См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 31 июля 2024 г. N 25-47/30577

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Минприроды России рассмотрело письма по вопросу организации деятельности по обращению с отходами в части договорных отношений между арендодателем и арендатором и в рамках компетенции сообщает.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Основания приобретения права собственности определены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).

В силу статьи 210 Гражданского кодекса бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник (если иное не предусмотрено законом или договором).

Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы, а также вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.

При этом Законом N 89-ФЗ предусмотрены случаи, когда заключение договоров на оказание услуг по обращению с отходами является обязательным.

В соответствии с положениями статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор), в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

В силу пункта 1 статьи 14.4 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

На основании изложенного Минприроды России сообщает, что обязанность по заключению договоров на оказание услуг по обращению с отходами возложена на собственника недвижимости, если иное не предусмотрено договором аренды.

В случае если в договоре аренды указано, что все образующиеся на территории арендодателя отходы арендатора являются собственностью арендодателя, а также при наличии у арендодателя заключенного договора с региональным оператором и (или) федеральным оператором, обязанность заключения соответствующих договоров у арендатора не возникает.

Заместитель директора Департамента
государственной политики и регулирования
в сфере обращения с отходами
производства и потребления
Б.В.ФРАНЦУЗОВ