МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 февраля 2020 г. N ВБ-234/07
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Минпросвещения России направляет методические рекомендации для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по формулированию заключений, включающие рекомендации по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью ассистентом (помощником) и (или) тьютором, разработанные ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" по заказу Минпросвещения России для использования в работе.
В.С.БАСЮК
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ
ПО ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИХ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ АССИСТЕНТОМ (ПОМОЩНИКОМ) И (ИЛИ) ТЬЮТОРОМ
АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи специалистам психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации (далее - ПМПК) при формировании заключений о необходимости создания специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора.
Особое внимание в методических рекомендациях уделено обеспечению стандартизованного подхода при формировании заключений ПМПК по определению трудовых действий ассистент (помощник) по оказанию технической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, а также специалиста в области воспитания - тьютора.
Учитывая необходимость унификации деятельности ПМПК в методических рекомендациях приводятся конкретные формулировки трудовых действий указанных выше специалистов сопровождения, которые могут быть использованы при формировании заключений.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с федеральным законодательством в сфере образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии") специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются в заключении ПМПК.
Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ регламентируется статьей 79 Закона об образовании. Содержание образования обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной основной (обще)образовательной программой.
Специальные условия обучения и воспитания обучающимся с ОВЗ создаются образовательными организациями, в которых такие обучающиеся получают образование, на основании заключения ПМПК и письменного согласия (заявления) родителей (законных представителей) обучающихся.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и порядках организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 и 1015, понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
Несмотря на то, что многие ПМПК в заключениях включают рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора, отсутствует единообразие в формулировках, которые используют специалисты при формировании заключений, что приводит зачастую к некорректной трактовке трудовых действий данных специалистов участниками образовательного процесса: руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций и (или) родителями (законными представителями) обучающихся.
Данные методические рекомендации призваны помочь специалистам ПМПК при формировании заключений о создании специальных условий обучения и воспитания обучающимся с ОВЗ в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора.
СОДЕРЖАНИЕ
Список используемых сокращений
|
6
|
1. Нормативно-правовое регулирование деятельности ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора
|
7
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|
1. Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора
|
12
|
2. Трудовые действия ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в заключениях ПМПК
|
14
|
3. Трудовые действия тьютора в заключениях ПМПК
|
31
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
Минпросвещения России
|
Министерство просвещения Российской Федерации
|
ФЗ-273
|
Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
|
Обучающийся с ОВЗ
|
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
|
ПМПК
|
Психолого-медико-педагогическая комиссия
|
Обучающийся с инвалидностью
|
Обучающийся ребенок-инвалид, обучающийся инвалид
|
ИПРА
|
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)
|
МСЭ
|
Медико-социальная экспертиза
|
ППк
|
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации
|
ОО
|
Образовательная организация
|
ДО
|
Дошкольное образование
|
НОО
|
Начальное общее образование
|
ООО
|
Основное общее образование
|
СОО
|
Среднее общее образование
|
ФГОС
|
Федеральный государственный образовательный стандарт
|
ФГОС НОО ОВЗ
|
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
|
ФГОС УО
|
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
|
ООП
|
Основная общеобразовательная программа
|
АООП
|
Адаптированная основная общеобразовательная программа
|
НОДА
|
Нарушения опорно-двигательного аппарата
|
ЗПР
|
Задержка психического развития
|
РАС
|
Расстройства аутистического спектра
|
ТНР
|
Тяжелые нарушения речи
|
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В ЧАСТИ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА)
ПО ОКАЗАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА
В своей деятельности ПМПК руководствуется современной нормативной правовой базой.
ПМПК работает в полном соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082, и другими действующими нормативными документами. Полный перечень нормативных документов представлен в разделе "Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора".
В соответствии с профессиональным стандартом "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья", утвержденным приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью техническую помощь в процессе получения образования.
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих без предъявления требований к стажу работы.
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:
1. обеспечение сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью в образовательную организацию;
2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 2 отражены трудовые действия ассистента (помощника), рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций", а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников; требования к квалификации: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания", одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе в части разработки и реализации их образовательной программы.
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью относится также:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.
Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 3 отражены трудовые действия тьютора, рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.
В заключении ПМПК помимо трудовых действий тьютора, ассистента (помощника) могут быть отражены рекомендации о периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается.
В соответствии с примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93, рекомендации ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью конкретизируются, дополняются рекомендациями психолого-педагогического консилиума и могут включать, в том числе: предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в образовательной организации/учебную четверть, полугодие, учебный год/на постоянной основе (пункт 5.1 Примерного Положения).
Также психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.
При формировании заключения ПМПК с рекомендациями о предоставлении услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора специалисты ПМПК должны принимать во внимание, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность, в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (статья 28 Закона об образовании).
Приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК В ЧАСТИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО ОКАЗАНИЮ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования";
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
10. Распоряжение Минпросвещения России от 9.09.2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации";
11. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 г. N ТС-551/07 "О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью".
Приложение 2
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО ОКАЗАНИЮ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ПМПК
ФГОС
|
Тип нарушения
|
Формулировки трудовых действий ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, инвалидностью в заключениях ПМПК
|
||
ФГОС ДО
ФГОС НОО
ОВЗ
ФГОС ООО
ФГОС СОО
ФГОС УО
|
Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)
|
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта
|
-
|
оказание помощи в использовании технических средств реабилитации;
|
-
|
оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания);
|
|||
-
|
обеспечение доступа в здание образовательной организации и предоставляемым в нем услугам (передвигающиеся на креслах-колясках);
|
|||
-
|
оказание технической помощи по преодолению препятствий (передвигающиеся на креслах-колясках)
|
|||
Слепота
|
-
|
оказание индивидуальной технической помощи по преодолению препятствий в части передвижения по образовательной организации
|
||
Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР)
|
-
|
оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания)
|
Приложение 3
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТЬЮТОРА В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ПМПК
ФГОС
|
Программа/ тип нарушения
|
Формулировки трудовых действий тьютора в заключениях ПМПК
|
||
ФГОС ДО (3 - 7)
|
Основная образовательная программа (ООП)
|
-
|
||
Все адаптированные основные образовательные программы (АООП)
|
-
|
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП
|
||
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности
|
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта
|
-
|
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;
|
|
-
|
подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса;
|
|||
-
|
разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)
|
|||
ФГОС НОО ОВЗ
|
Все адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП)
|
-
|
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП
|
|
Расстройства аутистического спектра
|
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта для вариантов АООП X.1 и X.2
|
-
|
сопровождение на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
|
|
-
|
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП
|
|||
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности
|
В структуре дефекта для вариантов АООП X.3 и X.4
|
-
|
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;
|
|
-
|
подбор и адаптация педагогических средств,
индивидуализация образовательного процесса;
|
|||
-
|
разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)
|
|||
ФГОС УО
|
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности
|
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта
|
-
|
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП;
|
-
|
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;
|
|||
-
|
подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса;
|
|||
-
|
разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)
|
|||
ФГОС ООО
ФГОС СОО
|
Основная образовательная программа (ООП)
|
|||
Все адаптированные основные образовательные программы (АООП)
|
-
|
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП
|
||
Расстройства аутистического спектра
|
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта (кроме УО любой степени выраженности)
|
-
|
индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования
|
|
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности
|
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта
|
-
|
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;
|
|
-
|
подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса;
|
|||
-
|
разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)
|