См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 мая 2024 г. N 12-50/8945-ОГ

ОБ УЧЕТЕ ПЕРЕДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ

Минприроды России рассмотрело обращение и по вопросу оформления природоохранной документации сообщает следующее.

Статьей 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду (далее - объект ОНВОС), проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов), включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте ОНВОС, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация выбросов проводится в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871 (далее - Порядок N 871).

Согласно пункту 3 Порядка N 871 при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - ИЗАВ), устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.

Так, в соответствии с пунктом 5 Порядка N 871 при проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВОС), и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте.

Хозяйствующий субъект вправе не учитывать выбросы передвижных ИЗАВ в случае, если на объекте ОНВ не осуществляется промышленное производство и если на объекте эксплуатируются исключительно легковые автомобили и (или) автобусы для перевозки людей в количестве не более двадцати единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более трех единиц в день.

Также при проведении инвентаризации выбросов учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ. В случае, если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВОС как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.

Согласно статье 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Государственный учет), осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического контроля (надзора).

Государственный учет включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Государственный учет осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - государственный реестр).

В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты ОНВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка объекта ОНВОС на государственный учет осуществляется в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Закона N 7-ФЗ и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов ОНВОС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 N 830, на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Форма заявки о постановке объектов ОНВОС на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов ОНВОС, утверждена приказом Минприроды России от 12.08.2022 N 532, в которой согласно пункту 6 указываются сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме либо о массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

По вопросу предоставления декларации о воздействии на окружающую среду (далее - Декларация) отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют Декларацию.

Таким образом, все юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить Декларацию.

По вопросу нормирования выбросов, сбросов передвижных ИЗАВ сообщаем, что в соответствии с действующим природоохранным законодательством нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются только для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников.

Согласно пункту 2 статьи 30 и пункту 6 статьи 12 Закона N 96-ФЗ при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов, установленных техническими регламентами в соответствии с законодательством о техническом регулировании.

Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды
и экологической безопасности
П.Н.МАЛЬЧИКОВ