции, рекомендуемыми Минздравом России и Роспотребнадзором.
В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с использованием ДОТ ОО должна обеспечить возможность доступа к ресурсам для дистанционного освоения ОП каждому обучающемуся.
При недостаточном уровне развития цифровой инфраструктуры реализация ОП должна основываться на использовании копий печатных учебных изданий и материалов, что предполагает:
- учет успеваемости и информирование обучающихся (и родителей/законных представителей обучающихся) о расписании учебных занятий, текущей и промежуточной аттестации с использованием любых средств связи;
- применение учебников, учебных изданий и материалов на печатной основе;
- наличие возможности дистанционной передачи родителями или обучающимися заданий, выполненных на печатных носителях, в том числе с применением мобильных телефонов или сервисов мгновенного обмена сообщениями (мессенджеры, sms, mms).
При полном отсутствии возможности использования информационно-телекоммуникационных технологий организуется использование копий печатных учебных материалов и выдача их обучающимся.
Необходимо организовать "горячую линию" по сбору обращений от обучающихся и оперативно принимать меры по воздействию на выявленные проблемные ситуации.
Вопрос 3. Как обеспечить текущий контроль и промежуточную аттестацию при освоении образовательной программы с использованием ДОТ?
ОО самостоятельно определяет формы проведения контроля, посредством сопоставления планируемых результатов обучения с фактическими результатами освоения частей ОП по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам ОП.
Записи об аттестованных учебных дисциплинах, междисциплинарных курсах, профессиональных модулях и практиках также, как и в случае реализации ОП без применения дистанционных образовательных технологий, вносятся в зачетную книжку обучающегося.
Вопрос 4. Как обеспечить прохождение производственной практики на предприятиях и в сторонних организациях в момент перевода всех обучающихся обучение с использованием ДОТ?
В условиях введения ограничений на посещение ОО, по согласованию с предприятием (организацией), с которым заключено соглашение на прохождение практики, принимается решение об актуализации сроков прохождения практики путем внесения изменений в календарный учебный график. Допускается (без нарушения учебного плана) перенос на данный период проведения теоретических занятий с последующим прохождением производственной практики.
В случае невозможности организации преддипломной или производственной практик в установленные соглашением сроки, ОО и предприятие заключают дополнительное соглашение к имеющемуся договору о проведении практики, обосновывая новые условия реализации производственной практики. Дополнительное соглашение может включать изменение периода прохождения практики, форм прохождения практики, программы практики, индивидуальных практических заданий.
Руководители практики со стороны ОО и предприятия формируют новые или актуализируют индивидуальные задания по практике, определяя последовательность изучения (выполнения) работ (тем, разделов) с учетом возможности выполнения работ студентами самостоятельно и (или) в удаленном доступе. При разработке индивидуального задания используются рабочая программа практики и учебно-методические комплексы по практике, а также общедоступные материалы и документы предприятия (например, размещенные на сайте предприятия).
При наличии у обучающихся технической возможности прохождения практики в удаленном доступе руководители практики от ОО и предприятия обеспечивают представление полного пакета справочных, методических и иных материалов, а также консультирование обучающегося.
При отсутствии у обучающихся технических возможностей прохождения практики в удаленном доступе ОО обеспечивает доступ обучающегося к имеющимся ресурсам ОО и/или предприятия (по согласованию).
В случае отсутствия ограничений на посещение ОО возможно прохождение производственной практики на базе учебно-производственных мастерских при условии достижения результатов, установленных программой практики и с соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер.
В случае невозможности применения ДОТ должна быть рассмотрена возможность предоставления обучающимся каникул - плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей, а также переход обучающегося на индивидуальный учебный план.
В случае невозможности освоения программ практик в связи с прекращением деятельности ОО и предприятий, на которых функционируют базы практик, возможен перенос периода прохождения практического обучения на следующий учебный год, заполнив освободившиеся часы календарного графика теоретическим обучением с применением ДОТ.
На основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции управления в сфере образования (или учредителя ОО), в случае установления карантинных мер (или по иным основаниям в ввиду обстоятельств непреодолимой силы) допускается прерывание на каникулярный период графика освоения ОО программы с последующим перенесением сроков на дополнительный период. Решение о переносе сроков принимается органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя ОО.
При отсутствии возможности установления каникулярного времени для лиц, завершающих освоение ОП СПО, допускается переход обучающегося на индивидуальный учебный план с последующей сдачей результатов, установленных программой практики. С этой целью в ОО создается комиссия по приемке результатов освоения программы производственной практики, в состав которой входят представители предприятий, являющихся (в соответствии с соглашением) базами практического обучения. Регламент и условия работы данной комиссии утверждаются руководителем образовательной организации.
Вопрос 5. По какому алгоритму может действовать образовательная организация для принятия решения о прохождении практики на выпускном курсе с применением ДОТ?
1. Руководители ОО СПО пересматривают перечень организаций, с которыми заключены соглашения на прохождение производственной практики, исходя из новых требований перехода на применение дистанционных образовательных технологий.
2. ОО и предприятие заключают дополнительное соглашение к имеющемуся договору о проведении практики и об особенностях реализации производственной практики, которое может включать изменение периода прохождения практики, форм прохождения практики, программы практики, индивидуальных практических заданий.
3. Руководители практики со стороны ОО и предприятия формируют новое или актуализируют индивидуальное задание по практике, определяя последовательность изучения (выполнения) работ (тем, разделов) с учетом возможности выполнения работ студентом самостоятельно и (или) в удаленном доступе.
4. Совместно с руководителями практики ОО определяет процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также формируют оценочный материал для оценки результатов, полученных обучающимися в период прохождения практики.
5. Руководители практики со стороны ОО и предприятия совместно прорабатывают и обеспечивают представление полного пакета справочных, методических и иных материалов, а также устанавливают график и средства для консультирования обучающегося.
6. При отсутствии у обучающегося технических возможностей прохождения практики в дистанционном и (или) удаленном доступе ОО обеспечивает доступ обучающегося к имеющимся ресурсам ОО и/или предприятия.
7. В случае отсутствия ограничений на посещение ОО (по согласованию с предприятием):
- руководитель ОО рассматривает возможность прохождения производственной практики на базе учебно-производственных мастерских при условии их соответствия программе практического обучения для достижения результатов, установленных программой практики, и с соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер;
- рассматривать возможность зачета результатов освоения обучающимися учебной практики в качестве освоения отдельных разделов производственной практики при условии сформированности у обучающихся общих и профессиональных компетенций, предусмотренных соответствующими ФГОС СПО.
8. В случае полного прекращения посещения ОО на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции управления в сфере образования, допускается досрочное завершение освоения ОП, включая программы практик, при условии достижения результатов, указанных в ФГОС СПО. Данное решение, а также регламент зачета достигнутых результатов закрепляется локальным актом руководителя ОО.
9. Решение руководителя ОО, реализующей программы СПО, по вопросу прохождения практического обучения закрепляются локальным актом ОО по каждой ОП СПО и доводятся до обучающихся.
10. На основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции управления в сфере образования (или учредителя ОО), в случае установления карантинных мер (или по иным основания в ввиду обстоятельств непреодолимой силы) допускается прерывание на каникулярный период графика освоения ОП с последующим перенесением сроков на дополнительный период. Решение о переносе сроков принимается органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя ОО.
11. При обучении лиц на основании договоров об оказании платных образовательных услуг в случае изменения условий предоставления образовательных услуг (в том числе переводе обучающихся на индивидуальный учебный план) в договор между образовательной организацией и Заказчиком образовательных услуг вносятся соответствующие изменения.
Вопрос 6. Как осуществляется оплата труда педагогических работников в период перехода на преподавание с применением ДОТ?
Оплата труда педагогических работников осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 на основе трудовых договоров (или договоров гражданско-правового характера), которые содержат предмет договора, условия оплаты труда и ответственность педагога за осуществления трудовых функций.
Трудовые функции педагога профессионального образования, установленные в соответствии с профессиональны стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 608н, предусматривают использование педагогически обоснованных форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся, умение применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы.
В случае, если в трудовом договоре по каким-либо причинам не отражены трудовые функции, связанные с применением ЭО и ДОТ, необходимо предусмотреть актуализацию трудовых договоров или заключить дополнительное соглашения с работником. Требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором запрещается.
Оклады (должностные оклады) работников представляют собой фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение всей совокупности трудовых (должностных) обязанностей работника (нормы учебной нагрузки на ставку заработной платы и всех иных видов педагогической работы), предусмотренных трудовым договором и должностной инструкцией работника, за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Все виды деятельности педагогических работников в рамках образовательной программы, в том числе в условиях применения ЭО и ДОТ фиксируются в журналах учебных занятий.
При этом применение ЭО и ДОТ не снижает нагрузку преподавателей, а в целом усиливает отдельные формы нагрузки, в том числе методическую и организационную работу по обеспечению проведения онлайн-семинаров, видеоконференций, консультаций, и других видов занятий, доступных в удаленном доступе. При разработке материалов для дистанционного обучения и при усилении нагрузки должна применяться система эффективных контрактов.
В случае внесения изменений в календарный учебный график необходимо учесть, что преподавателям организаций СПО, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, выплачивается заработная плата в размере, установленном в начале учебного года. Конкретный объем учебной нагрузки педагогического работника фиксируется в трудовом договоре.
В случае усиления карантинных мер на основании указов Президента Российской Федерации и по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть установлен период, предусматривающий нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Для того, чтобы оформить установленный период нерабочим, руководителю ОО необходимо издать соответствующий приказ по образовательной организации с указанием условий труда и системы оплаты труда работников.
В случае выхода новых указаний, руководитель ОО должен исходить из оперативной ситуации, согласовывать свои действия с ответственным представителем органа исполнительной власти и своевременно регулировать деятельность педагогических работников локальными нормативными актами.