См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июля 2024 г. N 19-50/12522-ОГ
О СТАВКАХ
ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение, направленное для рассмотрения по принадлежности письмом Аппарата Правительства Российской Федерации, по вопросу применения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает.
В соответствии со статьей 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата) по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2024 N 792 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" из Перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 (далее - Перечень), исключены постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - Постановление N 913) и от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 758).
Указанные постановления Правительства Российской Федерации также исключены из Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 30.12.2020 N 1839.
Обращаем внимание, что обязательные требования в части обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исчислять и вносить плату, а также представлять декларацию о плате установлены нормами Закона. Сами по себе ставки платы не устанавливают обязательных требований, а являются только инструментом для исчисления платы.
Применение установленных Постановлением N 913 и Постановлением N 758 ставок платы и дополнительных коэффициентов предусмотрено Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 N 881 (далее - Правила), устанавливающими механизм исчисления такой платы и контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
Согласно пункту 4 Правил контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор платы).
Таким образом, администратор платы при проверке полноты внесения платы руководствуется Правилами. В связи с этим исключение нормативных правовых актов, устанавливающих ставки платы, из Перечня не нарушает правовой механизм осуществления Росприроднадзором контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы, который осуществляется в соответствии с Правилами, а также не дает оснований для неприменения лицами, обязанными вносить плату, установленных Правительством Российской Федерации ставок платы и дополнительных коэффициентов к ним.
Обращаем внимание, что порядок контроля за исчислением платы установлен пунктами 61 - 73 Правил.
В соответствии с пунктами 61 - 63 Правил контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического контроля (надзора). Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и данными Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату. Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы. При проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям Правил.
Также обращаем внимание, что в 2024 году применяются ставки платы, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.04.2024 N 492 "О применении в 2024 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду" и от 23.05.2024 N 638 "О применении в 2024 году ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)".
Дополнительно сообщаем, что письма Минприроды России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента
финансов и цифровизации
А.А.МАЙТЕСЯН